Цифровая трансформация отрасли телекоммуникаций: корпоративные стратегии и регуляторные особенности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1. Стандартные подходы к измерению границ рынка и рыночной власти 5
1.2. Определение и характеристики платформ 13
1.3. Рыночная власть платформенных компаний и границы рынка в условиях
цифровизации 19
Выводы 26
ГЛАВА 2. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ОТРАСЛЬ В РФ: КОНКУРЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ И ВИДОИЗМЕНЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ 27
2.1. Отрасль телекоммуникаций: определение границ 27
2.2. Тенденции развития телекоммуникационной отрасли в РФ и динамика концентрации 33
2.3. Изменение корпоративных стратегий лидеров телекоммуникационной отрасли:
трансформация в экосистемы 39
Выводы 50
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ:
ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ 51
3.1 Регулирование телекоммуникационной отрасли: в поиске нового инструментария51
3.2 Российская специфика регулирования телекоммуникационной отрасли: вызовы
цифровизации 67
Выводы 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Приложение 1. Данные о выручке компаний 2020 и промежуточные расчеты для индексов 86
Глава 1. РЫНОЧНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ И ПРОЦЕССЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1. Стандартные подходы к измерению границ рынка и рыночной власти 5
1.2. Определение и характеристики платформ 13
1.3. Рыночная власть платформенных компаний и границы рынка в условиях
цифровизации 19
Выводы 26
ГЛАВА 2. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ОТРАСЛЬ В РФ: КОНКУРЕНТНАЯ СИТУАЦИЯ И ВИДОИЗМЕНЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ 27
2.1. Отрасль телекоммуникаций: определение границ 27
2.2. Тенденции развития телекоммуникационной отрасли в РФ и динамика концентрации 33
2.3. Изменение корпоративных стратегий лидеров телекоммуникационной отрасли:
трансформация в экосистемы 39
Выводы 50
ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ:
ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ 51
3.1 Регулирование телекоммуникационной отрасли: в поиске нового инструментария51
3.2 Российская специфика регулирования телекоммуникационной отрасли: вызовы
цифровизации 67
Выводы 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Приложение 1. Данные о выручке компаний 2020 и промежуточные расчеты для индексов 86
Актуальность темы исследования. Цифровая экономика постепенно вносит всё больше перемен в привычные процессы. Бизнес не остается в стороне и главное, с чем он сталкивается в современных условиях - это вызовы и возможности цифровой экономики. Для фирм одним из способов адаптации к новым условиям является внедрение различных технологических решений в свою деятельность: от оцифровки до цифровизации бизнес-процессов или же целостной трансформации предприятия. В телекоммуникационной отрасли это проявляется во внедрении новых корпоративных стратегий. Услуги операторов относятся уже не просто к рынку услуг связи, но и к рынкам дополнительных сервисов. Крупнейшие компании отрасли в России уже активно внедряют продукты, образующие собой экосистемы. В этой связи вопросы определения границ рынка и рыночной концентрации становятся особенно актуальными, как и вызовы для регулирования, в частности, для конкурентной политики.
Телекоммуникационная отрасль является базовой инфраструктурой для цифровой экономики. В правительственных стратегиях цифрового развития (включая национальный проект "Цифровая экономика" в РФ) данная отрасль занимает важное место.
Таким образом, проблематика исследования заключается в анализе изменений в стратегиях телекоммуникационных компаний и их влияние на рыночную власть и регулирование.
Степень разработанности темы и авторский вклад. Теоретические и практические аспекты данной темы, такие как методология определения границ рынка и отрасли, рыночной власти и антимонопольного регулирования, раскрыты в трудах ученых, в учебной литературе и законодательной базе. В настоящее время существуют исследования в области цифровой экономики и цифровой трансформации (Ценжарик М.К., Шаститко А.Е., Tirole J.), влияния цифровизации на конкурентную среду, эмпирический анализ разных секторов (Шаститко А.Е., Маркова О.А., Паршина Е.Н., Tirole J., Rochet J.-C.), регулирования рынков в условиях цифровизации (Viscusi K., Motta M.). Также исследование опирается на отчеты KPMG, PwC, BCG, OECD и др.
На наш взгляд, на текущий момент в литературе уделяется недостаточно внимания анализу последствий появления экосистемных моделей в телекоммуникационной отрасли и тому, как должно меняться регулирование. Авторский вклад состоит в анализе изменений в стратегиях телекоммуникационных компаний в связи с попыткой оценить рыночную власть. Эмпирический анализ включает в себя систематизацию и сравнительный анализ стратегий цифровой трансформации крупнейших участников рынка. Также в работе сформулированы и систематизированы особенности регулирования в условиях цифровизации.
Цель исследования: выявление ключевых микроэкономических последствий формирования цифровых платформ в сфере телекоммуникаций, связанных с изменением бизнес-стратегий, рыночной концентрации и отраслевого регулирования.
Задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты определения границ отрасли и рынка, а также современные подходы к оценке рыночной власти;
- раскрыть особенности платформенной модели бизнеса и специфику многосторонних рынков;
- выявить факторы усиления или ослабления рыночной концентрации в условиях цифровой трансформации отрасли;
- описать главные тенденции развития отрасли телекоммуникаций в РФ с точки зрения динамики рыночной концентрации;
- проанализировать корпоративные стратегии и изменение степени рыночной власти лидеров телекоммуникационной отрасли в РФ;
- рассмотреть вызовы и новые инструменты регулирования телекоммуникационной отрасли в условиях ее цифровизации.
Объект исследования: телекоммуникационная отрасль в Российской Федерации.
Предмет исследования: цифровая трансформация телекоммуникационной отрасли в контексте динамики рыночной власти.
Методологическая основа исследования включает в себя теорию цифровых платформ, конкурентный анализ отрасли и рынка. В работе планируется использовать эмпирические методики оценки рыночной власти.
Исследование состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические понятия границ рынка, рыночной власти; особенности платформ и сетевые эффекты. Во второй главе представлен эмпирический анализ цифровой трансформации телекоммуникационной отрасли. В третьей главе представлен анализ регуляторных особенностей на рынке телекоммуникационных услуг в новых условиях.
Потенциальная практическая значимость работы заключается в применении разработанных рекомендаций как для регуляторов, так и для компаний-участников телекоммуникационной отрасли. Теоретическая значимость заключается в развитии теории цифровых платформ применительно к телекоммуникационной отрасли и исследовании конкурентной политики в условиях цифровизации. Апробация результатов выпускной квалификационной работы проходила в рамках нескольких исследовательских семинаров при обучении по обмену в Варшавском университете.
Телекоммуникационная отрасль является базовой инфраструктурой для цифровой экономики. В правительственных стратегиях цифрового развития (включая национальный проект "Цифровая экономика" в РФ) данная отрасль занимает важное место.
Таким образом, проблематика исследования заключается в анализе изменений в стратегиях телекоммуникационных компаний и их влияние на рыночную власть и регулирование.
Степень разработанности темы и авторский вклад. Теоретические и практические аспекты данной темы, такие как методология определения границ рынка и отрасли, рыночной власти и антимонопольного регулирования, раскрыты в трудах ученых, в учебной литературе и законодательной базе. В настоящее время существуют исследования в области цифровой экономики и цифровой трансформации (Ценжарик М.К., Шаститко А.Е., Tirole J.), влияния цифровизации на конкурентную среду, эмпирический анализ разных секторов (Шаститко А.Е., Маркова О.А., Паршина Е.Н., Tirole J., Rochet J.-C.), регулирования рынков в условиях цифровизации (Viscusi K., Motta M.). Также исследование опирается на отчеты KPMG, PwC, BCG, OECD и др.
На наш взгляд, на текущий момент в литературе уделяется недостаточно внимания анализу последствий появления экосистемных моделей в телекоммуникационной отрасли и тому, как должно меняться регулирование. Авторский вклад состоит в анализе изменений в стратегиях телекоммуникационных компаний в связи с попыткой оценить рыночную власть. Эмпирический анализ включает в себя систематизацию и сравнительный анализ стратегий цифровой трансформации крупнейших участников рынка. Также в работе сформулированы и систематизированы особенности регулирования в условиях цифровизации.
Цель исследования: выявление ключевых микроэкономических последствий формирования цифровых платформ в сфере телекоммуникаций, связанных с изменением бизнес-стратегий, рыночной концентрации и отраслевого регулирования.
Задачи:
- рассмотреть основные теоретические аспекты определения границ отрасли и рынка, а также современные подходы к оценке рыночной власти;
- раскрыть особенности платформенной модели бизнеса и специфику многосторонних рынков;
- выявить факторы усиления или ослабления рыночной концентрации в условиях цифровой трансформации отрасли;
- описать главные тенденции развития отрасли телекоммуникаций в РФ с точки зрения динамики рыночной концентрации;
- проанализировать корпоративные стратегии и изменение степени рыночной власти лидеров телекоммуникационной отрасли в РФ;
- рассмотреть вызовы и новые инструменты регулирования телекоммуникационной отрасли в условиях ее цифровизации.
Объект исследования: телекоммуникационная отрасль в Российской Федерации.
Предмет исследования: цифровая трансформация телекоммуникационной отрасли в контексте динамики рыночной власти.
Методологическая основа исследования включает в себя теорию цифровых платформ, конкурентный анализ отрасли и рынка. В работе планируется использовать эмпирические методики оценки рыночной власти.
Исследование состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические понятия границ рынка, рыночной власти; особенности платформ и сетевые эффекты. Во второй главе представлен эмпирический анализ цифровой трансформации телекоммуникационной отрасли. В третьей главе представлен анализ регуляторных особенностей на рынке телекоммуникационных услуг в новых условиях.
Потенциальная практическая значимость работы заключается в применении разработанных рекомендаций как для регуляторов, так и для компаний-участников телекоммуникационной отрасли. Теоретическая значимость заключается в развитии теории цифровых платформ применительно к телекоммуникационной отрасли и исследовании конкурентной политики в условиях цифровизации. Апробация результатов выпускной квалификационной работы проходила в рамках нескольких исследовательских семинаров при обучении по обмену в Варшавском университете.
В рамках работы была исследована телекоммуникационная отрасль Российской Федерации на предмет цифровой трансформации в контексте динамики рыночной власти. Так, в первой главе были рассмотрены основные теоретические аспекты определения границ отрасли и рынка, понятие рыночной власти и ее измерения. К основным способам оценки рыночной концентрации относятся индексы концентрации, Херфиндаля-Хиршмана, Джини, Лернера и др. Раскрыты особенности платформенной модели бизнеса. Платформы создают инфраструктуру для процессов обмена, выступает связующим звеном между потребителями и производителями и отличается наличием сетевых эффектов.
Во второй главе были описаны главные тенденции развития отрасли телекоммуникаций в РФ с точки зрения динамики рыночной концентрации, проанализированы характерные черты цифровизации отрасли. Детально рассмотрены виды корпоративных стратегий в телекоммуникационной отрасли в условиях цифровой трансформации: они делятся на инфраструктурные и стратегии диверсификации. Предложена третья стратегия на стыке первых двух: трансформации в экосистему. Были рассмотрены изменения услуг крупнейших представителей данной отрасли в период с 2015 по 2022 год. Так, основным трендом является увеличение количества услуг, предоставляемых на смежных рынках, и внедрение экосистемных бизнес-моделей, развитие сетей 5G, сделки слияний и поглощений. При анализе динамики индексов рыночной концентрации за 2012-2020 гг. данных не установлено четкой тенденции усиления или ослабления концентрации при трансформации операторов связи в экосистемы. Мы полагаем, что эффекты от цифровой трансформации компаний будут иметь более долгосрочные последствия, трансформация лидеров рынка началась сравнительно недавно и, возможно, еще не прошло достаточно времени, чтобы оценить последствия для рыночной власти. Анализ индексов включал в себя индексы концентрации, Херфиндаля- Хиршмана, Джини, энтропии. В целом уровень концентрации за этот период остается высоким: на рынке есть несколько крупных игроков и много небольших фирм. При этом значительной динамики в уровне рыночной концентрации не наблюдается.
Третья глава посвящена особенностям регулирования отрасли телекоммуникаций в условиях её цифровизации: вызовы, новые инструменты, а также текущее положение. Среди особенностей, которые следует учитывать при адаптировании регулирования под новые условия, выделены динамичность развития платформ, новые формы антиконкурентного поведения (использование алгоритмов, приоритизация собственных сервисов на рынке интернет-поиска, связывание цифровых товаров и т.д.), наличие сетевых эффектов, издержек переключения. Рассмотрены планируемые и уже введенные нововведения в антимонопольном регулировании. Так, зарубежные ведомства (США, Германия, Австрия, Италия, Япония, Бразилия, Индия и др.) вводят в регулирование понятие сетевого эффекта, критерии доминирующего положения на рынке платформ, контроль сделок М&А, а также потенциальные риски злоупотребления доминирующим положением. Также они ориентированы на обеспечение прозрачности регулирования и гибкости в стремительно развивающейся среде.
Что касается опыта России, то здесь регулирование телекоммуникационной отрасли основано на законе «О защите конкуренции». Также, на текущий момент в разработке находится «пятый антимонопольный пакет». Он будет учитывать особенности цифровой экономики и платформенных бизнес-моделей. Планируется, что нововведения будут поддерживать конкуренцию и вместе с этим инновационное развитие.
Поскольку платформенные бизнес-модели оказывают значительное влияние на рынки, важно учитывать их особенности и потенциальные риски при актуализации регулирования. К рекомендациям для антимонопольных ведомств можно отнести учет неценовых факторов, проведение рыночных исследований на предмет новых рисков, введение особых требований к фирмам-привратникам. Важно поддерживать регулирование актуальным и при этом взвешенным, чтобы оно не ограничивало инновационное развитие. Стоит отметить, что применительно к отрасли телекоммуникаций рекомендуется оценивать услуги в совокупности, а также учитывать наличие высоких постоянных издержек.
Таким образом, в ходе работы дальнейшее развитие получили анализ корпоративных стратегий телекоммуникационных компаний и концентрации на рынке услуг связи. Также была усовершенствована классификация стратегий развития. Сформулированы и систематизированы особенности регулирования рынков в условиях цифровизации. Результаты работы могут быть применены телекоммуникационными компаниями, которые стремятся следовать современным трендам, а также в исследованиях в области конкурентной политики.
Во второй главе были описаны главные тенденции развития отрасли телекоммуникаций в РФ с точки зрения динамики рыночной концентрации, проанализированы характерные черты цифровизации отрасли. Детально рассмотрены виды корпоративных стратегий в телекоммуникационной отрасли в условиях цифровой трансформации: они делятся на инфраструктурные и стратегии диверсификации. Предложена третья стратегия на стыке первых двух: трансформации в экосистему. Были рассмотрены изменения услуг крупнейших представителей данной отрасли в период с 2015 по 2022 год. Так, основным трендом является увеличение количества услуг, предоставляемых на смежных рынках, и внедрение экосистемных бизнес-моделей, развитие сетей 5G, сделки слияний и поглощений. При анализе динамики индексов рыночной концентрации за 2012-2020 гг. данных не установлено четкой тенденции усиления или ослабления концентрации при трансформации операторов связи в экосистемы. Мы полагаем, что эффекты от цифровой трансформации компаний будут иметь более долгосрочные последствия, трансформация лидеров рынка началась сравнительно недавно и, возможно, еще не прошло достаточно времени, чтобы оценить последствия для рыночной власти. Анализ индексов включал в себя индексы концентрации, Херфиндаля- Хиршмана, Джини, энтропии. В целом уровень концентрации за этот период остается высоким: на рынке есть несколько крупных игроков и много небольших фирм. При этом значительной динамики в уровне рыночной концентрации не наблюдается.
Третья глава посвящена особенностям регулирования отрасли телекоммуникаций в условиях её цифровизации: вызовы, новые инструменты, а также текущее положение. Среди особенностей, которые следует учитывать при адаптировании регулирования под новые условия, выделены динамичность развития платформ, новые формы антиконкурентного поведения (использование алгоритмов, приоритизация собственных сервисов на рынке интернет-поиска, связывание цифровых товаров и т.д.), наличие сетевых эффектов, издержек переключения. Рассмотрены планируемые и уже введенные нововведения в антимонопольном регулировании. Так, зарубежные ведомства (США, Германия, Австрия, Италия, Япония, Бразилия, Индия и др.) вводят в регулирование понятие сетевого эффекта, критерии доминирующего положения на рынке платформ, контроль сделок М&А, а также потенциальные риски злоупотребления доминирующим положением. Также они ориентированы на обеспечение прозрачности регулирования и гибкости в стремительно развивающейся среде.
Что касается опыта России, то здесь регулирование телекоммуникационной отрасли основано на законе «О защите конкуренции». Также, на текущий момент в разработке находится «пятый антимонопольный пакет». Он будет учитывать особенности цифровой экономики и платформенных бизнес-моделей. Планируется, что нововведения будут поддерживать конкуренцию и вместе с этим инновационное развитие.
Поскольку платформенные бизнес-модели оказывают значительное влияние на рынки, важно учитывать их особенности и потенциальные риски при актуализации регулирования. К рекомендациям для антимонопольных ведомств можно отнести учет неценовых факторов, проведение рыночных исследований на предмет новых рисков, введение особых требований к фирмам-привратникам. Важно поддерживать регулирование актуальным и при этом взвешенным, чтобы оно не ограничивало инновационное развитие. Стоит отметить, что применительно к отрасли телекоммуникаций рекомендуется оценивать услуги в совокупности, а также учитывать наличие высоких постоянных издержек.
Таким образом, в ходе работы дальнейшее развитие получили анализ корпоративных стратегий телекоммуникационных компаний и концентрации на рынке услуг связи. Также была усовершенствована классификация стратегий развития. Сформулированы и систематизированы особенности регулирования рынков в условиях цифровизации. Результаты работы могут быть применены телекоммуникационными компаниями, которые стремятся следовать современным трендам, а также в исследованиях в области конкурентной политики.
Подобные работы
- Дискретные задачи случайного размещения интервалов на отрезке
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022



