Введение
Глава 1. Фирменный стиль, брендинг и корпоративная айдентика в графическом дизайне первой половины ХХ века.
1.1. Коммерческая графика эпохи Модерн и ее специфика
1.2. Корпоративный дизайн и его основные принципы: Питер Беренс и AEG
1.3. Реклама и коммерческая графика ар-деко
Глава 2. Система фирменных стилей и их развитие во второй половине ХХ века.
2.1. Нью-Йоркская школа дизайна и ее коммерческая основа
2.2. Нью-Йоркская школа графического дизайна и ее основные представители
2.3. Идея корпоративной айдентики и Швейцарский стиль
Глава 3. Развитие концепции брендинга, корпоративной айдентики и фирменного стиля в маркетинговой системе и графическом дизайне ХХ века.
3.1. Брендинг, фирменный стиль и корпоративная айдентика: общая характеристика понятий
3.2. Корпоративная айдентика и ее особенности
3.3. Фирменный стиль и его специфика
3.4. Брендинг и его общая характеристика
Глава 4. Описание графического проекта
4.1 Методология разработки и финальная концепция проекта
Заключение
Список литературы
Appendix 1. Изображения и иллюстрации к главам
Appendix 2. Графический проекта
Данный диссертационный проект посвящен разработке интерфейса в сфере психологии и ментального здоровья. Эта тема и это направление как проектной, так и исследовательской деятельности представляется важным по целому ряду причин. Проекты, связанные с медициной и здоровьем, приобрели особую актуальность в последние годы. Опыт пандемии акцентировал тот факт, что здоровье является важнейшей человеческой ценностью и важнейшим направлением деятельности интернационального сообщества.
Вместе с тем, опыт последних лет акцентировал важность технологических разработок, визуализации и презентационных стратегий в области медицины. Речь идет о создании визуальных схем, которые можно было бы использовать при создании интерфейсов и пользовательских систем. Речь идет о создании проектов в сфере как физического, так и ментального здоровья.
Данный проект отчасти призван решить поставленные задачи. Он представляет собой систему, состоящую из двух частей. Прежде всего, это графическая часть - проект графического интерфейса, посвященного проблемам ментального здоровья. Другой блок данной работы - это исследовательский проект. Он основан на исследовании двух проблем - графического дизайна ХХ века и основных маркетинговых стратегий, в том числе, связанных с брендингом . Маркетинг, брендинг и рекламная графика являются важным направлением и при обсуждении вопросов графического дизайна.
Важным направлением исследования в данной работе является брэндинг, маркетинговые стратегии и феномен корпоративного стиля. Это направление важно, поскольку использование маркетинговых технологий позволяет сформировать фирменный стиль, в том числе - в области медицины. Использование брэндинга и связанных с ним инструментов, с нашей точки зрения, способствует продвижению тех медицинских проектов, разработке которых посвящен данный проект.
Целью данной работы можно определить создание графического интерфейса, посвященного проблемам ментального здоровья. Целью данной работы также является проведение исследования, связывающего графический дизайн и маркетинговые подходы и технологии.
В связи с определением цели данной работы могут быть сформулированы и поставленные задачи:
- Изучение основных принципов графического дизайна ХХ века.
- Исследование основных школ графического дизайна ХХ века.
- Изучение основных стратегий, связанных с рекламой, брендингом и графическим дизайном.
- Исследование основных способов решения дизайн-маркетинговой системы в исторической перспективе.
- Изучение основных категорий маркетинга и брендинга.
Методика исследования. При работе с данной темой был выбран системный подход. Была изучена основная литература, посвященная как графическому дизайну, так и маркетингу . Было проведено аналитическое исследование, связанное, прежде всего, с развитием графического дизайна и приемов брендинга, реализованных посредством графического дизайна. Этот раздел выстроен в хронологическом порядке - основные направления в графическом дизайне рассматриваются в их хронологической преемственности. В разделе, посвященном маркетингу, выбран тематический принцип. Определены основные понятия и направления, связанные с формированием принципов брендинга и фирменного стиля.
Методика разработки дизайн-проекта. При выполнении этой части определяется цель продукта — дизайн, ориентированный на человека. Интерфейс разработан, в основном, чтобы показать высокую степень интерактивности и дизайна продукта. И проводите исследования пользователей, выявляйте потребности и собирайте потребности. После этого этапа основное содержание работы заключается в преобразовании результатов анализа спроса в продукты, преобразовании требований в функции продукта и использовании функций для удовлетворения потребностей, чтобы завершить общий дизайн продукта (информация). архитектура, взаимодействие, визуальный дизайн и др.).
Актуальность исследования. Как упоминалось выше, проекты, связанные с проблемами здоровья, приобрели особое значение в последние годы. Пандемия и обозначенный ею ландшафт окружающего мира в очередной раз заставили задуматься о ценности человеческого здоровья. Эти темы затронули вопросы не только физического, но и ментального здоровья. В разных странах вопросы здоровья вышли на первый план - возникла устойчивая потребность в технологических и визуальных проектах, связанных с решением проблем в области здоровья и медицины. Данная работа поддерживает обозначенную актуальную тему и стремится к разработке интерфейса, связанного с ментальным здоровьем человека.
Новизна исследования. Несмотря на очевидную востребованность тем, связанных с медициной и здоровьем, в настоящий момент число проектов и исследований на пересечении проблем маркетинга, дизайна и медицины относительно невелико. Подобные исследования и проекты только начинают появляться. Данный проект призван поддержать и развивать формирующиеся актуальные темы и направления.
Возможность практического применения. Данный проект может быть использован при подготовке визуальных систем, связанных с проблемами ментального здоровья. Проект может быть применен для формирования графических программ, ориентированных на темы медицины и психологии.
Состав проекта. Проект состоит из теоретической и прикладной, графической части. Прикладной графический раздел представляет собой проект интерфейса в сфере психологии и ментального здоровья. Теоретический раздел посвящен двум основным темам: развитию графического дизайна ХХ века и основным маркетинговым стратегиям, которые развивались на протяжении прошлого столетия.
Основное содержание работы. Теоретическая часть данного исследования состоит из Введения, четырех основных глав и Заключения. В Первой главе рассматривается дизайн первой половины ХХ века, прежде всего, те его аспекты, которые связаны с формированием принципов корпоративной айдентики, брендинга и фирменного стиля.
Один из ранних сюжетов в этом процессе может быть соотнесен с Движением искусств и Ремесел в Великобритании. Уильям Моррис, основав издательство «Келмскотт пресс» (Kelmscott Press) в 1891 году, уделял особое внимание разработке уникальных шрифтов для книгопечатания. Создание собственных шрифтов для издательских проектов «Келмскотт пресс» Уильямом Моррисом (а также такими графиками как Уолтер Крейн и Артур Макмердо), разработку собственного логотипа издательства, все это можно считать одними из первых примеров брендинга и фирменного стиля.
В период модерна, в конце Х1Х столетия особенно активное развитие получили такие направления творчества, как журнальная графика и плакат. Новые графические формы также активно проявили себя в формате афиш и плакатов. Принято считать, что активное распространение таких новых графических форм как афиша и плакат стало возможно благодаря совершенствованию технологии печати. Развитие получила техника промышленной литографии, которая позволяла печатать качественные изображения тысячными тиражами .
Важным сюжетом в истории развития рекламного плаката стало творчество художника Альфонса Муха (1860 - 1939 годы), одного из самых ярких мастеров эпохи модерна. Альфонс Муха получил известность как создатель рекламных плакатов. Муха был вынужден зарабатывать на жизнь созданием дизайна визиток, афиш, календарей, ресторанных меню и рекламных плакатов. Он создал множество плакатов для рекламы самых различных товаров: велосипедов, духов, сигарет, ювелирных украшений, напитков и шоколада. Одной из самых известных серий стала разработка фирменных плакатов, рекламирующих шампанское известного производителя «Моет и Шандон» (Moet &Chandon), выполненных в 1899 году.
Серия рекламных плакатов для «Моет и Шандон» интересна не только как произведение визуального искусства, но и как пример маркетингового подхода. Альфонс Муха изображал на своих плакатов не товар или продукт, а прежде всего - миф, образ и настроение. Художник точно ухватил один из основных принципов рекламного обращения как такового. Продавать и рекламировать, прежде всего, не конкретную вещь, не товар, а - настроение, мечту, образ достижения .
Жанр рекламного плаката не был изобретением Альфонса Муха. Это направление плакатной и афишной графики активно развивалось в 70-80-е годы XIX столетия. Хорошо известны афиши и рекламные плакаты, выполненные художником Анри Тулуз-Лотреком . В этом жанре работали и другие французские художники, такие как Поль Гаварни, Леон Шубрак, Жюль Шере, Адольф Вийетт.
Важный этап развития корпоративного дизайна и фирменного стиля в графике - деятельность знаменитого немецкого архитектора, художника и дизайнера Петера Беренса (1868 - 1940 годы). Считается, что именно с этим именем связано возникновение промышленного дизайна как такового. В 1907 году Петер Беренс стал одним из основателей немецкого Веркбунда («Германского производственного союза»), профессионального объединения архитекторов, художников, мастеров, экспертов, промышленников и теоретиков, создание которого повлияло на развитие современной архитектуры и дизайна10. Основоположник конструктивизма и функционализма в архитектуре, пионер промышленного дизайна, Петер Беренс является одной из определяющих фигур для развития этих направлений в первой половине ХХ века11.
В 1907 году Петер Беренс занял должность художественного консультанта немецкого промышленного концерна AEG («Генеральная электрическая компания») в Берлине. Это было крупнейшее предприятие в сфере машиностроения, энергетики, здесь выпускали множество промышленных машин и бытовых электротоваров. Весь фирменный стиль концерна AEG был разработан и внедрен Петером Беренсом и его дизайн-бюро12. Стояла задача унифицировать внешний вид товаров, производимых на множестве предприятий концерна. А также привести в единую форму каталоги, рекламную продукцию, создать единый стиль AEG.
Питер Беренс предложил комплексный подход, начиная от создания фирменных шрифтов и самого логотипа AEG и заканчивая дизайном всех конечных образцов продукции концерна: электрочайников, утюгов, часов, ламп накаливания, вентиляторов, осветительных приборов13. Форма спроектированных им предметов строилась в основном на повторении и вариациях нескольких простейших геометрических элементов — шестигранников, кругов, овалов. Графические работы Петера Беренса для AEG - пример предметного подхода к рекламе, это - демонстрация товара или продукта. Работы Питера Беренса для AEG - важный этап в формировании принципов рекламы и корпоративного стиля.
Важный этап развития графического плаката и рекламной графики связан с периодом Ар-деко (фр. Art deco, буквально «декоративное искусство»). Сам термин «Ар-деко» возник и широко распространился после знаменитой Международной выставки декоративного искусства и промышленности, проходившей в 1925 году в Париже . Принято считать, что это стилистическое направление возникло в 20-х годах во Франции, ярко проявившись в архитектуре, моде, декоративно-прикладном искусстве .
В целом Ар-деко можно представить как синтез модерна и неоклассицизма, с безусловным влиянием множества художественных течений первой четверти ХХ века - от кубизма и конструктивизма до влияния восточных, африканских и других экзотических мотивов. Огромное влияние на стиль Ар-деко оказало развитие техники, транспорта (самолеты, океанские лайнеры и автомобили), бурный рост сетей железных дорог в Европе и в США, развитие индустрии путешествий.
Графический дизайн этого периода также претерпел изменения. Стиль Ар-деко очень ярко проявился в журнальной и плакатной графике, в первую очередь, во Франции и в США. Стандарты стиля, во-многом, задавала индустрия глянцевых модных журналов, издававшихся в Америке, таких как Vogue или Harper’s Bazaar. Пожалуй, самой характерной для иллюстрации развития графического стиля Ар-деко и истории рекламной графики стали многочисленные работы Кассандра для железнодорожной компании Chemins de fer des Cotes-du-Nord.
Серия плакатов для Nord Express (как, впрочем, и большинство других рекламных серий Кассандра) отличает важная особенность. Это четкая маркетинговая стратегия. Минимум графических элементов (при этом тщательно отобранных и разработанных), художественная экспрессия, четко узнаваемый стиль, выработанный для каждого конкретного бренда. Даже если с плаката убрать название рекламируемой марки и слоган, можно будет безошибочно сказать, для рекламы какого бренда он был создан. В этом смысле плакаты Кассандра - это образцы четкой корпоративной айдентики, идеально спроектированного визуального сообщения. А также классический пример успешного маркетингового таргетирования .
Во Второй главе рассмотрена система фирменных стилей и их развитие во второй половине ХХ века. Одним из главных центров развития рекламы и системы фирменных стилей в этот период стали Соединенные штаты Америки. В этот период активно развивается система транснациональных корпораций таких как Coca-Cola, IBM или Levi’s. Эти факторы потребовали новых подходов к брендированию, рекламе и айдентике. Они послужили причиной небывалых количественных и качественных изменений в маркетинге и рекламе. Важным моментом стало формирование большой бизнес-системы создания новых продуктов, вывода их на рынок и постоянного рекламного сопровождения продаж товаров и услуг.
Исследователи выделяют такое понятие как «Нью-Йоркская школа» графического дизайна. Считается, что именно она сильнее всего повлияла на развитие графического дизайна периода 50-60-х годов ХХ столетия . Наиболее яркими ее представителями обычно называют таких дизайнеров и арт-директоров крупных рекламных агентств как Пол Рэнд (Paul Rand), Херб Любалин (Herb Lubalin) и Милтон Глейзер (Milton Gleiser).
Одним из наиболее известных участников Нью-Йоркской школы является Пол Рэнд. Наибольшую известность он получил как автор множества удачных логотипов для многих крупных американских и транснациональных корпораций, которые создал в 50-60-е годы. К ним относятся, например, товарные знаки NeXT, телекомпании ABC, быстрой почты UPS, энергетического гиганта ENRON, электротехнической компании Vestinghouse (c 1997 это компания CBS, телекоммуникации), и конечно, компьютерного холдинга IBM.
Другим важным представителем Нью-Йоркской школы можно считать Герба Любалина. Он долгое работал в качестве арт-директора в Нью-Йоркских рекламных агентствах, сначала в Reiss Advertising, затем в Sudler &Hennesy, где проработал почти 20 лет и в какой-то момент стал в нем полноправным партнером. Уже тогда шрифтовые решения Любалина, его логотипы и другие графические продукты обратили на себя внимание профессионалов рекламного дела.
Пуш Пин Студия - это отдельный и очень важный сюжет в истории графического дизайна второй половины ХХ столетия. Именно с творческой деятельностью этого дизайнерского коллектива многие исследователи связывают феномен Нью-Йоркской школы графического дизайна . Эта художественная и рекламная коллаборация в ее первоначальном составе просуществовала фактически 20 лет. Состав агентства при этом никогда не был постоянным. К команде Пуш Пин Студии присоединялись новые дизайнеры, графики и иллюстраторы, кто-то, наоборот, покидал коллектив. Сеймур Чваст и Милтон Глейзер совместно руководили Пуш Пин до 1975 года, когда Глейзер оставил ее ради своих индивидуальных проектов. Сеймур Чваст по сей день продолжает возглавлять это культовое графическое агентство. Новаторские подходы к графическому дизайну и иллюстрации, которые формировались в недрах Пуш Пин Студии, во многом изменили представления о современном графическом дизайне в целом.
Важнейшим направлением в истории развития графического дизайна ХХ столетия и основой для всего корпоративного дизайна после Второй мировой войны стал так называемый «Швейцарский стиль» или Швейцарская школа графического дизайна. Для обозначения этого феномена также широко используется понятие Интернациональный типографический стиль . Истоки его возникновения находят в 20-30-е годы, связывая Интернациональный стиль графики с такими движениями как Де Стил, Баухауз и конструктивизм . Окончательная разработка этого направления графического дизайна происходила уже после Второй мировой войны. Эта деятельность связана, прежде всего, со школами в Цюрихе и Базеле, с именами швейцарских типографов и графиков Йозефа Мюллер-Брокманна, Эмиля Рудера и Армина Хофманна. Благодаря этому обстоятельству данное направление графического дизайна и получило наименование «Швейцарский стиль».
Основными отличительными чертами Швейцарского стиля были ясность, простота, объективность подачи и восприятия информации. Основой Швейцарской школы стало применение модульных сеток для верстки, использование простых и ясных шрифтов без засечек. Для журнальной и плакатной верстки мастера швейцарской школы обычно использовали фотографии вместо графики и рисунков, как более объективный и информативный иллюстративный материал. Сами шрифты и текст также являлись важным графическим элементов плакатов, обложки и верстки. Это - одно из характерных отличий швейцарского стиля. Также характерной чертой швейцарской школы стало выравнивание текста по левому обрезу страницы, а не по всей ее ширине. Этот характерный набор определенных правил и использование модульных сеток как основы для верстки с математической точностью создали ясный и стандартизированный графический стиль швейцарской школы .
В Третьей главе рассматриваются вопросы, связанные с фирменным стилем, брендингом и корпоративной айдентикой - в этом разделе определены основные понятия, связанные с маркетинговой системой. Развитие маркетинга как области знания и бизнес- системы связано с процессом возникновения специализированных бизнес-школ при крупных образовательных центрах сначала в США, затем и в Европе. Знаменитые Гарвардская и Стенфордская школы бизнеса, ставшие началом внедрения по всему миру нового стандарта бизнес-образования (так называемый MBA, Master of Business Administration) были основаны еще в первой четверти ХХ века, в 1908 и в 1925 году соответственно. Их возникновение связывают с потребностью в новых кадрах управленцев, которых требовалось все больше с развитием промышленности и торговли.
В 50 и 60-е годы прошлого века, в Америке и Западной Европе окончательно складывается система больших корпораций. В этот период теория и практика маркетинга как основного системного подхода организации и управления бизнеса вышла на новый уровень. Маркетинг сомкнулся с теорией управления, образовав новую, рыночно-ориентированную теорию управления. Это так называемый «маркетинг-менеджмент», который с этого времени становится основой бизнес-управления во всем мире.
Корпоративная айдентика (corporate identity) стала ведущим направлением как для дифференциации многочисленных корпораций внутри отраслей экономики, так и для конечного потребителя. В том числе, и в так называемых сегментах B2B («Business-to- Business», оказание специализированных услуг внутри бизнес-сообщества, без работы с массовым конечным потребителем) . Также корпоративная айдентика стала важным компонентом управления бизнесом и коммуникации с собственными сотрудниками в крупных компаниях. Идея корпоративной айдентики (или «корпоративного имиджа») заключается в том, как та или иная компания представляет себя в публичном пространстве, то есть в глазах клиентов, потребителей товаров и услуг, инвесторов и собственных сотрудников. Обычно корпоративная айдентика визуализируется через брендинг и использование товарных знаков .
Фирменный стиль (corporate style) как графическое воплощение идеи корпоративной айдентики является одним из основных ее понятий и важнейшей составляющей. Именно стандарты фирменного стиля определяют визуальное представление компании, то, как она выглядит в глазах окружающего мира. Считается, что одна из главных задача фирменного стиля - быть узнаваемым . Именно узнаваемый фирменный стиль, выделяющийся и запоминающийся, заставляет потребителя товаров и услуг помнить о том, что та или иная компания (или некоммерческая институция) существует.
Кроме того, корпоративный визуальный стиль символизирует компанию, формирует ее образ для внешнего мира, то есть служит составляющей частью ее имиджа и репутации. Методы и возможности графического дизайна способны помочь создать ясный и понятный, а также привлекательный имидж для аудитории компании или организации . Это важная задача массовой коммуникации, которая может, на первый взгляд, казаться очевидной. Однако, «хороший» дизайн, удачно созданный фирменный стиль способны серьезно помочь в деле формирования корпоративной айдентики и создания привлекательного имиджа .
Брендинг - еще одно важнейшее понятие современной мировой экономики товаров массового потребления. С одной стороны, теория бренда (товарной марки) лежит в основе маркетинга, ориентированного на потребителя . С другой стороны, система брендов важна с точки зрения формирования экономики потребления в целом. Именно бренды, а не фирмы-производители, стали в ХХ веке первоочередным объектом рекламы, промоушна и предложения на рынке. Очень часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда массовый потребитель может хорошо знать (и выбирать) те или бренды товаров и услуг, при этом ничего не знать о компаниях, которые их производят. Ориентация на бренды и их визуальную айдентику прослеживается еще с XIX столетия, именно во второй его половине активно развивается и графический рекламный плакат. Многие бренды на протяжении XX столетия приобрели также не только экономическую или маркетинговую, но и культурно-историческую ценность, став выражением национального характера или модели поведения определенных групп населения, а также яркими символами массовой культуры .
В четвертой главе представлено описание графического проекта, Этот раздел содержит описание проекта, задачи проекта, цель и характер проекта, исследуйте, собирайте и анализируйте потребности пользователей в проекте. Целью данной работы можно определить создание графического мобильного приложения, посвященного проблемам ментального здоровья и проведение исследования, связывающего графический дизайн и маркетинговые подходы и технологии. По результатам анализа потребностей пользователей создается соответствующий интерфейс функций продукта, и эти функции используются для удовлетворения потребностей пользователей, чтобы выполнить общий дизайн проекта, включая интерактивность, ясность информации, визуальный дизайн и т. д. Основная миссия проектов и этих проектов — помочь людям с проблемами психического здоровья и улучшить их психическое здоровье, а также сделать так, чтобы больше людей знали и понимали проблемы психического здоровья.
Опыт нескольких последних лет продемонстрировал, насколько важными являются проблемы, связанные с медициной и здоровьем. Речь идет не только о физическом здоровье, но и о здоровье психологическом и метальном. Опыт пандемии подчеркнул важность не только физического состояния, но и ментальных функций, акцентировал внимание на психологическом состоянии людей.
Эта важность тем, связанных с вопросами здоровья, стала одной из причин обращения к выбранной теме. Целью данной работы была разработка интерфейса в сфере психологии и ментального поведения. С одной стороны, нас интересовала возможность решить важную функциональную проблему - обеспечить поддержку направлениям, связанным с психологической устойчивостью. С другой стороны, принципиально важным было стремление придать такому проекту графическую форму, тем самым обеспечив возможность его комфортного восприятия пользователями. Решению этих базовых задач была посвящена данная работа.
В рамках данного исследования была реализована задача создания интерфейса, связанного с проблемами психологического и ментального здоровья. Он состоит из двух базовых разделов: прикладного графического проекта и теоретической части. В рамках графического проекта были сформированы основы пользовательского интерфейса, связанного с проблемами ментального здоровья. В теоретической части было проведено предварительное исследование тем, связанных с основными элементами проекта.
Теоретическая часть была построена на двух основных смысловых основах. Первая - изучение специфики графического дизайна ХХ века - прежде всего, тех его элементов, которые были связаны с продвижением того или иного товара. В центре нашего внимания находился, прежде всего, рекламный плакат. Второе направление, связанное с нашим исследованием, - маркетинговые платформы и инструменты . В этих разделах мы рассматривали элементы, связанные с возможностью продвижения товара и его брендирования.
В рамках данной работы были реализованы следующие задачи:
- Рассмотрены основные принципы графического дизайна ХХ века.
- Изучены основные школы графического дизайна ХХ века.
- Проанализированы основные стратегии, связанные с рекламой, брендингом и графическим дизайном.
- Исследованы основные способы решения дизайн-маркетинговой системы в исторической перспективе.
- Рассмотрены основные категории маркетинга и брендинга.
В рамках систематического подхода, выбранного в рамках данной работы, были проанализированы основные исследования и источники, связанные с выбранной проблематикой . Было проведено исследование тем, связанных с развитием графического дизайна. Этот раздел был выстроен в хронологическом порядке. Также были рассмотрены основные маркетинговые категории, понятия и формы. Этот раздел был организован по тематическому принципу.
Проекты, связанные с проблемами здоровья, приобрели особое значение в последние годы. Пандемия заставила задуматься о ценности человеческого здоровья. Эти темы затронули вопросы не только физического, но и ментального здоровья. Данная работа стала одной из форм поддержки этой актуальной темы. Несмотря на очевидную востребованность тем, связанных с медициной и здоровьем, в настоящий момент число проектов и исследований на пересечении проблем маркетинга, дизайна и медицины относительно невелико - это определяет его актуальность. Следует учитывать, что данный проект может быть использован при подготовке визуальных систем, связанных с проблемами ментального здоровья.
Реализованный проект состоит из проектной и графической части. Графический проект - это проект интерфейса в сфере психологии и ментального здоровья. Теоретический блок посвящен двум основным темам: развитию графического дизайна ХХ века и актуальным маркетинговым стратегиям. Работа состоит из Введения, четырех глав и Заключения.
В Первой главе были рассмотрены вопросы, связанные с графическим дизайном ХХ века, - прежде всего, те его аспекты, которые связаны с формированием принципов корпоративной айдентики, брендинга и фирменного стиля. Один из ранних сюжетов в этом процессе может быть соотнесен с Движением искусств и Ремесел в Великобритании.
В период модерна, в конце XIX столетия особенно активное развитие получили такие направления творчества, как журнальная графика и плакат. Новые графические формы также активно проявили себя в формате афиш и плакатов. Принято считать, что активное распространение таких новых графических форм как афиша и плакат стало возможно благодаря совершенствованию технологии печати. Развитие получила техника промышленной литографии, которая позволяла печатать качественные изображения тысячными тиражами.
Важный этап развития корпоративного дизайна и фирменного стиля в графике - деятельность знаменитого немецкого архитектора, художника и дизайнера Петера Беренса (1868 - 1940 годы). Считается, что именно с этим именем связано возникновение промышленного дизайна как такового. В 1907 году Петер Беренс стал одним из основателей немецкого Веркбунда («Германского производственного союза»), профессионального объединения архитекторов, художников, мастеров, экспертов, промышленников и теоретиков, создание которого повлияло на развитие современной архитектуры и дизайна. В 1907 году Петер Беренс занял должность художественного консультанта немецкого промышленного концерна AEG («Генеральная электрическая компания») в Берлине. Весь фирменный стиль концерна AEG был разработан и внедрен Петером Беренсом и его дизайн-бюро.
Важный этап развития графического плаката и рекламной графики связан с периодом Ар-деко (фр. Art deco, буквально «декоративное искусство»). Сам термин «Ар-деко» возник и широко распространился после знаменитой Международной выставки декоративного искусства и промышленности, проходившей в 1925 году в Париже . Принято считать, что это стилистическое направление возникло в 20-х годах во Франции, ярко проявившись в архитектуре, моде, декоративно-прикладном искусстве. Графический дизайн этого периода также претерпел изменения. Стиль Ар-деко очень ярко проявился в журнальной и плакатной графике, в первую очередь, во Франции и в США. Стандарты стиля, во-многом, задавала индустрия глянцевых модных журналов, издававшихся в Америке, таких как Vogue или Harper’s Bazaar.
Во Второй главе рассмотрена система фирменных стилей и их развитие во второй половине ХХ века. Одним из главных центров развития рекламы и системы фирменных стилей в этот период стали Соединенные штаты Америки. В этот период активно развивается система транснациональных корпораций таких как Coca-Cola, IBM или Levi’s. Эти факторы потребовали новых подходов к брендированию, рекламе и айдентике. Они послужили причиной небывалых количественных и качественных изменений в маркетинге и рекламе. Важным моментом стало формирование большой бизнес-системы создания новых продуктов, вывода их на рынок и постоянного рекламного сопровождения продаж товаров и услуг.
Исследователи выделяют такое понятие как «Нью-Йоркская школа» графического дизайна. Считается, что именно она сильнее всего повлияла на развитие графического дизайна периода 50-60-х годов ХХ столетия . Наиболее яркими ее представителями обычно называют таких дизайнеров и арт-директоров крупных рекламных агентств как Пол Рэнд (Paul Rand), Херб Любалин (Herb Lubalin) и Милтон Глейзер (Milton Gleiser).
Важнейшим направлением в истории развития графического дизайна ХХ столетия и основой для всего корпоративного дизайна после Второй мировой войны стал так называемый «Швейцарский стиль» или Швейцарская школа графического дизайна . Для обозначения этого феномена также широко используется понятие Интернациональный стиль. Основными отличительными чертами Швейцарского стиля были ясность, простота, объективность подачи и восприятия информации. Основой Швейцарской школы стало применение модульных сеток для верстки, использование простых и ясных шрифтов без засечек. Для журнальной и плакатной верстки мастера швейцарской школы обычно использовали фотографии вместо графики и рисунков, как более объективный и информативный иллюстративный материал. Сами шрифты и текст также являлись важным графическим элементов плакатов, обложки и верстки. Это - одно из характерных отличий швейцарского стиля.
В Третьей главе рассматриваются вопросы, связанные с фирменным стилем, брендингом и корпоративной айдентикой - в этом разделе определены основные понятия, связанные с маркетинговой системой. В 50 и 60-е годы прошлого века, в Америке и Западной Европе окончательно складывается система больших корпораций. В этот период теория и практика маркетинга как основного системного подхода организации и управления бизнеса вышла на новый уровень. Маркетинг сомкнулся с теорией управления, образовав новую, рыночно-ориентированную теорию управления. Это так называемый «маркетинг-менеджмент», который с этого времени становится основой бизнес-управления во всем мире.
Корпоративная айдентика (corporate identity) стала ведущим направлением как для дифференциации многочисленных корпораций внутри отраслей экономики, так и для конечного потребителя. В том числе, и в так называемых сегментах B2B («Business-to- Business», оказание специализированных услуг внутри бизнес-сообщества, без работы с массовым конечным потребителем). Также корпоративная айдентика стала важным компонентом управления бизнесом и коммуникации с собственными сотрудниками в крупных компаниях.
Фирменный стиль (corporate style) как графическое воплощение идеи корпоративной айдентики является одним из основных ее понятий и важнейшей составляющей. Именно стандарты фирменного стиля определяют визуальное представление компании, то, как она выглядит в глазах окружающего мира. Считается, что одна из главных задача фирменного стиля - быть узнаваемым . Именно узнаваемый фирменный стиль, выделяющийся и запоминающийся, заставляет потребителя товаров и услуг помнить о том, что та или иная компания (или некоммерческая институция) существует.
Брендинг - еще одно важнейшее понятие современной мировой экономики товаров массового потребления. С одной стороны, теория бренда (товарной марки) лежит в основе маркетинга, ориентированного на потребителя. С другой стороны, система брендов важна с точки зрения формирования экономики потребления в целом. Именно бренды, а не фирмы-производители, стали в ХХ веке первоочередным объектом рекламы, промоушна и предложения на рынке. Многие бренды на протяжении ХХ столетия приобрели также не только экономическую или маркетинговую, но и культурно-историческую ценность, став выражением национального характера или модели поведения определенных групп населения, а также яркими символами массовой культуры .
В четвертой главе было представлено описание графического проекта.
1. Абаев Н. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989. - 272 с.
2. Аббасов И. Основы графического дизайна. М.: ДМК-Пресс, 2008. - 235 с.
3. Абульханова-Славская К. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 335с.
4. Абульханова-Славская К. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории, 1995. С.27-48.
5. Аверинцев С. "Аналитическая психология" К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. М., 1972. С.110-155.
6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Академический проект, 2009. - 296с.
7. Александровский Ю. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. - 272с.
8. Алексейчик А. Библиотерапия // Руководство по психотерапии. 3-е изд. - Ташкент, 1985. - С.230-250.
9. Алленов М. История русского искусства. Искусство XVIII-начала XX века. Москва: Белый город, 2008. - 503 с.
10. Ананьев Б. Человек как предмет познания. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1968. - 339с.
11. Ананьев В. Введение в психологию здоровья. СПб. Балтийская педагогическая академия, 1998. - 148с.
12. Андреенкова Н. Проблема социализации личности // Социальные исследования. Вып.З. М., 1970. - С.39-50.
13. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. -С.28-42.
14. Аристова Ж.С., Васильева Е.В. Принципы интернационального стиля в системе flat-design: графическая форма и визуальные условия образовательных и музейных web- систем: Сборник статей/Казанский федеральный университет. - Казань, 2017. С. 96 - 97.
15. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. - 450с.
16. Аронов В. Дизайн в культуре ХХ века. 1945 —1990. М.: «Издатель Дмитрий Аронов», 2013.
17. Артановский С. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб.: СПб ГАК, 1994. - 224с.
18. Арутюнов С. Народы и культуры: Развитие и взпимодействие. М.: Наука, 1989. 243 с.
19. Асмолов А. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, 1996. - 768с.
20. Асмолов А. Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: Издательство Московского Университета, 1986. - 96с.
21. Бабурина Н. Русский плакат. Вторая половина XIX - начало XX века. Л.: Художник РСФСР, 1988. 192 с.
22. Бадхен А., Каган В. Новая психология и духовное измерение. СПб.: ГАРМОНИЯ, 1995. - 120с.
23. Бажин Е., Коренева Т. Социально-психологические проблемы психического здоровья // Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. Л., 1982. - С. 147-167.
24. Банников И.; Васильева Е. Живописная программа фильмов Дэвида Линча: художественная принадлежность и феномен моды // Теория моды: тело, одежда, культура 2018, № 48. с. 11-26.
25. Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж: МОДЭК, 1995. - 224с.
26. Белик A. Психологическое направление в этнологии США // Этнология в США и Канаде. М.: Наука. - С.190-240.
27. Белянин В. Основы психолингвистической диагностики. Модели мира в литературе. М.: Тривола, 2000. - 248с.
28. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. - 400с.
29. Беспалько И. О системном подходе к анализу соотношения патологии и нормы в клинике // Теоретико-методологические аспекты пограничной психиатрии. Л., 1979. С. 60-70.
30. Блинова O.A. Процесс музыкальной психотерапии: систематизация и описание основных форм работы // Психологический журнал. 1998. Т.19. №3. С.106-118.
31. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М: Республика, 2006
32. Боровский А. Полвека современного искусства. М.: Пальмира, 2020. 236 с.
33. Братусь Б. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. - 86с.
34. Брингхерст Р Основы стиля в типографике. М.: Издатель Дм. Аронов, 2006. - 315 с.
35. Брунер Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации . М.: Прогресс, 1977. - 412с.
36. Бу И. Выставочные проекты Яна Фабра в классических художественных музеях: аспекты диалога традиции и современности // Музей. Памятник. Наследие. 2018. № 1 (3). С. 33-40.
37. Бу И. Система микрографики и визуальная практика «новой волны»: к определению принципов современного дизайна // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 3. С. 290— 297.
38. Бу И.; Васильева Е. Фарфор Жу Яо и принципы минимализма: к проблеме чувства формы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 42. С. 43-52.
39. Будилова Е. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983. - 232с.
40. Бурно М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. - 304 с.
41. Васильева Е. Маска и мистерия: бесформенное, артикуляция и культура карнавала // «Новая норма». Гардеробные и телесные практики в эпоху пандемии. Библиотека журнала «Теория моды». М.; НЛО, 2021, сс. 155 - 164.
42. Васильева Е. Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства // Международный журнал исследований культуры, 2020, № 1 (37), с. 65 — 86.
43. Васильева Е. «Сцена в библиотеке»: проблема вещи и риторика фотографии // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3.
44. Васильева Е. Национальная романтика и интернациональный стиль: к проблеме идентичности в системе финского дизайна // Человек. Культура. Образование. 2020, 3 (37), с. 57 - 72.
45. Васильева Е. Петербургская школа моды: от минимализма к деконструкции // Трансформация старого и поиск нового в культуре и искусстве 90-х годов ХХ века. Материалы научной конференции. Санкт-Петербург: Музей искусства Санкт- Петербурга XX-XXI веков, 2020. с. 46-53.
46. Васильева Е. Стереография Шухова: конструкция и пространство // Неизвестное
российское фотоискусство: Сборник статей. М.: Три квадрата, 2020.
47. Васильева Е. Финский дизайн стекла: апроприации, идентичность и проблема интернационального стиля // Теория моды: тело, одежда, культура. 2020, № 55, с. 259—280.
48. Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. М.: Новое литературное обозрение, 2019. - 312 с.
49. Васильева Е. В. Город и тень. Образ города в художественной фотографии XIX — начала ХХ веков. Saarbrucken: LAP LAMBERT, 2013. - 280 с.
50. Васильева Е. Стратегия моды: феномен нового и принцип устойчивости // Теория моды: одежда, тело, культура. 2019, № 54, с. 19 — 35.
51. Васильева Е. Принцип объекта / Пространство формы // Теория моды: одежда, тело, культура. 2019, № 54, с. 315—319.
52. Васильева Е. Деконструкция и мода: порядок и беспорядок // Теория моды: одежда, тело, культура. 2018. № 4. С. 58-79.
53. Васильева Е. Эжен Атже: художественная биография и мифологическая программа // Международный журнал исследований культуры, № 1 (30) 2018. С. 30 — 38.
54. Васильева Е.; Аристова (Гарифулина) Ж. Flat-Design и система интернационального стиля: графические принципы и визуальная форма // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2018, № 3. С. 43-49.
55. Васильева Е. Феномен модной фотографии: регламент мифологических систем // Международный журнал исследований культуры, № 1 (26) 2017. С. 163—169.
56. Васильева Е. Фигура Возвышенного и кризис идеологии Нового времени // Теория моды: тело, одежда, культура. 2018. № 47. С.10 — 29.
57. Васильева Е. Идеология знака, феномен языка и «Система моды» // Теория моды: тело, одежда, культура. 2017. № 45. С.11 — 24.
58. Васильева Е. Система традиционного и принцип моды // Теория моды: тело, одежда, культура. 2017. № 43. С. 1-18.
59. Васильева Е. Фотография и внелогическая форма. Таксономическая модель и фигура Другого / Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2017, № 1 (111). С. 212—225.
60. Васильева Е. Идеальное и утилитарное в системе интернационального стиля: предмет и объект в концепции дизайна XX века. // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 4 (25). С. 72-80.
61. Васильева Е. Феномен Женского и фигура Сакрального / Теория моды: тело, одежда, культура. 2016. № 42. С. 160—189.
62. Васильева Е. Дюссельдорфская школа фотографии: социальное и мифологическое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. Вып.
3. С. 27-37.
63. Васильева Е. Идея знака и принцип обмена в поле фотографии и системе языка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. вып. 1. С. 4-33.
64. Васильева Е. Музыкальная форма и фотография: система языка и структура смысла // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2015. вып.
4. С. 28-41.
65. Васильева Е. Фотография и феноменология трагического: идея должного и фигура ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2015. вып. 1. С. 26-52.
66. Васильева Е. Сьюзан Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2014. вып. 3. С. 64-80.
67. Васильева Е. Фотография и феномен времени // Вестник СанктПетербургского
университета. Серия 15. Искусствоведение. 2014. вып. 1. С. 64-79.
68. Васильева Е. Характер и маска в фотографии XIX в // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2012. вып. 4. С. 175—186.
69. Василюк Ф. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. - 200с.
70. Выготский Л. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576с.
71. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т Т.6. М., 1984.- С.91-318.
72. Гырдымова И.; Васильева Е. Идеология телесного и генеративный дизайн в системе визуальной идентичности ХХ в. / Материалы II Международной научной конференции «Визуальная коммуникация в социокультурной динамике». Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Набережные челны, 2016, с. 66 -69.
73. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX в. СПб.: Азбука-классика, 2008.
74. Глинтерник Э. Рекламная дизайн-графика как социокультурный феномен в России 1880 - 1910-х годов. // Международный журнал исследований культуры. 2016. No4 (25). С. 13-22.
75. Ильин В. Социология потребления: учебник для бакалавриата. М.: Юрайт, 2019.
76. Кравцова М. История искусства Китая. СПб.: Лань, 2004.
77. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990.
78. Курушин В. Дизайн и реклама. От теории к практике. М.: ДМК Пресс, 2017.
79. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. СПб: Питер, 2006
80. Лесняк В. Графический дизайн. Основы профессии. М.: 2011.
81. Ли М. Васильева Е. Иллюстрация детских книг в современной Японии: базовые принципы и основные имена // Вестник культуры и искусств. 2018. № 2 (54). С. 115¬
123.
82. Лукьянчикова М.В., Бердникова Э.Н. История рекламы и PR в США. М.: Ridero, 2018
83. Осадченко О. Японская школа графического дизайна: к вопросу идентификации интернационального стиля // МЕСМАХЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2021. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 145-летию ЦУТР барона Штиглица -ЛВХПУ им. В. И. Мухиной - СПГХПА им. А. Л. Штиглица. Санкт- Петербург, 2021. С. 161-166.
84. Позднякова К. Керамика М. А. Врубеля: вызовы и перспективы в процессе поиска новых креативных образов в декоративно-прикладном искусстве // Университетский научный журнал. 2019. № 46. С. 246-254.
85. Позднякова К. Китайская школа графического дизайна: новый вызов для российской дизайн-педагогики // Университетский научный журнал. 2018. № 36. С. 125-128.
86. Позднякова К. Художественные мастерские в России в конце XIX - начале XXI века // Мир современной науки. 2016. № 2 (36). С. 99-105.
87. Позднякова К. Искусство керамики в творческой практике русских художников конца XIX - начала ХХ века // Вестник Санкт Петербургского университета. Искусствоведение. 2011. № 2. С. 59-67.
88. Рид Г. Краткая история современной живописи. M.: Ad Marginem, 2018.
89. Стародумова Е. Метод кинетической типографики и феномен классического дизайна. Опыт футуристов в современной визуальной программе // ИСКУССТВО И ДИЗАЙН: ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 362-366.
90. Суворов П. И. Искусство литографии. М. Искусство. 1952
91. Фиртич Е. Джон Кейдж и проблема визуального представления аккустического пространства // ИСКУССТВО И ДИЗАЙН: ИСТОРИЯ И ПРАКТИКА. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 367-371.
92. Фостер Х., Краусс Р., Буа И-А., Бухло Б., Джослит Л. Искусство с 1900 года:
модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ad Marginem, 2015.
Литература на английском языке:
93. Aaker D. Managing Brand Equity. New York: Free Press, 2003
94. Adams S., Dawson P., Foster J., Seddon T. Graphic design rules. New York: Princeton Architectural Press, 2020.
95. Argule M. The Psychology of Interpersonal Behaviour. London, 1973. - 280p.
96. Ambrose G. The Visual Dictionary of Graphic Design. N.-Y: St. Martins Press, 2007.
97. Buchanan, R. (2001). Human dignity and human rights: Thoughts on the principles of human¬centered design. Design issues, 17(3), 35-39.
98. Banham R. Theory and Design in the First Machine Age. Cambrige Mass.: MIT Press,1980.
99. Bartels R. The History of Marketing Thought. Columbus, Ohio: Grid, 1976
100. Bernsen J. Why Design, UK: The Design Council, 1989
101. Blackwell L. 20th Century Type. New Haven: Yale University Press, 2004
102. Blumer H. Sociological Implication of Thought of G.-H. Mead // American Journal of Sociology, 1966. V.71. - №5. - P.530-554.
103. Bonner H. The Proactive Personality // Challenges of Humanistic Psychology, 1967. - P.61-66.
104. Bringhurst R. The Elements of Typographic Style. Dublin: Hartley and Marks Publishers, 2004.
105. Brown R. The poster art of A. M. Cassandre. New York: Dutton, 1979
106. Butler R. Marketing Methods. NY: Alexander Hamilton Institute, 1917
107. Carter R. Typographic Design: Form and Communication. Sydney: Van Nostrand Reinhold, 1993.
108. Chwast S. The Push Pin Graphic, A Quarter Century of Innovative Design and Illustration.
San Francisco: Chronicle Books, 2004
109. Church R., Godley A. The Emergence of Modern Marketing. London: Frank Cass, 2003
110. Cruikshank J. A Delicate Experiment: The Harvard Business School, 1908—1945. Boston, MA: Harvard Business School Press, 1987