ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ………….9
1.1 История развития российско-китайских туристских отношений современного типа
1.2 Специфика российских туристских предложений
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ 36
2.1 Перспективные направления развития туристского предложения 37
2.2 Проблемы развития и внедрения нового туристского продукта на рынок массового выездного туризма Китая 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список использованной литературы 60
Приложения
По данным Всемирной туристской организации, в 2014-2015 годах Китай занимал первое место в мировом рейтинге выездного туризма по числу совершаемых туристских поездок и по расходам в путешествиях. Подобная стабильность проявилась и в 2016 году, что сыграло ключевую роль в развитии въездного туризма в России последних лет.
Сегодня китайские потребители, путешествующие в составе туристских групп, – наиболее привлекательный сегмент, на работу с которым направлены колоссальные средства и ресурсы России. Благоприятному развитию туризма между Россией и Китаем способствуют экономическое и политической сотрудничество двух стран, территориальное соседство, частичная историческая общность и дружественные отношения народов. Именно сложившееся взаимопонимание во многих сферах привело к тому, что в 2016 году Китай вошел в тройку стран-лидеров по количеству совершаемых поездок на территорию РФ с туристскими целями, увеличив данный показатель на 15% в сравнении с 2015 годом.
Актуальность темы дипломной работы. Тема специфики туристского продукта является весьма актуальной, потому что ее исследование:
• важно для повышения уровня конкурентоспособности России как туристской дестинации в мире. Туристский продукт – важный показатель работы всей туристской отрасли. Создаваемое предложение включает в себя не только достояние страны и процесс его демонстрации, но и отображает образ всего народа с его культурными, экономическими и технологическими достижениями. С целью повышения значимости России как туристской дестинации населению страны нужно продвигать образ многогранной, безопасной и высокотехнологичной страны через качественные услуги, оказываемые лидеру мирового выездного туризма – Китаю;
• может оказать положительное влияние на стратегию развития въездного туризма в РФ. Детальное рассмотрение комплекса услуг проходит с учетом предпочтений китайских туристов, а также инфраструктуры и имеющихся в России ресурсов. Следовательно, акцентирование внимания на потенциально интересных территориях, разделенных не по федеральному значению, а по рентабельности использования с целью туризма, позволит правительству рационально распределять капиталовложения и нагрузку на рекреационные зоны, попутно развивая не один, а несколько округов, объединенных в специализированную туристскую зону.
• позволяет совершенствовать работу отрасли: выявлять текущие особенности, слабые и сильные стороны дестинации; развивать и внедрять новые проекты и технологии; продвигать территорию и продукты с максимальной экономической выгодой. Ориентация на китайских потребителей в этом вопросе позволяет сконцентрировать внимание на конкретном актуальном и прибыльном направлении деятельности.
• может способствовать созданию дополнительных рабочих мест в регионах, что окажет положительное влияние не только на экономическое и социальное положение жителей данных районов, но и привлечет опытных и жаждущих карьерного роста специалистов из Центральной России.
К сожалению, на данном этапе развития международного туризма тема специфики туристских продуктов для китайских туристов на российском рынке малоизучена, поскольку тенденция приема гостей из Поднебесной в России – новая и динамичная. В связи с этим, складывается существенная необходимость посвятить дипломную работу данному аспекту, группируя имеющиеся теоретические и практические подходы.
Объектом исследования являются российско-китайские туристские отношения, предметом – туристский продукт для китайских туристов на российском рынке.
Цель работы – выявить особенности предложений для китайских туристов, путешествующих в составе групп, на российском рынке. Для достижения поставленной цели намечены четыре основополагающие задачи:
• рассмотреть историю российско-китайских туристских отношений современного типа;
• проанализировать важнейшие составляющие мотивации китайских туристов как основного фактора выбора России в качестве туристской дестинации и формирования существующего туристского продукта;
• изучить туристско-рекреационные перспективные зоны России, аргументировано определить наиболее подходящее направление с целью концентрации сил и средств на одном альтернативном массовом продукте;
• определить проблемы развития и внедрения нового российского продукта на китайский рынок и найти решения по их преодолению.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых подразделена на два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Во введении автор обосновывает актуальность выбранной темы, обозначает объект и предмет исследования, представляет поставленную цель и задачи, выполнение которых необходимо для ее достижения, а также отмечает выдающихся деятелей науки, которые внесли особый вклад в изучение данной проблематики.
В первой главе в первом параграфе автор обращается к истории российско-китайских туристских отношений и к проводимым мерам, положенным в основу созданного продукта. Во втором параграфе речь идет о специфике существующего предложения для китайских туристов на российском рынке: о мотивации и ее составляющих - бэкграунде, ценностях и мотивах, а также об образе России, представленном на китайском рынке. Исследование второго параграфа отображает характерные черты существующего продукта, а также обозначает проблемы, решением которых выступает создание альтернативного продукта.
Во второй главе проводится исследование туристско-рекреационного потенциала России, документально-правовых, политических, экономических, социальных и технологических аспектов в сфере туризма с целью поиска, развития и продвижения альтернативного продукта для китайских туристов в составе групп. Основой для возможного предложения выступает «Юг Сибири». Во втором параграфе данной главы обозначаются существующие проблемы развития региона как альтернативного направления для массового туризма, а также пути решения ранее указанных барьеров на пути создания и внедрения на рынок нового продукта для китайских туристов.
В заключении подводятся итоги дипломной работы и формулируется вывод.
Степень научной разработанности темы. Исследование специфики туристских продуктов для китайских туристов на российском рынке характеризуется определённым количеством научных работ, имеющих важное методологическое значение.
В научных трудах Путрик Ю.С., Болтачевой В.П., Барашок И.В., Ли С., Ли Ч., Нечаевой А.В., Чжао С., Ким С.С., Гу И., Агруса Дж., Кинга Б., Тан Ч.Х., Арльта У.К. рассматривались обстоятельства, которые легли в основу истории российско-китайских туристских отношений современного типа. Вышеупомянутыми авторами подчеркивалось, что Россия и Китай были заинтересованы в обмене туристскими группами еще до того, как на правительственном уровне двух стран легализовали международный туризм. Центром стечения китайских туристов того времени были приграничные с Поднебесной территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, однако с течением времени и под влиянием проводимых мер китайские потоки были перенаправлены в Москву и в Санкт-Петербург.
К изучению вопросов специфики российского существующего предложения для китайских потребителей: об особенностях приема гостей из Поднебесной с учетом их бэкграунда, мотивов, ценностей и представлений о России как туристской дестинации в разной степени подходили как отечественные, так и зарубежные исследователи. Данная сфера хорошо освещена в работах Чудновского А.М., Жуковой М.А., Юркиной К., Данн Г., Цзян Ш., Ноэла С., Дин П., Вэй С., Мэн Ф., Чжан П., Ракотонанахару Ф.Н., Цзинь С., Спаркс Б., Си И., Ли М., Пирса Ф.Л., Лю С., Ян И. После обращения к источникам удалось наметить образы современных китайских туристов; проследить за особенностями существующих предложений массового туризма в России, а также подойти к проблеме ограниченности вариантов направлений туристской деятельности в России.
Решение проблем, связанных с перенаправлением туристских потоков из Китая в другие регионы России и расширением спектра предлагаемых услуг, – актуальный, но малоизученный вопрос. О необходимости перемен в российском туризме с расширением аудитории, видов туризма, с использованием ресурсного потенциала и с целью развития экономики и отрасли туризма свидетельствует ряд научных работ. Авторами, занимавшимися данной проблематикой, являются Сян И., Цзинь Т., Линь В.С., Ханг К., Морозова Н.С., Голубчиков Ю.Н., Евремов Ю.К., Цыбульская О., Радина Н.К., Бунич Г.А., Старцев В.А., Романенкова О.Н., Писаревский Е.Л., Некрасова М.Л., Баядян А.Ю. Однако их работы рассматривают отдельные маркетинговые аспекты, но не затрагивают вопросы поиска и внедрения альтернативных предложений для китайских туристских групп конкретно на российском рынке.
Научная новизна данной дипломной работы заключается в рассмотрении перспективных направлений туристской деятельности в России, а также в определении проблем и путей их решения на этапе развития и внедрения нового альтернативного продукта на рынок массового выездного туризма Китая.
Целью дипломной работы было выявление особенностей продуктов для туристов из Китая, путешествующих в Россию в составе группы. Для достижения поставленной цели были обозначены задачи, которые были рассмотрены в течение всего исследования.
Первой из задач являлось обращение к истории российско-китайских туристских отношений современного типа. Туризм между россиянами и китайцами зародился задолго до того, как вступила в силу легализация официальных туристских обменов, а значит, интерес к соседу, к его достижениям и торговле (на период 1990-х годов) был достаточно сильным в Поднебесной. Советский Союз и Китайская Народная Республика обменивались группами деятелей культуры, затем приостановили дипломатические отношения. После преодоления политических разногласий, на территории двух стран на региональном уровне были организованы обмены туристами на безвалютной паритетной основе вдоль государственно-территориальной границы между Благовещенском (Россия) и Хэйхэ (Китай). XXI век ознаменовался вступлением в силу ряда соглашений между правительствами России и Китая, что постепенно привело к активному и массовому въездному потоку.
Обращение к историческим аспектам туристских взаимоотношений позволило понять, как зарождался современный существующий продукт для китайских туристов.
Исследование было продолжено на базе анализа особенностей существующего продукта посредством изучения мотивации и имиджа России как туристской дестинации, тем самым была выполнена вторая задача, обозначенная во введении.
После изучения особенностей бэкграунда существующего сегмента потребителей, а также ценностей и мотивов китайских туристов, было выявлено, что в Россию, в основном, приезжает «возрастная» категория туристов (45-60 лет). Они воспитаны на социалистической идеологии периода ее становления в КНР, готовы экономить на всем, кроме шопинга, и не заинтересованы в углубленном познании особенностей русской культурной самобытности, поэтому под эти критерии максимально подошло массовое направление Москва-Санкт-Петербург с беглой демонстрацией основных и популяризированных достопримечательностей «двух столиц».
На данном этапе исследования была обозначена проблема существующих туристских продуктов, которые удовлетворяют текущие потребности, однако не задействуют рекреационный потенциал других регионов страны, не ориентированы на молодое и экономически активное поколение в Китае и не рассчитаны на дальнейшее развитие и расширение границ в позиционировании России как туристской дестинации.
Следовательно, решение третьей задачи «изучить туристско-рекреационные перспективные зоны России, аргументировано определить наиболее подходящее направление с целью концентрации сил и средств на альтернативном массовом продукте» являлось крайне необходимым. Были рассмотрены существующие концепции развития въездного туризма в разных регионах России, однако обращение к учебнику Кружалина позволило пересмотреть деление территорий с точки зрения грамотного распределения ресурсов не между экономическими зонами и федеральными округами, а между районами с общими климатическими условиями и рекреационными возможностями. Посредством анализа, «Юг Сибири» был признан наиболее подходящим и перспективным для создания и развития альтернативного продукта, тем более регион географически близок к Китаю и знаком многим индивидуальным туристам Поднебесной своим разнообразием видов туризма.
Однако после обозначения направления для разработки массового и конкурентоспособного продукта, решение четвертой задачи стало кульминационно актуальным. После анализа возможностей «Юга Сибири», был отмечен ряд проблем, таких как неразвитая инфраструктура, недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса и иностранных инвесторов, низкий уровень продвижения региона через рекламу и маркетинг. В ходе практического исследования было выявлено, что препятствия можно преодолеть, если развивать государственно-частное партнерство, а также активно агитировать и привлекать интернет-аудиторию Китая.
Тем не менее, на сегодняшний день переориентация специфики туристских предложений для китайских туристов с расширением целевой аудитории и использованием рекреационного потенциала регионов России находится в затруднительном положении. В бизнесе в России нет той экономической стабильности, которая побуждала бы к столь огромным рискам, как переведение китайских потоков с наработанных и прибыльных в данное время маршрутов в Москву и в Санкт-Петербург. Также пугает динамически развивающиеся предложения конкурентов, на фоне которых зачатки альтернативных предложений в России будут уступать еще долгий период времени. Дальнейшее продвижение иного продукта возможно лишь под бдительным руководством правительственных структур, способных полномасштабно благоустраивать, финансировать и продвигать потенциально интересные и прибыльные услуги.
1. Бунич Г.А., Старцев В.А. Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты [Текст] /. – М. : 2012. – 236 с.
2. Кружалин В.И. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. – М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. – 336 с.
3. Морозова Н.С. Информационное обеспечение туризма : учебник / Н.С. Морозова, М.А. Морозов, А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, Л.А. Рогодин – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 288 с.
4. Писаревский Е.Л. Основы туризма: учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.Л. Писаревского. – М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. – 384 с.
5. Путрик Ю.С. История туризма: учебник / коллектив авторов; отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик – М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. – 256 с.
6. Романенкова О.Н. Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. О.Н. Романенковой – М. : Издательство Юрайт, 2015. — 262 с.
7. Чудновский А.М., Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гоступриимства и основные направления реализации туристского продукта: учебное пособие / А.Д. Чудновский, А.М. Жукова. – М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. – 304 с.
8. Шагалова Е.Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века : ок. 1500 слов / Е.Н Шагалова. – М. : АСТ : Астрель, 2011. – 413 с.
II. Публикации, статьи, доклады
2.1. Публикации, статьи, доклады на русском языке
9. Болтачёва В.П., Барашок И.В. Развитие и современное состояние российско-китайских туристских связей. Наследие Нобелевских лауреатов по экономике: сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. молод. учен. – Самара, 2016. – 62-66 с.
10. Голубчиков Ю.Н. Чем завлечь туриста в глубинку России? Современные проблемы сервиса и туризма (9), №3, 2015. – 12-17 с.
11. Ефремов Ю.К. Об охране пространства. Известия Русского географического общества (Вып.3), 1997. – 44-46 с.
12. Информация о числе туристических поездок иностранных граждан в Россию за 2014 г., согласно официальной статистической методологии оценки числа въездных и выездных туристских поездок, утвержденной приказом Росстата от 12 августа 2014 г. № 510. Ростуризм
13. Ли С., Ли Ч. Из истории советско-китайских культурных связей (50-е годы XX века). (перевод: Белоглазова Г.П., Рябченко О.Н.). Россия и АТР. - Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН, Владивосток, 2010. – 152-157 с.
14. Некрасова М.Л., Баядян А.Ю. Восприятие туристского продукта Российской Федерации из-за рубежа. Псковский регионологический журнал №17, 2014. – 60-66 с.
15. Нечаева А.В. Этапы развития китайского выездного туризма в Россию. Туризм и региональное развитие.- Смоленск: Универсум, 2008. – 227-233 с.
16. «Список российских туристических организаций, имеющих право осуществлять деятельность в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых туристических поездках от 29 февраля 2000 года». Федеральное агентство по туризму, 2016.
17. Справка о мероприятиях, проведённых в 2012 году в рамках Года российского туризма в Китае с участием представителей органов управления в сфере туризма, туриндустрии регионов Российской Федерации. Ростуризм, 2012.
18. Показатели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию за 2015 год, рассчитанные в соответствии с Официальной статистической методологией оценки числа въездных и выездных туристских поездок, утвержденной приказом Росстата от 12 августа 2014 г. №510. Ростуризм, 2016.
19. Цыбульская О. Во Владивостоке хорошие деловые перспективы. РБК, 2015.
20. Юркина К. Туризм по понятиям: почему не все могут зарабатывать на китайцах, РБК. 2016.
2.2. Публикации, статьи, доклады на английском языке
21. Arlt W.G. Chinese Tourists in “Elsewhereland”: Behavior and Perceptions of Mainland Chinese Tourists at Different Destinations. – Asian Tourism: Growth and Change, Chapter 11, 2008. – 135-144 c.
22. Dann G. Tourist motivation: an appraisal. – Annals of Tourism Research Vol. 8(2), 1981. – 187-219 с.
23. ITB World Travel Trends Report 2016/2017. IPK International on behalf of ITB Berlin – The World’s Leading Travel Trade Show. – 31 с.
24. Jiang S., Noel S., Ding P. Using means-end chain theory to explore travel motivation: An examination of Chinese outbound tourist. - Journal of Vacation Marketing, 2015, Vol.21(1). – 87-100 с.
25. Jin T., Lin V.S., Hung K. China’s Generation Y’s Expectation on Outbound Group Package Tour. – Asia Paсific Journal of Tourism Research, 2014. – 617-644 с.
26. Jin X., Sparks B. Barriers to offering special interest tour product to the Chinese outbound group market. – Tourism Management 59, 2017. – 205-217 с.
27. Kim S.S., Guo Y., Agrusa J. Preference and Positioning Analyses of Overseas Destinations by Mainland Chinese Outbound Pleasure Tourists. – Journal of Travel Research, 2005. – 212-220 с.
28. King B., Tang С.H. Chinese Outbound Tourism during the 1980s – A Socio-Political Perspective. Anatolia – An International Journal of Tourism and Hospitality Research, Vol. 20(1), 2009. – 18-32 c.
29. Pearce P.L., Lu H. A Framework for Studying the Learning Outcomes of Chinese Outbound Group Tourists. – Journal of China Tourism Research, 2011. – 445-458 с.
30. Radina N.K. A provincial Russian town: images for insiders and outsiders. Russian Journal of Communication, 2016. – 67-79 с.
31. Rakotonanahary F.N. Profile of Chinese Outbound Tourists: Characteristics and Expenditures. – American Journal of Tourism Management, 2014, 3(1). – 17-31 с.
32. UNWTO. Tourism Highlights, 2016. – 16 с.
33. Wei X., Meng F., Zhang P. Chinese Citizens’ Outbound Destination Choice: Objective and Subjective Factors. – International Journal of Tourism Research (19), 2017. – 38-49 с.
34. World Tourism Cities Federation. Market Research Report on Chinese Outbound Tourist (City) Consumption, 2014. – 51 с.
35. Xiang Y. The Characteristics of Independent Chinese Outbound Tourists. – Tourism Planning & Development, 2013. – 134-148 с.
36. Xie Y., Li M. 中国出境旅游的发展旅游流特征 (Development of China’s Outbound Tourism and the Characteristics of Its Tourist Flow). – Journal of China Tourism Research, 2009. – 226-242 с.
37. Yang Y. Agglomeration Density and Labor Productivity in China’s Tourism Industry. – International Journal of Tourism Research (18), 2016. – 434-446 с.
38. Zhao X. Barter Tourism: A New Phenomenon Along The China-Russia Border. – Journal of Travel Research, 1994. – 65-67 с.
2.3. Публикации, статьи, доклады на китайском языке
III.Законы и постановления правительства Российской Федерации
42. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Статья 1. Основные понятия.
43. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 о федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (с изменениями на 31 января 2017 года).
44. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года от 31 мая 2014 года N 941-р (с изменениями на 26 октября 2016 года)».
45. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» от 28 декабря 2009 года N 2094-р
46. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области туризма от 03.11.1993 (с изменениями на 11 октября 2011 года)
47. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках" (29.02.2000) (ред. от 17.11.2006).
IV. Интернет-ресурсы
4.1. Интернет-ресурсы на русском языке
48. URL: http://www.russiatourism.ru – Официальный сайт Федерального агенства по туризму
49. URL: http://rustur.ru/v-rossijsko-kitajskij-turisticheskij-forum-strategiya-transformacii-kolichestva-v-kachestvo (дата обращения: 01.04.2017) - V Российско-Китайский туристический форум: стратегия трансформации количества в качество.
50. URL: https://ria.ru/tourism/20150130/1045118375.html (дата обращения 14.04.2017) - Рейтинг предпочтений туристов из Китая, приезжающих в Россию.
51. URL: http://ekd.me/2016/04/rus-cn-tourism-forum-2016/ (дата обращения: 27.04.2017) - Головокружение от цифр, «покатушки» на болиде, китайцы за 60 и другие впечатления от Российско-Китайского туристического форума.
52. URL:http://www.psychologos.ru/articles/view/metodika_cennostnye_orientacii_rokicha (дата обращения: 02.04.2017) - Методика «Ценностные ориентации» Рокича.
53. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_лестницы (дата обращения: 01.05.2017) - «Метод лестницы».
54. URL: http://tass.ru/turizm-v-rossii/3799857 (дата обращения: 01:05.2017) - Туризм в России – ТАСС.
55. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Поколение_Y - Миллениалы или «Поколение Y».
56. URL: http://chinafriendly.ru (дата обращения: 01.04.2017) - О программе «China Friendly».
57. URL: http://ellipsetour.com/routes/ (дата обращения: 09.04.2017) - Эллипс-Тур. Маршруты.
58. URL: http://www.alltoursspb.ru/countries/spb/77.html (дата обращения: 09.04.2017) - Alltours. Прием в Санкт-Петербурге для организованных групп.
59. URL: http://petrozavodsk.monavista.ru/news/2929062/ (дата обращения: 07.05.2017) - Карелия и китайская провинция Фуцзянь могут подписать соглашение о сотрудничестве уже в конце года.
60. URL:http://www.vlc.ru/life_city/international_relations/ (дата обращения: 21.04.2017) - Официальный сайт администрации города Владивосток.
61. URL: https://надальнийвосток.рф (дата обращения: 11.05.2017) - Официальный сайт программы для инвесторов «На Дальний Восток.рф»
62. URL: http://www.visit-russia.ru/mneniya/rossiysko-kitayskoe-sotrudnichestvo-v-oblasti-turizma-davno-vyshlo-za-predely-prostogo (дата обращения:15.04.2017) - Интервью советника-посланника Посольства Российской Федерации в Китайской Народной Республике Евгения Томихина.
4.2. Интернет-ресурсы на английском языке
63. URL: http://news.travel168.net/focus_on/20170203/43145.html (дата обращения: 06.05.2017) - Chinese Outbound Tourism Statistics in 2016: 122 Million Chinese Tourists Make Outbound Trips, Spend $109.8 Billion. World Travel Online, 2017.
64. URL: http://media.unwto.org/press-release/2017-04-12/chinese-tourists-spent-12-more-travelling-abroad-2016 (дата обращения: 17.04.2017) - UNWTO Press Release. Chinese tourists spent 12% more in travelling abroad in 2016.
65. URL: http://www.aime.com.au (дата обращения: 06.05.2017) - The Asia-Pacific Incentives and Meetings Expo (AIME)