Аннотация
Введение 4
Глава 1 Основная характеристика образовательной системы России в дореволюционный период 10
1.1 Сущность образовательной политики и её реализация в регионе
в Пермской губернии до 1917 года 10
1.2 Материально-техническая база средних учебных заведений 22
1.3. Условия жизни и деятельности уральских учителей и учащихся 29
Глава 2 Реализация государственной политики в области образования 37
2.1 Государственная политика в сфере функционирования системы
образования: материальное, кадровое, учебно-методическое обеспечение 37
2.2 Социально-экономические и культурные предпосылки развития
образования 42
2.3 Деятельность центральных и местных органов управления в сфере
образования и реформирование системы учебных заведений в дореволюционный период 46
Заключение 58
Список используемых источников 59
Приложение А Интервью с Александром Савичевым, автором проекта «Библиотека наследия» 64
В процессе развития человечества стало ясно, что для полноценной передачи опыта следующим поколениям необходимо адекватно выстроить систему обучения новых поколений. Лучше всего эту функцию выполняет образование, которое в своем становлении и развитии прошло долгий и не очень легкий путь.
Актуальность исследования темы в том, что система образования в нашей стране стала наиболее активно зарождаться после либеральных реформ правительства Александра II, положивших начало земству, которое в свою очередь начало строить школы и другие учебные заведения в городах и в сельские районы. Этот процесс не обошел стороной территорию Урала и, конечно же, город Сысерть, имевший в XIX веке достаточно хорошую систему образования, способную решать поставленные перед ней государственные задачи.
Объект исследования - система образования на территории города Сысерть и сопредельных территориях Урала.
Предмет исследования - основные направления государственной политики в сфере образования на территории города Сысерть и сопредельных территориях.
Цель работы: проанализировать основные направления развития системы образования г. Сысерть.
Задачи:
1. Определить сущность образовательной политики и ее реализацию в Пермской губернии до 1917 года
2. Охарактеризовать материально-техническую базу средних учебных заведений.
3. Описать условия жизни и деятельности уральских учителей и учащихся.
4. Проанализировать государственную политику в сфере функционирования системы образования.
5. Охарактеризовать социально-экономические предпосылки развития образования.
6. Описать деятельность центральных и местных органов управления в сфере образования и реформирование системы учебных заведений в дореволюционный период.
Хронологическими рамками работы охватывают период от начала XIX века до 1917 года, связанные с зарождением системы среднего образования на Урале. В 1808 году появилось первое среднее учебное заведение - Пермская мужская гимназия, к середине XIX века на Урале уже было три мужских гимназии - в Перми, Вятке 1811 и Уфе 1828 года. Эти учебные заведения имели большое значение в развитии образования на Урале и стали закладывать традиции Уральской школы.
Вторая половина XIX века характеризуется развитием средних школ и появлением новых учебных заведений. К началу революции в 1917 году в Пермской губернии заметен небольшой рост средних школ: мужских, женских, профессиональных, частных. Несмотря на коренные изменения, произошедшие после Февральской революции, данные школы продолжали существовать.
Степень изученности темы: изучение развития системы среднего образования на Урале заинтересовало историков и краеведов еще в первой половине XIX века, но осмысленное изучение данного вопроса происходило лишь в последующие десятилетия. Многие уральские историки, краеведы и педагоги пытались понять смысл развития средней школы и разобраться в процессах, происходящих в этой сфере деятельности. Изучение и осмысление стало возможным благодаря выходу в свет в 2013 году сборника статей «Века у школьной доски: история народного образования поселка Сысерть» [33], в котором обобщена значительная часть сведений о системе образования города Сысерти....
Система образования, которая выстраивалась на территории Свердловской области и в г. Сысерть до революции 1917 года прошла достаточно сложный путь развития. На Урале была создана система начальных училищ - государственных, земских, церковноприходских школ, что позволяло активно привлекать к обучению детей, прежде всего крестьянства. Благодаря органам Министерства Народного Просвещения получила развития деятельность государственных органов. Большую помощь в виде финансировании школ оказывали государству земские учреждения, и церковь, а также гражданское население. Эффективность действующей системы показала себя в чрезвычайной ситуации, связанной с началом Первой мировой войны, которая оказала значительное влияние на развитие начального образования, в том числе и в уральском регионе. Не смотря на трудности с обеспечением, материальным положением учебных заведений и учащихся, уходом на фронт учителей.
Зарождение образования на территории г. Сысерть было целенаправленным и необходимым процессом. Это было связано с развитием экономики и культуры региона в целом, поэтому образованию требовалось функционировать и решать необходимые задачи для подготовки кадров в горнодобывающем деле и во многих других отраслях экономики.
Материально-техническое положение и условия жизни и работы учителей и учеников были скромными. Отметим что, несмотря на тот, представленный период в истории развития образования на территории Сысерти был очень сложным, что связано со многими событиями, происходящими в стране, образование продолжало развиваться и не останавливалось ни на один день.
1. Андреев А. Л. Преемственность развития образования в дореволюционной и советской России // Педагогика. 2008. № 6. С. 77-83.
2. Васильев М.Г. История Вятской гимназии за сто лет ее существования. Вятка, 1911.
3. Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М., 1959.
4. Виттекер Ц.Х. Граф Сергей Семенович Уваров и его время. СПб. 1999.
5. Днепров Э. Д. Российское образование в XIX - начале XX века. Том 2. - М., 2011. - 672 с.
6. Егорова М. В. Повседневная жизнь учащихся Урала в дореволюционный период / М. В. Егорова // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - № 4-3(60). - С. 84-91.
7. Егорова М. В. Растительная жизнь педагога // Родина. 2008. № 11. С. 102-108.
8. Егорова М.В. Положение уральского учителя средней школы в XIX - начале ХХ в. // Вопросы истории. - 2010. - №1. - С. 142-147.
9. Егорова М.В. Развитие системы частного образования на Урале (1861 - февраль 1917 гг.): Монография / ЧГАКИ. - Челябинск, 2004. - 210 с.
10. Ефремова У. П. Церковно-приходские школы Урала в 1884 -1917 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук. Екатеринбург, 2013. - 308 с.
11. «...Живая история!»: сайт [Электронный ресурс]. https://uole- museum.ru/publications/zhivaya-istoriya/ (дата обращения 04.04.2023).
12. Жук А. В. Военная промышленность Урала в годы Первой мировой войны: Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Екатеринбург, 2000.
13. Журнал Министерства Народного Просвещения. 1870. № 6.
Издательство: Тип. Императорской Академии Наук, Санкт-Петербург - 1835 год, 519 с.
14. История развития педагогического образования в Екатеринбурге (1871—1930) : монография / Б. М. Игошев, М. В. Попов, М. К. Елисафенко, М. В. Суворов ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2013. - 273 с.
15. История Урала // Федеральный портал PROTOWN.RU [Электронный ресурс]. URL: http://www.protown.ru/information/hide/4651.html (дата обращения 10.04.2023)....52