Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческого мышления в старшем дошкольном возрасте 7
1.1Проблема развития творческого мышления в психологии 7
1.2 Особенности развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста 11
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте 25
2.1 Диагностика творческого мышления у старших дошкольников 25
2.2 Содержание работы по развитию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте 34
2.3 Анализ результатов исследования по развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста 39
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Конспекты занятий 51
Приложение Б Релаксационные игры 56
Актуальность проблемы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в современной системе образования, установлением новых ориентиров в обществе и установлением требований для развития творческой личности в современном мире. Сегодня востребованы творческие ученики, которые могут адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, и могут искать способы индивидуального решения ситуаций и проблем.
Креативное мышление является важной составляющей развития личности ребенка, оно позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множественного выбора и делать открытия.
Проблема развития творческого мышления отражена в работах следующих педагогов и психологов: Л.С. Выготского, Дж. Гилфорда, А.М. Матюшкиной, Н. Когана, С. Медник, Я.А. Пономарева, Е.П. Торренса, Э.Е. Туника, К. Роджерса и другие.
Творческое мышление дошкольника представляет собой осознанный, целенаправленный и контролируемый процесс, связанный с тем, что ребенок находит свое решение проблемы (задачи) и в результате своего творческого мышления создает творческий продукт деятельности.
Дошкольный возраст - это период активного формирования творческого мышления. С самого детства дети должны развивать способность генерировать необычные идеи, отказываться от традиционных моделей и быстро разрешать проблемные ситуации.
Наблюдается противоречие между требованием современного дошкольного обучения о необходимости использования арт-терапии в условиях ДОУ и недостаточной реализацией ее потенциала в развитии творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста...
Творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. В основе творческого мышления лежит высокий уровень творческого воображения - самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности. Понятие креативности отождествляется с творчеством, обозначающим мыслительный процесс по решению творческих задач. Показателями, характеризующими творческое мышление, являются: беглость, гибкость, оригинальность и разработанности.
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Ключевые изменения в деятельности, сознании дошкольника выражаются в интеллектуальных процессах: память, мышление, внимание, умение преднамеренно регулировать собственные действия. Обучение и формирование в старшем дошкольном возрасте более продуктивно только лишь в то время, если оно совершается при помощи игровой, творческой, продуктивной работы. В любом периоде развития человека творческое мышление обладает собственными характерными чертами, какие начинают формироваться в дошкольном возрасте. Акцентируют следующие характерные черты мышления дошкольников: возникновение и формирование наглядно-образного мышления (степень определенных действий); явление концентрации, недопонимания противоречий; поисковая деятельность - база дошкольного мышления; непринужденность, «наличие никак не только лишь целей, однако и средств их реализации»; возникновение компонентов самосознания; спонтанность пропадает в период семилетнего кризиса.
Одно из результативных средств формирования творческих способностей дошкольников считается арт-терапия. Арт-терапия для
дошкольников является проверенным орудием эмоционального формирования креативного истока. Арт-терапия в дошкольном.
В образовательном учреждении - совокупность способов понимания общества посредством искусства и творческого процесса. Арт-терапию можно анализировать равно как одну из инновационных форм деятельность с ребенком. Работа, сопряженная с искусством, сформирована в подобных типах деятельности, равно как художественно-речевая, изобразительная, музыкальная, театрализовано-игровая.
С целью диагностики уровня сформированности творческого мышления в старшем дошкольном возрасте нами проведено исследование.
Для достижения цели нами использованы следующие методики: субтест «Закончи рисунок» фигурных батареи тестов креативного мышления П. Торренса для оценки уровня креативности, используя такие показатели, как беглость, гибкость, оригинальность, развитие; тест «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко для выявления способности создавать оригинальные образы и уровня воображения; тест «Назови картинку» Э. Торренса для выявления степени оригинальности и уникальности мышления посредством придумывания названия для картинок.
По результатам констатирующего эксперимента преобладающие уровни сформированности творческого мышления в старшем дошкольном возрасте - средний и низкий.
Поэтому нами предложен комплекс занятий с использованием арт- терапии, направленных на формирование творческого мышления в старшем дошкольном возрасте.
По результатам контрольного эксперимента преобладающие уровни сформированности творческого мышления в старшем дошкольном возрасте на контрольном этапе - средний и высокий.
Таким образом, проведенная нами работа по формированию творческого мышления в старшем дошкольном возрасте является эффективной.
1. Адлер Г. CQ или мускулы творческого интеллекта. М. : Фаир-Пресс, 2014. С. 124-130.
2. Арттерапия - новые горизонты / Под редакцией А. И. Копытина. М. : Когито-Центр, 2006. 336 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М. : Мозаика- Синтез, 2019. 272 с.
4. Афанасьева О. Б. Арттерапия средствами изобразительного искусства // Воспитание школьников. 2007. № 3. С. 28-34.
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М. : Академия, 2012. 320 с.
6. Володичева Н. В. Творческое воображение младших школьников // Гаудеамус. 2016. № 4, Т. 15. С. 166-169.
7. Воспитание младшего школьника / Сост. Л. В. Ковинько. М. : Издательский центр Академия, 2010. 288 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 2017. 342 с.
9. Выготский Л. С. Психология. М. : Эксмо-Пресс, 2010. 1008 с.
10. Демидова Т. В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Армавир. 2013. 17 с.
11. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. М. : РАО, 2016. 197 с.
12. Евсеева Т. О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 584-586.
13. Ефимова Р. Ю. Нетрадиционные методы обучения диалогической речи. М. : НАУКА, 2012. № 11 (14). С. 27-29.
14. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 2011. 253 с.
15.Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 27-31...(35)