Введение 3
Перечень сокращений 7
Глава 1 Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 8
1.1 Понятие надзора и контроля за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 8
1.2 Система органов контроля и надзора за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 15
Глава 2 Риск-ориентированный подход при проведении проверок в сфере охраны труда 18
2.1. Совершенствование механизма надзорной и контрольной
деятельности за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права 18
2.2. Международно-правовое регулирование контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства 23
Глава 3 Предложения по совершенствованию механизма осуществления контрольно-надзорной деятельности 34
3.1. Предложения по совершенствованию механизма осуществления контрольно-надзорной деятельности 34
3.2 Оценка эффективности предложений 53
Заключение 62
Список используемых источников 65
Актуальность и научная значимость настоящего исследования обусловлена рядом факторов. Во-первых, несмотря на то, что количество выявляемых нарушений требований охраны труда со стороны работодателей снижается, их количество по-прежнему достаточно высоко. Согласно отчету о деятельности Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов в 2022 году в ходе осуществления мероприятия в рамках надзорноконтрольной деятельности, государственными инспекторами было выявлено свыше 172,2 тыс. нарушений трудового законодательства. Большая часть этих нарушений приходится на область охраны труда. Во-вторых, за последние годы отмечается рост числа зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса, выступающих работодателями по отношению к работникам. Численность же работников надзорных органов сократилась за этот период более чем на 5 %. В результате инспекторы могут охватить в рамках надзорных мероприятий лишь часть работодателей. В-третьих, нередки случаи, когда работодатели в погоне за прибылью пренебрегают требованиями охраны труда и сознательно нарушают права работников на безопасный труд. Подтверждением этому служат цифры о количестве выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. В-четвертых, в качестве поддержки малого бизнеса в условиях санкционных ограничений действует мораторий на плановые проверки индивидуальных предпринимателей, малых и средний предприятий. Так, например, в план на 2022 год не были включены плановые проверки в отношении организаций-субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей. Мораторий на плановые проверки в рамках Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации от 31.07.2020 №248-ФЗ и Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и индивидуальных
предпринимателей будет действовать до 2030 года. Исключения будут распространятся на организации, объекты контроля которых относятся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска на основании Постановления Правительства РФ от 01.10.2022 № 1743, гидротехнические сооружения II класса, проверки по Федеральному закону «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от 26.12.2008 № 294-ФЗ без риск-ориентированного подхода.
С целью повышения эффективности надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства за последние годы было принято несколько нормативных правовых актов, которые призваны повысить эффективность надзора и контроля в области охраны труда, а также снизить нагрузку на работодателей путем применения риск-ориентированного подхода к проверкам. Реформирование в области надзорно-контрольной деятельности находится в активной фазе и требует пристального изучения, в том числе в части применения международного опыта. Все это обусловливает необходимость анализа действующего законодательства в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства с целью разработки предложений по совершенствованию механизма контрольно-надзорных мероприятий.
Объект исследования: правовые отношения в рамках государственного надзора и контроля в сфере труда.
Предмет исследования: методические подходы при проведении проверок в сфере охраны труда.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по совершенствованию подходов к надзорной и контрольной деятельности с учетом международного опыта.
...
Проведенное исследование показало, что, несмотря на существование научных публикаций, предлагающих концептуальное обоснование риск- ориентированного регулирования как системы подготовки и принятия управленческих решений на основе комплексного и непрерывного анализа и оценки рисков с последующим определением приоритетов регулирования и распределения ресурсов на реализацию регулирующего воздействия, реальные масштабы его использования до недавнего времени оставались весьма ограниченным. Лишь немногие страны лидеры (Великобритания, США, Австралия) сделали серьезные шаги по практическому внедрению системной методологии риск-ориентированного регулирования в повседневную работу правительства и отдельных ведомств. В других странах, в том числе и в России, полноценное внедрение методологии риск-ориентированного регулирования в практику государственного управления остается задачей на перспективу. Применение риск-ориентированного регулирования в практике государственного и муниципального управления предоставляет органам власти следующие интересные возможности:
• уменьшение количества объектов регулирования за счет ранжирования рисков и отказа от политики «нулевых» рисков;
• возможность контроля за распределенными рисками за счет организации системного и непрерывного анализа и оценки рисков;
• приоритет профилактических мер при осуществлении регулирующих воздействий;
• развитие сотрудничества с бизнес-структурами и сближение методов регулирования в государственном и частном секторах экономики;
• достижение прозрачности, легитимности и объективности определения приоритетов государственного регулирования и распределения соответствующих ресурсов;
• содействие устойчивому социально-экономическому развитию страны.
Вместе с тем потенциал риск-ориентированного подхода испытывает влияние ряда серьезных ограничений:
• необходимости более полной, комплексной и достоверной информации в разрезе длительных временных рядов;
• субъективности в восприятии и оценке рисков, условности определения пороговых индикаторов безопасности;
• необходимости централизации некоторых контрольно-надзорных функций государства;
• необходимости более высокой квалификации государственных служащих;
• необходимости более глубокого познания закономерностей и особенностей функционирования социально-экономических систем.
В настоящее время в России уже сложились некоторые предпосылки для эффективного использования методологии риск-ориентированного
регулирования:
• принята Стратегия национальной безопасности;
• в отдельных функциональных сферах присутствуют и используются многие элементы риск- ориентированного регулирования;
• реализованы стратегически значимые мероприятия административной реформы;
• осуществляется внедрение системы оценки регулирующего воздействия.
Другие предпосылки эффективного применения риск-ориентированного регулирования в российских условиях находятся в стадии формирования:
• наблюдается распространение принципов риск-менеджмента в государственном секторе и повышение квалификации государственных служащих;
• активно развиваются информационные технологии, используемые органами власти, и формируются межведомственные базы данных;
• программно-целевой подход становится базовым механизмом государственного и муниципального управления.
...
1. Алиева З.А. Деятельность государственных инспекторов труда как способ защиты трудовых прав работников: проблемные вопросы / З.А. Алиева // Юридический вестник ДГУ. - 2016. - №3. - С. 108-113.
2. Гончаров С. А. Взаимодействие органов прокуратуры и государственных инспекций труда // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2017. № 4 (44). С.37-43.
3. Гулягин А. Ю. Государственный контроль и прокурорский надзор: правовое соотношение понятий и процедур // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 5. С. 31
4. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: (дата обращения 02.05.2022)
5. Ерёмкин В.А., Баринова В.А. Зачем нужно реформировать государственный контроль и надзор в сфере труда в России // Власть и государственное управление. 2016. С. 48-57
6. Интегрированная система менеджмента [Электронный ресурс]
Промышленная безопасность и охрана труда URL :
https://www.kuazot.rU/responsibility/ism/#politika
7. Карлик Е.А. Экономика России в условиях ресурсных ограничений [Электронный ресурс] URL : https://unecon.ru/sites/default/files/sbornik_1.pdf (дата обращения 17.06.2022)
8. Капралова Ю.Г. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства как показатель эффективности государственного управления / Ю.Г. Капралова // Научный поиск. - 2015. - №1.3. - С. 36-39.
9. Колмакова Ек. М., Колмакова Евг. М., Микрюкова А. С. Органы исполнительной власти как институт региональной системы регулирования социально-трудовых отношений // Общество, экономика, управление. 2018. Том 3. №2. С. 12-16.
10. Крекова М.А., Пересторонина В.С. Проблемы достижения эффективности работы государственных инспекций труда: вопросы теории и правоприменения // Вестник ИрГТУ.2013. №8 (79). С. 279-282
11. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=326361 &fl 84 d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.8076628182356427#05855197385669555
(дата обращения 02.05.2022).
12. Конвенция № 81 Международной организации труда (принята в г. Женеве 11.07.1947 на 30-ой сессии Генеральной конференции МОТ) «Об инспекции труда в промышленности и торговле» [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/konventsija-n-81 -mezhdunarodnoi-organizatsiitruda-ob/ (дата обращения 02.05.2022).
13. Конвенция № 150 Международной организации труда «О
регулировании вопросов труда: роль, функции и организация» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/8315346 (дата обращения: 02.05.2022).
14. Лихачёв А.Д., Пиндоля В.Р. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства // Вестник магистратуры. 2018. № 12-5(87). С. 74-75.
15. Масленникова Е.В. Анализ российского опыта реформирования
контрольно-надзорной деятельности (часть 1) // Вестник РУДН. Серия:
Государственное и муниципальное управление. 2018. Том5. №2. С. 134-148
... всего 36 источников