Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развитие эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков 9
1.1 Особенности развития эмоциональной отзывчивость у детей
5-6 лет с задержкой психического развития 9
1.2 Лэпбук как развития эмоциональной отзывчивость у детей
5-6 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков 22
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной отзывчивость
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством 22
лэпбуков
2.2 Содержание и организация работы по развитию
эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков 33
2.3 Оценка динамики развития эмоциональной отзывчивость
у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством 46
лэпбуков
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Характеристика выборки исследования 58
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 59
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 61
Актуальность исследования заключается в том, что в современной педагогике большое значение имеет проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей с задержкой психического развития. Главный этап социализации детей происходит в период дошкольного детства, но продолжается на протяжении всей жизни. Процесс социализации у детей включает в себя овладение социальными отношениями, благодаря которым ребенок познает окружающие события, объекты и людей. Известные ученые такие как: А.В. Петровский, Т.А. Репина, Е.В. Субботский выделяли компоненты социальных отношений, компонент выражается в эмпатии или в эмоциональной привязанности. Смысл компонентов состоит не только в умении реагировать и отзываться на эмоциональное состояние другой личности, но и в выражении сочувствия, что помогает развитию возникновения социальных чувств. Когнитивный компонент учувствует в процессе социального восприятия, что способствует формированию самосознания у ребенка. Кроме того, выделяется поведенческий компонент, который включает в себя процесс общения и усвоение личного социального опыта у детей. Осознание нравственных правил и норм, а также правила поведения в обществе формируется на основе когнитивного компонента. В заключении предположим, что «социальные отношения представляют из себя целую систему сознательных и избирательных связей личности с окружающей средой, а также являются результатом взаимодействия человека с окружающей» [7] действительностью.
«Недоразвитие хотя бы одного из компонентов нарушает целостную систему развития в следствие чего нарушается и социализация ребенка, что приводит к торможению адаптации ребенка в социуме» [14]. Данную
проблему можно скорректировать при специально организованном обучении и воспитании.
«Задержка психического развития - это отставание развития психических процессов, незрелость эмоционально-волевой сферы у детей» [3]. Задержка психического развития у детей заключается и характеризуется недостаточном уровне развития мелкой и крупной моторик, внимания, речи, мышления, памяти, а так в регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций.
У детей с задержкой психического развития затрагиваются все интеллектуальные процессы: память, мышление, речь, внимание, восприятие. Стоит отметить, что зрительное восприятие развито гораздо лучше, в отличии от слухового. Дети с задержкой психического развития предпочитают играть одни, им не интересно играть со сверстниками, дети с задержкой психического развития замкнуты. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития однообразная, стереотипная, не имеющая развернутого сюжета, лишена фантазии и игровых правил.
Эмоциональная отзывчивость - это способность к сопереживанию, сочувствию к другим людям. Для нормального развития личности, необходимо овладеть навыком эмпатии, так как важно уметь откликаться на окружающие события, важно получать эмоциональный отклик на боль и радость любого живого существа. Не зря Л.С. Выготский утверждал: -
«Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека и прежде всего ребенка» [19].
Развивать эмоциональный интеллект можно разными способами, в том числе посредством лэпбука. Лэпбук - это «книга на коленях», в дословном переводе на русский. Представляет собой тематическую папку или книжку раскладушку, с множеством кармашков, вкладок, окошек, подвижных деталей. Такую книжку можно смело назвать инновационным инструментом для развития детей. Автором лэпбука принято считать американскую писательницу Тэмми Дюби, а вот в России, книга была адаптирована благодаря автору детскому писателю Татьяне Пироженко.
Одна из особенностей лэпбука - это возможность обучаться играя, задействовав почти все виды восприятия.
Проблема исследования: каковы возможности лэпбуков в развитии эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Следуя актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбука».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эмоциональной отзывчивость у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбуков.
Развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития очень сложный процесс. Дети с задержкой психического развития имеют свои особенности, которые необходимо учитывать для того чтобы справиться с поставленной задачей.
Развитие эмоциональной отзывчивости необходимо, в связи с тем, чтобы остановить рост количества эмоционально-неблагополучных детей, которые требуют особо внимания со стороны педагогов.
Наиболее подходящим средством для развития эмоциональной отзывчивости является лэпбук, так как он совмещает в себе все условия для реализации данной проблемы.
Согласно результатам констатирующего этапа исследования, мы сделали вывод о необходимости проведения целенаправленной работы, способствующей развитию эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития, так как у большинства детей преобладал низкий уровень сформированности исследуемых показателей:
- уровень понимания ребенком собственных эмоций;
- уровень представлений об эмоциональных состояниях человека;
- уровень умения реагировать на эмоциональное состояние другого человека;
- уровень умения определять и называть свои эмоции;
- уровень умения прогнозировать эмоциональные состояния.
В процессе исследования было предположено, что развитие эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития посредством лэпбука будет возможно, если:
- осуществлён подбор дидактических заданий к лэпбукам, в соответствии с показателями эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- реализована поэтапная работа, включающая как использование готовых дидактических игр, так и разработка собственных.
В «результате проведенной работы на формирующем этапе эксперимента у детей 5-6 лет с задержкой психического развития выявлена положительная динамика показателей развития эмоциональной отзывчивости. Количество детей с низким уровнем развития эмоциональной отзывчивости снизилось на 30%, количество детей со средним уровнем поднялось на 20%, количество детей с высоким уровнем повысилось на 10%» [1].
«Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи решены. С помощью лэпбука можно успешно решать задачу по развитию эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Гипотеза исследования подтверждена» [1]. В
перспективе можно предложить рассмотреть возможность применения лэпбуков в интерактивном режиме.
1. Андреенко Т. А, Алекинова О. В. Развитие эмоциональной
отзывчивости старших дошкольников. СПб. : ООО «Издательство
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук - «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29-30.
3. Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. № 6. С. 8
4. Выготский Л. С. Детская психология //Собрание сочинений: В 6 томах, том 4. М. 1984. С. 433
5. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собр. соч. М. 1984. Т.4. С. 433.
6. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. СПб. : Речь, 2011.
7. Мэтьюз Дж. Р.; Барч Д. М. Эмоциональная отзывчивость, социальное познание и функциональный результат при шизофрении". Журнал аномальной психологии. № 119 (1), 2010. С 50-59.
8. Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С.,Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. 98 с
9. Пицци Р. Г., Кремер Д. Дж. М. Избегание математики в сжатые
сроки: эмоциональная отзывчивость и тревожное внимание при
математической тревожности. Мозг и познание. 2017. С. 100-107.
10. Ренна, Меган; Кинтеро, Джин; Фреско, Дэвид; Меннин, Дуглас (2017). «Терапия, регулирующая эмоции: направленное на механизм лечение расстройств, связанных с дистрессом» // Границы психологии. С. 98.
11. Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии : учебное пособие / А. Г. Смирнов. М.: Института психотерапии, 2001. С. 144-147.
12. Шевченко С. Г. Новое в коррекционно-развивающем обучении детей с трудностями в обучении// Дефектология. 2001. № 4. С. 21.
13. Белопольская Н. Л. Роль учебных и игровых мотивов в структуре деятельности детей с ЗПР // Первая Всемирная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста (материалы). М. 1971. С. 133.
14. Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. №2. С. 147.
15. Кузнецова Л. B. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис. . канд. псих. наук. М. 1986....21