ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I . АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ДАННЫХ ПО
ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………….………………6
1.1. Методы построения тренировочного процесса по восточному
единоборству «каратэ-до» …………………………………………………….....6
1.2. Структура процесса обучения и выполнения технических компонентов
КАТА в «каратэ-до» ……………………………………………………………...9
1.3. Понятие идеомоторная тренировка ……………………………………… 15
1.4. Роль идеомоторной тренировки при выполнении технических
комплексов КАТА в «каратэ-до»……………………………………………… 18
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………… 22
2.1. Методы исследования…………………………………………………….. 22
2.2.Организация исследования……………………………………………….. 26
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ АНАЛИЗ И
ОБСУЖДЕНИЕ………………………………………………………………….. 27
3.1. Обоснование методики выполнения комплекса ката «Хейан-Шодан» с
использованием метода идеомоторной тренировки.…………………….….. 27
3.2. Анализ эффективности экспериментальной методики ………………… 31
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………… 35
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………………… 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 39
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..... 43
Актуальность. Сегодня в наше время секции восточных единоборств
пользуются огромным престижам. Восточные единоборства располагают
огромным арсеналом средств и методов проведения тренировочного
процесса.
Каратэ - одно из самых популярных восточных единоборств во всем
Мире. Каратэ включает в себя массу различных стилей и методик изучения,
очень много составляющих, как в физическом, так и духовном плане. Это не
только постоянные физические нагрузки и борьба с противником, в основе
каратэ лежит духовная победа, главным образом над самим собой.
Современная спортивная подготовка в каратэ характеризуется
возрастанием физических и нервных нагрузок, объем и интенсивность. Их
дальнейший рост лимитируется как биологическими возможностями
организма человека, так и социальными факторами. Все эти обстоятельства
оговорят необходимость разработки более эффективных методов тренировки
при комплексной оптимизации всех ее основных компонентов.
Многие спортсмены успешно используют метод мысленных
повторений движений как процедуру, способствующую ускорению процесса
обучения приемам и навыкам, а также как элемент настройки перед
выполнением упражнений. Тренера в «каратэ-до» часто используют данный
метод при подготовке спортсменов. Данное эффективное средство
спортивной тренировки используется буквально во всех видах спорта. Те
спортсмены, которые грамотно осваивают метод идеомоторной тренировки
и видят в ней пользу, как правило, выступают на соревнованиях успешней
других.
Ряд исследований показывает, что идеомоторная тренировка дает
возможность устранить ошибки или переделывать уже усвоенный
двигательный навык, и может сопровождаться эффектом, если мысленное
выполнение действия недостаточно точно и тщательно. В исследовании нами сделанная попытка изучить вопросы психологической
саморегуляции организма, как структурной единицы во время тренировки
при выполнении технических комплексов КАТА в «каратэ-до» в целом и
технического мастерства, в частности, на основании использования в
процессе обучения инновационной методики идеомоторной тренировки.
Объект исследования - тренировочный процесс у каратистов 9-10
лет.
Предмет исследования - методика выполнения комплекса ката
«Хейан-Шодан» у каратистов 9-10 лет.
Цель исследования - разработать методику выполнения комплекса
ката «Хейан-Шодан» с использованием метода идеомоторной тренировки.
Задачи исследования:
1. Изучить литературные данные по теме исследования.
2. Дать характеристику основным средствам в процессе обучения и
выполнения технического комплекса КАТА в «каратэ-до».
3. Обосновать методику выполнения комплекса ката «Хейан-Шодан» с
использованием метода идеомоторной тренировки.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования: предполагалось, что использование метода
идеомоторной тренировки при обучении комплекса ката «Хейан-Шодан»
будет способствовать более высокому уровню технической
подготовленности каратистов.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые
использовалась методика идеомоторной тренировки для повышения
технической подготовленности занимающихся при обучении комплекса ката
«Хейан-Шодан».
Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработанная методика успешно прошла экспериментальную проверку и
может быть рекомендована для использования у каратистов тренерами в
ДЮСШ.
1. Изучение и анализ вопросов психологической саморегуляции
организма, как структурной единицы всесторонней подготовки каратистов,
позволил определить, что именно с внедрением в спортивную практику
приемов идеомоторной тренировки связывают современные тренеры свои
надежды на решение таких проблем, как повышение технического
мастерства спортсмена, подведение его к состоянию наивысшей
результативности в момент ответственного старта или реабилитации после
неудачного выступления.
2. Сравнительный анализ бальной оценки за выполнения двигательных
действий комплекса ката «Хейан-Шодан» позволил увидеть, что после
эксперимента на «отлично» выполнили 3-е учеников, на «хорошо» 5
учеников и только 2-е на «удовлетворительно». А в контрольной группе это
соотношении составило: 1 - отлично, 4 хорошо и 5 удовлетворительно. Эти
данные говорят о том, что по техники выполнения ката «Хейан-Шодан» в
экспериментальной группе намного улучшились результаты по сравнению с
контрольной.
3. При выявить динамики технического выполнения ката «ХейанШодан» у каратистов после эксперимента средний балл в ЭГ составил 8,6, а
до эксперимента он составлял 7,2 балла. Наиболее высокий показатель (10)
баллов заработали Меркулов А. и Кириллов А. Наиболее низкий (7) баллов
зафиксирован у Гокова А. и Кулинич А. все они имеют квалификацию 10 кю.
В контрольной группе данные показатели улучшились, но
незначительно и средний балл показателей в технике выполнения ката
«Хейан-Шодан» после эксперимента составил 7,4, так до этого он был 7,1.
Полученные данные позволяют утверждать, что использование
методики идеомоторной тренировки при обучении комплекса ката
способствует более высокому уровню технической подготовленности у
занимающихся в экспериментальной группе. 4. Полученные экспериментальные данные использования методики
идеомоторной тренировки при обучении ката свидетельствуют о ее
значимости и позволили разработать практические рекомендации.
1. Абрамова А.Н. Такая разная психология [Текст] / Современник. – М,
2002. – 240 с.
2. Алексеев. А.В. Психомышечная тренировка – метод психической
саморегуляции [Текст] / - М., 2000. – 27 с.
3. Алексеев А.В. Себя преодолеть [Текст] / 3-е изд., перераб., доп.:
Физическая культура и спорт. – М., 2003. – 192 с.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании [Текст] / пособие для студентов, аспирантов и
преподавателей институтов физической культуры. - М., 2001. – 224 с.
5. Бальсевич В.К. Основные параметры прогноза качественных
характеристик специалиста отрасли «физическая культура и спорт» [Текст] /
В.К. Бальсевич, Л.И Лубышева // В кн.: Довузовская подготовка как этап
развития кадровой инфраструктуры. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001. – 155 с.
6. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте [Текст] / пособие для
студентов. – М.: ФиС, 2010. – 128 с.
7. Белов В.И. Энциклопедия здоровья [Текст] / учебное пособие – М.,
2011. – 400 с.
8. Боген М.М. Методологические основы теории обучения двигательным
действиям [Текст] / учебное пособие. – М.: ПИОЛИФК, 2005. – 42 с.
9. Виноградов П.А. Основы физической культуры и здорового образа
жизни [Текст] / П.А Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак // Советский
спорт - М., , 2012. – 585 с.
10. Гневушев В.В. Система биоэкономической психомоторной
адаптивности цикла здоровья [Текст] / В.В. Гневушев, С.Ю. Забельский, В.А
Магин, Ю.П Краснов и др. // Учебное пособие: изд-во
Старопольсервисшкола. – Ставрополь, 2004. – 188 с.40
11. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая
тренировка[Текст]/ изд. 3-е – перераб. и дополн. – Физкультура и спорт –
М., 2004. – 120 с.
12. Забельский С.Ю. Система биоэкономичного психомоторного
здравоукрепления. Инновации в подготовке специалистов по физической
культуре и спорту [Текст] / Программа курса. - Ставрополь: Сервис школа,
2013. – 24 с.
13. Ильин Е.П. Психология физического воспитания [Текст] /
Просвещение – М., 2007. – 287 с.
14. Ильин Е.П. Психология физического воспитания [Текст] / Учебник для
институтов физической культуры: 2-е изд. испр. и доп. - СПб: изд-во РГПУ
им. А.П. Герцена, 2009. – 486 с.
15. Журавлѐв Д.В. Особенности психорегуляции педагогической
деятельности учителя – мастера [Текст] / Автореферат диссертации канд.
психологических наук - М., 2003. – 228 с.
16. Климов Е.А. Психология профессионала [Текст] / – Москва – Воронеж,
2003.- 456 с.
17. Климов Е.А. Психология профессионала. – Москва 2003.- 456 с.
[Текст] / Теория и практика физической культуры – М., 2005. - №11-12.
18. Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции
деятельности и поведения. Психология личности в Социалистической
обществе [Текст] / учебное пособие – М., 2012.- с. 158-172.
19. Коренберг В.Б. Основы качественного биомеханического анализа
[Текст] / – М.: ФиС, 2002. – 209 с.
20. Лин-Бей Н.П. Взаимосвязь теории и практики в подготовке будущего
специалиста [Текст] / Н.П Лин-Бей, А.А. Беляев // Теория и практика
физической культуры – М., 2003, № 9.
21. Лубышева Л.И. Концепции модернизации процесс профессиональной
подготовки специалиста по физической культуре и спорту [Текст] / Л.И41
Лубышева, В.А Магин //Теория и практика физической культуры – М., 2003,
№ 12. - с. 13-16.
22. Марков А.К. Психология профессионализма [Текст] / – М., ФиС, 2006.
– 308 с.
23. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека [Текст] / -
Пермь,2000. – 250 с.
24. Могендович М.Р. Физиологические основы взаиморегуляции
моторики и вегетатики [Текст] / Актовая речь. - Пермь, 2004. – 28 с.
25. Неверкович С.Ф. Европейский взгляд на спортивную психологию /
Текст / Теория и практика физической культуры – М., 2002, № 3. - с. 6-7.
26. Некрасов В.П. Психорегуляция в подготовке спортсменов [Текст] / –
М., ФиС, 2006. -132 с.
27. Никифоров Ю.Б. Психорегуляцию в практику физического воспитания
школьников [Текст] / Физическая культура в школе – М., 2004.- № 7-10.- 2-5
с.
28. Новиков П.М. Опережающее профессиональное образование [Текст] /
П.М Новиков, В.М Зуев // Научно-практическое пособие. – М.: РГАТиЗ,
2014 – 266 с.
29. А.В. Покровский Общая психология [Текст] / Учебник для студентов
пед. институтов – М., 2011. – 464 с.
30. Орлов А.А. Цели профессионально-педагогической подготовки
учителя. Новые исследования в пед. науках [Текст] / Педагогика - М., № 1,
2012. - с. 74-77.