Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Социокультурные проекты промышленных предприятий в советский и постсоветский период (1985-2023) 11
1.1 Законодательная база культурной политики в советский и
постсоветский период 11
1.2 Социокультурная деятельность промышленных предприятий в
советской и постсоветской России 20
Глава 2 ДКИТ - «Автоград» как уникальный проект 33
2.1 Работа Дворца культуры, искусства и творчества 33
2.2 Начало деятельности «Культурного центра «Автоград» 58
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 72
Приложение А Список использованных источников 81
Приложение Б Фотографии 86
Приложение В Интервью с Ларисой Валентиновной
Лучина 88
Приложение Г Интервью с Дмитрием Юрьевичем
Лоскутовым 92
Актуальность данной темы обусловлена культурными процессами в регионе, а именно развитием культурной политики провинциальных регионов с целью обеспечения культурно-досугового просвещения населения. Также, актуальным является тот факт, что Культурный центр «Автоград» был сформирован в 2019 году на базе бывшего Дворца культуры, искусства и творчества, что хронологически близко к нынешнему периоду. Кроме того, актуальность темы определяется введением в научный оборот раннее неопубликованных архивных материалов и интервью с руководителями Дворца культуры, искусства и творчества.
Автозаводский район г. Тольятти неразрывно связан с самим Волжским автомобильным заводом, поскольку он проектировался и строился одновременно с заводом. Однако возведение жилья для строителей ВАЗа имело такой масштаб, что на социокультурные объекты не уделялось особого внимания. Строительство и открытие Дворца культуры и техники Волжского автомобильного завода стало ожидаемым и очень важным событием для жителей Автограда. ДКиТ г. Тольятти сохраняет и развивает традиции культурно массовой работы с горожанами и до настоящего времени остается центром культурной жизни города.
Объектом данного исследования является социокультурная работа промышленных предприятий СССР.
Предметом является деятельность Дворца культуры, искусства и творчества («Культурный центр «Автоград») в г. Тольятти.
Территориальные рамки исследования определены границами города Тольятти Куйбышевской (Самарской) области.
Хронологические рамки исследования охватывают период 1988-2023 гг. Нижняя граница - 1988 год является датой создания Дворца культуры, искусства и творчества под руководством ВАЗа, верхняя граница - 2023 год - период современной деятельности «Культурного центра «Автоград».
Степень изученности проблемы. Историография исследования представлена рядом разнообразных работ по своей научной значимости, в которых отражены различные аспекты заявленной темы.
Историография нашего исследования условно поделена по хронологическому принципу:
- советская;
- постсоветская (современная).
Советский период характеризуется господством коммунистической идеологии, следовательно, ученые рассматривали развитие культуры через призму деятельности партии. Культура являлась средством пропаганды мировоззрения и агитации народа. Так, например, А.И. Арнольдов отмечает «положительное воздействие органов власти на развитие культуры в стране, а главенствующая роль партии проявлялась в творческих процессах» [2, с. 36].
Так как в рассматриваемый период начинается перестройка, повышается интерес к вопросам взаимоотношений государства и культуры. Исходя из этого, проводились исследования, где освещались изменения в культурной жизни СССР. Уделялось внимание таким аспектам как несовершенство командно-административной системы в управлении культурой, а также положительные черты, проявившиеся в культуре периода перестройки. Начало критики было положено в результате ослабления идеологического контроля, провозглашением гласности и развитием демократии.
В историографии советского периода, наиболее значимой является работа Б.Р. Рубаненко [61]. В его труде содержится информация о планировке и строительстве значимых мест г. Тольятти на рубеже 1970-х годов. В том числе, автор дает характеристику культурно-бытовому обслуживанию города и его влияние на градостроение.
Историография второй половины 80-х - начала 90-х годов характеризуется проведением исследований коммерческой составляющей культуры.
...
В ходе нашего исследования все поставленные задачи были выполнены. В первой главе нами был проведен анализ законодательства в области культурной политики в советский (1985-1991 гг.) и постсоветский (1991-2007 гг.) периоды, а также ее практическая реализация в рассматриваемые периоды на примерах советской и постсоветской России. Во второй главе мы рассмотрели процесс создания и развития Дворца культуры, искусства и творчества, а также его трансформацию в современный «Культурный центр «Автоград».
Анализируя законодательную базу в рамках рассматриваемого периода, мы пришли к следующим выводам. С 1985 по 2007 года в области культурного законодательства произошли значительные изменения. Особенности культурной сферы требовали специальные методы управления. Начиная с 1985 года в сфере культуры происходило постепенное смещение жесткой централизации управления на преимущественное усиление роли субъектов страны. В годы перестройки законодательство в области культуры не было особо развито, так как в условиях полного регулирования государством дополнительные задачи на культуру не отводились, в основном она выполняла идеологическую функцию. Нормативно-правовая основа культуры базировалась на Конституции 1977 года и Своде законов СССР. Сфера культуры зависела от внутренней и внешней обстановки, отвечая всем необходимым условиям того времени.
Строительство учреждений культуры происходило исходя из установок партии, так как надо было развивать идеологическое просвещение населения и досуговую занятость. В ходе пятилеток снизилось финансирование культуры, и материально-техническая база также находилась в тяжелом положении. Перед государством стояли иные первостепенные задачи, например - преодоление экономического кризиса в стране, следовательно, на культурную сферу отводилось наименьшее внимание.
На законодательном уровне закреплялись обязанности предприятий по развитию социально-культурной политики. В этих целях строились дома отдыха, дворцы культуры, библиотеки и т.д. Руководящую роль над данными объектами занимали профсоюзные организации. Промышленные предприятия занимались открытием своих собственных музеев при организации.
Государство стремилось улучшить материально-техническую базу учреждений культуры, но выполнить в полной мере это не удалось из-за ситуации, сложившейся в стране. Новые экономические внедрения происходили слишком быстро, что учреждения культуры не успевали приспосабливаться к ним должным образом.
Экономический кризис в конце 80-х годов привел к сокращению расходов на культурную сферу, снижение доходов населения поставило культурные учреждения в условия минимальных доходов от собственной деятельности. Но были и положительные результаты - изменения, происходящие в деятельности учреждений культуры, позволили подготовить базу для их развития в условиях рыночной экономики.
В постсоветский период ключевой проблемой в развитии культуры являлось финансирование. Преобразования, начатые еще в период перестройки, в большей степени способствовали более легкому переходу от командно-административного к рыночному управлению. Развитие и реализация самофинансирования и самоокупаемости в годы перестройки послужили подготовкой для перехода на систему многоканального финансирования культурной сферы. Помимо этого, идеологический контроль сменился на юридический, что отразилось на расширении прав и возможностей культурных учреждений. Основным законодательным документом, которым регулируется сфера культуры является «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 1992 года, где закрепляются права и обязанности государства по отношению к культурным учреждениям, а также в свою очередь права и обязанности самих учреждений. Законодательная база сферы культуры расширяется в современный период в связи с развитием культуры и стимулированием ее за счет проектных инициатив от правительства. Начала формироваться региональная самостоятельность и в 2002 году Самарской Губернской Думой был принят Закон Самарской области «О культуре Самарской области». Закон устанавливал основные направления культурной деятельности в Самарской области.
...
1. АВТОВАЗ между прошлым и будущим: история Волжского
автомобильного завода. 1966-2005 / Журавлев С. В., М. Р. Зезина, Р. Г. Пихоя, А. К. Соколов; под ред. Р. Г. Пихои. - Москва: РАГС, 2006. - 719 с.
2. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. - М.: Политиздат, 1975. - 128 с.
3. Астафьева О. Н. Социокультурная политика в Российской Федерации: стратегии, уровни, инновации: монография / О. Н. Астафьева, В. А. Горенкин, А. В. Швецова. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. - 154 с.
4. Бовтун О.П. Театральная культура Западной Сибири в 1980-1990-е годы: монография. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2005. - 206 с.
5. Бовтун В.С. Культурная политика в 1970-1990-х гг. (на примере
Сибирского региона). - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. - 280 с.
6. Богатырёв Р.А., Демидов А.Г. История законодательных изменений в сфере сохранения историко-культурного наследия РСФСР в 1980-е гг. // История: факты и символы. - 2020. - №1 (22). - С. 133-139.
7. Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 171 с.
8. Болдырева Н.Е. Заводские музеи России: специфика становления и оценка состояния // Известия ВолгГТУ. - 2012. - №3 (90). - С. 97-100.
9. Буркин А.И. Финансирование сферы культуры и искусства в индустриально развитых странах // Финансы и кредит. - 2005. - N 27. - С. 37-44.
10. Вестник Департамента культуры мэрии городского округа Тольятти. Органу управления культурой Ставрополя-Тольятти 45 лет (1963 - 2008): журнал. - Тольятти. - 2008.
11. Газета "Культура" // Газета Культура URL: https://portal-
kultura.ru/archive/year/1991/(дата обращения: 17.12.2022).
12. Газета "Советская культура" // Газета Культура URL: https://portal- kultura.ru/archive/year/1985/(дата обращения: 17.12.2022).
13. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект: учебное пособие. - Краснодар, 1998. - 320 с.
14. Гуменюк А.А. Государственная политика организации отдыха в СССР во второй половине 1950-х-середине 1980-х гг.: программы, реализация, повседневные практики (на материалах Нижнего Поволжья) // Вестник Калмыцкого университета. - 2017. -№33 (1). - С. 21-26.
15. Дворец, где рождаются праздники // Волжский Автостроитель. № 23 (7233). 08.02.2008.
...
80 источников