Аннотация 2
Annotation 3
Введение 8
1 Анализ объекта разработки дипломного проектирования 12
1.1 Анализ влияния конструкции подвески на управляемость
транспортного средства 12
1.2 Анализ влияния конструкции подвески на устойчивость
транспортного средства 14
1.3 Анализ влияния конструкции подвески на плавность движения
транспортного средства 18
2 Тягово-динамический расчет автомобиля 24
2.1 Исходные данные для расчета 24
2.2 Определение внешней скоростной характеристики двигателя 25
2.3 Расчет силового баланса 26
2.4 Расчет динамического фактора 28
2.5 Расчет мощностного баланса 29
2.6 Расчет ускорений транспортного средства 31
2.7 Расчет времени и пути разгона транспортного средства 33
3 Конструкторский раздел дипломного проекта 38
3.1 Назначение, устройство и общая характеристика подвески
транспортного средства категории N3 38
3.2 Расчёт упругих элементов подвески 46
3.3 Расчёт параметров амортизатора подвески 48
3.4 Расчёт бортового компрессора пневматической сети 49
3.5 Расчёт стабилизатора поперечной устойчивости 50
3.6 Расчёт сварного шва крепления кронштейна к крышке верхней 51
4 Технологический раздел дипломного проекта 54
5 Охрана труда и безопасность жизнедеятельности на участке сборки
объекта дипломного проектирования 59
5.1 Характеристика участка сборки 59
5.2 Профессиональные риски, характерные для участка 61
5.3 Разработка мероприятий по снижению воздействия
профессиональных рисков на работающих 65
5.4 Пожарная безопасность и противопожарные мероприятия на участке 69
5.5 Мероприятия по обеспечению экологической безопасности участка 72
6 Расчет показателей экономической эффективности дипломного проекта . 74
6.1 Характеристика объекта анализа экономической эффективности 74
6.2 Расчет себестоимости нормо-часа работ сборочного участка 75
Заключение 84
Список используемой литературы и используемых источников 90
Приложение А Графики тягового расчета 93
Развитие автомобильной индустрии и повышение требований к комфорту и безопасности автомобилей приводят к необходимости постоянного совершенствования и инноваций в области подвесочных систем. Одним из важных направлений является разработка задней пневматической подвески для автомобилей категории N3.
Автомобили категории N3 включают грузовики и автобусы, предназначенные для перевозки грузов или пассажиров с большой грузоподъемностью. Эти транспортные средства обычно имеют брутто-массу (максимальную разрешенную массу) более 3,5 тонн. Грузовики категории N3 широко используются в логистической, строительной и транспортной отраслях для перевозки грузов различного назначения. Они могут иметь различные типы кузовов, такие как самосвалы, фургоны или специализированные платформы для перевозки контейнеров или строительного оборудования. Грузоподъемность грузовиков N3 может достигать нескольких десятков тонн, что позволяет осуществлять перевозки больших объемов и массы. Автобусы категории N3 предназначены для перевозки пассажиров на дальние расстояния или внутри городских маршрутов. Они могут иметь различные варианты салона, вмещающие от нескольких десятков до сотен пассажиров. Автобусы N3 обычно оснащаются комфортабельными сиденьями, системами кондиционирования, системами безопасности и развлекательными устройствами для пассажиров.
Категория N3 является одной из самых крупных и важных категорий автомобилей, так как они играют важную роль в грузоперевозках, логистике и пассажирском транспорте. Эти автомобили должны соответствовать строгим нормам безопасности и экологическим стандартам, а также обладать надежностью и долговечностью, чтобы обеспечить эффективную работу и комфорт для водителей и пассажиров.
Обслуживание и совершенствование технических характеристик подвесочных систем автомобилей категории N3 играет важную роль в обеспечении безопасности, комфорта и эффективности таких транспортных средств. Разработка задней пневматической подвески для автомобилей N3 может значительно повысить их характеристики и возможности, делая их более гибкими и адаптивными к различным условиям дороги и грузам...
В первом разделе дипломного проекта был проведен анализ комплекса факторов, влияющих на эксплуатационные характеристики транспортного средства. В процессе анализа конструкции подвески на эксплуатационные качества автомобиля были получены следующие выводы.
Конструкция подвески автомобиля оказывает существенное влияние на его управляемость. Правильно спроектированная и настроенная подвеска обеспечивает точное и плавное выполнение команд водителя, улучшает устойчивость автомобиля на дороге и повышает общую безопасность вождения.
Оптимальная управляемость автомобиля достигается при сбалансированном сочетании факторов, таких как тип подвески, распределение веса, аэродинамика и состояние шин. Важно учитывать взаимодействие всех этих факторов при проектировании и настройке подвески.
Конструкция подвески также оказывает влияние на устойчивость автомобиля. Правильное распределение веса, низкий центр тяжести, геометрия подвески и настройка амортизаторов способствуют улучшению устойчивости автомобиля, что позволяет более безопасно и комфортно управлять им на дороге.
Плавность хода автомобиля также зависит от конструкции подвески. Правильно настроенные пружины и амортизаторы, геометрия подвески, тип и размер колес и шин, а также системы управления подвеской влияют на поглощение ударов и вибраций от неровностей дороги, что обеспечивает более плавный ход автомобиля и повышает комфорт вождения.
Важно проводить регулярное техническое обслуживание подвески и проверять ее состояние, чтобы обеспечить оптимальные эксплуатационные характеристики автомобиля. Использование качественных компонентов и правильное настройка подвески также важны для достижения оптимальных результатов.
В целом, анализ конструкции подвески на эксплуатационные качества автомобиля позволяет понять важность правильного проектирования, настройки и обслуживания подвески для обеспечения оптимальных управляемости, устойчивости и плавности хода автомобиля. Это особенно актуально с точки зрения безопасности и комфорта вождения.
Результатом выполнения второго раздела дипломного проекта явился расчет тягово-динамических и экономических характеристик транспортного средства...
1. Автоматические системы транспортных средств: учебник / В.В. Беляков, Д.В. Зезюлин, B.C. Макаров, А.В. Тумасов. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 352 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-00091-571-4.
2. Базовое шасси пожарных автомобилей и спасательной техники : учебное пособие / Д. А. Едимичев, А. Н. Минкин, С. Н. Масаев [и др.]. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2020. - 148 с. - ISBN 978-5-7638-4289-0.
3. Березина, Е. В. Автомобили: конструкция, теория и расчет : учебное пособие / Е.В. Березина. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 320 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-018271-1.
4. Богатырев, А. В. Автомобили : учебник / А.В. Богатырев, Ю.К. Есеновский-Лашков, М.Л. Насоновский ; под ред. проф. А.В. Богатырева. - 3-е изд., стереотип. - Москва : ИНФРА-М, 2023. - 655 с.
5. Богатырев, А. В. Электронные системы мобильных машин : учебное пособие / А.В. Богатырев. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 224 с.
6. ГОСТ 12.0.003-2015 ССБТ «Опасные и вредные производственные факторы. Классификация» по технологической операции, видам работ, оборудованию, производственному цеху, участку»
7. Круглик, В. М. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта : учебное пособие / В.М. Круглик, Н.Г. Сычев. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 260 с. : ил. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-006953-1.
8. Кутьков, Г. М. Тракторы и автомобили: теория и технологические свойства : учебник / Г.М. Кутьков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 506 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/974. - ISBN 978-5-16-006053-8.
9. Лукаш, Ю. А. Экономические расчеты в бизнесе [Электронный ресурс] : большое практ. справ. пособие / Ю. А. Лукаш. - Москва : Флинта, 2012. - 210 с. - ISBN 978-5-9765-1369-3.
10. Маркина, А. А. Теория движения колесных машин : учебное пособие / А. А. Маркина, В. В. Давыдова ; М-во науки и высш. образования РФ. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2021. - 216 с. - ISBN 978-57996-3263-2.
11. Набоких, В. А. Датчики автомобильных электронных систем управления и диагностического оборудования : учебное пособие / В.А. Набоких. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 239 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-014160-2.
12. Новиков, В. В. Виброзащитные свойства подвесок автотранспортных средств : монография / В. В. Новиков, И. М. Рябов, К. В. Чернышев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва ; Вологда : Инфра-Инженерия, 2021. - 384 с. - ISBN 978-5-9729-0634-5.
13.Огороднов, С.М. Конструкция автомобилей и тракторов : учебник / С.М. Огороднов, Л.Н. Орлов, В.Н. Кравец. - Москва ; Вологда : ИнфраИнженерия, 2019. - 284 с. - ISBN 978-5-9729-0364-1.
14. Песков, В. И. Конструкция автомобильных трансмиссий : учебное пособие / В.И. Песков. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2023. — 146 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-016247-8..
15. Ремонт автомобилей [Электронный ресурс] - Режим доступа http: //automend.ru/...25