Ведение 3
Глава 1 Теоретические основы развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 10
1.1 Развитие вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с
задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Организационно-педагогические условия развития
вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 16
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации организационнопедагогических условий развития вероятностного прогнозирования у
детей 6-7 лет с задержкой психического развития 28
2.1 Критерии и показатели развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического
развития 28
2.2 Апробация организационно-педагогических условий развития
вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития 43
2.3 Результаты экспериментальной проверки эффективности созданных организационно-педагогических условий развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой
психического развития 59
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Список детей и педагогов, участвующих в эксперименте... 74
Приложение Б Диагностические материалы 76
Приложение В Сводные результаты диагностики констатирующего этапа. 84
Приложение Г Сводные результаты диагностики контрольного этапа... 86
Актуальность исследования. Задержка психического развития является одной из распространенных форм психической патологии детского возраста. Изучение особенностей детей с задержкой психического развития является важной составляющей коррекционной работы, а проблема поиска организационно-педагогических условий развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития является актуальной на современном этапе по нескольким характерным причинам.
Во-первых, вероятностное прогнозирование представляет собой функцию мышления. Большинство авторов указывают на неоднородность развития мыслительных операций у детей с задержкой психического развития, как следствие, вероятностное прогнозирование также развивается замедленно, что неблагоприятно воздействует на всю жизнедеятельность ребенка. По мнению И.М. Фейгенберга, в человеческой деятельности не существует ситуаций, при которых вероятностное прогнозирование не имело бы значение. Каждый день человек сталкивается с прогнозированием ситуаций. Например, выходя из дома, все люди прогнозируют свой день, каких событий стоит ожидать. Детям с задержкой психического развития тяжело прогнозировать будущее, «думать наперед», часто у них можно встретить так называемое «полевое» поведение, когда все действия подчинены текущей ситуации, а не внутренним правилам, поставленным целям или потребностям.
Во-вторых, современное общество требует от детей как можно раннего включения прогнозирования действий и событий, так как все более усложняются вероятностные закономерности в обществе. Следовательно, от развития вероятностного прогнозирования зависит социализация ребенка с задержкой психического развития в обществе.
Про необходимость развития вероятностного прогнозирования свидетельствует Настоящая Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития. В данной программе развитие вероятностного прогнозирования является одной из задач по развитию мыслительных операций...
Проведенное исследование, позволило подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблема развития вероятностного прогнозирования актуальна. Вероятностное прогнозирование является важной функцией мышления и представляет собой способность человека на различных уровнях предугадать наступающие ситуации и события. Вероятностное прогнозирование тесно связано с такими познавательными процессами, как мышление, память, речь.
На основании исследований И.М. Фейгенберга, Л.А. Регуш были выделены показатели вероятностного прогнозирования, на основе которых определены результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Развитие вероятностного прогнозирования у дошкольников с задержкой психического развития - это сложный, трудоёмкий процесс, от которого значительно зависит последующая жизнедеятельность ребенка, включая его успешность в обучении в школе. Это доказывает важность включения в образовательный процесс таких организационно-педагогических условий, которые способствовали бы развитию данного психического процесса.
Такими организационно-педагогическими условиями являлись, во- первых, выявление структуры и сущности психолого-педагогических компетенций педагогов, работающих с такой категорией детей. Как мы знаем, высокий уровень психолого-педагогических компетенций у педагогов, работающих с детьми с задержкой психического развития - одно из основных условий дошкольного образования детей данной категории.
Во-вторых, включение в образовательный процесс педагогических средств, способствующих развитию вероятностного прогнозирования в разных видах детской деятельности и организация деятельности по повышению компетенций специалистов по данной проблеме. Данными средствами являлись учебно-методическое пособие «Последовательность событий» (включал на своих коррекционно-развивающих занятиях учитель- дефектолог), подвижная аппликация с специально разработанными дидактическими играми (включал на своих коррекционно-развивающих занятиях педагог-психолог), игровые кейсы с использованием сюжетных элементов (включал на своих коррекционно-развивающих занятиях учитель- логопед).
В-третьих, создание и развитие информационно-образовательной среды для развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития, обеспечивающей поддержку обучающихся (воспитанников). В нашем исследовании данное условие реализуется в процессе использования ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях. Интерактивные игры-презентации - инновационное средство развития и обучения детей, в основе которого лежит аудиовизуальное восприятие материала.
В результате проведенной работы отмечена динамика развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Высокий уровень показали 15% детей, это на 5% больше, чем в констатирующем эксперименте. Средний уровень у 45% детей, что на 15% больше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Низкий уровень показали 40% детей. Данный процент снизился на 20% по сравнению с констатирующим экспериментом.
Таким образом, положительная динамика развития вероятностного прогнозирования у детей 6-7 лет с задержкой психического развития позволяет сделать вывод о том, что положения гипотезы исследования доказаны, цель работы достигнута, задачи решены.
1. Аюпова Е. Е. Обучение и организация различных видов деятельности
и общения детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : учеб. пособие М. : Пермь ПГГПУ, 2018. 139 с. Лань: электронно- библиотечная система. URL: https:ZZe.lanbook.com/book/129534 (дата
обращения: 28.07.2022).
2. Бабкина Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология, 2014. № 5. С. 40-45.
3. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2012. №1. С. 23-31.
4. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. М. : Энас, 2017. 136 с.
5. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М. : Ленанд, 2021. 232 с.
6. Бубнова И. С. Методическая компетентность педагога: сущность и
диагностика // Педагогическая перспектива. 2021. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodicheskaya-kompetentnost-pedagoga- suschnost-i-diagnostika (дата обращения: 22.05.2022).
7. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. 154 с.
8. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : ТЦ Сфера, 2003. 95 с.
9. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия
«Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/analiz-soderzhaniya-
ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения:
23.05.2022).
10. Гребенщикова Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольной образовательной организации : учебное пособие. Кемерово : КемГУ, 2018.
11. Данилова Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. СПб. : 2017. 204 с.
12. Дубогрызова Г. Н. Интерактивные компьютерные игры с
музыкальным сопровождением в развитии творческого потенциала ребенка- дошкольника // Евразийский Союз Ученых. 2017. №10-3 (43). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-kompyuternye-igry-s-muzykalnym- soprovozhdeniem-v-razvitii-tvorcheskogo-potentsiala-rebenka-doshkolnika (дата обращения: 01.05.2023).
13. Дубцова М. В. Эффективные формы методической работы с педагогами в режиме развития // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа : Лето, 2015. С. 54-57.
14. Козырева О. А. Моделирование профессиональной компетентности учителя, работающего с детьми с ОВЗ. М. : Владос, 2017. 127 с.
15. Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. Волгоград : Изд-во «Учитель», 2020. 168 с...41