Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения морально-психологической подготовки военнослужащих как социального процесса 7
1.1 Профессиональные вооруженные силы: опыт и перспективы развития 7
1.2 Индивидуально-психологические характеристики военнослужащих контрактной и срочной службы 12
1.3 Морально-психологические факторы эффективной контрактной службы в разрезе влияния внешних факторов и ценностных ориентаций 17
Глава 2 Эмпирическое исследование по выявлению морально-психологических основ служебной деятельности военнослужащих контрактной службы 26
2.1 Методики и методы исследования 26
2.2 Обработка и анализ полученных результатов 36
2.3 Методические рекомендации совершенствования морально-
психологических основ при выполнении служебной деятельности контрактников 43
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 59
Актуальность темы исследования. Контрактник - военнослужащий Российской армии, который заключил контракт с армией на несколько лет. Современные потребности Российской армии диктуют значимость исследования психологических и мотивационных свойств личности контрактника, так как их знание позволяет раскрыть зависимость психологических свойств, представляющих интерес в данной профессиональной области, от психологических механизмов самой личности. Практическая сторона этих знаний очень важна, в том числе и для совершенствования социально-психологической, кадровой,
профессиональной деятельности, в том числе в вопросе подготовки кадров в армейских формированиях. Эти знания помогают совершенствовать процесс профессиональной подготовки контрактника.
Вопрос правильной мотивационной программы контрактника, его самомотивации и саморегуляции отражается на сторонах личности, которые формируют его внутреннюю программу развития в выбранной сфере, которая в конечном итоге отражается на его самосохранении.
Морально-психологические основы служебной деятельности военнослужащих контрактной службы в связи с этим имеют важное значение в части качества их профессиональной самореализации.
Актуальность проблемы взаимосвязи психологических основ личности контрактника и показателей его эффективности в том, что, в отечественной психологии данная тема слабо разработана и представляет практический интерес в сфере последних событий.
Конечно, не только внутренние характеристики индивида накладывают отпечаток на его результативность. Поэтому оптимизация морально-психологических основ служебной деятельности военнослужащих контрактной службы представляет теоретический интерес в свете раскрытия ее специфики и условий, позволяющих контрактнику реализовать внутренний потенциал профессионально необходимых качеств.
Цель исследования: провести анализ особенностей морально-психологических основ служебной деятельности военнослужащих контрактной службы с целью возможности их оптимизации.
Объект исследования: морально-психологические основы служебной деятельности военнослужащих контрактной службы.
Предметом исследования: взаимосвязь морально-психологических основ служебной деятельности военнослужащих контрактной службы и психологических параметров их личности, определяющих их профессиональную эффективность.
Гипотеза исследования: уровень морально-психологического состояния контрактника оказывает значимое влияние на его профессионально значимые характеристики, а именно способность к прогнозированию, общий уровень адаптивных способностей, уровень саморегуляции.
Задачи исследования:
- изучить особенности современного состояния профессиональных вооруженных сил и их перспективы;
- изучить особенности индивидуально-психологических характеристик военнослужащих контрактной и срочной службы;
- рассмотреть морально-психологические факторы эффективной контрактной службы в разрезе влияния внешних факторов и ценностных ориентаций;
- определить методы и методики исследования;
- провести исследование и проанализировать полученные результаты;
- разработать методические рекомендации совершенствования морально-психологических основ при выполнении служебной деятельности контрактников...
Учитывая, что процесс адаптации к военной службе представляет собой взаимодействие между контрактником и социальной средой, которая его окружает, его можно разделить на личностные и внешние факторы. Личные факторы включают социальные опыт, отношение к военной службе, общее образование, способность заниматься определенной профессией, темперамент и черты характера. Внешние факторы включают боевое дежурство, караульную службу, учебный процесс, психологическую подготовку, методы руководства у младших командиров и командное взаимодействие.
В этом смысле оптимизация морально-психологических основ служебной деятельности военнослужащих контрактной службы должна быть направлена как на личностный и профессиональный рост контрактника, так и на совершенствование внешних условий, к которым относят постоянное обучение младших офицеров, которые, по общему признанию, часто являются наиболее важным звеном во всей системе командования и в спецоперациях, постоянный анализ и выявление военным психологом уровня морально-психологического состояния контрактников, постоянное
совершенствование со стороны командования внешних обеспечивающих условий эффективной службы.
В данной работе была описана возможность применения индивидуального и группового психологического консультирования военнослужащих, имеющих психологические проблемы, а также дана характеристика взаимосвязи между морально-психологическим состоянием контрактников и такими их качествами, как способность к прогнозированию (СП), общий уровень адаптивных способностей (ЛАП), поведенческих тенденций; общего уровня саморегуляции (ОУ); когнитивного стиля, уровней гибкости/ригидности мышления военнослужащих. Мы определили значимую корреляцию на уровне p < 0,05 между морально-психологическим состоянием и такими параметрами, как способность к прогнозированию (0,93), общий уровень адаптивных способностей (0,83), общий уровень саморегуляции (0,97).
Это доказывает факт влияния общей морально-психологической удовлетворенности военнослужащего-контрактника качеством службы, пониманием ее значимости, отношениями и слаженностью, боевой дисциплиной в боевом коллективе, на уровень способности к прогнозированию и общие адаптационные способности, а также на общий уровень саморегуляции. Таким образом, подтверждена гипотеза о том, что уровень морально-психологического состояния контрактника оказывает значимое влияние на его профессионально значимые характеристики, а именно способность к прогнозированию, общий уровень адаптивных способностей, уровень саморегуляции.
Таким образом, профессионализм контрактника зависит не только от внутренних условий, определяющих его как профессионала и личность, но и от внешних морально-психологических основ его служебной деятельности.
Мы увидели также значимую корреляцию на уровне p < 0,05 между такими параметрами, как способность к прогнозированию и уровень личной адаптации (0,82); способность к прогнозированию и общий уровень саморегуляции (0,92); уровень личной адаптации и общий уровень саморегуляции (0,80); «Поленезависимость» и «Пластичность (гибкость)» (0,88).
Также отметим, что когнитивный стиль и гибкость/ригидность являются в большей мере индивидуально-психологическими
характеристиками личности и не подвержены зависимости от зоны морально-психологического состояния; хотя сами по себе эти характеристики также оказывают существенное влияние на профессиональную успешность, в зависимости от уровня рациональности и внешних условий...
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности М.: Наука. 1980. 229 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. М. : Наука. 1989. С. 110-134.
3. Асямов C. B. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. Ташкент: Академия МВД Республики Узбекистан, 2002 г. 141 с.
4. Богомаз С. А. Билатеральная модель структуры психики. Автореф. дисс. доктора психол. наук. Томск, 1999. 48 с.
5. Богомаз С. А. Когнитивный стиль полезависимость-поленезависимость: индивидуальные различия, обусловленные
целеустремленностью // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 4. С. 5-12.
6. Богомаз С. А., Тренькаева Н. А. Психофизиологические основания типологии К. Юнга и представление о психофизиологических и коммуникативных типах // Вестник интегративной психологии. Ярославль.
2005. С. 67-69.
7. Борисова Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М. : Наука. 1981. С. 157-159.
8. В Минобороны считают переход на контрактную армию «дорогим удовольствием» [Электронный ресурс]: ТАСС. 01 октября 2020 г. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/9601407(дата обращения 19.12.2022).
9. Гороховатский Л. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение служебной деятельности военнослужащих контрактной службы // Социокультурные процессы и глобализация: материалы Международной конференции «Глобальный мир: гуманитарный кризис или момент развития». СПб. : Изд-во СПб Политех. ун-та. 2008. С. 209-219.
10. Душков Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. М. : Академический проект, 2005. 848 с.
11. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Урбанович А. А., Шабуневич Б. Б. Военная психология и педагогика // Современная военная психология: хрестоматия. Минск : Харвест, 2003. С.8-24.
12. Еруков О. П. Психология и педагогика высшей военной школы. СПб. : ВКА им. А. Ф. Можайского, 2016. 446 с.
13. Зибров Г. В., Колосова Л. А. и др. Психология и педагогика высшей военной школы. Воронеж: Министерство обороны РФ : ВВВАИУ, ВИРЭ, 2005. 414 с.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов-на- Дону : Феникс. 1997. 477 с.
15. Зиньковская С. М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях: автореф. дисе. ... докт. психол. наук. М. : РУДН, 2007. 45 с...(48)