Объект исследования - ООО «Ветер Перемен» (г. Новосибирск). Это сертифицированный туроператор, который оказывает услуги по разработке и проведению экскурсионных программ по Новосибирску и НСО для детей и взрослых.
Проведен анализ финансовых показателей за 2022-2023 годы.
Есть приложения.
Есть доклад и презентация к защите.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теоретические аспекты организации продаж детских туров 5
1.1. Понятие и виды детских туров 5
1.2. Особенности организации продаж детских туров 8
1.3. Исследование рынка детских туров в России: особенности и проблемы развития 13
2. Анализ организации продаж детских туров на примере ООО «Ветер Перемен» 19
2.1. Характеристика ООО «Ветер Перемен» 19
2.2 Исследование вопросов организации продаж детских туров 27
2.3 Исследование предпочтений потребителей при покупке детских туров 34
3. Пути совершенствования организации продаж детских туров в ООО «Ветер Перемен» 39
3.1 Рекомендации по совершенствованию организации детских туров 39
3.2 Экономическое обоснование предложенных мер 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Детские туры на сегодняшний день представляют собой особый интерес. Возрастающий спрос на них обусловлен тем, что родители стремятся не только предоставить своим детям возможность отдохнуть, но и получить новые знания и навыки, расширять кругозор, приобрести новые коммуникативные навыки. Синхронизация детский путешествий с образовательным процессом – это один из современных трендов развития детского туризму.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что детский туризм играет колоссальную роль в развитии и воспитании детей. Такой вид туризма имеет государственную основу в виде системы центров детско-юношеского туризма, станций юных туристов и секций спортивного туризма при детско-юношеских спортивных школах. Детский туризм помогает гармоничному развитию детей, воспитанию, обучению, оздоровлению, профессиональной ориентации и социальной адаптации учащихся.
Итак, детский туризм является актуальным и востребованным направлением на современном туристическом рынке. Он предоставляет детям возможность отдохнуть, получить новые знания и навыки, а также укрепить своё здоровье. Изучение особенностей организации продаж детских туров позволяет определить динамику спроса, сформировать наиболее выгодные предложения для целевой аудитории и увеличить объемы продаж в рамках конкретной туристической организации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей организации продаж детских туров на примере туристической организации ООО «Ветер Перемен» и определение направлений совершенствования деятельности туристической компании.
Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующий перечень задач:
1) изучить теоретические аспекты формирования и продвижения детских туров на рынке;
2) исследовать рынок детских туров;
3) представить организационно-экономическую характеристику ООО «Ветер Перемен»;
4) изучить порядок организации продаж детских туров в исследуемой организации;
5) исследовать предпочтения потребителей ООО «Ветер Перемен» при покупке детских туров;
6) разработать рекомендации по совершенствованию организации продаж детских туров ООО «Ветер Перемен»;
7) оценить эффективность предложенных мер.
Объектом исследования является ООО «Ветер Перемен».
Предмет исследования – особенности организации продаж детских туров.
При выполнении выпускной квалификационной работы был использован метод сравнения, описания, анализа, синтеза и другие. Табличный и графический метод повышают наглядность представленных данных. Для исследования предпочтений потребителей был использован метод опроса. Также применялся экспертный метод оценки.
Информационной базой для выполнения работы стали учебники и учебные пособия по туризму, управлению, менеджменту и маркетингу. При выполнении ВКР также были изучены в периодических изданиях, опубликованные по теме исследования.
Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
Детский туризм – это форма активного отдыха и образования, которая включает в себя путешествия, экскурсии и походы для детей и подростков. Он играет важную роль в развитии детей, так как способствует их физическому, умственному и эмоциональному благополучию. Детский туризм направлен на удовлетворение потребностей детей в отдыхе, обучении и развитии. Организация детского туризма требует тщательной подготовки и контроля, но результаты этого процесса стоят затраченных усилий.
Порядок организации продаж детских туров имеет свои специфические особенности. При продаже детских туров важно учитывать специфику работы с несовершеннолетними туристами и их законными представителями. Это поможет обеспечить комфортный и безопасный отдых для детей. При разработке непосредственно туров для детей следует учитывать многообразие классификационных признаков, исследовать предпочтения и потребности целевой аудитории, формировать и предлагать актуальные и инновационные продукты. Любые детские туры должны отвечать требованиям безопасности.
Если говорить в целом о состоянии детского туризма, то на сегодняшний день наблюдается тенденция сокращения числа детских оздоровительных учреждений. Такая тенденция обусловлена фактическим сокращением финансирования со стороны государства данного направления. Многие оздоровительные детские лагеря нуждаются в обновлении материально-технической базы. Требуется изменение концепции управления детскими оздоровительными лагерями в целом. Также наблюдается тенденция сокращения профильных туристско-краеведческих учреждений. Это приводит к уменьшению численности детей, участвующих в походах, экскурсиях и общественно полезной деятельности. Для решения данной проблемы и обеспечения должного уровня интереса к объектам культурного наследия требуется привлекать к содействию образовательные учреждения.
Практическое исследование выполнено на примере ООО «Ветер перемен». Изучение характеристики ООО «Ветер перемен» позволяет сделать вывод о том, что туристическая фирма предлагает широкий ассортимент экскурсий и туров для разных категорий граждан. Организация функционирует на рынке более 10 лет и за это время сформировался положительный имидж туристической фирмы. Конкурентными преимуществами организации является ценовая доступность продуктов, широкий ассортимент услуг, надежность. Оценка финансовых показателей позволяет отметить рост объемов продаж туристических услуг, а также должный уровень платежеспособности исследуемой организации.
ООО «Ветер перемен» предлагает широкий перечень экскурсий по различным направлениям. Туристическая фирма предлагает экскурсии как для дошкольников, так и для детей начальной школы. Общий объем продаж детских туров в 2023 году составил 7328 тыс. рублей. Наибольший спрос на детские туры отмечается в летние месяцы, а также в периоды каникул. Летний сезон является самым популярным временем для путешествий с детьми. В этот период многие родители стремятся организовать для своих детей отдых на море, в оздоровительных лагерях или на экскурсиях. Пик спроса на летний отдых приходится на июль и август, когда дети находятся на каникулах. Представленное исследование позволяет сделать вывод о том, что особенно популярны экскурсионные программы среди детей. Культурно-познавательный туризм имеет особую значимость при продаже детских туров.
Проведенное исследование особенностей организации продаж детских туров в ООО «Ветер перемен» позволяет сделать вывод о том, что исследуемая организация уделяет значительное внимание вопросам организации разных детских туров. Предусмотрены детские туры для различных возрастных категорий. Особенно популярны экскурсионные программы. Предложенные детские туры отличаются огромных разнообразием и ценовой доступностью.
Для оценки эффективности продаж детских туров был проведен опрос среди постоянных клиентов. Представленная оценка организации детских туров говорит о том, что в качестве направлений совершенствования можно выделить повышение профессионализма сотрудников, обеспечение должного уровня безопасности туров, оптимизация ценовой политики. Детский туризм является перспективным направлением развития туристической индустрии, способствующим образованию, развитию и отдыху детей. В качестве перспективных направлений можно отметить возрастающий интерес к интеллектуальным играм, к квестам, к событийному туризма. Совершенствование организации продаж детских туров может включать направления стимулирования продаж, разработку инновационных направлений в данной области, применение инструментов событийного и партизанского маркетинга.
Проведенное во второй главе исследование послужило основой для разработки рекомендаций. Предложенная система рекомендаций включает в себя ряд направлений. Для расширения ассортимента предложено проведение профориентационных экскурсий среди школьников 1-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классов. Данное направление является особенно актуальным среди подрастающего поколения и позволяет более точно определиться с выбором профессии. Конкурентным преимуществом данных туров станет возможность консультации профориентолога для школьников 9-11 классов. В качестве еще одного направления совершенствования организации продаж детских туров выбрано применение инновационных методов стимулирования продаж. Так рекомендуется запустить контекстную рекламу, которая в значительной степени повысит популярность сайта и привлечет целевую аудиторию. Также рекомендовано применение партизанского и событийного маркетинга в целях формирования положительного имиджа организации и повышения лояльности к бренду «Ветер перемен». В результате предложенных мероприятий прогнозная величина выручки составит 13687,2 тыс. рублей против 11406 тыс. рублей. Предположительно на протяжении ближайших трех лет предполагается увеличение объемов реализации туристических услуг.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. от 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // СЗ РФ. – 02.12.1996 – №49. – Ст. 5491.
4. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями) (ред. от 04.08.2023) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 9.04. 1992 г. – №15. – Ст. 766
5. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 24.12.2023) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта».
6. ГОСТ Р 50690¬2017 Туристские услуги. Общие требования: национальный стандарт Российской Федерации: утвержден и введен в действие Приказом «Росстандарта» от 31.10.2017 N 1561¬ст – Доступ из справочно¬-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.03.2024). – Текст: электронный.
7. ГОСТ Р 50681¬2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг: национальный стандарт Российской Федерации: утвержден и введен в действие Приказом «Росстандарта» от 01.07.2011 N 50681¬ст – Доступ из справочно¬-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 05.03.2024). – Текст: электронный.
8. ГОСТ 32611¬2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 03.03.2024). – Текст: электронный.
9. Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
10. Богалдин-Малых, В.В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: Учебное пособие / В.В. Богалдин-Малых. - М.: МПСИ, 2020. – 560 c.
11. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для СПО / Л. Г. Березовая. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 477 с.
12. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учеб. пособие для СПО / В. П. Бугорский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.
13. Боголюбова, С. А. Виды и тенденции развития туризма : учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 202 с.
14. Бубнов А.В., Кусков А.С. Кластерное развитие российского туризма: правовые и экономико-управленческие аспекты: монография. - М.: Русайнс, 2020. - 201 с
15. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. — 191 с Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 304 с.
16. Голикова, О.М. Исследование основных направлений детского туризма // Сервис plus. – 2013. – № 1. – С. 62-67.
17. Карпова, Ю.И. Характеристика понятия «детский туризм». классификация видов детского туризма / Ю.И. Карпова // В сборнике: Региональные географические исследования. Сборник научных трудов. Под общей редакцией А.В. Погорелова. Краснодар, 2020. С. 234-237.
18. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Новое знание, 2019. 408 с.
19. Кушнир К.В. Организационные особенности детского туризма в РФ / К.В. Кушнир // Туризм в современном мире: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам ХI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тула, 2024. – С. 75-79.
20. Морозов М.А., Володоманова Н.Ю. Экономика гостиничного предприятия. – М.: ИПФ «Талер», 2019. – 116 с.
21. Михайлец А.В. Перспективы внедрения инновационных методов управления в индустрии гостеприимства // Молодой ученый. 2020. - №5. - С. 374-377.
22. Мосалёв А. И. Базовые основы поведенческой экономики в сфере туризма // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмента, Т. 14, №1, 2020. - С. 16-21.
23. Михина И.С. Воспитательный эффект детского туризма в России / И.С. Михина // Наследие в руках молодежи: новые тренды: Сборник статей международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Санкт-Петербург, 2023 – С. 64-66.
24. Нефедова А.Ю. Феномен детского туризма: понятие, классификация, особенности / А.Ю. Нефедова // Туризм и гостеприимство: новые концепции, возможности и инструменты развития: сб. науч. статей. – Белгород,2023. – С. 198-201.
25. Подсолонко В.А., Подсолонко Е.А., Ветрова Н.М. Систематизация основ создания и развития детского туризма на примере специализированных развлекательных центров // Экономика строительства и природопользования. 2020. № 4 (77). С. 86-97.
26. Рамазашвили, Н. К. Тенденции развития детского туризма / Н. К. Рамазашвили // Молодой ученый. – 2023. – № 41 (488). – С. 132-135.
27. Рамазашвили, Н. К. Тенденции развития детского туризма / Н. К. Рамазашвили // Молодой ученый. – 2023. – № 41 (488). – С. 132-135.
28. Семенчукова, М.А. Детский туризм: основные понятия, проблемы, перспективы развития // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018020268 (дата обращения: 05.05.2024).
29. Строев В.В. Детский туризм в России: сущность, современное состояние и перспективы развития / В.В. Строев // Инновации и инвестиции. 2023. № 10. С. 184-187.
30. Совик И. А. Особенности предпочтений туристических направлений населения Российской Федерации / И. А. Совик // Маркетинг в России и за рубежом. – 2020. – № 2. – С. 54-59.
31. Шишов С.А. Состояние туристической отрасли в РФ / С.А. Шишов// Электронный научный журнал. – 2019. – №1 (4). – С. 693-702.