Особенности тренировочного процесса в предсоревновательный период футболистов 16-18 лет на этапе высшего спортивного мастерства (Теория и методика физического воспитания, Московский педагогический государственный университет)
Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ФУТБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ 5
1.1. Структура тренировочного процесса в футболе 5
1.2. Особенности применения средств и методов в тренировочном процессе в предсоревновательном периоде футболистов 11
1.3. Особенности тренировочного процесса в предсоревновательном периоде футболистов 16-18 лет на этапе высшего спортивного мастерства 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ФУТБОЛИСТОВ 16-18 ЛЕТ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА 19
2.1. Средства и методы, используемые в тренировочном процессе футболистов на этапе высшего спортивного мастерства 19
2.2. Особенности предсоревновательного периода футболистов на этапе высшего спортивного мастерства 24
Заключение 27
Список литературы 29
Актуальность темы исследования. Физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью культуры общества и каждого человека в отдельности. В настоящее время не существует ни одной сферы человеческой деятельности, где бы отсутствовал спорт и определенные физические нагрузки.
Формирование физической культуры связано с потребностью общества в физической подготовке молодого поколения и взрослого населения к труду. Постепенная эволюция систем воспитания и образования определили физическую культуру в качестве базового вида культуры, направленного на формирование двигательных умений и навыков.
В настоящее время значительное число населения нашей страны уделяет внимание физкультуре и спорту. Такое «сотрудничество» имеет за собой благоприятные последствия - существенно влияет на состояние организма в целом, на психику и статус человека. Особое значение указанные последствия приобретают в процессе становления и формирования неокрепшей и несформированной психики подростков и молодежи.
Существующие негативные воздействия в обществе: сокращение двигательной активности людей в связи с появлением новой техники и технологий, загрязнение окружающей среды, неправильное питание, стрессы и т.п., требуют от всех слоев населения занятия физической культурой, спортом.
Занятия физической культурой необходимы человеку во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма. У взрослых улучшают морфофункциональное состояние, увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье.
Особое значение приобретают вопросы физической подготовки профессиональных спортсменов. Для обеспечения указанных целей с первых дней тренировочной деятельности внимание должно уделяться рациональной организации тренировок, что позволило бы не только повысить результативность такой деятельности, но и сохранить жизнь, здоровье спортсменов.
Целью исследования является рассмотрение особенностей тренировочного процесса в предсоревновательный период футболистов 16-18 лет на этапе высшего спортивного мастерства.
Задачи:
– рассмотреть структуру тренировочного процесса;
– исследовать особенности применения средств и методов в тренировочном процессе в предсоревновательном периоде футболистов;
– рассмотреть особенности тренировочного процесса в предсоревновательном периоде футболистов 16-18 лет на этапе высшего спортивного мастерства;
– определить средства и методы, используемые в тренировочном процессе футболистов на этапе высшего спортивного мастерства;
– исследовать особенности предсоревновательного периода футболистов на этапе высшего спортивного мастерства.
Методы изучения составили общенаучный диалектический метод познания и методы анализа и синтеза, оценки, обобщения, а также сравнительно-правовой, структурно-системный и иные методы.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка.
Физические упражнения, спорт – важные составляющие нашей жизни. Современные условия, такие как сидячий образ жизни, неблагоприятная окружающая обстановка и т.п., подвергают наше общество ухудшению качественных характеристик, что влечет за собой низкую рождаемость населения, высокую смертность, заболеваемость.
Учитывая важность физической культуры и спорта в жизни каждого человека, на сегодняшний день принимаются активные меры, направленные на вовлечение широкого круга лиц в указанную деятельность. Особое внимание уделяется подросткам, школьникам. В этих целях формируются у них общие навыки выполнения определенных физических упражнений. Те обучающиеся, которые показали некоторые результаты в спортивных достижениях, проходят спортивный отбор, ориентацию, что позволяет выявить у них необходимые возможности для профессионального занятия конкретным видом спорта. В последствии с выбранной специализацией происходит более детальная и глубокая проработка их умений и навыков для достижения определенных спортивных результатов, в том числе и путем участия в спортивных соревнованиях.
В частности, при организации тренировочного процесса для футболистов 16-18 лет подбор средств технико-тактической подготовки целесообразно осуществлять с учетом базовых элементов техники игры, непосредственно характеризующих функциональные обязанности футболистов различных игровых амплуа.
Вместе с тем, отмечено, что в специальной литературе по футболу не существует какой-либо обоснованной системы взглядов, регламентирующих скоростно-силовую подготовку с учетом возраста, пола, спортивной формы; периодов годичного цикла тренировки и т.д.
Недостаточно убедительными остаются рекомендации по установлению оптимальных норм скоростно-силовых упражнений в отдельных занятиях, не определено место соответствующих упражнений в микро-, мезо- и макро-циклах тренировки. Так, например, во многих учебниках и учебных пособиях авторы вообще не рассматривают скоростно-силовую подготовку как самостоятельный раздел подготовки футболистов. Они выделяют различные ее составляющие: специальную быстроту, силу, выносливость, координационные способности — и предлагают средства и методы их реализации.
По результатам анализа литературных источников можно сделать вывод, что организм юных футболистов готов к целенаправленным скоростно-силовым нагрузкам. Однако, целенаправленную скоростно-силовую подготовку в этом возрасте следует осуществлять после предварительной подготовки опорно-двигательного аппарата к интенсивным физическим нагрузкам.