Формирование образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования образа «Я»
у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера 9
1.1 Особенности формирования образа «Я» у детей 4-5 лет
с нарушениями зрения 9
1.2 Буктрейлер как средство формирования образа «Я» у детей
4-5 лет с нарушениями зрения 20
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования образа «Я»
у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера 25
2.1 Выявление уровня сформированности образа «Я» у детей
4-5 лет с нарушениями зрения 25
2.2 Организация и содержание работы по формированию
образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера 37
2.3 Оценка динамики уровня сформированности образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством
буктрейлера 49
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей участвующих в эксперименте 60
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим
методикам 61
Приложение В Протокол обследования по методике 4 «Какой я?»
(Р.С. Немов) 62
Приложение Г Сводная таблица результатов констатирующего этапа.... 63
Приложение Д Краткое содержание буктрейлеров 64
Приложение Е Сводная таблица результатов контрольного этапа 67
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования образа «Я»
у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера 9
1.1 Особенности формирования образа «Я» у детей 4-5 лет
с нарушениями зрения 9
1.2 Буктрейлер как средство формирования образа «Я» у детей
4-5 лет с нарушениями зрения 20
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования образа «Я»
у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера 25
2.1 Выявление уровня сформированности образа «Я» у детей
4-5 лет с нарушениями зрения 25
2.2 Организация и содержание работы по формированию
образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера 37
2.3 Оценка динамики уровня сформированности образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством
буктрейлера 49
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей участвующих в эксперименте 60
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим
методикам 61
Приложение В Протокол обследования по методике 4 «Какой я?»
(Р.С. Немов) 62
Приложение Г Сводная таблица результатов констатирующего этапа.... 63
Приложение Д Краткое содержание буктрейлеров 64
Приложение Е Сводная таблица результатов контрольного этапа 67
Образ «Я» достаточно сложное и многогранное личностное образование, формирующееся и подверженное изменению в течение всей жизни индивида (И.С. Кон, В.Н. Мясищев, В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно возрос интерес к изучению социально-эмоционального развития и внутреннего мира ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
У детей 4-5 лет с нарушениями зрения этот процесс протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович). Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на использование тех или иных средств в педагогическом процессе, способствующих развитию образа «Я».
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, который адекватно оценивает свои возможности и имеет четкие представления о себе. Острота темы подтверждается объективной важностью проблемы и недостаточной степенью ее реализации на практике.
Практика показывает, что дети 4-5 лет с нарушениями зрения владеют лишь элементарными представлениями об образе «Я» (фамилия, имя, возраст, внешние особенности), и практически не представляют даже приблизительно ни физического, ни духовного образа своего «Я» (В.А. Петровский). Вместе с тем, формирование у ребенка представлений о себе, является основой его успешной социализации в обществе (Н.Ф. Голованова).
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании сущности представлений о себе, а также на значимости решения проблемы развития представлений о себе у детей 4-5 лет с нарушениями зрения.
Актуальность проблемы формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения указывает на необходимость поиска наиболее оптимальных средств его формирования, что обусловлено информатизацией общества в целом, и особенностями современных дошкольников в частности. Так, для формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения рекомендуется использовать буктрейлеры.
Буктрейлер (от английского booktrailer - «book» - книга, «trailer» - киноафиша) - короткий видеоролик, созданный по мотивам книги; так же это видео аннотации книг; тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Иначе можно сказать, что это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. При просмотре буктрейлера, дети примеряют на себя поведение и нравственные качества героев, анализируют их поступки, сравнивают себя с «хорошими» и «плохими» героями. Так будет происходить процесс познания ребенком с нарушением зрения самого себя.
Использование буктрейлера в процессе формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушением зрения описывали такие авторы как Н.А. Гудков, Е.В. Гильмутдинова И.А. Игнатова.
Теоретический анализ проблемы позволил выявить противоречие между необходимостью формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием возможностей буктрейлера для реализации данного процесса.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности буктрейлера в формировании образа «Я» у детей 4 -5 лет с нарушениями зрения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера.
Объект исследования: процесс формирования образа «Я» у детей 4
5 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: формирование образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера....
У детей 4-5 лет с нарушениями зрения этот процесс протекает замедленно и своеобразно (Н.Л. Белопольская, И.Ю. Кулагина, Е.С. Слепович). Поэтому необходимо своевременно обратить внимание на использование тех или иных средств в педагогическом процессе, способствующих развитию образа «Я».
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, который адекватно оценивает свои возможности и имеет четкие представления о себе. Острота темы подтверждается объективной важностью проблемы и недостаточной степенью ее реализации на практике.
Практика показывает, что дети 4-5 лет с нарушениями зрения владеют лишь элементарными представлениями об образе «Я» (фамилия, имя, возраст, внешние особенности), и практически не представляют даже приблизительно ни физического, ни духовного образа своего «Я» (В.А. Петровский). Вместе с тем, формирование у ребенка представлений о себе, является основой его успешной социализации в обществе (Н.Ф. Голованова).
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании сущности представлений о себе, а также на значимости решения проблемы развития представлений о себе у детей 4-5 лет с нарушениями зрения.
Актуальность проблемы формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения указывает на необходимость поиска наиболее оптимальных средств его формирования, что обусловлено информатизацией общества в целом, и особенностями современных дошкольников в частности. Так, для формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения рекомендуется использовать буктрейлеры.
Буктрейлер (от английского booktrailer - «book» - книга, «trailer» - киноафиша) - короткий видеоролик, созданный по мотивам книги; так же это видео аннотации книг; тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Иначе можно сказать, что это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. При просмотре буктрейлера, дети примеряют на себя поведение и нравственные качества героев, анализируют их поступки, сравнивают себя с «хорошими» и «плохими» героями. Так будет происходить процесс познания ребенком с нарушением зрения самого себя.
Использование буктрейлера в процессе формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушением зрения описывали такие авторы как Н.А. Гудков, Е.В. Гильмутдинова И.А. Игнатова.
Теоретический анализ проблемы позволил выявить противоречие между необходимостью формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием возможностей буктрейлера для реализации данного процесса.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности буктрейлера в формировании образа «Я» у детей 4 -5 лет с нарушениями зрения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера.
Объект исследования: процесс формирования образа «Я» у детей 4
5 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: формирование образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера....
Изучением проблемы формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения занимались такие авторы как Н.Л. Белопольская, Г.М. Кождаспирова, В.А. Сластенин, Р.Б. Стеркина. Авторами
рассматриваются основные аспекты формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения. К ним авторы относят: влияние родителей на процесс формирования образа «Я», уровень развития самооценки, а также собственный жизненный опыт. Актуальность исследования позволила выявить необходимость проведения экспериментальной работы по формированию образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения и оценить эффективность использования буктрейлера в данном процессе.
Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на выявление уровня сформированности образа «Я» у детей 4 -5 лет с нарушениями зрения. В констатирующем эксперименте участвовало 10 детей 4-5 лет с нарушениями зрения. Исследование проходило на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 173 «Василек» г.о. Тольятти. В результате проведенных диагностических методик получены следующие данные: высокий уровень показали 2 детей (20%), средний уровень 4 детей (40%), низкий уровень 4 детей (40%).
На формирующем этапе разработано и реализовано содержание работы по формированию образа «Я» у детей 4 -5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера. При разработке содержания опирались на показатели формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения, выделенных на констатирующем этапе. На данном этапе были подобраны произведения художественной литературы и фольклора для создания буктрейлеров с учетом возрастных особенностей детей; включены буктрейлеры в совместную деятельность педагога и детей в соответствии с особенностями сформированности образа «Я»; определены этапы работы с детьми посредством буктрейлера: просмотр буктрейлера, проведение беседы по изучаемой теме, проведение игры, чтение художественного произведение.
На контрольном этапе проведена повторная диагностика уровня сформированности образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения. Исследование проводилось по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. В результате получены следующие данные: высокий уровень показали 3 детей (30%), средний уровень 5 детей (50%), низкий уровень 2 детей (20%).
Таким образом, можно отметить наличие положительной динамики в уровне сформированности образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения. Это означает, что гипотеза о том, что формирование образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера будет возможно, если:
• подобраны произведения и иллюстрации из художественной литературы и фольклора для создания буктрейлеров с учетом возрастных особенностей детей;
• определены этапы работы с детьми (просмотр буктрейлера, проведение беседы по изучаемой теме, проведение тематической игры, чтение художественного произведения);
• включены буктрейлеры в совместную деятельность педагога и детей в соответствии с особенностями сформированности образа «Я» и зрительными нарушениями.
рассматриваются основные аспекты формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения. К ним авторы относят: влияние родителей на процесс формирования образа «Я», уровень развития самооценки, а также собственный жизненный опыт. Актуальность исследования позволила выявить необходимость проведения экспериментальной работы по формированию образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения и оценить эффективность использования буктрейлера в данном процессе.
Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на выявление уровня сформированности образа «Я» у детей 4 -5 лет с нарушениями зрения. В констатирующем эксперименте участвовало 10 детей 4-5 лет с нарушениями зрения. Исследование проходило на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад № 173 «Василек» г.о. Тольятти. В результате проведенных диагностических методик получены следующие данные: высокий уровень показали 2 детей (20%), средний уровень 4 детей (40%), низкий уровень 4 детей (40%).
На формирующем этапе разработано и реализовано содержание работы по формированию образа «Я» у детей 4 -5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера. При разработке содержания опирались на показатели формирования образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения, выделенных на констатирующем этапе. На данном этапе были подобраны произведения художественной литературы и фольклора для создания буктрейлеров с учетом возрастных особенностей детей; включены буктрейлеры в совместную деятельность педагога и детей в соответствии с особенностями сформированности образа «Я»; определены этапы работы с детьми посредством буктрейлера: просмотр буктрейлера, проведение беседы по изучаемой теме, проведение игры, чтение художественного произведение.
На контрольном этапе проведена повторная диагностика уровня сформированности образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения. Исследование проводилось по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. В результате получены следующие данные: высокий уровень показали 3 детей (30%), средний уровень 5 детей (50%), низкий уровень 2 детей (20%).
Таким образом, можно отметить наличие положительной динамики в уровне сформированности образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения. Это означает, что гипотеза о том, что формирование образа «Я» у детей 4-5 лет с нарушениями зрения посредством буктрейлера будет возможно, если:
• подобраны произведения и иллюстрации из художественной литературы и фольклора для создания буктрейлеров с учетом возрастных особенностей детей;
• определены этапы работы с детьми (просмотр буктрейлера, проведение беседы по изучаемой теме, проведение тематической игры, чтение художественного произведения);
• включены буктрейлеры в совместную деятельность педагога и детей в соответствии с особенностями сформированности образа «Я» и зрительными нарушениями.





