Развитие творческого мышления в старшем дошкольном возрасте
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческого мышления в старшем дошкольном возрасте 7
1.1Проблема развития творческого мышления в психологии 7
1.2 Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста 11
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте 25
2.1 Диагностика творческого мышления у старших дошкольников 25
2.2 Содержание работы по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте 34
2.3 Анализ результатов исследования по развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста 39
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Конспекты занятий 51
Приложение Б Релаксационные игры 56
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческого мышления в старшем дошкольном возрасте 7
1.1Проблема развития творческого мышления в психологии 7
1.2 Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста 11
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте 25
2.1 Диагностика творческого мышления у старших дошкольников 25
2.2 Содержание работы по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте 34
2.3 Анализ результатов исследования по развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста 39
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Конспекты занятий 51
Приложение Б Релаксационные игры 56
Актуальность проблемы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в современной системе образования, установлением новых ориентиров в обществе и установлением требований для развития творческой личности в современном мире. Сегодня востребованы творческие ученики, которые могут адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, и могут искать способы индивидуального решения ситуаций и проблем.
Креативное мышление является важной составляющей развития личности ребенка, оно позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множественного выбора и делать открытия.
Проблема развития творческого мышления отражена в работах следующих педагогов и психологов: Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, А.М. Матюшкиной, Н. Когана, С. Медник, Я.А. Пономарева, Е.П. Торренса, Э.Е. Туника, К. Роджерса и другие.
Творческое мышление дошкольника представляет собой осознанный, целенаправленный и контролируемый процесс, связанный с тем, что ребенок находит свое решение проблемы (задачи) и в результате своего творческого мышления создает творческий продукт деятельности.
Дошкольный возраст - это период активного формирования творческого мышления. С самого детства дети должны развивать способность генерировать необычные идеи, отказываться от традиционных моделей и быстро разрешать проблемные ситуации.
Наблюдается противоречие между требованием современного дошкольного обучения о необходимости использования арт-терапии в условиях ДОУ и недостаточной реализацией ее потенциала в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста...
Креативное мышление является важной составляющей развития личности ребенка, оно позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множественного выбора и делать открытия.
Проблема развития творческого мышления отражена в работах следующих педагогов и психологов: Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, А.М. Матюшкиной, Н. Когана, С. Медник, Я.А. Пономарева, Е.П. Торренса, Э.Е. Туника, К. Роджерса и другие.
Творческое мышление дошкольника представляет собой осознанный, целенаправленный и контролируемый процесс, связанный с тем, что ребенок находит свое решение проблемы (задачи) и в результате своего творческого мышления создает творческий продукт деятельности.
Дошкольный возраст - это период активного формирования творческого мышления. С самого детства дети должны развивать способность генерировать необычные идеи, отказываться от традиционных моделей и быстро разрешать проблемные ситуации.
Наблюдается противоречие между требованием современного дошкольного обучения о необходимости использования арт-терапии в условиях ДОУ и недостаточной реализацией ее потенциала в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста...
Творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. В основе творческого мышления лежит высокий уровень творческого воображения - самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности. Понятие креативности отождествляется с творчеством, обозначающим мыслительный процесс по решению творческих задач. Показателями, характеризующими творческое мышление, являются: беглость, гибкость, оригинальность и разработанности.
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Ключевые изменения в деятельности, сознании дошкольника выражаются в интеллектуальных процессах: память, мышление, внимание, умение преднамеренно регулировать собственные действия. Обучение и формирование в старшем дошкольном возрасте более продуктивно только лишь в то время, если оно совершается при помощи игровой, творческой, продуктивной работы. В любом периоде развития человека творческое мышление обладает собственными характерными чертами, какие начинают формироваться в дошкольном возрасте. Акцентируют следующие характерные черты мышления дошкольников: возникновение и формирование наглядно-образного мышления (степень определенных действий); явление концентрации, недопонимания противоречий; поисковая деятельность - база дошкольного мышления; непринужденность, «наличие никак не только лишь целей, однако и средств их реализации»; возникновение компонентов самосознания; спонтанность пропадает в период семилетнего кризиса.
Одно из результативных средств формирования творческих способностей дошкольников считается арт-терапия. Арт-терапия для
дошкольников является проверенным орудием эмоционального формирования креативного истока. Арт-терапия в дошкольном.
В образовательном учреждении - совокупность способов понимания общества посредством искусства и творческого процесса. Арт-терапию можно анализировать равно как одну из инновационных форм деятельность с ребенком. Работа, сопряженная с искусством, сформирована в подобных типах деятельности, равно как художественно-речевая, изобразительная, музыкальная, театрализовано-игровая.
С целью диагностики уровня сформированности творческого мышления в старшем дошкольном возрасте нами проведено исследование.
Для достижения цели нами использованы следующие методики: субтест «Закончи рисунок» фигурных батареи тестов креативного мышления П. Торренса для оценки уровня креативности, используя такие показатели, как беглость, гибкость, оригинальность, развитие; тест «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко для выявления способности создавать оригинальные образы и уровня воображения; тест «Назови картинку» Э. Торренса для выявления степени оригинальности и уникальности мышления посредством придумывания названия для картинок.
По результатам констатирующего эксперимента преобладающие уровни сформированности творческого мышления в старшем дошкольном возрасте - средний и низкий.
Поэтому нами предложен комплекс занятий с использованием арт- терапии, направленных на формирование творческого мышления в старшем дошкольном возрасте.
По результатам контрольного эксперимента преобладающие уровни сформированности творческого мышления в старшем дошкольном возрасте на контрольном этапе - средний и высокий.
Таким образом, проведенная нами работа по формированию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте является эффективной.
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Ключевые изменения в деятельности, сознании дошкольника выражаются в интеллектуальных процессах: память, мышление, внимание, умение преднамеренно регулировать собственные действия. Обучение и формирование в старшем дошкольном возрасте более продуктивно только лишь в то время, если оно совершается при помощи игровой, творческой, продуктивной работы. В любом периоде развития человека творческое мышление обладает собственными характерными чертами, какие начинают формироваться в дошкольном возрасте. Акцентируют следующие характерные черты мышления дошкольников: возникновение и формирование наглядно-образного мышления (степень определенных действий); явление концентрации, недопонимания противоречий; поисковая деятельность - база дошкольного мышления; непринужденность, «наличие никак не только лишь целей, однако и средств их реализации»; возникновение компонентов самосознания; спонтанность пропадает в период семилетнего кризиса.
Одно из результативных средств формирования творческих способностей дошкольников считается арт-терапия. Арт-терапия для
дошкольников является проверенным орудием эмоционального формирования креативного истока. Арт-терапия в дошкольном.
В образовательном учреждении - совокупность способов понимания общества посредством искусства и творческого процесса. Арт-терапию можно анализировать равно как одну из инновационных форм деятельность с ребенком. Работа, сопряженная с искусством, сформирована в подобных типах деятельности, равно как художественно-речевая, изобразительная, музыкальная, театрализовано-игровая.
С целью диагностики уровня сформированности творческого мышления в старшем дошкольном возрасте нами проведено исследование.
Для достижения цели нами использованы следующие методики: субтест «Закончи рисунок» фигурных батареи тестов креативного мышления П. Торренса для оценки уровня креативности, используя такие показатели, как беглость, гибкость, оригинальность, развитие; тест «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко для выявления способности создавать оригинальные образы и уровня воображения; тест «Назови картинку» Э. Торренса для выявления степени оригинальности и уникальности мышления посредством придумывания названия для картинок.
По результатам констатирующего эксперимента преобладающие уровни сформированности творческого мышления в старшем дошкольном возрасте - средний и низкий.
Поэтому нами предложен комплекс занятий с использованием арт- терапии, направленных на формирование творческого мышления в старшем дошкольном возрасте.
По результатам контрольного эксперимента преобладающие уровни сформированности творческого мышления в старшем дошкольном возрасте на контрольном этапе - средний и высокий.
Таким образом, проведенная нами работа по формированию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте является эффективной.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2023 - Особенности и эффективность применения
проектной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2021 - Методика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию в условиях дополнительного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством арт-терапии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016





