Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения цифрового детства в обществе потребления 9
1.1 Культура общества потребления в трудах ученых 9
1.2 Детство как социокультурный феномен 12
Глава 2 Социологическое исследование особенностей трансформации культуры цифрового детства в современном российском
обществе 17
2.1 Анализ детской повседневности в России 17
2.2 Анализ отношения к безопасности 27
Заключение 37
Список используемой литературы и используемых источников 40
Приложение А Анкета 44
Приложение Б Анализ 46
Актуальность темы исследования. «Детство - это комплекс объектов, выражающийся через действие, язык, событие, процессы, социальных институтов и социальных практик в отношении детей, которая формируется и поддерживается обществом, а также постоянно изменяется в процессе жизнедеятельности детей, осваивающих социальность и интегрирующихся в социум». Данный период каждого человека характеризуется воспитанием моральных норм, усвоением ценностей, традиций, обычаев господствующей культуры. С конца XIX в., а в большей мере в начале ХХ в. ребенок начинает позиционироваться как особая культурная ценность, достояние общества, связывающего с ним свои надежды на будущий прогресс, вечное движение вперед, предельную активность и творчество.
Детство - это самый ответственный и значимый момент в жизни человека. Именно в данном возрасте у ребёнка формируется понимание «добра и зла», складываются ценностные представления о жизни.
Каждое «новое поколение детей является новой эпохой в развитии всего человечества, и именно поэтому культура детства является важной стадией в воспитании детей.
Степень научной разработанности проблемы. В области социологии детство как объект изучения стало рассматриваться сравнительно недавно в рамках социологии детства, которая появилась в конце 1980-1990-х годов ХХв. в странах Западной Европы». Учёные постоянно задумывались и интересовались проблемами детства, но чаще всего это делали в рамках социологии воспитания, социологии образования, социологии семьи, социологии молодежи. «Изучение детства признается одним из наиболее сложных направлений социальных исследований.
Большое значение социокультурным факторам в процессе взросления человека придаёт М. Мид». Концепция М. Мид основана на трех видах культуры, которые показывают связь между разными поколениями и разное 4
отношение к детям в зависимости от темпа общественного развития: постфигуративная, кофигуративная, префигуративная.
Автор обратила внимание на то, что при различном соотношении культурных традиций и новаций по-разному складываются взаимоотношения между разными поколениями людей.
Социокультурные аспекты развития детства также отражены в работах отечественных учёных. В своей теории И. С. Кон «описывал три главные подсистемы культуры детства: детская игра; детский фольклор
(художественное творчество); общение, коммуникативное поведение детей. В своей работе автор выделял, что характерная черта современного этапа развития наук о человеке, включая изучение мира детства, - все более отчетливое понимание, что ребенок - не просто объект воспитания, социализации и других внешних воздействий. Ребёнок является активным и самосознательным субъектом жизнедеятельности, у которого существует свой взгляд на мир и своя точка зрения.
О трансформации и смещении образа взрослого, также говорится в концепции детства В.В. Абраменковой, которая описывает современную ситуацию в обществе как детоцентризм. Именно ребёнок, в настоящее время, является главной ценностью у родителей. Для удовлетворения его желаний, капризам, родители готовы пойти на все. По мнению автора, ребёнок является главным заказчиком и потребителем различных благ семьи».
Гипотеза исследования. Детская повседневность и непосредственно сама культура цифрового детства претерпела значительные модификации в процессе влияния социальных институтов общества потребления и медиатизации.
Теоретико-методологическая база исследования.
Теория «демонстративного потребления Т. Веблена позволяет нам рассмотреть такой эффект, при котором вещь превосходит свое значение и начинает использоваться с целью произвести впечатление на окружающих. Потребитель начинает задумываться о покупке какого-либо товара не для необходимости, а для подтверждения своего собственного статуса»...
Проблема безопасности уже много лет среди наиболее острых, обсуждаемых в научных кругах и практически актуальных. И это не случайно, потому что речь идет о качественном уровне, возможностях «делания» жизни человека во всех сферах его жизнедеятельности и решении проблем будущего. Безопасность становится важным условием и основанием самоопределения индивида.
В наши дни, когда неизмеримо выросло значение человеческого компонента в построении будущего общества, когда требуются максимальные человеческая ответственность и усилия быть человеком, прежде всего человеком действия, действующим не только активно, но и оптимально целесообразно, когда резко увеличивается психологическая и физиологическая нагрузка на человека во всех сферах профессиональной деятельности - углубляется ряд важных традиционных и возникает ряд новых проблем, и прежде всего, проблема безопасности в детском возрасте.
Сегодня особенно ощущается потребность в серьёзном научном исследовании проблемы защищенности в интернет-среде и цифровом мире, которая представляет интерес как для самих подростков, так и для многих специалистов, так как стремление найти своё место в жизни, потребность в профессиональном самоопределении является, по мнению Л.И. Божович, одним из важнейших психологических новообразований подросткового возраста в частности, и в решении им трех главных жизненных задач, вообще.
Сложность обсуждаемой проблемы обусловлена тем, что внешний мир изменчив (появляются новые профессии, некоторые традиционные занятия отмирают, объединяются, разъединяются и пр.) и подрастающий человек должен быть подготовлен не просто к единственному профессиональному старту, а к обдумыванию многих и разных вариантов профессиональных и внутри профессиональных выборов, к проектированию и осуществлению себя как субъекта труда и своего трудового пути.
В условиях становления принципов развивающегося обучения, когда акцентируется идея личностного и профессионального самоопределения подростка, проблема психологического руководства его развитием переосмысливается.
И, в частности, большое значение приобретает задача предоставления подростку необходимых средств, способных повысить уровень его активности и самостоятельности при проектировании профессионального жизненного пути.
Из сказанного следует, что должны внедряться средства и диагностические методы профессиоведческой поддержки в
профессиональном самоопределении подростка. Одним из таких средств могут быть психодиагностические методы, чувствительные к тому, чтобы выявлять внутреннюю предрасположенность, склонности, направленность, интересы, подростка уже на предварительной стадии его профессионального самоопределения, в нашем исследовании таким средством являются методы индивидуальной психологии....
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М. : Воронеж, 2008. 500 с.
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучен ия языкам). Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М. : ИКАР, 2009. 448 с.
3. Алексеева Т. А. Современные политические теории / Т. А. Алексеева. М.: Российская политическая энциклопедия. 2000. 479 с.
4. Бергер П. Л., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология. М.: «Академический проект», 2004. 608 с.
5. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: «Изд-во Урал. университета», 2000. 97 с.
6. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: «Прогресс», 1984. 368 с.
7. Захаров Н. Л. Специфика социальной системы России / Н. Л. Захаров. Ижевск: Изд-во УдГУ, 2000. 215 с.
8. Зубанова М. А. Типология престижного потребления: субъектно-предметный подход // Вестник НГТУ. 2013. №1. С. 12-18.
9. Капкан М. В. Культура повседневности. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. 110 с.
10. Кон И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон, М. : Академия, 2003. 336 с.
11. Крикунова Ю. А. Трансформация системы массовой телекоммуникации в российском обществе: объективные и субъективные факторы // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 2. С.12-16.
12. Куруленко Е. А. О культуре детства // Вестник СамГУ. 2012. №5. С. 126-130.
13. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса / пер. с англ.
И.Попович. В кн.: Вехи экономической мысли / сост. и общ. ред.
B. М.Гальперина.: Теория потребительского поведения и спроса. СПб. 1999. Т. 1. С. 304-325.
14. Лещинский В. И., Седова Е. Е. От философии И. Канта - к «педагогике культуры»: становление философско-педагогической концепции C. И. Гессена // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2005. №1 (7). С. 155-166.
15. Мамычева Д. И. Детство в эпоху модернизации // «Общество. Среда. Развитие». СПб. : Астерион, 2009. №3. С. 94-100....(39)