Работа сделана на примере государственного портала «Объясняем.РФ».
Есть приложение.
Введение...3
Глава 1. Новости и их отбор как объект научного исследования
§1. Качество новостей и их отбор в качественной журналистике..................... 6
1.1.Парадигмы адвокатирования и арбитража.6
1.2. «Новостные ценности»: критерии отбора новостей ......................... 8
§2. Государственные информационные порталы как производители новостей………13
2.1. Новости на государственных информационных порталах как современный феномен российской онлайн-коммуникации..13
2.2. «Объясняем.РФ» как пример государственного информационного сервиса.15
Выводы к первой главе...17
Глава 2. «Новостные ценности» в контенте «Объясняем.РФ»
§3. Метод исследования...19
3.1. Методика анализа...19
3.2. Выборка исследования...20
§4. Результаты исследования...20
4.1. Критериальный анализ...20
4.2. «Объясняем.РФ» в системе арбитража и адвокатирования .......... 22
Выводы ко второй главе ...23
Заключение...24
Список использованной литературы...26
Приложение 1. Таблицы и диаграммы..28
Актуальность исследования. В современном мире фундаментальные стандарты и принципы журналистики крайне быстро перестраиваются. Здесь встает вопрос и об усиливающейся конкуренции, ввиду которого процесс новостного отбора подвергается коррозии. Конкуренция вынуждает пренебрегать такими важнейшими принципами журналистики, как объективность и достоверность информации, и все чаще публикуются поверхностные или даже фейковые новости. Обычный пользователь крайне доверчив, и, зачастую, не будет перепроверять информацию, однако если подобное случается – это подрывает доверие к СМИ. Более того, подобная практика публикаций (без объективности и проведения глубокого анализа) делает публикуемый контент низкосортным.
Сейчас общество становится более ориентированным в новостной повестке, и перед журналистами стоит задача фильтровать информацию и предоставлять выжимку объективных и честных новостей. Тем более сейчас, когда в мире наблюдаются экономические, политические и социальные кризисы – общество ожидает четких и конкретных сведений о той или иной ситуации, которые позволят им понять, как действовать.
Все вышесказанное подчеркивает роль государства, как актора на рынке информации. Возрастает роль государственных порталов и информационных каналов, однако и здесь стоит помнить о том, что зачастую публикуемый контент преподносится с учетом политической конъюнктуры и стратегических целей, одна из которых – воздействие на общественное сознание общества. Встает вопрос: а можно ли тогда считать подобный контент «настоящей новостью» в традиционном понимании?
Новизна курсовой работы заключается в том, что в настоящем исследовании пересекается ряд концепций (арбитража, адвокатирования, теория новостных ценностей и гейткипинг), которые позволяют по-новому рассмотреть новостной отбор в рамках недавно появившегося производителя новостей – государственного портала правительства Российской Федерации. В рамках исследования, мы обнаружили, что сайт «Объясняем.РФ» отвечает теории арбитража и теории новостных ценностей по большинству критериев.
Объектом исследования выступает стандарт качественной журналистики новости в рамках государственного информирования, а предметом – принципы и критерии отбора сообщений на государственных информационных порталах.
Цель курсовой работы заключается в анализе новостных ценностей и изучении того, как они находят свое проявление на информационном портале «Объясняем.РФ». Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую базу по стандартам отбора и создания новостей, в т.ч. парадигмы профессионализма, концепции «новостных ценностей» и гейткипинга;
2. Изучить рынок государственных информационных порталов и сделать выводы о месте портала «Объясняем.РФ» в нем;
3. Разработать аналитическую схему критериального анализа для оценки «новостных ценностей» на портале «Объясняем.РФ»;
4. Провести анализ новостных текстов портала и сделать выводы о природе отбора новостей на «Объясняем.РФ».
Хронологические рамки исследования составили апрель-июнь 2024 г.
Теоретическую базу исследования составили научные труды в области теории коммуникации и медиатеории Земляновой Л. М., Анищенко К. Л., Бочаровой Т. И., Волошиной С. М., работы о новостной журналистике Федоровой Е. Д., Распоповой С. С., Павловой А. Н., о концепции «новостных ценностей» T. Harcup, D. O'Neill, Galtung J., Ruge M. H. Также были изучены работы об этике и задачах журналистики в обществе, в т.ч. работы Бодруновой С. С., Буторина М. В., Ершова, Ю. М. и Лазутиной Г.В.
Основным методом исследования в работе стал количественно-качественный контент-анализ по К. Криппендорффу, который позволил перевести семантику «новостных ценностей» публикаций в количественные показатели.
Эмпирической базой исследования послужили новостные публикации из государственного портала «Объясняем.РФ» за 2024 год; их общее количество составило 55 новостей, опубликованных за период с апреля по июнь. В этот список вошли новости на темы внешней и внутренней политики РФ. Выбор сервиса обусловлен тем фактом, что исследование такого портала, рассчитанного на широкий круг читателей, среди остальных государственных порталов позволяет более глубоко рассмотреть, каким образом государство формирует повестку дня в информационном пространстве и как на сайте официальных новостей отражается специфика взаимодействия государства с обществом.
В структуру работы входят введение, две главы и четыре параграфа, заключение, список использованной литературы, приложение.
В современном мире важно оставаться в потоке информации, в то же время невозможно знать все и потреблять все существующие новости. Для решения проблемы фильтрации новостей с более-менее объективным и качественным отбором в современном мире используется несколько теорий: это гейткипинг, теория новостных ценностей, адвокатирование и арбитраж в журналистике. Все эти теории нам удалось рассмотреть и провести теоретический и практический анализ.
Для практической части мы решили рассмотреть формат популярных в настоящее время информационных порталов в сети интернет. Они собирают большое количество новостей и информации и, несомненно, при их отборе все вышеперечисленные теории помогают сформировать этот самый набор публикаций.
Среди информационных порталов анализу контента был подвергнут портал «Объясняем.РФ», как один из ярких вариантов проявления гейткипинга. Сайт был создан для успокоения и объяснения сложных моментов, связанных с правительственными решениями на простом языке для всех граждан или той группы граждан, кого это может касаться. Историческим предком этого портала стал портал «Стопкоронавирус.РФ», который помогал находить ответы на все связанные с пандемией вопросы в одном месте, включая поддержку и компенсацию. «Объясняем.РФ» был создан как аналог такого портала по вопросам, связанным с СВО, но стал чем-то большим — новостным порталом о значимой государственной повестке дня.
Анализ новостей портала «Объясняем.РФ» показал, что сайт отвечает концепции «новостных ценностей» по большинству критериев – но не по всем из них. Несмотря на это, можно сделать вывод, что ассоциация сайта с чисто новостным порталом кажется нежелательной, его главная функция — не позволить пользователям прочитать все актуальные новости, известные к этому часу по заявленным тематикам, а найти ответ на один из популярных вопросов на волнующие общество экономические, социальные или другие темы, причем ответ, сформированный государством, не будет, как правило, содержать описание социально-политического конфликта и позиций разных сторон. Поэтому можно говорить о том, что государственный информационный портал только использует формат новости для бесконфликтного информирования граждан, но не является новостным порталом сам по себе.
1. Анищенко К. Л. Особенности новостного контента в современных интернет-СМИ / К. Л. Анищенко // Либерально-демократические ценности. 2022. № 2. С. 1-7.
2. Бодрунова С.С. Парадигмы «адвокатирования» и «арбитража» в западной журналистской этике и их ценностно-нормативное наполнение // Социология и право. 2014. № 1. С. 16-23.
3. Бочарова Т. И. Рекламные тексты. Сборник упражнений / Т. И. Бочарова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 88 с.
4. Буторин М. В. Основы журналистской деятельности: учебное пособие / М. В. Буторин. — Москва: РУСАЙНС, 2023. — 211 c.
5. Волошина С. М. Власть и журналистика. Николай I, Андрей Краевский и другие / С. М. Волошина. — Москва: Дело, 2022. — 680 c.
6. Ершов, Ю. М. Основы журналистики и цифровых медиа: учебник / Ю. М. Ершов. — Москва: КНОРУС, 2023. — 330 c.
7. Землянова Л. М. Медиадискурсы и новостные фрейминги (исследования современных зарубежных коммуникативистов) // Вестник МГУ. 2006. № 2. С. 14.
8. Лазутина Г.В. Профессиональная деятельность журналиста: подходы к пониманию журналистской этики // Вопросы теории и практики журналистики. 2012. № 2. С. 22–31.
9. Назначение политической журналистики в обществе. – URL: https://studme.org/79336/zhurnalistika/naznachenie_politicheskoy_zhurnalistiki_obschestvea (дата обращения: 29.05.2024)
10. Распопова С. С., Павлова А. Н. Медиаэффекты прайминга и фрейминга в региональной повестке федеральных СМИ // Медиалаборатория коммуникационного агентства «АГТ». 2019. № 5. С. 73-82.
11. Объясняем.РФ – официальный информационный портал. – URL: https://объясняем.рф/ (дата обращения: 3.05.2024)
12. Федорова Е.Д. Теория установления повестки дня // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 5. – URL: https://human.snauka.ru/2017/05/23985 (дата обращения: 14.05.2024).
13. Galtung J., Ruge M.H. The Structure of Foreign News. 1965. №1. P. 64-91.
14. T. Harcup, D. O'Neill. What Is News? Galtung and Ruge revisited. 2001. P. 261-280.
15. T. Harcup, D. O'Neill. What is News? News values revisited (again). 2017. P/ 1470-1488.