Коррекция эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе кинотерапии
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе кинотерапии... 9
1.1 Психолого-педагогические основы коррекции
эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 9
1.2 Кинотерапия как средство развития эмоциональной сферы
детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 18
Глава 2 Экспериментальное исследование коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе кинотерапии 25
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы
детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 25
2.2 Содержание и организация работы по коррекции
эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе кинотерапии 36
2.3 Выявление динамики уровня развития эмоциональной
сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 46
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 62
Приложение Б Протоколы результатов проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента 63
Приложение В Протоколы результатов проведения диагностических методик на контрольном этапе эксперимента 66
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе кинотерапии... 9
1.1 Психолого-педагогические основы коррекции
эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 9
1.2 Кинотерапия как средство развития эмоциональной сферы
детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 18
Глава 2 Экспериментальное исследование коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе кинотерапии 25
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы
детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 25
2.2 Содержание и организация работы по коррекции
эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе кинотерапии 36
2.3 Выявление динамики уровня развития эмоциональной
сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 46
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 62
Приложение Б Протоколы результатов проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента 63
Приложение В Протоколы результатов проведения диагностических методик на контрольном этапе эксперимента 66
Актуальность темы данной работы заключается в том, что в настоящее время увеличивается процент дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, которые зачастую приводят к расстройствам эмоциональной сферы.
Эмоциональная сфера является одной из важнейших в жизни человека. С ней связаны все процессы и виды активности. При неосуществлении коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи происходит появление или нарастание тяжелых форм психологических расстройств, отсутствие динамики в коррекции речевого развития, снижение уровня навыков коммуникации и социализации в целом. Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что коррекция эмоциональной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи необходима.
Исследования в области развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста осуществляли многие отечественные и зарубежные ученые, такие как П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и многие другие. Однако, анализ и обобщение данных научно-методической литературы и педагогической практики показывает, что проблема коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи является актуальной и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
Дошкольникам важно идентифицировать эмоциональные состояния других людей, поскольку это один из способов получения социальной информации. В свою очередь, не менее важно для ребенка также уметь адекватно выражать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, пантомимики, чтобы другие люди могли понимать, как себя вести в той или иной ситуации. «Необходимость развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет обуславливается, прежде всего, целевыми ориентирами, которые предлагает ФГОС ДО. Так, к одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования относятся следующие характеристики, соответствующие старшему дошкольному возрасту: ребенок адекватно проявляет свои чувства, способен учитывать интересы и чувства других» [35, с. 22]
В примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет задача коррекции эмоциональной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи непосредственно связана с развитием эмоционально-волевой сферы.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии, у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в специальных средствах обучения и воспитания с учетом проблем развития эмоциональной сферы. В нашем исследовании в качестве ведущего средства коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи мы рассматриваем кинотерапию.
«Развитие психологических практик привело к созданию кинотерапии, зарекомендовавшей себя перспективным методом оценки и трансформации ценностно-смысловой сферы личности» [15, с. 57]. Кинотерапия - один из видов арт-терапии. В арт-работе используются продукты творчества самого человека, в кинотерапии применяют продукты культурного творчества, к которым ребенок не имеет отношения (кинофильмы, мультипликация). На сегодняшний момент многие психологи и педагоги рассматривают искусство и арт-терапию в качестве действенного средства в формировании и коррекции эмоциональной сферы (М.Е. Бурно А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.Г. Макарова и другие).
В данной работе мы исследуем возможности в коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи таких творческих продуктов как мультфильмы. «Как известно, мышление ребенка наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. В данном аспекте, можно сделать вывод, что мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным развивающим инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов» [14].
Изучая источники по теме возможностей кинотерапии в решении психокоррекционных задач, мы пришли к выводу, что данная тема на сегодняшний день мало изучена, поэтому данное исследование будет полезно для обогащения методов и методик коррекции эмоциональной сферы....
Эмоциональная сфера является одной из важнейших в жизни человека. С ней связаны все процессы и виды активности. При неосуществлении коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи происходит появление или нарастание тяжелых форм психологических расстройств, отсутствие динамики в коррекции речевого развития, снижение уровня навыков коммуникации и социализации в целом. Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что коррекция эмоциональной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи необходима.
Исследования в области развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста осуществляли многие отечественные и зарубежные ученые, такие как П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и многие другие. Однако, анализ и обобщение данных научно-методической литературы и педагогической практики показывает, что проблема коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи является актуальной и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
Дошкольникам важно идентифицировать эмоциональные состояния других людей, поскольку это один из способов получения социальной информации. В свою очередь, не менее важно для ребенка также уметь адекватно выражать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, пантомимики, чтобы другие люди могли понимать, как себя вести в той или иной ситуации. «Необходимость развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет обуславливается, прежде всего, целевыми ориентирами, которые предлагает ФГОС ДО. Так, к одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования относятся следующие характеристики, соответствующие старшему дошкольному возрасту: ребенок адекватно проявляет свои чувства, способен учитывать интересы и чувства других» [35, с. 22]
В примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет задача коррекции эмоциональной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи непосредственно связана с развитием эмоционально-волевой сферы.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии, у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в специальных средствах обучения и воспитания с учетом проблем развития эмоциональной сферы. В нашем исследовании в качестве ведущего средства коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи мы рассматриваем кинотерапию.
«Развитие психологических практик привело к созданию кинотерапии, зарекомендовавшей себя перспективным методом оценки и трансформации ценностно-смысловой сферы личности» [15, с. 57]. Кинотерапия - один из видов арт-терапии. В арт-работе используются продукты творчества самого человека, в кинотерапии применяют продукты культурного творчества, к которым ребенок не имеет отношения (кинофильмы, мультипликация). На сегодняшний момент многие психологи и педагоги рассматривают искусство и арт-терапию в качестве действенного средства в формировании и коррекции эмоциональной сферы (М.Е. Бурно А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.Г. Макарова и другие).
В данной работе мы исследуем возможности в коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи таких творческих продуктов как мультфильмы. «Как известно, мышление ребенка наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. В данном аспекте, можно сделать вывод, что мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным развивающим инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов» [14].
Изучая источники по теме возможностей кинотерапии в решении психокоррекционных задач, мы пришли к выводу, что данная тема на сегодняшний день мало изучена, поэтому данное исследование будет полезно для обогащения методов и методик коррекции эмоциональной сферы....
Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное изучение позволили сделать выводы, представленные ниже.
Итоги теоретического анализа дают возможность утверждать, что проблема развития у детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи эмоциональной сферы является актуальной. Исследования Т.А. Андреенко, Л.С. Выготского, О.А. Денисовой показывают, что без развития эмоциональной сферы у детей с тяжёлыми нарушениями речи происходит появление или нарастание тяжелых форм психологических расстройств, отсутствие динамики в коррекции речевого развития, снижение уровня навыков коммуникации и социализации в целом.
Проблемой развития эмоциональной сферы детей занимались Т.Е. Дубынина, В.В Зеньковский, С.Л. Рубинштейн. Исследования показали, что эмоциональное развитие является сложным процессом, который зависит от уровня развития ребенка, наполненности эмоциональной лексики и мотивов ребенка.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в специальных средствах обучения и воспитания с учетом проблем развития эмоциональной сферы. В данном исследовании в качестве ведущего средства коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи рассматривается кинотерапия.
Изучением кинотерапии занимались С.В. Березин, Ю.С. Корженко, Е.В. Мясникова. Они рассматривали возможность использования кинотерапии для развития эмоциональной сферы.
Выявление уровней развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи на этапе констатирующего эксперимента показало, что 49,09% детей имеют средний уровень и 34,54% детей имеют низкий уровень эмоциональной сферы. Это связано с тем, что у детей достаточно развит лексический словарь; плохо развито умение определять эмоции других и свои собственные; низкая самооценка и стрессоустойчивость.
В исследовании доказана гипотеза о том, что коррекция эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи в процессе кинотерапии возможна при:
- использовании в коррекционной работе мультфильмов;
- отборе мультфильмов с учетом возрастных, индивидуальных возможностей детей, а также их контекстного содержания (в аспекте развития эмоциональной сферы).
После проведенного формирующего эксперимента в экспериментальной выборке увеличилось количество детей (27,27%) с высоким уровнем развития эмоциональной сферы по всем показателям. У 41,82% детей был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы. Выявленная динамика свидетельствует о возможностях кинотерапии как средства коррекции и развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Делаем вывод, что гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.
Перспективами дальнейшего исследования может стать разработка и апробация содержания работы по использованию кинотерапии для развития у детей с тяжёлыми нарушениями речи эмоционального словаря, эмоциональной отзывчивости и нравственной сферы.
Итоги теоретического анализа дают возможность утверждать, что проблема развития у детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи эмоциональной сферы является актуальной. Исследования Т.А. Андреенко, Л.С. Выготского, О.А. Денисовой показывают, что без развития эмоциональной сферы у детей с тяжёлыми нарушениями речи происходит появление или нарастание тяжелых форм психологических расстройств, отсутствие динамики в коррекции речевого развития, снижение уровня навыков коммуникации и социализации в целом.
Проблемой развития эмоциональной сферы детей занимались Т.Е. Дубынина, В.В Зеньковский, С.Л. Рубинштейн. Исследования показали, что эмоциональное развитие является сложным процессом, который зависит от уровня развития ребенка, наполненности эмоциональной лексики и мотивов ребенка.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в специальных средствах обучения и воспитания с учетом проблем развития эмоциональной сферы. В данном исследовании в качестве ведущего средства коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи рассматривается кинотерапия.
Изучением кинотерапии занимались С.В. Березин, Ю.С. Корженко, Е.В. Мясникова. Они рассматривали возможность использования кинотерапии для развития эмоциональной сферы.
Выявление уровней развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи на этапе констатирующего эксперимента показало, что 49,09% детей имеют средний уровень и 34,54% детей имеют низкий уровень эмоциональной сферы. Это связано с тем, что у детей достаточно развит лексический словарь; плохо развито умение определять эмоции других и свои собственные; низкая самооценка и стрессоустойчивость.
В исследовании доказана гипотеза о том, что коррекция эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи в процессе кинотерапии возможна при:
- использовании в коррекционной работе мультфильмов;
- отборе мультфильмов с учетом возрастных, индивидуальных возможностей детей, а также их контекстного содержания (в аспекте развития эмоциональной сферы).
После проведенного формирующего эксперимента в экспериментальной выборке увеличилось количество детей (27,27%) с высоким уровнем развития эмоциональной сферы по всем показателям. У 41,82% детей был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы. Выявленная динамика свидетельствует о возможностях кинотерапии как средства коррекции и развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Делаем вывод, что гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.
Перспективами дальнейшего исследования может стать разработка и апробация содержания работы по использованию кинотерапии для развития у детей с тяжёлыми нарушениями речи эмоционального словаря, эмоциональной отзывчивости и нравственной сферы.





