Формирование элементарных представлений о правах у детей дошкольного возраста в игровой деятельности (Методика познавательного развития детей дошкольного возраста, Томский Государственный Педагогический Университет)
Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №69» г. Томска.
Выборка исследования: 20 детей 5-6 лет, из них 11 мальчиков и 9 девочек.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования элементарных представлений о правах детей дошкольного возраста в игровой деятельности 8
1.1 Особенности формирования элементарных представлений о правах у детей дошкольного возраста 8
1.2 Формы и методы развития элементарных представлений о правах в дошкольный период 14
1.3 Организация игровой деятельности с целью формирования элементарных представлений у детей дошкольного возраста 21
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию элементарных представлений о правах у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 28
2.1 Исследование уровня сформированности элементарных представлений о правах у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2 Комплекс мероприятий по формированию элементарных представлений о правах у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 34
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44
Приложение 49
Актуальность исследования. Работа по формированию представлений о правах у дошкольников – это процесс, важный для их гармоничного развития и готовности к жизни в обществе. Правильная организация образовательной среды, активное участие детей в игровых ситуациях и разнообразные обучающие занятия обеспечат такое формирование представлений, которое позволит детям стать осознанными и ответственными членами общества. Дети дошкольного возраста находятся в процессе формирования своей личности, а также становления своего мировоззрения. Изучение и понимание своих прав является важной частью этого процесса. Кроме того, это помогает детям понять, что они имеют право на безопасность, уважение и свободу. Изучение формирования представлений детей дошкольного возраста о своих правах также позволяет определить, насколько эта информация достигает до детей и каким образом они могут применять свои права на практике. Это важно для того, чтобы дети могли защитить себя и обратиться за помощью в случае нарушения.
Проблема формирования представлений у детей дошкольного возраста отражена в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО), в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Содержание ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие основ правовой культуры через решение нескольких задач [38]:
- обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
- построение целостного образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- создание условий для эмоционального и морально-нравственного благополучия воспитанников через непосредственное общение с каждым ребёнком, уважительное отношение к каждому ребёнку, его правам, чувствам, потребностям;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий их свободного выбора деятельности и участников совместной деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях через создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
- создание условий для осознания детьми того, что каждый ребёнок является гражданином государства, края, города, посёлка, в котором он живёт.
Проблема формирования у детей дошкольного возраста представлений о правах нашла широкое отражение в научно-методической литературе. Понятие «социальные представления» детей дошкольного возраста раскрыто в научных трудах С.А. Козловой, М.Н. Лебедевой, Л.А. Никитиной и др. Проблемы правового воспитания дошкольников в условиях детского сада описаны Г.А. Головановой, Н.Н. Дмитриевой, О.А. Карповым и др. Вопросы использования игровой деятельности в формировании представлений детей дошкольного возраста о своих правах освещены Е.В. Болтач, А.В. Гордеевым, В.П. Ивановой и др. Однако, несмотря на то, что проблема формирования представлений детей дошкольного возраста о своих правах широко исследована в теоретическом плане, в прикладном – изучена недостаточно.
Недостаточно изучена роль игровой деятельности в работе по формированию представлений у детей дошкольного возраста о правах. При этом, использование игр в формировании представлений о правах у дошкольников имеет огромное значение. Игры позволяют детям на практике ощутить и осознать значимость прав и свобод каждого человека. Через игры дети могут экспериментировать, ролевыми играми переживать различные ситуации, в которых присутствуют нарушения прав. Таким образом, игры помогают дошкольникам осознать справедливость и равноправие. Игры в формировании представлений о правах помогают детям развивать социальные навыки. Во время игры они учатся работать в команде, слушать других, уважать и принимать мнения и чувства других людей. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, так как они только начинают осознавать свою принадлежность к обществу и необходимость уважения прав других людей. Игры позволяют дошкольникам развивать эмпатию и понимание окружающих людей. Через игры, дети могут посмотреть на мир глазами других людей, понять их чувства и мотивы, а также научиться видеть нарушения прав и дискриминацию. Игры помогают формировать этическое отношение к правам и свободам других людей. Игры в формировании представлений о правах также способствуют активному участию детей в процессе обучения и воспитания. В играх дети становятся активными участниками и получают возможность принимать решения и делать выборы в соответствии с нормами и правилами. Такой подход к обучению позволяет дошкольникам чувствовать свою значимость и развивает уверенность в себе.
Таким образом, изучение формирования представлений детей дошкольного возраста о своих правах является актуальным и важным для понимания, поддержки и защиты прав детей. Это позволяет развивать ребенка как активного участника общества и гражданина, сознательного своих прав и способного защищать их.
К настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания существует противоречие между значимостью использования игр и игровой деятельности в формировании представлений о правах в ДОО и потребностью использования педагогического потенциала игр как социального феномена в воспитании ребенка старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Проблема исследования: каким образом формировать элементарные представления о правах у детей дошкольного возраста в игровой деятельности?
Выявленные противоречие и проблема исследования обуславливает актуальность проблемы формирования представлений о правах у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы «Формирование элементарных представлений о правах детей дошкольного возраста в игровой деятельности».
Объект исследования – процесс формирования элементарных представлений о правах у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития элементарных представлений о правах у детей средствами игровой деятельности.
Цель исследования – теоретически изучить и проверить экспериментальным путем особенности формирования представлений о правах у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть сущность понятия «элементарные представления о правах» как социального феномена.
3. Описать методы формирования элементарных представлений о правах у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по апробации комплекса игр в формировании элементарных представлений о правах у детей дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой социальный потенциал игровой деятельности в формировании элементарных представлений о правах у детей дошкольного возраста будет реализован, если будут созданные следующие условия:
- разработана предметно-развивающая среда по формированию элементарных представлений о правах у детей дошкольного возраста;
- подобран комплекс игр по формированию элементарных представлений о правах у детей дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили:
- положение о роли социальных представлений в развитии ребенка – С.А. Козлова, Г.М. Смирнов и др.);
- подходы к правовому воспитанию детей дошкольного возраста – Е.М. Никольская, О.В. Смирнова и др.;
- подходы к социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности – А.В. Калиниченко, Т.В. Осадчук, Л.Г. Петрова и др.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, эксперимент, наблюдение.
Этапы исследовательской работы:
1 этап – теоретико-аналитический: проведен анализ литературных источников по проблеме, а также изучено современное состояние проблемы в практике дошкольного воспитания,
2 этап – опытно-экспериментальный: рассмотрена организация и методика проведения экспериментального исследования по выявлению педагогических условий использования игровой деятельности в работе по формированию элементарных представлений о праве у детей старшего дошкольного возраста.
3 этап – описательно-итоговый: проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление курсовой работы.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №69» г. Томска.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
Формирование представлений у дошкольников о своих правах является важной задачей, которая способствует их гармоничному развитию и защите в современном мире. Обеспечение доступности информации об их правах и обучение навыкам защиты себя с раннего возраста сделает их более уверенными и самостоятельными личностями, готовыми встать на защиту собственных интересов. Формирование представлений у дошкольников о своих правах играет важную роль в их развитии и становлении как независимых личностей. Понимание своих прав помогает детям стать уверенными и самостоятельными, а также обеспечивает им защиту от возможных нарушений. В процессе формирования представлений о своих правах ребенку следует объяснить, что они существуют для того, чтобы обеспечить его безопасность, благополучие и развитие. Детям необходимо знать, что имеют право на свободу, уважение, защиту и возможности для самовыражения. Следует также помнить о важности использования доступного для детей языка при обсуждении и объяснении прав. Понятные и наглядные примеры помогут детям осознать свои права и усвоить их значение.
Основное значение игр и игровых форм деятельности в формировании представлений о правах заключается в том, что они способствуют развитию эмоциональной сферы, социальных навыков и коммуникативной компетенции у детей. В процессе игры они учатся устанавливать доверительные отношения, слушать и уважать мнения других, решать конфликты путем диалога и сотрудничества. Таким образом, игры стимулируют развитие навыков взаимодействия и помогают детям осознать значение уважения и соблюдения прав других людей.
Исследование показало, что большинство детей имеют недостаточный уровень сформированности представлений о своих правах и правовой культуре. Уровень сформированности представлений о правах оказался на среднем и низком уровнях, соответственно 45% и 35%. Аналогичная ситуация наблюдается и с уровнем сформированности правовой культуры, где 50% дошкольников имеют средний уровень, а 30% – низкий уровень.
На формирующем этапе исследования были применены игры и игровые формы деятельности для формирования представлений старших дошкольников о правах. Работа с дошкольниками включала использование разнообразных игр – дидактических, подвижных, игр-драматизаций, сюжетно-ролевых и других видов игр. Такой подход позволил создать интересное и захватывающее окружение, где дети активно участвовали и вовлекались в процесс. Игры стимулировали их мышление, помогали осознать основные права и понять их значение. Благодаря этим игровым формам, уровень сформированности представлений о правах и правовой культуре детей был значительно повышен.
Таким образом, игры и игровые формы деятельности представляют эффективный инструмент для формирования представлений о правах у дошкольников. Их использование помогает развивать познавательные и коммуникативные навыки, а также способствует формированию правовой культуры среди самых маленьких участников общества.
Итак, в результате проведенного исследования, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Авдулова, Т. П. Психология игры : современный подход / Т. П. Авдулова. – Москва : Академия, 2014. – 402 с.
2. Акимова, Е. В. Становление социальных представлений дошкольников о семье / Е. В. Акмиова // Научные ведомости. Серия Педагогика и психология. – 2022. – Т. 42. – № 1. – С. 74-79.
3. Батурина, Е. И. Роль правового воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста / Е. И. Батурина // Актуальные проблемы современной педагогики. – 2020. – № 2. – С. 33-38.
4. Бисенова, А. Н. Роль игрушки в развитии познавательной сферы детей раннего и дошкольного возраста / А. Н. Бисенова //Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 46-1. – С. 16-18.
5. Болтач, Е. В. Роль игрушки в правовом воспитании дошкольников / Е. В. Болтач // Мир детства в современном образовательном пространстве : сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов./ отв. ред. И. А. Шарапова. – Витебск, 2015. – С. 44-50.
6. Буршит, И. Е. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста / И. Е. Буршит // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – №1. – С. 139-141.
7. Быкова, Е. И. Социальные представления дошкольников о профессиях / Е. И. Быкова // Вопросы психологии. – 2021. – № 2. – С. 52-58.
8. Герасимова, С. Л. Роль игрушки в жизни ребёнка / С. Л. Герасимова // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 1 (48). – С. 64-65.
9. Глазкова, Е. А. Социальные представления дошкольников о дружбе / Е. А. Глазкова // Деятельность. Научный журнал. – 2023. – Т. 12. – № 3. – С. 324-332.
10. Голованова, Г. А. Особенности правового воспитания детей в дошкольных учреждениях / Г. А. Голованова // Вестник Московского университета. Серия 14 : Педагогика и психология. – 2021. – № 4. – С. 78-84.
11. Гордеев, А. В. Проблемы и перспективы правового образования детей дошкольного возраста / А. В. Гордеев // Вопросы правовой науки. – 2023. – № 1. – С. 112-121.
12. Давыдова, О. И. Актуализация культурной игровой практики ребенка дошкольного возраста / О. И. Давыдова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2019. – № 8 (205). – С. 7-13.
13. Дмитриева, Н. Н. Формирование правосознания детей дошкольного возраста в современных условиях / Н. Н. Дмитриева // Педагогика и психология образования. – 2022. – Т. 9, № 3. – С. 14-19.
14. Ершова, О. И. Влияние социокультурной среды на формирование социальных представлений дошкольников / О. И. Ершова // Вестник МГПИИЯ. – 2022. – Т. 29. – № 4. – С. 160-167.
15. Жукова, Н. В. Образовательная среда и формирование социальных представлений дошкольников / Н. В. Жукова // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 1. – С. 112-118.
16. Зайцева, О. Г. Использование народной игрушки в воспитании детей дошкольного возраста / О. Г. Зайцева // Гуманитарный трактат. – 2017. – № 11. – С. 8-11.
17. Захарова, И. С. Роль воспитателя в формировании социальных представлений дошкольников / И. С. Захарова // Педагогическое мастерство. – 2022. – № 3. – С. 45-51.
18. Иванова, В. П. Методы и средства правового воспитания детей дошкольного возраста / В. П. Иванова // Современное дошкольное воспитание. – 2021. – № 3. – С. 45-52.
19. Иванова, А. В. Значимость игры в формировании социальных представлений дошкольников / А. В. Иванова // Современная дошкольная образовательная практика. – 2023. – Т. 5. – № 2. – С. 76-83.
20. Кадралиева, З. Г. Взаимосвязь игрушки и игровой деятельности дошкольников / З. Г. Кадралиева // Вестник науки и образования. – 2018. – № 10 (12). – С. 100-102.
21. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников : Методическое пособие / А. В. Калиниченко – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 112 с.
22. Карпов, О. А. Организация правового воспитания детей дошкольного возраста в России / О. А. Карпов // Педагогика нового времени. – 2020. - № 5. – С. 102-110.
23. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2000. – 336 с.
24. Кукушкина, Е. Ю. Играем и учимся дружить / Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 174 с.
25. Лебедева, Е. В. Влияние семейного воспитания на формирование правовой культуры детей дошкольного возраста / Е. В. Лебедева // Психологическая наука и образование. – 2023. – № 2. – С. 46-51.
26. Лебедева, М. Н. Развитие социальных представлений дошкольников через интерактивные методы обучения / М. Н. Лебедева // Педагогическое образование в России. – 2021. – № 3. – С. 39-46.
27. Медведева, О. С. Значимость игровой деятельности в правовом воспитании детей дошкольного возраста / О. С. Медведева // Педагогика и психологические науки. – 2022. – № 4. – С. 92-100.
28. Никитина, Л. А. Роль семьи в формировании социальных представлений дошкольников / Л. А. Никитина // Педагогический опыт: теория, методика, применение. – 2020. – № 5. – С. 113-120.
29. Никольская, Е. М. Правовое образование как средство развития активности детей дошкольного возраста / Е. М. Никольская // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2021. – Т. 5. – № 2. – С. 76-83.
30. Осадчук, Т. В. Особенности междисциплинарного подхода в правовом воспитании детей дошкольного возраста / Т. В. Осадчук // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. – 2023. – Т. 18. – № 1. – С. 84-91.
31. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
32. Петрова, Л. Г. Использование технологий в правовом воспитании детей дошкольного возраста / Л. Г. Петрова // Педагогическое образование и наука. – 2022. – № 6. – С. 65-71.
33. Попкова, Т. Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное / Т. Д. Попкова. – Пермь, 2015. – 225 с.
34. Смирнов, Г. М. Особенности восприятия социальных представлений дошкольниками / Г. М. Смирнов // Вопросы психологии. – 2022. – № 4. – С. 12-20.
35. Смирнова, О. В. Эффективные формы работы по правовому воспитанию дошкольников / О. В. Смирнова // Инновации в образовании: проблемы и перспективы. – 2021. – Т. 17. – № 3. – С. 63-70.
36. Соколова, Н. А. Программа правового воспитания для детей дошкольного возраста / Н. А. Соколова // Образовательное право. – 2020. – № 4 (32). – С. 91-99.
37. Третьякова, Е. С. Становление правосознания детей дошкольного возраста в процессе обучения / Е. С. Третьякова // Детская психология. – 2023. – № 1. – С. 108-115.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2022.– 50 с.
39. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://madou59.ru/wp-content/uploads/2022/12/federalnaja-obrazovatelnaja-programma-doshkolnogo-obrazovanija.pdf (Дата обращения: 28.05.2024 г.)
40. Хижняк, Е. А. Формирование правовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях цифровизации / Е. А. Хижняк // Новая педагогическая мысль. – 2022. – № 5. – С. 82-89.