Развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбука
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развитие эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков 9
1.1 Особенности развития эмоциональной отзывчивость у детей
5-6 лет с задержкой психического развития 9
1.2 Лэпбук как развития эмоциональной отзывчивость у детей
5-6 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков 22
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной отзывчивость
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством 22
лэпбуков
2.2 Содержание и организация работы по развитию
эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков 33
2.3 Оценка динамики развития эмоциональной отзывчивость
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством 46
лэпбуков
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Характеристика выборки исследования 58
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 59
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 61
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развитие эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков 9
1.1 Особенности развития эмоциональной отзывчивость у детей
5-6 лет с задержкой психического развития 9
1.2 Лэпбук как развития эмоциональной отзывчивость у детей
5-6 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков 22
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной отзывчивость
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством 22
лэпбуков
2.2 Содержание и организация работы по развитию
эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков 33
2.3 Оценка динамики развития эмоциональной отзывчивость
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством 46
лэпбуков
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Характеристика выборки исследования 58
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 59
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 61
Актуальность исследования заключается в том, что в современной педагогике большое значение имеет проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей с задержкой психического развития. Главный этап социализации детей происходит в период дошкольного детства, но продолжается на протяжении всей жизни. Процесс социализации у детей включает в себя овладение социальными отношениями, благодаря которым ребенок познает окружающие события, объекты и людей. Известные ученые такие как: А.В. Петровский, Т.А. Репина, Е.В. Субботский выделяли компоненты социальных отношений, компонент выражается в эмпатии или в эмоциональной привязанности. Смысл компонентов состоит не только в умении реагировать и отзываться на эмоциональное состояние другой личности, но и в выражении сочувствия, что помогает развитию возникновения социальных чувств. Когнитивный компонент учувствует в процессе социального восприятия, что способствует формированию самосознания у ребенка. Кроме того, выделяется поведенческий компонент, который включает в себя процесс общения и усвоение личного социального опыта у детей. Осознание нравственных правил и норм, а также правила поведения в обществе формируется на основе когнитивного компонента. В заключении предположим, что «социальные отношения представляют из себя целую систему сознательных и избирательных связей личности с окружающей средой, а также являются результатом взаимодействия человека с окружающей» [7] действительностью.
«Недоразвитие хотя бы одного из компонентов нарушает целостную систему развития в следствие чего нарушается и социализация ребенка, что приводит к торможению адаптации ребенка в социуме» [14]. Данную
проблему можно скорректировать при специально организованном обучении и воспитании.
«Задержка психического развития - это отставание развития психических процессов, незрелость эмоционально-волевой сферы у детей» [3]. Задержка психического развития у детей заключается и характеризуется недостаточном уровне развития мелкой и крупной моторик, внимания, речи, мышления, памяти, а так в регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций.
У детей с задержкой психического развития затрагиваются все интеллектуальные процессы: память, мышление, речь, внимание, восприятие. Стоит отметить, что зрительное восприятие развито гораздо лучше, в отличии от слухового. Дети с задержкой психического развития предпочитают играть одни, им не интересно играть со сверстниками, дети с задержкой психического развития замкнуты. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития однообразная, стереотипная, не имеющая развернутого сюжета, лишена фантазии и игровых правил.
Эмоциональная отзывчивость - это способность к сопереживанию, сочувствию к другим людям. Для нормального развития личности, необходимо овладеть навыком эмпатии, так как важно уметь откликаться на окружающие события, важно получать эмоциональный отклик на боль и радость любого живого существа. Не зря Л.С. Выготский утверждал: -
«Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребенка» [19].
Развивать эмоциональный интеллект можно разными способами, в том числе посредством лэпбука. Лэпбук - это «книга на коленях», в дословном переводе на русский. Представляет собой тематическую папку или книжку раскладушку, с множеством кармашков, вкладок, окошек, подвижных деталей. Такую книжку можно смело назвать инновационным инструментом для развития детей. Автором лэпбука принято считать американскую писательницу Тэмми Дюби, а вот в России, книга была адаптирована благодаря автору детскому писателю Татьяне Пироженко.
Одна из особенностей лэпбука - это возможность обучаться играя, задействовав почти все виды восприятия.
Проблема исследования: каковы возможности лэпбуков в развитии эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Следуя актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбука».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков.
«Недоразвитие хотя бы одного из компонентов нарушает целостную систему развития в следствие чего нарушается и социализация ребенка, что приводит к торможению адаптации ребенка в социуме» [14]. Данную
проблему можно скорректировать при специально организованном обучении и воспитании.
«Задержка психического развития - это отставание развития психических процессов, незрелость эмоционально-волевой сферы у детей» [3]. Задержка психического развития у детей заключается и характеризуется недостаточном уровне развития мелкой и крупной моторик, внимания, речи, мышления, памяти, а так в регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций.
У детей с задержкой психического развития затрагиваются все интеллектуальные процессы: память, мышление, речь, внимание, восприятие. Стоит отметить, что зрительное восприятие развито гораздо лучше, в отличии от слухового. Дети с задержкой психического развития предпочитают играть одни, им не интересно играть со сверстниками, дети с задержкой психического развития замкнуты. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития однообразная, стереотипная, не имеющая развернутого сюжета, лишена фантазии и игровых правил.
Эмоциональная отзывчивость - это способность к сопереживанию, сочувствию к другим людям. Для нормального развития личности, необходимо овладеть навыком эмпатии, так как важно уметь откликаться на окружающие события, важно получать эмоциональный отклик на боль и радость любого живого существа. Не зря Л.С. Выготский утверждал: -
«Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребенка» [19].
Развивать эмоциональный интеллект можно разными способами, в том числе посредством лэпбука. Лэпбук - это «книга на коленях», в дословном переводе на русский. Представляет собой тематическую папку или книжку раскладушку, с множеством кармашков, вкладок, окошек, подвижных деталей. Такую книжку можно смело назвать инновационным инструментом для развития детей. Автором лэпбука принято считать американскую писательницу Тэмми Дюби, а вот в России, книга была адаптирована благодаря автору детскому писателю Татьяне Пироженко.
Одна из особенностей лэпбука - это возможность обучаться играя, задействовав почти все виды восприятия.
Проблема исследования: каковы возможности лэпбуков в развитии эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Следуя актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбука».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития очень сложный процесс. Дети с задержкой психического развития имеют свои особенности, которые необходимо учитывать для того чтобы справиться с поставленной задачей.
Развитие эмоциональной отзывчивости необходимо, в связи с тем, чтобы остановить рост количества эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особо внимания со стороны педагогов.
Наиболее подходящим средством для развития эмоциональной отзывчивости является лэпбук, так как он совмещает в себе все условия для реализации данной проблемы.
Согласно результатам констатирующего этапа исследования, мы сделали вывод о необходимости проведения целенаправленной работы, способствующей развитию эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, так как у большинства детей преобладал низкий уровень сформированности исследуемых показателей:
- уровень понимания ребенком собственных эмоций;
- уровень представлений об эмоциональных состояниях человека;
- уровень умения реагировать на эмоциональное состояние другого человека;
- уровень умения определять и называть свои эмоции;
- уровень умения прогнозировать эмоциональные состояния.
В процессе исследования было предположено, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбука будет возможно, если:
- осуществлён подбор дидактических заданий к лэпбукам, в соответствии с показателями эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- реализована поэтапная работа, включающая как использование готовых дидактических игр, так и разработка собственных.
В «результате проведенной работы на формирующем этапе эксперимента у детей 5-6 лет с задержкой психического развития выявлена положительная динамика показателей развития эмоциональной отзывчивости. Количество детей с низким уровнем развития эмоциональной отзывчивости снизилось на 30%, количество детей со средним уровнем поднялось на 20%, количество детей с высоким уровнем повысилось на 10%» [1].
«Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены. С помощью лэпбука можно успешно решать задачу по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Гипотеза исследования подтверждена» [1]. В
перспективе можно предложить рассмотреть возможность применения лэпбуков в интерактивном режиме.
Развитие эмоциональной отзывчивости необходимо, в связи с тем, чтобы остановить рост количества эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особо внимания со стороны педагогов.
Наиболее подходящим средством для развития эмоциональной отзывчивости является лэпбук, так как он совмещает в себе все условия для реализации данной проблемы.
Согласно результатам констатирующего этапа исследования, мы сделали вывод о необходимости проведения целенаправленной работы, способствующей развитию эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, так как у большинства детей преобладал низкий уровень сформированности исследуемых показателей:
- уровень понимания ребенком собственных эмоций;
- уровень представлений об эмоциональных состояниях человека;
- уровень умения реагировать на эмоциональное состояние другого человека;
- уровень умения определять и называть свои эмоции;
- уровень умения прогнозировать эмоциональные состояния.
В процессе исследования было предположено, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбука будет возможно, если:
- осуществлён подбор дидактических заданий к лэпбукам, в соответствии с показателями эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- реализована поэтапная работа, включающая как использование готовых дидактических игр, так и разработка собственных.
В «результате проведенной работы на формирующем этапе эксперимента у детей 5-6 лет с задержкой психического развития выявлена положительная динамика показателей развития эмоциональной отзывчивости. Количество детей с низким уровнем развития эмоциональной отзывчивости снизилось на 30%, количество детей со средним уровнем поднялось на 20%, количество детей с высоким уровнем повысилось на 10%» [1].
«Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены. С помощью лэпбука можно успешно решать задачу по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Гипотеза исследования подтверждена» [1]. В
перспективе можно предложить рассмотреть возможность применения лэпбуков в интерактивном режиме.





