Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стрессоустойчивость школьников в экзаменационных ситуациях (Томский Государственный Педагогический Университет)

Работа №139808

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы43
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МАУО Средняя общеобразовательная школа №46 (г. Томск).
Выборка: 25 школьников (выпускники 9 класса).
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретическое описание стрессоустойчивости школьников в экзаменационных ситуациях 7
1.1 Понятия «стресс» и «стрессоустойчивость» 7
1.2 Причины и симптомы экзаменационного стресса 11
1.3 Особенности стрессоустойчивости 16
2 Эмпирическое исследование тревожности и подверженности стрессу 22
2.1 Организация исследования 22
2.2 Результаты эмпирического исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 38
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 40
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 41
ПРИЛОЖЕНИЕ №4 43

На сегодняшний день тема стресса является достаточно актуальной. Каждый этап жизненного пути человека, зачастую, ставит его в ситуацию, выводящую из зоны комфорта. Все подобные ситуации неизбежно сопровождаются стрессом.
Общество, так или иначе, на протяжении всего жизненного пути человека, сталкивает его с различными испытаниями. Так, к примеру, ему приходится доказывать свою социальную самостоятельность, материальное благополучие, физическое самочувствие или уровень интеллекта.
Экзаменационные испытания вызывают различные эмоции, зачастую негативные:
 переживание;
 волнение;
 страх.
Это, несомненно, сказывается на физическом и психологическом здоровье личности, на его восприятии себя, самооценке.
Говоря об экзамене в целом, следует отметить, что определенное нервозное поведение можно наблюдать:
 у школьников перед контрольной работой;
 у студентов во время сессии;
 у водителей, впервые сдающих на права;
 у хирурга, который осваивает новую операцию;
 у безработного, пришедшего на собеседование к потенциальному работодателю и пр.
В рамках данной работы мы наиболее полно рассмотрим стрессоустойчивость школьников, вызванную экзаменационными ситуациями.
Школьные экзамены занимают, пожалуй, одну из лидирующих позиций в вопросе формирования стресса у школьников. При этом стоит отметить, что в состоянии психического напряжения находится не только сам учащийся, но и все его окружение.
И, конечно же, нельзя не отметить, что для большинства школьников экзаменационные испытания становятся не только определенной проверкой полученных знаний, но и показателем стойкости характера, умением контролировать эмоции и эффективно справляться с любым проявлением стресса.
Многолетние исследования ученых, касаемо вопроса экзаменационного стресса, показывают, что пагубное влияние этого явления на организм человека и психику учащихся явно недооценивают [5]. По данным российских авторов, в период экзаменационной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы, сопровождающиеся учащением пульса, повышением артериального давления и нарушением баланса отделов вегетативной нервной системы [7].
В последнее время усилился интерес к вопросу стрессоустойчивости школьников, что свидетельствует об актуальности данной тематики для теории и практики психологической науки.
Цель данной работы: изучить стрессоустойчивость школьников в экзаменационных ситуациях на примере учащихся 9 класса.
Объект исследования: стрессоустойчивость школьников.
Предмет исследования: динамика тревожности и подверженности стрессу школьников на фоне предстоящих экзаменационных событий.
Гипотеза исследования: целенаправленное формирование стрессоустойчивости возможно в процессе реализации психолого-педагогической программы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в числе которых:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу, определить содержание понятий «стресс» и «стрессоустойчивость».
2. Изучить причины и симптомы экзаменационного стресса.
3. Провести исследование на выявление стрессоустойчивости школьников в экзаменационных ситуациях.
Материалы исследования.
Для детального изучения данного вопроса нами были проанализированы различные литературные источники, представленные в списке литературы. Так, исследованиям данного вопроса активно занимались: В.А. Абабков, И.А. Андреева, С.А. Анохина, Н.Е. Водопьянова, М.З. Газиева, А.Р. Лурия и другие. Следует отметить, что тема стрессоустойчивости школьников в результате экзаменационных ситуаций изучена мало.
Методы исследования:
1) теоретические:
 анализ научно-методической литературы;
2) эмпирические:
 анализ документов;
 наблюдение;
 беседа;
 обработка информации;
 «Опросник детской депрессии» авт. М.Ковач;
 «Опросник подверженности экзаменационному стрессу»;
 методика «Изучение личностной тревожности» (диагностическая методика А.М. Прихожан);
 «Шкала тревоги Спилбергера-Ханина»;
 анкета «Когда я думаю о предстоящих экзаменах я …».
В исследовании приняло участие 25 человек, учащихся в 9 классе:
 9 девочек;
 16 мальчиков.
Теоретическая значимость научной работы заключается в анализе стрессоустойчивости школьников в зарубежной и отечественной психологии, а также изучении особенностей развития стрессоустойчивости школьников в экзаменационный период.
Практическая значимость научной работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в психолого-педагогической деятельности с целью развития стрессоустойчивости школьников на этапе подготовки к экзаменам.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Библиографический список содержит 42 источника по теме исследования.
Представленная работа проиллюстрирована таблицами и изображениями.
Общий объем работы – 44 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данной работы мы детально исследовали стрессоустойчивость школьников в экзаменационных ситуациях.
Для проведения эмпирического исследования мы выбрали 25 человек среди учащихся 9 классов МАУО Средней общеобразовательной школы №46:
 9 девочек;
 16 мальчиков.
Исследование проводилось на основе следующих методик:
1. «Опросник детской депрессии» авт. М.Ковач (приложение 1).
2. «Опросник подверженности экзаменационному стрессу» (Приложение 2).
3. Методика «Изучение личностной тревожности» (диагностическая методика А.М. Прихожан) (Приложение 3). Шкала тревоги Спилбергера-Ханина.
4. Анкета «Когда я думаю о предстоящих экзаменах я …».
Анализ проведенного эмпирического исследования позволяет сделать вывод, что выпускники при подготовке и во время экзаменов подвержены неблагоприятным эмоциональным состояниям:
 волнению;
 тревоге;
 сомнениям в своей успешности при сдаче экзаменов.
Большинство из них не знают приемов активизации умственной деятельности.
Механизмы стресса напрямую связаны с нашей гормональной, нервной, сердечно-сосудистой системами. Сильный стресс негативно влияет на здоровье - он снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний.
Стрессоустойчивость обеспечивает высокую эффективность деятельности и сохраняет здоровье человека. В ситуациях возможного возникновения стресса надо определять дополнительные пути выхода из стрессовых ситуаций.
Возникновение стрессовых ситуаций в школьной жизни определяется наличием стрессогенных факторов в школьной среде, таких как ситуации экзаменов, периоды социальной адаптации. Постоянное состояние стресса и его последствия составляют серьезную угрозу психическому здоровью школьника.
В настоящее время расширяется потребность как можно больше узнать о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
На основе проведенного исследования сделаем выводы:
 достаточно высокий процент учащихся (60%) подвержен экзаменационному стрессу;
 40 % учащихся имеют высокий уровень школьной тревожности;
 52% ученика имеют тревожность при экзаменах;
 64% имеют среднюю подготовленность к экзаменам.
На основании результатов диагностики было определено основное направление по формированию стрессоустойчивости в период подготовки к экзаменам у обучающихся 9 классов. Для этой цели было разработано занятие с элементами тренинга «Психологическая подготовка обучающихся к сдаче экзаменов» (приложение 6). А также были разработаны практические рекомендации для учащихся и их родителей» (приложение 6).
Стрессоустойчивость человека – достаточно важное качество. Она пригодится отнюдь не только в ситуации сдачи экзаменов. На протяжении всей своей жизни человек будет сталкиваться с различными ситуациями, и далеко не все они будут нести положительный характер. Важно подготовить себя с раннего возраста, пока психоэмоциональное состояние находится на этапе своего формирования, к тому, что это жизнь и впереди еще много испытаний.
Важно помнить, что стресс - это не только воздействие на психику. Это сильная связь с физическим состоянием организма в целом. Беречь себя, свой внутренний мир, свою самооценку, свое психологическое равновесие – важные задачи каждого успешного человека.
Гипотеза исследования о возможности целенаправленного формирования стрессоустойчивости в процессе реализации психолого-педагогической программы подтверждена.
В рамках данной работы были решены все поставленные задачи.



1. Абабков Валентин Анатольевич, Перре Майнрад. Адаптация к стрессу. – Санкт-Петербург, 2006
2. Аболин Лев Михайлович. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. – Казань, 1987.
3. Алиев Хасай. Метод управляемой психофизиологической саморегуляцией «Ключ». – Москва, 2003.
4. Андреева Ирина Александровна, Анохина Светлана Александровна. Стресс в подростковом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2006. № 4. С. 374-380.
5. Апчел Василий Яковлевич, Цыган Василий Николаевич. Стресс и стрессоустойчивость человека. – Санкт-Петербург, 1999.
6. Баранов Александр Андреевич. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты: Дисс. докт. психол. наук. - Санкт-Петербург, 2002.
7. Бодров Вячеслав Алексеевич. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / В. А. Бодров. — Москва: ПЕР СЭ, 2006.
8. Бодров Вячеслав Алексеевич. Психологический стресс: развитие и преодоление.- Москва: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. - 528 с.
9. Бохан Татьяна Геннадьевна. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования: монография / Т. Г. Бохан. — Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008.
10. Бусыгина Инна Сергеевна, Распопин Евгений Владимирович. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2013.
11. Василюк Федор Ефимович. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк; [Предисл. В. П. Зинченко]. – Москва: Изд-во МГУ, 1984. – 200 с.
12. Водопьянова Наталия Евгеньевна. Психодиагностика стресса. – Санкт-Петербург, 2009. – 336 с.
13. Девиантное поведение детей и подростков в современных социокультурных условиях [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.В. Семикин [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2013.
14. Дикая Лариса Григорьевна. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). – Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. – 318 с.
15. Долгова Валентина Ивановна. Психологу образования: взаимодействие с родителями: моногр. / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. – Челябинск: Атоксо, 2011. – 213 с.
16. Газиева Марина Зеудыевна. Стрессоустойчивость личности как предмет психолого-педагогического изучения. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2008.
17. Гумель Елена Борисовна. Особенности взаимосвязи стрессоустойчивости и уровня притязаний личности старшеклассника // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6 [Электронный ресурс].
18. Гринберг Джей. Управление стрессом. – Санкт-Петербург, 2003. – 496 с.
19. Китаев-Смык Леонид Александрович. Психология стресса: психологическая антропология стресса: монография / Л. А. Китаев-Смык. — Москва: Академический проект, 2009.
20. Климов Евгений Александрович. Основы психологии. - Москва: ЮНИТИ, 2000. - 115 с.
21. Либина Алена Владимировна. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А. В. Либина. — Москва: Эксмо, 2008.
22. Лурия Александр Романович. Экзамен и психика / А. Р. Лурия // Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии. — Москва: Смысл, 2003.
23. Магомед-Эминов Мадрудин Шамсудинович. Позитивная психология человека / М. Ш. Магомед-Эминов. — Москва, 2007.
24. Марищук Владимир Лаврентьевич, Евдокимов Виталий Анатольевич. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – Санкт-Петербург: Сентябрь, 2001.
25. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность / А. Маслоу. — Санкт-Петербург, 2014.
26. Одинцова Мария Антоновна. Психология жизнестойкости / М. А. Одинцова. — Москва: Флинта, 2015.
27. Панченко Людмила Леонидовна. Диагностика стресса: учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. – 35 с.
28. Петровский Артур Владимирович. Человек над ситуацией / А. В. Петровский. — Москва: Смысл, 2010.
29. Прокофьев Лев Ефимович. Основы психологической саморегуляции. – Санкт-Петербург.: Изд-во «Лань», 2003.
30. Реан Артур Александрович. Акмеология личности//Психологический журнал. - 2000. - № 3. - С. 88-95.
31. Ромек Владимир Георгиевич, Конторович Владимир Алексеевич, Крукович Елена Ивановна. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – Санкт-Петербург.: Речь, 2004. – 256 с.
32. Селье Ганс Гуго Бруно. Стресс без дистресса. - Москва, 2012. - 125 c.
33. Слободчиков Виктор Иванович. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва: Школа-Пресс, 1995.
34. Столяренко Людмила Дмитриевна. Основы психологии. Изд. 3-е, перер. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
35. Степанова Мария Ивановна. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика//Вестник образования России. 2005, №5.
36. Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы. Детский психоанализ / А. Фрейд. – Санкт-Петербург, 2018. - 160 c.
37. Хухлаев Олег Евгеньевич. Обычная работа в необычных условиях: психологическое консультирование, осложненное травматическим стрессом / О. Е. Хухлаев. - Москва: Изд-во МГППУ, 2006.
38. Щербатых Юрий Викторович. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. – Санкт-Петербург, 2006. – С. 76-78.
39. Щербатых Юрий Викторович. Психология стресса — Москва: Эксмо, 2008. — 304 с
40. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. – Санкт-Петербург, 2000. – 320 с.
41. Юрьева Людмила Николаевна. История. Культура. Психические и поведенческие расстройства / Л. Н. Юрьева — Киев: Сфера, 2002.
42. Яковлев Евгений Владимирович, Леонтьев Олег Валентинович, Гневышев Евгений Николаевич. Психология стресса: Учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. – 94 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ