Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Ассоциация корейских граждан 10
1.1. Первое корейское поселение Паччаппа в Риверсайде 10
1.2. Об истории учреждения Ассоциации корейских граждан 14
1.3. Устав Ассоциации корейских граждан 18
Глава 2. Движение за образование и взращивание квалифицированных кадров 1910 - 1940-е гг. 28
2.1 Строительство школ и объектов социальной инфраструктуры 1910
- 1940-е гг 30
2.2 Культурно-просветительская деятельность 1910 - 1940-е гг. 40
Заключение 51
Список использованной литературы 54
История дипломатических отношений между Кореей и США началась с заключения Договора о мире, дружбе, торговле и навигации (англ. Treaty of Peace, Amity, Commerce and Navigation, кор. Чоми сухо тхонсан чояк . Вышеуказанный Договор был подписан 22 мая 1882 г. в Чемульпо, в парке Хвадочжин . Сторону США представлял американский посланник в Корее коммодор Роберт Шуфельдт (англ. Robert Wilson Shufeldt), в связи чем в международной практике этот договор также известен как Договор Шуфельдта. На подписание соглашения от корейской стороны были направлены: Полномочный представитель от государства Чосон - Син Хон и его заместитель Ким Хончжип ).
Через 20 лет после подписания договора 1883 г., в 1903 г. началась первая волна иммиграции корейских граждан на территорию США. Всего в американской историографии принято выделять три основных периода корейской иммиграции в США :
1) Ранний период (1903 - 1949 гг.)
2) Средний период (1950 - 1964 гг.)
3) Современный период (с 1965 г. и по настоящее время)
В данной работе наибольшее внимание будет уделено раннему этапу корейской иммиграции в США, так как именно в этот период проходило формирование диаспоры, учреждались общественные, патриотические и гражданские корейские организации, которые впоследствии не только оказали важное влияние на развитие и поддержание движения за независимость Кореи (кор. тоннип ундон , но и обеспечили необходимый уровень консолидации членов диаспоры на территории США. В начале XX в. корейская диаспора в США находилась в состоянии разрозненности; несмотря на то, что были созданы региональные корейские организации на Гавайях, Западном побережье, в Калифорнии, между ними отсутствовала упорядоченная система взаимодействия и связи.
Водораздельным событием в истории корейской диаспоры в США стало совершенное 23 марта 1908 г. покушение на прояпонского американского дипломата Дарема Уайта Стивенсона. Корейская диаспора, будучи разрозненной до того момента, сплотилась для оказания материальной помощи своим соотечественникам в компенсации финансовых, судебных и адвокатских издержек. После окончания судебных разбирательств лидеры региональных организаций ощутили острую необходимость в срочном создании единой координирующей организации. Это помогло не только сплотить представителей корейской диаспоры, проживавших в разных частях США, но и также установить связь с центральными корейскими организациями в Мексике, Кубе, Российской Империи (до мая 1915 г.), Маньчжурии и др., что оказало крайне положительное влияние не только на движение за независимость Кореи, но и также на консолидацию всего коммьюнити зарубежных соотечественников. Такой организацией на территории США стала Ассоциация граждан (англ. Korean National Assembly, кор. Кунминхве ), основанная в феврале 1909 г. Название, которой в мае 1909 г. было изменено на Ассоциацию корейских граждан (кор. Тэханин кунминхве ) или, если пользоваться переводом с английского языка, на Корейскую национальную ассоциацию. В дальнейшем в работе будет использоваться вариант перевода названия организации с корейского языка.
Тема, представленная в работе, является актуальной, в связи с тем, что деятельность корейской диаспоры, проживавшей в США с начала XX. не была широко изучена и исследована, несмотря на то, что она оказала ключевое влияние как на движение за независимость Кореи, так и на формирование вектора политической направленности южнокорейского государства после освобождения Корейского полуострова в 1945 г.
Цель работы: провести исследование деятельности корейской диаспоры на материковой части США в 1910 - 1940-х гг., определить основные векторы направленности и выделить ключевые особенности, характерные для каждого временного периода.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть исторический контекст, предшествовавший появлению первых корейских национальных организации на материковой части США.
2. Выяснить предпосылки, причины и исторический фон, которые повлияли на образование первой, объединенной Ассоциации корейских граждан на территории США в 1910 - 1940-ых гг.
3. Определить наиболее значимых представителей корейской общины в США и их идейные воззрения, а также выяснить каким образом их взгляды повлияли на формирование корейской диаспоры в США в 1910 - 1940 гг
4. На основе анализа справочных изданий, фотодокументов, материалов газеты «Синхан минбо» (русс. «Народная газета новой Кореи») рассмотреть основные направления деятельности корейской диаспоры на материковой части США в 1910 - 1940-х гг.
5. Структурировать полученные в ходе исследования исторические факты, относящиеся к деятельности корейской диаспоры в 1910 - 1940-х гг. и разделить их на категории и подкатегории.
6. Выявить отличительные особенности и схожие аспекты деятельности корейской диаспоры, присущее каждому рассматриваемому временному промежутку.
Объект исследования - история корейской диаспоры в США в 1910 - 1940-х гг.
Предмет исследования - деятельность корейской диаспоры в США в 1910 - 1940-х гг., отраженная на страницах газеты «Синхан минбо».
В виду того, что деятельность, осуществлявшаяся корейской диаспорой в США в 1910 - 1940-е гг. остается мало изученной в отечественном корееведении, автор настоящей работы обращался к литературе, источникам, статьям, справочным изданиям как на английском, так и на корейском языках, фотодокументам, что помогло сформировать необходимый научный подход к изучению данной темы. Среди научных работ, которые были использованы при написании диплома, есть работы как общеописательного характера, так и более узкоспециализированные труды.
Среди наиболее ценных материалов для изучения истории корейской диаспоры в США в 1910 - 1940-х гг. стоит особо отметить труд профессора Чхве Бонъюна «Корейцы в США» , где приводится детальное и подробное описание происходивших на материковой части США событий, связанных с деятельностью корейской диаспоры в 1910 - 1940-х гг. В статье американских исследователей Эдварда Чхана и Ханны Браун «Поселение Пачаппа: первый корейский квартал в США» рассматривается ранний период истории корейской диаспоры в США (1900-е гг.), формирование первого корейского квартала в Риверсайде, а также приводится обзор деятельности Ан Чханхо , чьи идеи оказали ключевое влияние на жизнь корейской диаспоры в США. Кроме того, крайне полезной также оказалась научная работа профессора Ли Мёнхва «Образовательный центр Досана и ранний период движения за образование, проводимого корейским обществом в США» , где подробно описывается каким образом и в какой степени Ассоциация корейских граждан осуществляла и поддерживала движение за образование среди корейской диаспоры в США в 1910 - 1940-е гг.
Однако, одними из наиболее важных источников по изучению деятельности корейской диаспоры в 1910 - 1940-е гг. являются электронные копии выпусков газеты «Синхан минбо», а также справочные издания, посвященные деятельности корейской диаспоры в США и опубликованные на сайте Комитета по изданию материалов национальной истории (кор. Кукса пхёнчхан вивонхве . По мимо всего прочего, сайт мемориального фонда Ассоциации корейских граждан (кор. Тэханин кунминхве кинём чэдан, ) также оказался крайне полезным при изучении истории организации, обзоре биографий наиболее
известных представителей диаспоры и их вклада в поддержание движения за независимость Кореи на территории США.
Стоит также отметить труд Г.Н. Кима «Введение в диаспорологию» и отдельную главу, посвященную истории, формированию и особенностям корейской диаспоры, в частности в США; что помогло автору настоящей работы обобщить данные, полученные при анализе зарубежной литературы.
Методологическую основу исследования составляют принципы и методы исторической науки, позволяющие определить основные особенности и закономерности изучаемых процессов в их взаимосвязи и влиянии друг на друга. В настоящем исследовании широко применялся следующий метод: сравнительно-исторический, принцип исторической методологии.
Кроме того, в исследовании также применяются и общенаучные методы, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, классификация
Настоящая работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена истории формирования Ассоциации корейских граждан и рассмотрению устава организации. Во второй главе работы рассматривается движение за образование и взращивание квалифицированных кадров в 1910 - 1940-х гг., как одно из приоритетных направлений неполитической деятельности корейской общины на территории США. В рамках движения за образование автор настоящей работы уделяет особое внимание строительству школ и культурно-просветительской деятельности, включавшей в себя издание учебных пособий, образовательных журналов, газет, запуск первых радиопрограмм. Представленное деление на главы и подглавы в работе обосновано особенностям направления деятельности корейской диаспоры на территории США. Так, благодаря активному повышению уровня образованности среди иммигрантов и подготовки квалифицированных кадров, корейская диаспора не только осуществляла процесс обновления и пополнения рядов движения за независимость Кореи в США, но и также существенно 8
улучшила восприятие корейских граждан американцами, что обеспечило устойчивое положение корейского коммьюнити в американском обществе.
История иммиграции корейских граждан на территорию США началась в начале XX в., когда на территорию штата Гавайи в 1903 г. прибыли первые 101 кореец для осуществления работ на сахарных и фруктовых плантациях. На материковую часть США корейские иммигранты добирались через порт в Сан- Франциско, поэтому первые корейские поселения были выстроены и организованы либо вокруг Сан-Франциско, либо в транспортной доступности от него. Так, в 1905 г. Ан Чханхо было сформировано корейское поселение Пачаппа в Риверсайде, штате Калифорния. Приехавший получать христианское образование и учить английский язык Досан вскоре был вынужден оставить свою мечту и направить все силы на формирование и сплочение корейской общины на материковой части США. В начале XX в. у корейской диаспоры не было единой консолидирующей организации, которая могла бы планомерно работать над улучшением имиджа нации. Необразованные, работающие на низкоквалифицированной работе, ругающиеся на публике, живущие в обветшалых зданиях, не следящие за чистотой и порядком в доме корейские иммигранты не могли рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны «белого» американского общества. Ан Чханхо, видя все это собственными глазами, стал лично приходить в дома к своим соотечественникам и помогать с наведением чистоты и порядка, одновременно рассказывая о важности формирования должного «имиджа» нации, проживавшей на территории США. Досан считал, что благодаря усердному и упорному труду можно не только помочь другими соотечественникам получить рабочее место, но и в целом смягчить анти-азиатски настроенное американское общество начала XX в. Ан Чханхо не раз подчеркивал важность достижения коллективной цели в противовес личным интересам отдельного индивида. Еще до учреждения Ассоциации корейских граждан в мае 1909 г., став впоследствии самой первой организацией, объединившей основанные до 1909 г. небольшие разрозненные корейские общества и законным представителем интересов корейской общины на 51
территории США, Досан понимал и осознавал важность образования, что в дальнейшем привело к формированию идеи о неразрывности образования и независимости Корейского государства. Ан Чханхо считал, что единственным действенным способом восстановления национальной независимости является повышение уровня образованности корейского народа, именно поэтому с 1910-х гг. началось активное строительство начальных и средних школ, первоначально открывавшихся на базе церковных приходов, а в дальнейшем с укреплением экономического положения диаспоры на территории США учебные заведения стали учреждаться в отдельных зданиях, приобретенных на средства, полученные в виде обязательных или частных взносов от членов Ассоциации корейских граждан.
Должное функционирование начальных и средних корейских школ, тренировочных центров было бы невозможным без издания учебной литературы, что в свою очередь являлось частью культурно-просветительного аспекта движения за образование. Важно отметить, что вышеуказанная деятельность финансировалась посредством обязательных взносов на образование, пожертвований, а также целевых взносов частных лиц, например, Ким Чжоннима. В ходе изучения выпусков газеты «Синхан минбо», а также справочных материалов по истории зарубежных соотечественников в США автор настоящей работы сделал вывод о том, что движение за образование, развернувшееся в 1910 - 1940-е гг. было одним из наиболее приоритетных направлений деятельности корейской диаспоры, посредством которого проходило взращивание и подготовка молодых квалифицированных кадров для движения за независимость Кореи. Помимо всего прочего, важно отметить деятельность Ассоциации корейских граждан, направленную на взаимодействие и плодотворное сотрудничество с официальными американскими властями, результатом которого было открытие первых отделов корейской литературы, кафедр корейского языка, присваивание должностей «почетных профессоров» американских университетов, что по мнению автора является свидетельством проявления «мягкой силы», крайне распространенного и эффективного метода дипломатии, применяемого Республикой Корее в XXI в.
На корейском языке:
1. Кунминхве чанчжон (Устав Национального собрания//
Мемориальный фонд Корейского национального собрания).
국민회 장정// 대한인국민기념재단 URL:
https://knamf.org/%ea%b5%ad%eb%af%bc%ed%9a%8c-%ed%97%8
c%ec%9e%a5/ (accessed 02.04.2022)
2. Синхан минбо (Газета «Синхан минбо»// Комитет по изданию
материалов национальной истории) 신한민보// 국사편찬위원회
URL:
http://db.history.go.kr/item/level.do?sort=levelId&dir=ASC&start=1&
limit=10&page=1&pre_page=1&setId=-
1&prevPage=0&prevLimit=&itemId=npsh&types=&synonym=off&c
hinessChar=on&brokerPagingInfo=&levelId=npsh_1940_01_11&pos
ition=0 (accessed: 03.04.2022)
3. Чэве тонпхоса ёнпхё. Мигук (Справочные материалы по истории
корейской диаспоры в США// Комитет по изданию материалов
национальной истории) 재외동포사연표 미국// 국사편찬위원회
URL:
http://db.history.go.kr/item/level.do?sort=levelId&dir=ASC&start=1&
limit=20&page=1&pre_page=1&setId=-
1&totalCount=0&prevPage=0&prevLimit=&itemId=okch&types=&s
ynonym=off&chinessChar=on&brokerPagingInfo=&levelId=okch_00
2&searchKeywordType=levelId&searchKeywordMethod=LIKE_LEF
T&searchKeyword=okch_002&searchKeywordConjunction=AND&s
earchKeywordType=dateOccured&searchKeywordMethod=LIKE&se55
archKeyword=1930&searchKeywordConjunction=AND (accessed:
03.04.2022)
Материалы на корейском:
4. Ильчже чхимнякха Хангук 36 нёнса (36- летняя история Кореи в
период японской колониальной агрессии // Комитет по изданию
материалов национальной истории) 일제침략하 한국 36 년사 1 권//
국사편찬위원회 URL:
http://db.history.go.kr/introduction/intro_su.html (accessed 15.05.2022)
5. Ким Бонсоп. Тэхан мингук имси чонбу-ва чэветонпхо (Корейское
Временное правительство и корейская диаспора// Исследования
нации) Вып. 76, 2020. с. 152-170. 김봉섭. 대한민국임시정부와
재외동포// 민족연구제 76 호
6. Ли Мёнхва. Досан-ый кёюккван-ква чхоги мичжу ханин сахве-ый
кёюк (Образовательный центр Досана и ранний период движения
за образование, проводимого корейским обществом в США) //
Исследования истории Движения за независимость Кореи) Вып.
31, 2008. с. 37-86. 이명화. 도산의 교육관과 초기 미주 한인사회의
교육// 한국독립운동사연구 제 31 호
7. Лим Чунбин. Ян Ючхан (Ян Ючхан// Большая энциклопедия
корейской национальной культуры) 임중빈. 양유찬 (梁裕燦)//
한국민족문화대백과사점 URL:
http://encykorea.aks.ac.kr/Contents/Item/E0035693 (accessed
03.06.2022)
8. Син Чэхон. Кунминхве (Национальное собрание// Большая
энциклопедия корейской национальной культуры). 신재홍. 국민회
(國民會)// 한국민족문화대백과사점 URL: 국민회(國民會) -
한국민족문화대백과사전 (aks.ac.kr) (accessed 20.03.2022)56
9. Син Чэхон. Пак Ёнман (Пак Ёнман// Большая энциклопедия
корейской национальной культуры). 신재홍. 박용만 (朴容萬)
URL: 박용만(朴容萬) - 한국민족문화대백과사전 (aks.ac.kr)
(accessed 28.03.2022)
10.Син Чэхон. Тэханин кунминхве (Корейское национальное
собрание// Большая энциклопедия корейской национальной
культуры). 신재홍. 대한인국민회 (大韓人國民會)//
한국민족문화대백과사점 URL: 대한인국민회(大韓人國民會) -
한국민족문화대백과사전 (aks.ac.kr) (accessed 20.03.2022)
11.Сон Имсу. Ан Чханхо (Ан Чханхо// Большая энциклопедия
корейской национальной культуры). 손임수. 안창호 (安昌浩)//
한국민족문화대백과사점 URL: 안창호(安昌浩) -
한국민족문화대백과사전 (aks.ac.kr) (accessed 25.03.2022)
12.Хын Сонпхё. Тхэпхёнян чапчи (Журнал «Тихий океан»// Большая
энциклопедия корейской национальной культуры) 흥선표.
태평양잡지(太平洋雜誌)// 한국민족문화대백과사전 URL:
http://encykorea.aks.ac.kr/Contents/Item/E0073730 (accessed
28.05.2022)
13.Хын Сонпхё. Тэханин тончжихве (Ассоциация корейских
единомышленников // Большая энциклопедия корейской
национальной культуры) 흥선표. 대한인동지회(大韓人同志會)//
한국민족문화대백과사전 URL:
http://encykorea.aks.ac.kr/Contents/SearchNavi?keyword=%EB%8C
%80%ED%95%9C%EC%9D%B8%EB%8F%99%EC%A7%80%ED
%9A%8C&ridx=0&tot=6557 (accessed 28.05.2022)
14.Юн Сончжа. Тэханин пихеньги янсонсо (Корейский летный
тренировочный центр// Большая энциклопедия корейской
национальной культуры) 윤선자. 대한인비행기양성소57
(大韓人飛行家養成所)// 한국민족문화대백과사점 URL:
http://encykorea.aks.ac.kr/Contents/Item/E0078100 (accessed
01.06.2022)
Литература на английском языке:
15. Choy Bong Youn. Koreans in America. USA: Chicago, Nelson-Hall,
1979.
16. Edward T. Chang and Hannah Brown. Pachappa Camp: the First
Koreatown in the United States// California History. Vol. 95, n.3. USA:
University of California Press in association with the California
Historical Society, 2018.
17. Pyong Gap Min. Koreans’ immigration to the U.S: History and
contemporary trends// Research report n. 3. USA: Queens College of
CUNY, 2011.
18.Volker Knoppke-Wetzel. Employment Restrictions and the Practice of
Law by Aliens in the United States and Abroad// Duke Law Journal,
Vol. 1974, No. 5. USA: Duke University School of Law, 1974.
Литература на русском языке:
19. Ким Г.Н. Введение в диаспорологию. Алматы: Казахский
национальный университет им. Аль-Фараби, 2016