ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ В
СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Характеристика качества обслуживания в системе
общественного питания
Модели и методы управления качеством услуг в
общественном питании
Системы менеджмента качества в сфере общественного
питания
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ОБСЛУЖИВАНИЯ В ООО «ХУТОРОК»
Организационно-экономическая характеристика ООО
«Хуторок»
Анализ управления качеством обслуживания в ООО «Хуторок»
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ОБСЛУЖИВАНИЯ В ООО «ХУТОРОК» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Развитие экономического потенциала России во многом связано с
модернизацией различных отраслей сферы услуг, среди которых важную
роль играет сфера общественного питания. В настоящее время развитие
услуг общественного питания зависит от спроса, который, в свою очередь,
характеризуется изменчивостью, динамичностью, высокой зависимостью от
объективных экономических, социально-демографических, а также
от психологических особенностей отдельных людей.
Современные преобразования в экономике страны создали условия для
развития конкуренции в сфере общественного питания, изменения
структуры, характера услуг предлагаемых населению, повышения роли
предприятий отрасли в развитии экономики страны и удовлетворении
индивидуальных потребностей человека. Этим объясняется необходимость
совершенствования управления предприятиями общественного питания,
ориентированного на повышение качества услуг с целью наиболее полного
удовлетворения потребностей населения.
Для обеспечения необходимого уровня качества услуг предприятиям
нужна не только передовая технология, необходимая материальная база,
квалифицированный персонал, но и рациональная организация работ,
эффективное управление предприятием с привлечением
системы менеджмента качества. Таким образом, в современной ситуации
появилась потребность в разработке теоретических и методических основ
формирования системы управления качеством услуг на предприятиях
общественного питания, адекватной требованиям современной экономики.
Степень разработанности проблемы. Исследованием проблем
формирования системы управления качеством и ее влияния на повышение
конкурентоспособности и эффективности функционирования предприятий
занимались такие ученые, как Э. Деминг, К. Исикава, Ф. Никсон, П. Панде, Л. Холп, А. Фейгенбаум, Р. Шонбергер, С. Сиро, Дж. Джуран, Г. Г.
Азгальдов, А. В. Гличев, К. И. Мазур, В. Д. Шапиро, В. В. Окрепилов и др.
Вопросами управления развитием услуг предприятий общественного
питания занимались известные зарубежные и российские ученые, в том
числе: Альберт М., Бэлл Д., Ветер М., Каплан Р., Котлер Ф., Левит Т.,
Мердик Р., Мескон М., Нортон Д., Ольве Н.-Г., Рассел С., Рендер Б., Рой Ж.,
Фишер А., Хаксевер К., Хедоури Ф., Александров Ю. Л., Басков Л. П.,
Батраева Э. А., Герасимова Н. О., Горенбургов М. А., Ершова С. А., Кочерга
А. И., Маслова Т. Д., Ройзман В. М., Терещенко Н. Н., Цветков А. Н.,
Чаплина А. Н., Шопенко Д. В. и др.
Тем не менее, выполненные исследования не в полной мере содержат
решения теоретических и методических проблем управления качеством услуг
на предприятиях общественного питания, что и предопределило цель и
задачи настоящего исследования.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в
разработке теоретических и методических положений, а также практических
рекомендаций по формированию системы управления качеством услуг на
предприятии общественного питания, способствующей повышению
конкурентоспособности и эффективности функционирования
хозяйствующих субъектов данной сферы экономики.
Для достижения данной цели в работе были поставлены и решены
следующие задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка услуг
общественного питания в условиях экономического кризиса 2014-2016 гг;
- выявить проблемы управления качеством услуг на предприятиях
общественного питания и его влияние на повышение конкурентоспособности
услуг и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов;
- определить критерии оценки качества обслуживания населения,
позволяющие обосновать выбор направлений развития производства услуг
общественного питания в отношении новых видов услуг и их ассортимента; - уточнить структуру показателей качества услуг предприятия
общественного питания;
- разработать комплекс практических мер по совершенствованию
системы управления качеством услуг и управлению затратами на
предприятии общественного питания.
Предметом исследования являются теоретические, методические и
практические вопросы формирования системы управления качеством услуг
на предприятиях общественного питания.
Объектом исследования выступает предприятие общественного
питания в г.Старый Оскол – кафе «Хуторок».
Теоретической и методологической основой исследования явились
научные труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам
потребительского рынка, в том числе предприятий общественного питания
как составной части потребительского рынка, а также прикладные
исследования в области управления предприятиями сферы услуг.
В процессе выполнения работы были использованы такие
общенаучные методы как системный подход, анализ и синтез, методы
финансово-экономического и сравнительного анализа, методы
моделирования и др.
Информационную базу работы составляют нормативные правовые
акты Российской Федерации, регламентирующие производственно-торговую
деятельность субъектов предпринимательства, данные статистических
органов, материалы периодической печати, данные финансовой,
статистической отчетности, бухгалтерского учета предприятия
общественного питания.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения,
библиографического списка использованной литературы и приложений.
Необходимость в повышении эффективности процесса обслуживания
посетителей ООО «Хуторок» обусловлена следующими обстоятельствами:
1)процесс обслуживания клиентов является инструментом в конкурентной
борьбе; 2) процесс обслуживания клиентов оказывает огромное влияние на
настроение и удовлетворенность посетителей, так как 90% всех их
потребностей удовлетворяется в сфере услуг; 3) эффективное обслуживание
посетителей способствует стимулированию предприятия; 4) эффективность
процесса обслуживания посетителей способствует повышению основных
экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия
общественного питания.
Чтобы обслуживание клиентов превратилось в важную часть
корпоративной культуры ООО «Хуторок» и способствовало формированию
полномочных и мотивированных сотрудников, нацеленным на высокие
стандарты обслуживания посетителей, необходимо постоянно
демонстрировать, что высшим приоритетом компании является качество
обслуживания. Необходимо создать систему сбора отзывов покупателей и
передачи этой информации тем, кто несет ответственность за создание
стоимости, создать систему поощрения сотрудников за формирование и
поддержание отношений с посетителями.
На эффективность обслуживания оказывает влияние и сервис
дополнительных услуг. Хотя в ООО «Хуторок» предоставлен широкий
комплекс дополнительных услуг, для совершенствования обслуживания
требуется дальнейшее расширение дополнительных услуг. Таким образом,
при учете всех вышеперечисленных предложений кафе «Хуторок» за счет
оказания лучшего обслуживания клиентов создаст себе имидж, поднимет
свой рейтинг на рынке предприятий общественного питания, привлечет к
себе внимание, повысит экономические показатели.
1. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования [Текст]. − М.:
Стандартинформ, 2010. − 8 с.
2. Абчук, В.В. Менеджмент [Текст]: учебник / В.В. Абчук [Текст]. − М.:
ИНФРА-М, 2010. − 423 с.
3. Абрютина, А.В. Экономический анализ торговой деятельности [Текст]:
учебное пособие / А.В. Абрютина. – М.: Финансы и статистика. − 2008. –
416 с.
4. Алексунин, В.А. Маркетинговые коммуникации [Текст]/ В.А. Алексунин,
Е.В. Дубаневич, Е.Н. Скляр. − М.: Дашков и К, 2011. − 196 с.
5. Байбардина, Т. Маркетинг в торговле [Текст]/ Т. Байбардина, Г.
Кожухова, В. Кузьменко. − М.: Гревцова, 2012. − 256 с.
6. Бланк, И.А. Торговый менеджмент [Текст] / И.А. Бланк. − Киев: НикаЦент, 2004. − 784 с.
7. Волгин, В.В. Устройство складов. Складские операции. Управление
складом [Текст] / В.В. Волгин. − М.: Ось-89, 2016. − 319с.
8. Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности [Текст]: учебник / Л.Т. Гиляровская. − М.: ТК Велби, 2015. −
360 с.
9. Гаджинский, А.М. Логистика [Текст] / А.М. Гаджинский. – М.:
Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 364 с.
10.Гиркин, В.А. О сущности торговли и природе кооперации [Текст]:
учебник / В.А. Гиркин. − М.: ЮНИТИ. − 2016. − 232 с.
11.Горбачев, М.Н. Дистрибуция и продвижение продукта на рынке [Текст]/
М.Н. Горбачев, Я. Газин. − М.: Феникс, 2013. − 159 с.
12.Горбачев, М.Н. Организация отдела продаж [Текст]/ М.Н. Горбачев, А.
Веселов. − М.: Феникс, 2013. − 176 с.70
13.Данченок, Л.А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы,
практика [Текст]: учебник / Л.А. Данченок. − М.: Эксмо, 2015. – 464 с.
14.Добронравин, Е.Р. Теория управления запасами при построении
логистических систем [Текст] / Е.Р. Добронравин // Российское
предпринимательство. − 2016. − №11. − С. 97-100.
15.Дурович, А.П. Маркетинговые коммуникации [Текст]: курс интенсивной
подготовки / А.П. Дурович. − М.: Современная школа, 2010. − 325 с.
16.Есипова, И.В. Как завоевать покупателя [Текст] / И.В. Есипова, С.Н.
Лобанов, Е.М.Лобанова. − М.: Дашков и К, 2012. − 168 с.
17.Ерохина, Л.И. Маркетинг в оптовой и розничной торговле [Текст]/ Л.И.
Ерохина, Е.В. Башмачникова, Е.В. Романеева. − М.: Кнорус, 2009. − 248
18.Ерохина Л.И Экономика предприятия (в сфере товарного обращения)
[Текст] / Л. Ерохина. − М.: Кнорус, 2013. − 293 с.
19.Заказнов, А. Анализ текущих и выявление скрытых возможностей
компании по увеличению объѐма продаж [Текст] / А. Заказнов //
Управление продажами. − 2016. − №4. − С.9.
20.Земляк, С.В. Маркетинг торговли [Текст]/ С.В. Земляк. − М.: Дашков и К,
2012. − 752с.
21.Зуев, Е. Простые, результативные решения − успех бизнеса в сегодняшних
условиях [Текст] / Е. Зуев // Менеджмент в России и за рубежом. – М.,
2012. − №2. – С.30-42.
22.Иванов, Г.Г. Экономика торгового предприятия [Текст]: учебное пособие /
Г.Г. Иванов. − М.: Академия. − 2015. – 320 с.
23.Ковалев, А. Оценка стоимости активной части основных фондов [Текст]/
А. Ковалев. − М.: Финстатинформ, 2012. − 328 с.
24.Коноплев, С.П. Менеджмент продаж [Текст]: учеб. пособие / С.П.
Коноплев, В.С. Коноплева. – М. ИНФРА-М, 2014. – 304 с.
25.Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] / Ф. Котлер. – М.: Бизнес-книга,
ИМА-Кросс. Плюс, 2008. – 719 с.7