Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Цифровое общество: теоретико-методологические основы 9
1.1 Информациоооннные процессы в становлении цифрового общества 9
1.2 Механизм движения социализационных траекторий в цифровом обществе 16
Глава 2 Сравнительный анализ социализационных траекторий представителей старшего поколения и молодежи в цифровом обществе 21
2.1 Определение отношения общества к цифровым технологиям 21
2.2 Вектор движения социализационных траекторий личности в современном цифровом обществе 44
2.3 Особенности государственной программы «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» 57
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 66
Приложение А Программа социологического исследования 71
Приложение Б Инструментарий анкетирования 85
Приложение В Интервью 92
Приложение Г Программа анализа докуметов 94
Приложение Д Таблицы распределений по анкетированию 97
Актуальность темы исследования. Стремительное развитие информационных технологий приводит к образованию нового общества - цифрового. Главной отличительной чертой цифрового общества является не информация, которая характерна для информационного общества, а ее способы хранения и распространения. Термин «цифровое общество» связан с успешно воспринятыми обществом цифровыми технологиями и дальнейшем развитием этих технологий. В РФ президентом утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». Целью настоящей Стратегии является создание условий для формирования в РФ общества знаний путем решения поставленных задач. В истории человечества произошло несколько информационных революций. К первому этапу относят появление письменности и связывают с возможностью передачи знаний из поколения в поколение. Второй этап связывают с книгопечатанием, когда знания стали доступными для разных слоев населения. Третья революция характеризуется передачей информации на расстояние, данный этап связан с появлением электричества (телефон, радио). Четвертый этап связан с появлением персонального компьютера. Последняя информационная революция связана с информационной индустрией. На этом этапе производятся технические средства, методы и технологии для производства новых знаний. Вступая в постиндустриальную эпоху, человечество оказывается под воздействием больших потоков информации, поэтому современное общество можно охарактеризовать как информационное.
Информационное общество характеризуется своей саморефлексивностью и определяется как общество знаний и информации, которые в свою очередь пронизывают все общественные сферы: производственную, техническую, экономическую, политическую, социальную и т.д.
Признаком новой социальной реальности выступает глобализация информационных процессов. Раньше средствами получения информации преимущественно выступали газеты и журналы. Сегодня основными средствами получения информации являются: компьютер, телефон, телевизор, радио. Такая информационная техника есть в пользовании у большинства людей. Самая скоростная передача информации идёт через Интернет, который находится в активном пользовании у современного человека.
Интерактивное пространство пользователей Интернета расширяется, становясь все более дифференцированным. Вслед за молодыми пользователями сети Интернет включается все больше лиц старшего поколения.
В своей работе мы будем изучать, как человек адаптируется к новым информационным технологиям, как отражается на личности процесс глобализации и изучим направленность социализационных траекторий личности.
Степень научной разработанности темы. В последние десятилетия в жизни общества наблюдаются колоссальные изменения. Они связаны со стремительным развитием науки и техники. Человечество перешло на новый этап своего развития - информационное или цифровое общество. Термин «информационное общество» стал употребляться в 1992 года. Впервые это понятие появилось в работах Экспертной группы Европейской Комиссии по программам информационного общества под руководством Марина Бенгеманна, известного эксперта по информационному обществу..
Информатизация внесла свои собственные коррективы в развитие человека и общества. Цифровые технологии окружают людей со всех сторон: они есть в каждом доме, учреждении, на предприятиях и заводах, в больницах, школах, университетах. С приходом цифровых технологий жизнь человека значительно поменялась. Образовательные учреждения все чаще прибегают к цифровым технологиям, чтобы сделать учебный процесс удобнее и эффективнее.
Вектор социализационных траекторий личности в цифровом обществе зависит от индивидуального и коллективного опыта человека. Чем больше человек взаимодействует со знаниями и информацией, исходящей от других людей и чем больше он делится своими знаниями, тем стремительнее будет образована огромная сеть линий, перекрещивающихся во всех направлениях и соединяющихся двойным путем. Коллективный опыт в данном случае будет выступать двигателем прогресса, так как знания будут преумножаться в том числе и в информационном пространстве. Индивидуальный опыт человека может быть изображен одной прямой линий, которая связывает между собой возникающие в сознании некоторые общие точки. Графическая линия никуда не уклоняется и не разветвляется, как и знания она не выходят за пределы сознания одной личности.
Основным признаком современного общества является стремительное развитие информационных технологий. С приходом цифровых технологий стало возможным создание новых интеллектуальных технологий, превращение информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Перечисленные факторы ведут к изменению среды, под влиянием которой меняется личность. Информационные технологии улучшили реализацию многих способностей человека. В современном обществе он стоит на одной ступени с информацией, поскольку может генерировать ее и управлять ею.
Современная информационно-техническая цивилизация превращает информационные технологии в необходимые условия саморазвития личности.
По результатам исследования представители молодежи в возрасте от 18 до 25 лет и представители старшего поколения в возрасте от 35 до 45 лет используют в своей повседневной жизни информационную технику при выполнении своей работы, обучения и других видов деятельности. В Интернете люди уделяют время на реализацию своего творческого потенциала и развитие своих интеллектуальных способностей. Исходя из результатов исследования можно отметить, что изучение новых информационных устройств и изучение цифровых технологий не вызывает трудностей ни в одной группе респондентов. Свой уровень владения информационной техникой представители разных поколений оценивают, как высокий. Также респонденты активно приобретают различные товары в Интернет-магазинах и осуществляют оплату услуг в Интернете. Современное общество характеризуется способностью анализировать и обрабатывать большое количество информации, а также креативно мыслить. Интернет является своеобразной площадкой для воплощения творческого потенциала. Результаты нашего исследования показали, что у молодежи гораздо больше увлечений в Интернете, чем у представителей старшего поколения.
Согласно результатам интервью, можно отметить, что для большинства респондентов является важным поддерживать общение в Интернете. Респонденты в возрасте от 18 до 25 лет и респонденты в возрасте от 35 до 45 лет отмечают, что не всегда есть время и возможности на личные встречи и разговоры, а мессенджеры предоставляют такую возможность. Также стоит отметить, что отношение к Интернет-образованию у молодежи и старшего поколения отрицательное. Респонденты придерживаются мнения, что такое образование не сможет дать необходимые знания и поэтому не будет востребованным. Также, стоит отметить, что представители старшего поколения указывали на недостаток свободного времени более часто, чем молодежь. Цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни каждого человека, они не только значительно упрощают жизнь человека, но и предоставляют возможности для саморазвития.
1. Амлинский Л. З. Научные библиотеки информационного общества // Организация и технология. 2018. №2 (35). C. 200-254.
2. Борисенко В. В. Наука и рыночные отношения в информационном обществе // Социально-философский анализ. 2019. №4. С. 246.
3. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе // М.С. Вершинин. - М.: СПб: Михайлов В.А. 2017. №5. С. 4.
4. Гольдгамер Г.И. Информационное обеспечение исследований и разработок // Советское радио. 2017. №21. С. 352.
5. Грабельников А.А. Массовая информация в России // От первой газеты до информационного общества. 2019. №6. С. 330.
6. Дунаева Наталья Владичевна Библиотека // Сердце Информационного Общества. 2018. №8. С. 7-17.
7. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества // Толковый словарь терминов и концепций. 2018. №31(11). С. 8-45.
8. Индикаторы информационного общества // Высшая Школа Экономики (Государственный Университет). 2016. №3. С. 9.
9. Йенсен Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес // Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2020. №22 (9). С. 10-34.
10. Капица С. П. Очерк теории роста человечества // Демографическая революция и информационное общество. 2018. №18. С. 11¬55.
11. Корнеев И. Н. Особенности становления и развития телекоммуникационной индустрии // Основы российской модели информационного общества. 2019. №6. С. 12-34.
12. Костина А. В. Конструктивный социальный потенциал массовой культуры // Специфика проявления в информационном обществе. 2015. №5. С. 13-62.
13. Кудряев В.А. Защита информационных ресурсов в негосударственной сфере // Государственный Университет Управления. 2018. №33 (8). С. 14-20.
14. Мартин Дж. Видеотекс и информационное обслуживание общества // Радио и связь. 2017. №4. С. 15-39.
15. Михаил Яненко и Марина Яненко // Маркетинг информационного общества. 2015. №12. С.16-27...(50)