ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………….. 6
1.1. Особенности смешанных единоборств как вида спорта…………… 6
1.2. Физическая подготовка в смешанных единоборствах……………….. 6
1.3. Проблема выбора средств физической подготовки в смешанных
единоборствах……………………………………………………………….. 10
1.4. Значимость и особенности развития скоростно-силовых
способностей в смешанных единоборствах……………………………….. 14
1.5. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки
на различных этапах многолетней тренировки……………………………. 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ…………... 28
2.1. Организация исследований…………………………………………… 28
2.2. Методы исследований………………………………………………….. 28
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……………. 30
3.1. Методика скоростно-силовой подготовки бойцов ММА……………. 30
3.2. Результаты тестирования общей и специальной физической
подготовленности……………………………………………………………. 40
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………. 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………. 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 44
В последние 25–30 лет очень большую популярность среди молодежи
нашей страны и в мире в целом получили единоборства, которые включили
в свой технический арсенал ударную технику руками, ногами и борцовские
приемы: рукопашный бой, армейский рукопашный бой, универсальный бой,
ушу-саньда, спортивно-боевое самбо, панкратион, спортивно-прикладное
карате, джиу-джитсу, ММА (микс-файт), ку-до и др. Их можно объединить
в группу так называемых комплексных, или смешанных, единоборств.
Большинство из вышеназванных видов спорта имеют спортивные федерации,
аккредитованные в Росспорте, и включены в Единую всероссийскую
спортивную классификацию. По ним проводятся региональные,
всероссийские и международные турниры, вплоть до чемпионатов
и первенств мира как среди взрослых спортсменов, так и среди юношей
и юниоров (Ашкинази С.М., 2012).
Бойцы смешанных единоборств в ходе соревновательной деятельности
демонстрируют максимальные человеческие способности в аспекте
высокого уровня всех сторон подготовки: физическая, техническая,
тактическая и психическая на основе разнообразных технико-тактических
действий, основанных на разносторонней физической подготовке.
В данном виде боевых искусств существует проблема описания
системы тренировочно-соревновательной подготовки, в частности
физической подготовки бойцов. В научно-методической литературе не
обобщены методики подготовки спортсменов, а именно: задачи спортивной
тренировки, средства (физические упражнения), методы, направленность
сторон подготовки. Тем не менее, специалисты в данной области полагают,
что в смешанных боевых искусствах существуют общая характеристика и
направленность системы подготовки спортсменов.
Таким образом, возникла необходимость поиска материала о
содержании процесса физической подготовки бойцов смешанных
единоборств, в частности, определить необходимые физические качества во взаимосвязи с их прикладным значением и систематизировать средства и
методы физической подготовки.
Ведущим направлением силовой подготовки в смешанных
единоборствах является развитие скоростно-силовых качеств. Они
проявляются в действиях, где наряду с силой требуется высокая скорость.
Объект исследования – процесс спортивной подготовки студентов,
занимающихся смешанными единоборствами.
Предмет исследования – методика скоростно-силовой подготовки
студентов, занимающихся смешанными единоборствами.
Цель исследования – научно-методическое обоснование методики
специальной скоростно-силовой подготовки в тренировочном процессе
студентов, занимающихся смешанными единоборствами..
Для достижения поставленной цели решали следующие задачи:
1. Исследовать по данным научно-методической литературы особенности
тренировочного процесса в смешанных единоборствах;
2. Разработать методику скоростно-силовой подготовки бойцов смешанных
единоборств;
3. Оценить эффективность экспериментальной методики в тренировочном
процессе бойцов смешанных единоборств.
4. Разработать практические рекомендации по скоростно-силовой подготовке
бойцов смешанных единоборств.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование
специальных средств физической подготовки акцентированного воздействия
на развитие скоростно-силовых способностей позволит повысить
эффективность физической подготовки бойцов смешанных единоборств.
Научная новизна исследования состоит в обосновании новой
методики скоростно-силовой подготовки в тренировочном процессе бойцов
смешанных единоборств. Практическая значимость. Разработанная в исследовании методика
скоростно-силовой подготовки может быть использована тренерамипреподавателями по смешанным единоборствам.
Методы исследования: Анализ литературных источников по теме
исследования, методы исследования физической подготовленности,
педагогический эксперимент, методы математической статистики.
1. Анализ литературных данных указывает на недостаточную научную
разработанность вопросов содержания и структуры тренировочных нагрузок и средств физической подготовки бойцов смешанных
единоборств.
2. Для совершенствования силовых способностей студентов, занимающихся
смешанными единоборствами, разработана методика скоростно-силовой
подготовки с введением дополнительного силового модуля в каждую
тренировку.
3. Использование экспериментальной методики скоростно-силовой подготовки приводит к значительному повышению уровня общей и
специальной подготовленности бойцов смешанных единоборств. Так в
тесте «подтягивание на перекладине» результат возрос на 25,7 % (p<0.05). В
тестах «отжимание на брусьях», «разгибание туловища», «сгибание туловища» результаты возросли на 29,4, 67,2 и 42,4 % по сравнению с
началом эксперимента. Специальная физическая подготовленность в
тестах «броски чучела» за 30 сек и 3 мин возросла на 44,4 и 21,75 %
соответственно (p<0.05).