Введение 2
Глава 1. Биография Ахмада Махмуда 6
Глава 2. Обзор творчества Ахмада Махмуда 20
Глава 3. Роман «Выжженная земля» в контексте иранской «военной литературы» 28
Глава 4. Фокализация в романе «Выжженная земля» 39
Глава 5. Психологические портреты персонажей в романе «Выжженная земля 49
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Ирано-иракская война (1980-1988) занимает особое место в культуре современного персидского общества. Она послужила фундаментом, на котором первые руководители Исламской республики Иран возвели идеологию нового государства. В политической и общественной жизни Ирана это событие едва ли уступает по важности Исламской революции 1979 года [Varzi 2006: 6]. Названия, закрепившиеся за ирано-иракской войной в персидском языке: «священная оборона» ( دفاع مقدس[defā‘-ye moqaddas]) и «навязанная война» (جنگ تحمیلی [jang-e tahmili]) — также свидетельствуют об отношении иранцев к этому военному конфликту.
За последние семь лет, с 2015 по 2022 год издательство «Садра», связанное с Культурным представительством при Посольстве Ирана в России и Фондом исследований исламской культуры им. Ибн Сины, опубликовало на русском языке семь персидских романов, сборников рассказов и мемуаров, посвященных ирано-иракской войне [Никитенко 2020: 23]. Они составляют почти четверть от числа всех художественных произведений, выпущенных этим издательским домом со времени его основания . Учитывая это обстоятельство, можно прийти к выводу, что иранские организации культуры, занимающиеся популяризацией персидской литературы за рубежом, прилагают особые усилия, чтобы заинтересовать иностранцев темой ирано-иракской войны.
Роман Ахмада Махмуда «Выжженная земля» (زمین سوخته [zamin-e suxte]) принадлежит к числу самых ярких свидетельств о войне между Ираном и Ираком. В отличие от большинства других авторов, которые в 1980-х годах впервые взялись за перо, чтобы описать свой опыт участия в боях или жизни в тылу, Ахмад Махмуд к началу войны был уже состоявшимся, опытным писателем. По этой причине роман «Выжженная земля», наряду с «Зимой 62-го» (زمستان 62 [zemestān-e 62]) Эсма’ила Фасиха (اسماعیل فصیح [esmā’il fasih]) и «Гаданию на крови» (فال خون [fāl-e xun]) Давуда Гаффаразадегана (داوود غفارزادگان [davud qaffārzādegān]), выделяется на фоне книг об ирано-иракской войне, которые зачастую лишены художественных достоинств [Talattof 2000: 115]. Таким образом, он представляет собой особый интерес для исследователей.
С одной стороны, персидская литература об ирано-иракской войне — популярный предмет для изучения в Иране, европейских странах и США. Этот феномен исследовали многие учёные, занимающиеся современной персидской литературой: Мохаммад Реза Ганунпарвар (Mohammad Reza Ghanoonparvar), Мохаммад Мехди Хоррам (Mohammad Mehdi Khorram), Амир Мусави (Amir Moosavi), Али-Асгар Сейед Гораб (Ali-Asghar Seyed-Ghorab), Камран Талаттоф (Kamran Talattof), Каве Эхсани (Kaveh Ehsani) и другие. Чаще всего они рассматривают литературу об ирано-иракской войне в контексте её отношения к официальному иранскому политическому дискурсу.
С другой стороны, Ахмад Махмуд является важной фигурой для иранской литературы XX века. Такие персидские критики и филологи, как ‛Абд ол-‛Али Дастгейб (عبدالعلی دستغیب [‘abdol-‘ali dastqayb]), Хушанг Голшири (هوشنگ گلشیری [hušang golširi]), Кейван Бажен (کیوان باژن [keyvān bāžen]) и Анахид Оджакийанс (آناهید اجاکیانس [ānāhid ojākiāns]) посвятили отдельные книги исследованию его творчества [Rezaei 2015]. Кроме того, изучению отдельных аспектов его романов и рассказов посвящено множество статей на персидском языке , а его роман «Соседи» (همسایه ها [hamsāyehā]) регулярно появляется в списках самых известных произведений современной персидской литературы.
Несмотря на это, творчество Ахмада Махмуда остаётся плохо исследованным в русскоязычной иранистике. На русском языке его книги публиковались дважды. В 1980 году его рассказ «Наш городок» (شهر کوچک ما [šahr-e kuček-e mā]) и новелла «Чужаки» (غریبه ها [qaribehā]) были опубликованы в сборнике «Современная иранская новелла. 60—70 годы». В 1983 году издательство «Радуга» выпустило роман «Соседи» в переводе Н.Б. Кондыревой. Кроме того, критические и филологические замечания о его творчестве содержатся в книге «История персидской литературы XIX-XX веков» , работой над которой руководил доктор филологических наук, профессор Д.С. Комиссаров, а также в монографии Л.С. Гиунашвили «Проблемы становления и развития реализма в современной персидской прозе» [История персидской литературы XIX-XX веков: 359-360, 414-416].
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в русскоязычной иранистике творчество Ахмада Махмуда остаётся малоизученным. Вместе с тем появление переводов романов и сборников рассказов, посвященных ирано-иракской войне, с персидского языка на русский язык также заставляет исследователей обратить внимание на этот феномен современной иранской литературы.
Объектом исследования данной работы являются роман Ахмада Махмуда «Выжженная земля». Предмет исследования – система персонажей романа.
Цель работы — выявление особенностей художественного метода Ахмада Махмуда на примере романа «Выжженная земля».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Описать жизненный и творческий путь Ахмада Махмуда;
2) Составить общий обзор созданных им произведений литературы и проследить эволюцию его писательского стиля;
3) Рассмотреть роман «Выжженная земля» в контексте персидской литературы об ирано-иракской войне и выявить его художественное своеобразие;
4) Проанализировать особенности создания художественных образов героев романа «Выжженная земля» и описать его систему персонажей.
Роман Ахмада Махмуда «Выжженная земля» занимает особое место в современной персидской литературе. Его часто называют одним из самых правдоподобных и реалистичных изображений ирано-иракской войны. С одной стороны, он не боится показывать самые мрачные стороны жизни в прифронтовом городе и не скрывает, что иногда война меняет людей в худшую сторону. С другой стороны, многие герои этой книги демонстрируют искреннюю любовь к родине, к своим семьям, друзьям и соотечественникам. Ежедневный труд, вопреки страху и усталости — именно так выглядит героизм мирных людей, не участвующих в сражениях: врачей, работников и работниц заводов и матерей. Ахмад Махмуд критически относится к государственной пропаганде, центральным персонажем которой становится солдат-мученик. Он напоминает, что война идёт не только на поле боя, но и в «мирных» городах.
В конце работы можно сделать следующие выводы о художественном методе Ахмада Махмуда в романе «Выжженная земля». Во-первых, писатель стремится убедить читателя в подлинности описываемых событий. Чтобы добиться этого, он прибегает к очень лаконичной, сухой манере письма, которая, по мнению многих критиков, делает этот роман похожим на документальный фильм. Во-вторых, благодаря повествованию от первого лица читатель может почувствовать, как будто он ходит по разрушенным улицам Ахваза или сидит в подвале, пережидая обстрел, вместе с главным героем, ведущим его от одного эпизода к другому, словно Вергилий, сопровождающий Данте в аду. Таким образом, Ахмад Махмуд старается совместить в своём романе объективное, беспристрастное изображение войны, которого он требовал от себя как от писателя-реалиста, и глубоко личное отношение к трагедии его родного города — Ахваза.
Таковы главные черты творческого метода Ахмада Махмуда в романе «Выжженная земля», которые определяют его художественное своеобразие в сравнении с другими произведениями литературы об ирано-иракской войне.
В ходе исследования были достигнуты задачи:
1) Дать подробное описание жизненного пути Ахмада Махмуда и его литературной карьеры
2) Составить общий обзор литературных произведений, созданных Ахмадом Махмудом, и перечислить основные черты его писательского стиля
3) Рассмотреть роман «Выжженная земля» в контексте персидской литературы об ирано-иракской войне и выявить его художественное своеобразие;
4) Проанализировать особенности создания художественных образов героев романа «Выжженная земля» и описать его систему персонажей.
Результаты данного исследования можно использовать, с одной стороны, для дальнейшего исследования творчества одного из самых известных иранских писателей-реалистов второй половины XX века — Ахмада Махмуда, а с другой стороны — для анализа художественных и концептуальных особенностей персидской литературы об ирано-иракской войне.
1) Ахмад-заде, Х. Шахматы с Машиной Страшного суда / пер. с перс. А.П. Андрюшкина. М.: ООО «Садра», 2015. 408 с.
2) Ахмад-заде, Х. Хроники блокадного города / пер. с перс. С. Тарасовой. М.: ООО «Садра», 2019. 224 с.
3) Вулф, В. Миссис Дэллоуэй / пер. с англ. Е. Суриц. М.: Издательство ACT, 2021. 256 с.
4) Современная иранская новелла. 60—70 годы. Сборник / пер. с перс., сост. Д.Х. Дорри. М.: «Прогресс», 1980. 380 с.
5) احمد محمود. زمین سوخته / Ahmad Mahmud. Zamin-e suxte. Tehrān.: Entešārāt-e Mo‘in, 1999. 329 p.
6) احمد محمود به روایت احمد محمود / Ahmad Mahmud be revāyat-e Ahmad Mahmud // ISNA, 2013. URL: https://www.isna.ir/news/92100301098/احمد-محمود-به-روایت-احمد-محمود (дата обращения: 06.05.2022).
7) احمد محمود چگونه مشهور شد؟ / Ahmad Mahmud čegūne mašhur šod? // ISNA, 2014. URL: https://www.isna.ir/news/93071106433/احمد-محمود-چگونه-مشهور-شد (дата обращения: 06.05.2022).
8) گفت و گویی با احمد محمود خسرو باقری / Xosrow Bāqeri. Goftogu-i bā Ahmad Mahmud. // Xosrow Bāqeri, 2004. URL: http://www.khosrobagheri.blogfa.com/post/71 (дата обращения: 06.05.2022).
9) درباره ابراهیم یونسی / Darbāre-ye Ebrahim Yunesi / IRNA, 2019. URL: https://www.irna.ir/news/83662054/ درباره-ابراهیم-یونسی (дата обращения: 06.05.2022).
10) درباره محمد قاضی / Darbāre-ye Mohammad Qāzi // IRNA, 2020. URL: https://www.irna.ir/news/83632142/ درباره-محمد-قاضی (дата обращения: 06.05.2022).
11) عبدالعلی دستغیب. چهره ماندگار نقد ادبی ایران در شیراز تقدیر شد / ‘Abdol-‘Ali Dastqayb. Čehre-ye māndegār-e naqd-e adabi-ye Irān dar širāz taqdir šod // Xabargozāri-ye Tasnim, 2016. URL: https://www.tasnimnews.com/fa/news/1395/10/23/1295002/ عبدالعلی-دستغیب-چهره-ماندگار-نقد-ادبی-ایران-در-شیراز-تقدیر-شد (дата обращения: 06.05.2022).
12) محمد رضا سنگری. دفاع مقدس / Mohammad Rezā Sangari. Defā‘-ye moqaddas // Hawzah, 2011. URL: https://hawzah.net/fa/Magazine/View/5211/7602/95049/دفاع-مقدس (дата обращения: 06.05.2022).
13) همسر احمد محمود درگذشت/ Hamsar-e Ahmad Mahmud dar gozašt // ISNA, 2015. URL: https://www.isna.ir/news/khouzestan-65548/همسر-احمد-محمود-درگذشت (дата обращения: 06.05.2022).
14) یادی از مرتضی کیوان، چهره محبوب روشنفکران چپ / Yād-i az Mortazā Kayvan, čehre-ye mahbub rowšanfekrān-e čop // BBC, 2014. URL: https://www.bbc.com/persian/arts/2014/10/141022_l51_morteza_keyvan_anniversary (дата обращения: 06.05.2022).
Научная литература
15) Алиев, С.М. История Ирана. XX век. М.: Рос. акад. наук. Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004. 648 с.
16) Ахмедова, М.Н., Нигматуллина А.М. Персидская проза XX – XXI веков: хрестоматия. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/210569662.pdf (дата обращения: 06.05.2022).
17) Власова, О.А. «Точка зрения» в литературоведении, истории и истории философии: перспектива диалога // Научный диалог. 2020. №11. С. 193 – 210.
18) Женетт, Ж. Фигуры. В 2-х томах. Том 1-2. М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998. 944 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/lit/jennet-figuru-1-2-1998-l.pdf
19) Жиличева, Г.А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920–1950-х гг.): диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Москва, 2015. URL: http://www2.rsuh.ru/binary/object_34.1423647266.11189.pdf (дата обращения: 06.05.2022).
20) Зенкин, С.Н. Введение в литературоведение: Теория литературы: Учеб. пособие. М.: Российск. гос. гуманит. у-та, 2000. 81 с.
21) Зенкин, С.Н. Теория литературы. Проблемы и результаты. М.: Новое литературное обозрение, 2017. URL: https://inlnk.ru/707yDM (дата обращения: 06.05.2022).
22) История персидской литературы XIX-XX веков. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. 535 с.
23) Никитенко, Е. Л. Персидская проза XX–XXI веков в русских переводах. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 160 с.
24) Тодоров, Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: «Прогресс», 1975. С. 37 – 113. URL: https://narratology.at.ua/_ld/0/24_.1.pdf
25) Успенский, Б.А. Поэтика композиции. Спб.: Азбука, 2000. 352 с.
26) Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/shmid-narratology.pdf
27) Abrahamian, E. Iran between two revolutions. 2nd ed. New Jersey.: Princeton University Press, 1983. 561 p.
28) Birašk, A. Education x. Middle and secondary schools // Encyclopædia Iranica, 1997. – URL: https://www.iranicaonline.org/articles/education-x-middle-and-secondary-schools (дата обращения: 06.05.2022).
29) Blake, K. The U.S.-Soviet Confrontation in Iran, 1945–1962. A Case in the Annals of the Cold War. Lanham.: University Press of America, 2009. 224 p.