Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе кинотерапии

Работа №139821

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе кинотерапии... 9
1.1 Психолого-педагогические основы коррекции
эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 9
1.2 Кинотерапия как средство развития эмоциональной сферы
детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 18
Глава 2 Экспериментальное исследование коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе кинотерапии 25
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы
детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 25
2.2 Содержание и организация работы по коррекции
эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в процессе кинотерапии 36
2.3 Выявление динамики уровня развития эмоциональной
сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 46
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 62
Приложение Б Протоколы результатов проведения диагностических методик на констатирующем этапе эксперимента 63
Приложение В Протоколы результатов проведения диагностических методик на контрольном этапе эксперимента 66


Актуальность темы данной работы заключается в том, что в настоящее время увеличивается процент дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, которые зачастую приводят к расстройствам эмоциональной сферы.
Эмоциональная сфера является одной из важнейших в жизни человека. С ней связаны все процессы и виды активности. При неосуществлении коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи происходит появление или нарастание тяжелых форм психологических расстройств, отсутствие динамики в коррекции речевого развития, снижение уровня навыков коммуникации и социализации в целом. Исходя из вышесказанного, мы приходим к выводу, что коррекция эмоциональной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи необходима.
Исследования в области развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста осуществляли многие отечественные и зарубежные ученые, такие как П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и многие другие. Однако, анализ и обобщение данных научно-методической литературы и педагогической практики показывает, что проблема коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи является актуальной и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
Дошкольникам важно идентифицировать эмоциональные состояния других людей, поскольку это один из способов получения социальной информации. В свою очередь, не менее важно для ребенка также уметь адекватно выражать свое эмоциональное состояние с помощью мимики, пантомимики, чтобы другие люди могли понимать, как себя вести в той или иной ситуации. «Необходимость развития эмоциональной отзывчивости у детей 5-6 лет обуславливается, прежде всего, целевыми ориентирами, которые предлагает ФГОС ДО. Так, к одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования относятся следующие характеристики, соответствующие старшему дошкольному возрасту: ребенок адекватно проявляет свои чувства, способен учитывать интересы и чувства других» [35, с. 22]
В примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет задача коррекции эмоциональной сферы детей с тяжелыми нарушениями речи непосредственно связана с развитием эмоционально-волевой сферы.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии, у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в специальных средствах обучения и воспитания с учетом проблем развития эмоциональной сферы. В нашем исследовании в качестве ведущего средства коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи мы рассматриваем кинотерапию.
«Развитие психологических практик привело к созданию кинотерапии, зарекомендовавшей себя перспективным методом оценки и трансформации ценностно-смысловой сферы личности» [15, с. 57]. Кинотерапия - один из видов арт-терапии. В арт-работе используются продукты творчества самого человека, в кинотерапии применяют продукты культурного творчества, к которым ребенок не имеет отношения (кинофильмы, мультипликация). На сегодняшний момент многие психологи и педагоги рассматривают искусство и арт-терапию в качестве действенного средства в формировании и коррекции эмоциональной сферы (М.Е. Бурно А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Е.Г. Макарова и другие).
В данной работе мы исследуем возможности в коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи таких творческих продуктов как мультфильмы. «Как известно, мышление ребенка наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. В данном аспекте, можно сделать вывод, что мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным развивающим инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов» [14].
Изучая источники по теме возможностей кинотерапии в решении психокоррекционных задач, мы пришли к выводу, что данная тема на сегодняшний день мало изучена, поэтому данное исследование будет полезно для обогащения методов и методик коррекции эмоциональной сферы....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ теоретических основ проблемы и экспериментальное изучение позволили сделать выводы, представленные ниже.
Итоги теоретического анализа дают возможность утверждать, что проблема развития у детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи эмоциональной сферы является актуальной. Исследования Т.А. Андреенко, Л.С. Выготского, О.А. Денисовой показывают, что без развития эмоциональной сферы у детей с тяжёлыми нарушениями речи происходит появление или нарастание тяжелых форм психологических расстройств, отсутствие динамики в коррекции речевого развития, снижение уровня навыков коммуникации и социализации в целом.
Проблемой развития эмоциональной сферы детей занимались Т.Е. Дубынина, В.В Зеньковский, С.Л. Рубинштейн. Исследования показали, что эмоциональное развитие является сложным процессом, который зависит от уровня развития ребенка, наполненности эмоциональной лексики и мотивов ребенка.
Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в специальных средствах обучения и воспитания с учетом проблем развития эмоциональной сферы. В данном исследовании в качестве ведущего средства коррекции эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи рассматривается кинотерапия.
Изучением кинотерапии занимались С.В. Березин, Ю.С. Корженко, Е.В. Мясникова. Они рассматривали возможность использования кинотерапии для развития эмоциональной сферы.
Выявление уровней развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи на этапе констатирующего эксперимента показало, что 49,09% детей имеют средний уровень и 34,54% детей имеют низкий уровень эмоциональной сферы. Это связано с тем, что у детей достаточно развит лексический словарь; плохо развито умение определять эмоции других и свои собственные; низкая самооценка и стрессоустойчивость.
В исследовании доказана гипотеза о том, что коррекция эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи в процессе кинотерапии возможна при:
- использовании в коррекционной работе мультфильмов;
- отборе мультфильмов с учетом возрастных, индивидуальных возможностей детей, а также их контекстного содержания (в аспекте развития эмоциональной сферы).
После проведенного формирующего эксперимента в экспериментальной выборке увеличилось количество детей (27,27%) с высоким уровнем развития эмоциональной сферы по всем показателям. У 41,82% детей был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы. Выявленная динамика свидетельствует о возможностях кинотерапии как средства коррекции и развития эмоциональной сферы детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Делаем вывод, что гипотеза подтверждена, задачи решены, цель исследования достигнута.
Перспективами дальнейшего исследования может стать разработка и апробация содержания работы по использованию кинотерапии для развития у детей с тяжёлыми нарушениями речи эмоционального словаря, эмоциональной отзывчивости и нравственной сферы.



1. Авдеева Т. Н. Кинотерапия // Студенческая практика - основа
будущего профессионализма : Материалы и доклады студенческой научно-практической конференции, Армянск, 1-19 декабря 2018 года. Армянск: Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» в г. Армянске, 2019. С. 82-84. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=38559947 (дата обращения: 11.12.2022).
2. Андреенко Т. А. Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Международной научной конференции г. Чита, октябрь 2013 г. Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. С. 27-29. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4301/ (дата обращения: 19.10.2022).
3. Анохин П. К. Психология эмоций. М. : Издательство Московского университета, 2001. 288 с.
4. Бабич Е. Г. Реабилитационный потенциал кинотерапии в работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья // Социализация и реабилитация в современном мире : сборник научных статей / под ред. О. Е. Нестеровой, Р. М. Шамионова, Л. В. Шиповой, Е. С. Пяткиной, М. Д. Коноваловой. М. : Издательство «Перо», 2017. С. 255-262. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32584242 (дата обращения: 11.12.2022).
5. Балашова В. П. Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи // Молодой ученый. 2016. № 2. С. 767-770. URL: https://moluch.ru/archive/106/25323/ (дата обращения: 19.10.2022).
6. Березин С. В. Кинотерапия: практическое пособие для психологов и социальных работников. Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2012. 122 с. (дата обращения: 10.12.2022).
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : Просвещение, 1968. 464 с. (дата обращения: 11.12.2022).
8. Васильченко А. Е. Особенности эмоционально-волевого развития
дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». Новосибирск : Частное учреждение дополнительного профессионального образования Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2018. № 9. С. 17-21 URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-emotsionalno-volevogo-razvitiya- doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения:
10.10.2022) .
9. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. М. : Айрис-пресс, 2006. 160 с.
10. Денисова О. А. Детская логопсихология : учебник для студентов вузов, проходящим профессиональную подготовку по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование. М. : ВЛАДОС, 2015. 159 с.
11. Додонов Б. И. Эмоции как ценность. М. : Политизда, 2001. 272 с.
12. Дубынина Т Е., Боброва В. В. Особенности эмоционально¬
волевой сферы у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : электронный сборник статей по материалам XLIX студенческой международной научно-практической конференции. Новосибирск, 19-29 января 2017 года. Том 1(49). Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017. С. 61-66. URL:
https://sibac.info/archive/guman/1(49).pdf (дата обращения: 10.10.2022).
13. Дукаревич М. З. Проективная методика «Несуществующее животное». М. : Айрис-пресс, 2006. 42 с.
14. Ернеева А. Ф., Боговарова В. А. Применение
мультипликационных фильмов в процессе обучения детей // Казанский вестник молодых учёных. 2020. № 4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/primenenie-multiplikatsionnyh-filmov-v- protsesse-obucheniya-detey (дата обращения: 11.12.2022).
15. Захарова Е. И., Карабанова О. А. Кинотерапия: современный
взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. 2018. № 2 (30). С. 29-34. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kinoterapiya-sovremennyy-vzglyad-na- vozmozhnosti-primeneniya (дата обращения: 04.11.2022)....37



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ