Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Причины использования американского кино как инструмента
войны 8
1.1. Причины конфликта СССР и США 8
1.2 Роль кино в американской культуре 12
Глава 2 Создание образа СССР в американском кинематографе времен холодной войны 26
2.1 Способы по созданию кинематографического образа
врага 26
2.2 Создание образа СССР в фильмах 1945-1991 гг 30
Заключение 44
Список используемой литературы и используемых
источников 46
Приложение А Список используемых источников 53
Приложение Б График соотношения числа западных игровых фильмов, связанных с советской/российской тематикой, распределенных по странам 57
Приложение В График соотношения числа западных игровых фильмов,
связанных с советской/российской тематикой, распределенных по жанрам 58
Приложение Г Открывающая заставка фильма «Рокки IV» 59
Приложение Д Шрифт из фильма «Красная жара» 60
Холодная война - это масштабное геополитическое противостояние таких мировых сверхдержав как СССР и США, проходившее в послевоенный период XX века. Корень данного конфликта состоит в различиях этих государств на принципиальном и идеологическом уровнях, что проявлялось во всех сферах общественной жизни граждан СССР и США. С одной стороны тоталитаризм, плановая экономика и идеология коммунизма, а с другой демократия, рыночная экономика и идеология капитализма. Холодная война отметилась не только на политических, экономических аренах, но она добралась и до спорта, культуры и, в частности, до кинематографа. Кино выступало как средство для ведения войны, вещая с экранов выгодную для того или иного государства позицию относительно политического противника. Для США эта отрасль культуры имеет особое значение, ведь еще с начала XX века именно они стали самой крупнейшей державой по количеству выпуска кинокартин и кассовых сборов. Поэтому важно рассмотреть то, почему именно американская кинопромышленность могла удачно вещать пропагандистские мысли в массы, и почему кино США имело такой мировой успех. СССР также не отставал от своего западного противника и также использовал кино, как метод ведения войны. Все это вылилось в появление целого пласта фильмов, созданных для «очернения» противоборствующей стороны. Фильмы являются мощным инструментом для влияния на людей, поэтому очень важно рассмотреть данный аспект культуры.
Данная тема актуальна и по сей день, отголоски тех взаимоотношений Советского Союза и Америки доходят до сегодняшних дней и важны до сих пор. После распада СССР и даже в современное время между Россией и США сохраняется определенная конфронтация. Для более результативного выстраивания дальнейших отношений Америки и России важно понимать, как их взаимоотношения развивались в относительно недавнее время, когда 4
мир был на пороге самой масштабной войны за всю историю человечества. Эта работа введет в научный оборот множество материалов по данной теме, куда входят не только отечественные труды, но и западные.
Объектами исследований выступают кинопромышленность США и экранные образы СССР в американских кинолентах.
Предметами исследования выступают американские киноматериалы, социальные исследования в области кино и его восприятия людьми, а также художественные методы кинематографа, используемые для построения тематического повествования в кинокартинах.
Хронологические рамки исследования охватывают 1945-1991 года, связано это с тем, что в эти года происходила холодная война.
Территориальные рамки охватывают США, так как кинематографический образ СССР, представленный американской кинопромышленностью, является центральной темой этой работы.
Историография по данной теме обширна и многообразна. Помимо тех работ, где исследуется период холодной войны и кино, связанное с этим явлением, существуют также труды, исследующие не только кино как вид искусства, но и его влияние на людей различных демографических групп. В моей работе будут учтены исследования авторов как российских, так и советских, и зарубежных. Изученная мною историография делится на несколько частей:
1) Труды, направленные на изучения холодной войны, ее причин, событий, итогов. Среди таких работ есть труд Шенина С.Ю.: «История холодной войны», где автор показывает проблемы данного конфликта и демонстрирует историографические работы других авторов [43]. Наринский М.М. в труде: «Происхождение холодной войны // От Фултона до Мальты: как началась и закончилась холодная война» рассказывает о хронологии событий, позволяющую получить полное представление о тех действиях властей [23]. Печатнов В.О. в работе «От союза - к холодной войне: советско- американские отношения в 1945 - 1947 гг. М.» выделяет самый ранний период холодной войны - начало, когда отношения с США начали ухудшаться после войны [25, с. 24].
...
Холодная война, как конфликт между США и СССР, и само американское кинопроизводство в целом подарили миру целый пласт проектов, нашедших популярность среди людей. США использовали кино как инструмент холодной войны, дабы уничтожить «красного» противника на американских экранах. Параллельно с этим американцам транслировались и иные идеи: позиционирование Америки как центра мира, навязывание американского образа жизни и так далее. Также развивался и сам американский кинобизнес: развитие агентуры для ремесленников
кинопромышленности, обильное использование банков для займов в угоду создания кинокартин, рост значимости кинозвезд и так далее. США использовали все эти способы для продвижения своих идей и идеологии. Голливуд, как рассадник фильмов, стал площадкой для успешного продвижения антисоветских мыслей. Киноиндустрия Америки многолика, она представляет из себя институт буржуазной социальной системы. Независимое кино также продолжает существовать даже при изобилии массовых картин, рассчитанных на получения максимальной коммерческой выгоды. Американская индустрия кино пестрит примерами успешных кассовых кинолент. Творчество в такой среде порой уступает коммерческой стороне вопроса. Голливуд предоставил американцам и всему миру возможность отвлечь внимание зрителей от тяжестей и трудностей жизни. С каждым новым кризисом возрастает спрос на фильмы, способные увлечь за собой людей, погружая их в иные измерения, где их проблемы кажутся уже несущественными. Безработица, рост преступности, трагедии, теракты и многие другие негативные потрясения переносятся людьми легче, благодаря фильмам.
Самой главной чертой киноиндустрии Америки является капитализм, пронизывающий всю эту систему сверху донизу. Голливуд показывает всю суть буржуазной массовой культуры, способной найти отклик у народа. Весь кинобизнес сосредоточен в руках буржуазного класса, что и определяет направление развития кино. Они подчиняют себе творчество и творцов, ставя их в рамки и не давая много свободы в производстве кинокартин. Художникам в таких условиях приходится находить обходные пути, чтобы показать свой талант зрителю, но даже при такой капиталистической системе у них получается отыскивать лазейки, которые помогают обойти те или иные препятствия. Им приходится внедрять в творческий процесс массовость, чтобы получить прибыль, а значит и максимальное удовлетворение буржуазного класса. Возможно, такой подход также можно назвать своего рода искусством, ведь не каждый может сочетать в своих картинах творчество и массовость, для этого нужен правильный подход, который не все могут отыскать, да и не все захотят его искать в условиях, в которые ставят творца верхи кинобизнеса.
Большая часть фильмов «омрачала» образ советского народа и государства, но имели место быть и киноленты, выставляющие СССР в более положительном свете. Фильмы этого периода являлись отражением внешнеполитических отношений между сверхдержавами, реальные события влияли на кинопроизводство, сюжет кинолент и их посылы. Кинокартины, основываясь на взаимоотношениях США и СССР, имели связь с различными мировыми потрясениями и показывали их на экране. Американский кинобизнес использовался не только как мощный инструмент для борьбы с СССР, но и для сближения с ним.
1. Ад в открытом море : [художественный фильм] / авторы сценария: Джесси Л. Ласки Младший, Сэмуэль Фуллер ; режиссер: Сэмуэль Фуллер ; в ролях: Ричард Уидмарк, Белла Дарви, Виктор Франсен ; киностудия: 20th Century Studios. - США. - 1 DVD-ROM (1 ч 43 мин) : цв., зв. - звук. дорожка - Русский Dolby Digital. - Фильм вышел в 1954 г. - Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
2. Бердяев, Н. А. Духовные основы русской революции. Философия неравенства // Собрание сочинений. В 4 т. Т. IV. Париж: YMCA-PRESS, 1990.
- С. 91-100.
3. Берлинский экспресс : [художественный фильм] / автор сценария: Гарольд Медфорд ; режиссер: Жак Турнер ; в ролях: Мерл Оберон, Роберт Райан, Чарльз Корвин ; продюсерская компания: RKO Radio Pictures. - США.
- 1 DVD-ROM (87 мин) : черно-белый, зв. - звук. дорожка - Русский Dolby Digital. - Фильм вышел в 1948 г. - Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
4. Бжезинский З. : сделать Россию пешкой / Виталий Поликарпов. - М. : Эксмо : Алгоритм, 2011. - 224 с.
5. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Москва, Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
6. Дело фирмы : [художественный фильм] / автор сценария: Николас Мейер ; режиссер: Николас Мейер ; в ролях: Джин Хэкмен, Михаил Барышников ; кинокомпания: MGM-Pathe Communications. - США. - 1 DVD- ROM (99 мин) : цв., зв. - звук. дорожка - Русский Dolby Digital. - Фильм вышел в 1991 г. - Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
7. Доктор Стрейнджлав, или как я перестал волноваться и полюбил атомную бомбу : [художественный фильм] / авторы сценария: Стэнли Кубрик, Питер Джордж, Терри Саузер ; режиссер: Стэнли Кубрик ; в ролях: Питер Селлерс, Джордж К. Скотт, Трейси Рид ; кинокомпания: Columbia Pictures. - США. - 1 DVD-ROM (95 мин) : черно-белый, зв. - звук. дорожка - Русский Dolby Digital. - Фильм вышел в 1964 г. - Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
8. Железный занавес : [художественный фильм] / автор сценария: Милтон Кримс ; режиссер: Уильям Уэллман ; в ролях: Дэна Эндрюс, Джин Тирни ; киностудия: 20th Century Studios. - США. - 1 DVD-ROM (87 мин) : черно-белый, зв. - звук. дорожка - Русский Dolby Digital. - Фильм вышел в 1948 г. - Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
9. Илиевский, Н. В. Холодная война. В 2 томах. Том 2. От Потсдама до Мальты. - М. : Институт экономических стратегий, 2014. - 584 с.
10. Карцева, Е. Н. Голливуд: контрасты 70-х. - М. : Искусство, 1987. - 319 с.
11. Кокарев, И. Е. США на пороге 80-х: Г олливуд и политика. - М. : Искусство, 1986. - С. 6-254.
12. Комаров, С. В. История зарубежного кино. Немое кино. - М. : Искусство, 1965. - С. 63.
13. Комов, Ю. А. Голливуд без маски - М. : Искусство, 1982. - 208 с.
14. Контратака : [художественный фильм] / автор сценария: Джон Говард Лоусон ; режиссер: Золтан Корда ; в ролях: Пол Муни, Маргарет Чепмен ; кинокомпания: Columbia Pictures. - США. - 1 DVD-ROM (90 мин) : черно-белый, зв. - звук. дорожка - Русский Dolby Digital. - Фильм вышел в 1945 г. - Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
15. Красная жара : [художественный фильм] / авторы сценария:
Уолтер Хилл, Трой Кеннеди-Мартин, Гарри Клайнер ; режиссер: Уолтер Хилл ; в ролях: Арнольд Шварйнеггер, Джеймс Белуши ; кинокомпании: TriStar Pictures, Carolco Pictures. - США. - 1 DVD-ROM (103 мин) : цв., зв. - звук. дорожка - Русский Dolby Digital. - Фильм вышел в 1988 г. -
Изображение (движущееся ; двухмерное) : видео.
...
63 источника