Аннотация
Введение 4
1 Использование водорода в поршневых двигателях транспортных
средств 5
1.1 Водород как топливо для двигателей внутреннего сгорания 5
1.2 Характеристики горения водорода 6
1.3 Стратегии смесеобразования для водородных двигателей 8
1.4 Последствия горения водородно-воздушных смесей в двигателях 12
1.5 Меры по проектированию или переоборудованию двигателя для
работы на водороде 21
2 Тепловой расчет проектируемого двигателя 25
3 Кинематический и динамический расчет кривошипно-шатунного
механизма двигателя 33
3.1 Кинематический расчет кривошипно-шатунного механизма
двигателя 33
3.2 Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма
двигателя 35
4 Анализ токсичности отработавших газов и эффективности рабочего
процесса при работе на водороде 40
Заключение 55
Список используемых источников 57
Водород является привлекательным альтернативным энергоносителем, который может оставить в прошлом вредные выбросы, глобальное потепление и ненадежность поставок нефти. В текущей работе рассматривается возможность использования водорода в двигателях внутреннего сгорания. Водородные двигатели могут быть внедрены относительно легко как с технологической, так и с экономической точек зрения.
Водород демонстрирует отличительные черты приемлемого безуглеродного топлива. При сгорании водорода не образуются токсичные продукты, такие как углеводороды, монооксид углерода, оксиды серы, органические кислоты или диоксид углерода.
Хорошо известно, что пролитый водород не оказывает вредного воздействия на окружающую среду благодаря своей высокой плавучести и способности к диффузии в воздухе. Водородный поток быстро рассеивается в атмосфере. С другой стороны, пролитый бензин часто создает опасность возгорания, а в некоторых случаях оказался загрязнителем грунтовых вод.
Поэтому исследование перспектив применения водорода в автомобильных силовых установках является актуальной темой бакалаврской работы.
В бакалаврской работе проведен анализ влияния водорода на рабочий процесс ДВС. Получены основные выводы по работе:
1. Применение водорода осложнено падением мощности из-за вытеснения части воздуха при подаче газа во впускной коллектор, что привело к практически двухкратному снижению мощности если сравнивать работу на водороде и на бензине при подаче во впускной коллектор.
2. В ходе стационарного моделирования в программном пакете WAVE Ricardo 17.1 была оптимизирована концепция работы на чистом водороде. Полученные результаты наглядно показывают, что применение водорода в двигателе с искровым зажиганием позволяет получить очень низкие характеристики по токсичности в двух случаях, в первом случае если мы работаем на слегка обогащенной смеси при небольшом недостатке кислорода, что приводит к отсутствию термических оксидов и лишь незначительному количеству быстрых оксидов азота, а потом нужно быстро переходить на состав смеси беднее по коэффициенту избытка воздуха чем 1,4, что привод к снижению температуры в процессе сгорания и делает выбросы по NO в нормальных пределах, если же говорить об практически нулевых выбросах то тогда нужно работать при составах смеси беднее 1.8.
Выводы по первому разделу
Проведённый анализ известных источников показал, перспективность применения водорода в двигателях, с искровым зажиганием. Широкие пределы воспламеняемости позволяют двигателям на водороде работать в условиях качественного регулирования нагрузкой в диапазоне составов смесей от стехиометрического до 5 - 6 по коэффициенту избытка воздуха, что приводит к снижению температуры сгорания и практически к нулевым выбросам токсичных компонентов на режимах низких нагрузок.
Выводы по второму разделу
Проведенные расчеты показали значительное снижение мощностных показателей при работе на чистом водородном топливе. Мощность упала для стехиометрической смеси более чем в два раза. Соответственно для эффективного использования водорода требуется либо применения наддува, для улучшения наполнения цилиндров или работа в составе гибридной силовой установки, где недостаток мощности на нагрузочных режимах будет компенсирован электродвигателем. Также требуется провести оценку токсичности водородного двигателя по оксидам азота.
Выводы по 3-му разделу
Как мы видим применение работа на водороде без наддува снижает нагрузки на детали кривошипно-шатунного механизмам почтив 2 раза, что позволяет говорить о возможностях снижения прочностных свойств деталей КШМ, за счет применения более дешевых материалов или уменьшения их размеров.
Выводы по 4-му разделу
В ходе стационарного моделирования концепция была исследованы характеристики сгорания водорода в ДВС с искровым зажиганием для достижения наилучших характеристик и эффективности с учетом реальных ограничений, таких как температура и давление в камере сгорания, и т. д. В результате была получена полная скоростная характеристика двигателя.
Представленные результаты наглядно показывают, что применение водорода в двигателе с искровым зажиганием позволяет получить очень низкие характеристики по токсичности в двух случаях, в первом случае если мы работаем на слегка обогащенной смеси при небольшом недостатке кислорода, что приводит к отсутствию термических оксидов и лишь незначительному количеству быстрых оксидов азота, а потом нужно быстро переходить на состав смеси беднее по коэффициенту избытка воздуха чем 1,4, что привод к снижению температуры в процессе сгорания и делает выбросы по ПОх в нормальных пределах, если же говорить об практически нулевых выбросах то тогда нужно работать при составах смеси беднее 1.8.
1 Конструирование двигателей внутреннего сгорания : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Двигатели внутреннего сгорания" направления подготовки "Энергомашиностроение" / Н. Д. Чайнов, Н. А. Иващенко, А. Н. Краснокутский, Л. Л. Мягков ; под ред. Н. Д. Чайнова. - 3-е изд. - Москва : Машиностроение, 2023. - 495 с.
2 Автомобиль. Устройство. Автомобильные двигатели : учебное пособие /
A. В. Костенко, А. В. Петров, Е. А. Степанова [и др.]. - Изд. 3-е, стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2023. - 436 с.
3 Петров, А. И. Техническая термодинамика и теплопередача : учебник / А. И. Петров. - Изд. 2-е, стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2023. - 428 с.
4 Баширов, Р. М. Автотракторные двигатели : конструкция, основы теории и расчета : учебник / Р. М. Баширов. - Изд. 4-е, стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 336 с.
5 Вальехо М. П. Расчет кинематики и динамики рядных поршневых двигателей : учебное пособие / М. П. Вальехо, Н. Д. Чайнов. - Москва : ИНФРА-М, 2022. - 259 с.
6 Суркин, В. И. Основы теории и расчёта автотракторных двигателей : курс лекций : учеб. пособие / В. И. Суркин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Санкт- Петербург : Лань, 2022. - 304 с.
7 Крюков, К. С. Теория и конструкция силовых установок : учеб. пособие / К. С. Крюков. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 211 с.
8 Курасов, В. С. Теория двигателей внутреннего сгорания : учеб. пособие /
B. С. Курасов, В. В. Драгуленко. - Москва : ИНФРА-М, 2021. - 86 с.
9 Гоц А. Н. Динамика двигателей : курсовое проектирование : учеб. пособие / А. Н. Гоц. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 175 с.
10 Вибе, И.И. Уточненный тепловой расчет двигателя [Текст] / И.И. Вибе// М. Машиностроение, 1971. - с.282
11 Aeristech, 2016. Full electric Turbocharger [Online]. Available from:
http://www.aeristech.co.uk/full-electric-turbocharger-technology/ [Accessed
10/10 2019].
12 Amann, M., Alger, T. & Mehta, D., 2011. The effect of EGR on low-speed preignition in boosted SI engines. SAE International Journal of Engines, 4(1), pp. 235-245.
13 Arnold, S., 2009. Single sequential turbocharger: a new boosting concept for ultra-low emission diesel engines. SAE International Journal of Engines, 1(1), pp. 232-239.
14 Arsie, I., Cricchio, A., Pianese, C., De Cesare, M. & Nesci, W., 2014. A comprehensive powertrain model to evaluate the benefits of electric turbo compound (ETC) in reducing CO2 emissions from small diesel passenger cars. (0148-7191). SAE Technical Paper.
15 Assanis, D., Ekchian, J., Frank, R. & Heywood, J., 1985. A computer
simulation of the turbocharged turbo compounded diesel engine system: A description of the thermodynamic and heat transfer models....46