Аннотация
Введение 4
Глава 1 Научно-популярная коммуникация в медиасреде 8
1.1 Популяризация научного знания как способ научной
медиакоммуникации 8
1.2 Особенности целевой аудитории молодежных специализированных
медиа 16
Глава 2 Специфика освещения темы науки в студенческих медиа 26
2.1 Типологическая характеристика студенческих медиа о науке 26
2.2 Способы популяризации научного знания в студенческих медиа 42
Заключение 54
Список используемой литературы и используемых источников 56
В апреле 2022 года президент Российской Федерации подписал указ об объявлении в стране Десятилетия науки и технологий. Такое решение подчеркивает важность научно-популярной тематики и предполагает дополнительную поддержку научной отрасли. По данным статистического сборника «Индикаторы науки: 2021» Высшей школы экономики, количество ученых в возрасте до 29 лет в России с 2010 по 2019 годы уменьшилось почти на 20%: с более 71,1 тыс. до 58,5 тыс. человек [14]. По словам вицепрезидента РАН Николая Долгушкина, с 2012 по 2021 годы в пять раз увеличилось количество ученых и высококвалифицированных специалистов, уезжающих из России [50]. Согласно результатам исследования 2019 года сервиса по поиску работы SuperJob, треть россиян (33%) считает, что российская наука стабильно развивается, 20% - что она переживает период застоя, а еще 22% - что находится в полном упадке [46].
На этом фоне Минобрнауки предпринимает попытку повысить интерес к научной сфере. В законодательство вписали нормы о государственной поддержке для молодых ученых до 35 лет [30]. Правительство увеличило количество грантов на исследования, субсидии на жилье для молодых ученых, разработало различные инициативы для учёных.
Одним из способов привлечь молодую интеллектуальную силу в научную сферу и повысить интерес к научному знанию можно считать целенаправленную информационную политику в СМИ и СМК. Об эффективности информационной поддержки свидетельствует история СССР 1950-1980-х гг., когда особое внимание в СМИ уделялось распространению мнения о престижности профессий учёного и космонавта. К 1986 году в СССР насчитывалось более 1,5 млн научных работников, или, как это не раз отмечалось в различных статистических сборниках, одна четвёртая часть всех научных работников мира.
Несмотря на непростую ситуацию, которая сложилась за последнее время в сфере российской науки, научно-популярный контент является востребованным у широкой аудитории. По статистическим данным из сборника «Индикаторы науки: 2022», около 77% россиян интересуются достижениями науки и технологий [20]. По данным исследования Российского общества «Знание» и ВЦИОМ, которое прошло в 2023 году, научным контентом интересуется 74% респондентов в возрасте от 16 до 35 лет [21]. Одним из способов популяризовать научное знание является публикация научно-популярного контента на различных медиаплощадках при поддержке или на базе университетов. Согласно данным Минобрнауки за 2022 год, у подведомственных ему вузов насчитывается 752 аккаунтов в социальных сетях, на которые подписано почти три с половиной миллиона человек [29].
Учитывая заинтересованность правительства государства в продвижении научного контента и востребованность научно-популярного знания среди молодой аудитории, будет актуально провести исследование и выявить основные способы популяризации научного материала для молодёжи. Полученные автором результаты могут использоваться при создании контента для молодежного медиахолдинга «Есть talk!».
Объектом исследования является научно-популярный сетевой медиаконтент для молодёжной аудитории.
Предмет выпускной квалификационной работы - студенческие научно-популярные медиа в цифровой среде как тип специализированного медиа.
Цель выпускной квалификационной работы - описать и систематизировать актуальные способы популяризации научного контента в медиа для студенческой аудитории.
Задачи исследования:
- систематизировать теоретические представления о популяризации научного знания как способе научной медиакоммуникации;
• выявить особенности восприятия контента у молодой аудитории;
• систематизировать представления о специализированных медиа как канале распространения научно-популярной информации для молодежной аудитории;
• проанализировать студенческие медиа о науке и применяемые ими способы популяризации научного знания;
• на основе результатов анализа научно-популярного дискурса сформулировать рекомендации о популяризации научного знания для студенческой аудитории в сетевых медиа....
В ходе исследования было определено, что в распространении научного знания заинтересовано правительство РФ, университеты и молодежная аудитория. Чтобы привлечь молодых специалистов в научную сферу, повысить уровень просвещённости у молодежи используются различные инструменты. Одним из способов популяризовать науку является публикация научно-популярного контента на различных медиаплощадках на базе университетов, где находится целевая студенческая аудитория, имеющая особенности в восприятии информации. Ориентирование научнопопулярных медиа на молодежную аудиторию требует от авторов знаний о ее специфике и использование определенных форм подачи информации для молодежи.
Проанализированные медиа активно используют тенденции в распространении научно-популярного контента. Например, публикация материалов на площадке «ВКонтакте» - самой популярной социальной сети у молодежной аудитории. На ресурсах активно внедряются новые форматы, лонгриды, визуализация, комиксы, видеоконтент, геймификация, гиперссылки. Интерактивность реже представлена на сайтах, в отличие от сообществ во «ВКонтакте», где у пользователей есть возможность комментировать, лайкать, сохранять записи и делиться ими, подписываться на сообщества. Сайты используют небольшое количество форматов и инструментов для популяризации науки, что может объяснить слабый отклик аудитории на контент (отсутствие возможности комментирования, низкое число просмотров и пользователей, которые делятся публикациями). При этом ни один проект не использует все доступные на платформах возможности для публикации материалов на научную тему (в социальных сетях редко встречаются тесты, опросы, комиксы, подкасты). Сайты, в свою очередь, не расширяют технические возможности ресурса.
Направленность на молодежную аудиторию можно найти в использовании различных стилей - публицистического и разговорного. Также в привлекающих внимание заголовках, отсылках к понятным для молодежи феноменам популярного искусства, преобладании визуального контента. Использование во «ВКонтакте» формата вертикальных видео, что также «работает» на молодежную аудиторию, так как самым популярным гаджетом у молодежи является смартфон. Авторы-студенты также играют большую роль в успешном распространении научного знания - именно студенты говорят на языке целевой аудитории.
Внешняя научная коммуникация, которая организуется в современной цифровой среде, и анализ способов популяризации научного контента позволяют рекомендовать актуальные для молодежной аудитории технологии и инструменты (геймификацию, инфотейнмент, гипертекстуальность, яркое оформление ресурсов (единый уникальный стиль, картинки и иллюстрации), комиксы, подкасты, видеоконтент различных форм, внедрение возможных механизмов интерактивности, распространение информации на популярных у аудитории площадках) для авторов научно-популярных медиа и материалов научной тематики.
1. Есть talk! [Электронный ресурс]. URL: https://talk-
on.ru/?ysclid=lhx7pop3j6609613133 (дата обращения: 20.04.2023).
2. Ё-медиа [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/your_media (дата обращения: 13.04.2023).
3. Мегабайт [Электронный ресурс]. URL: https://mbradio.ru/ (дата обращения: 14.04.2023).
4. МЁДъ [Электронный ресурс]. URL:_https://vk.com/ijkmmed (дата обращения: 14.04.2023).
5. ETU Media [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/etumedia (дата обращения: 13.04.2023).
6. Акопов А. И. Периодические издания. Учебно-методическое пособие для студентов-журналистов. 2-е изд., доп. Издательство ООО МП «Книга» - Ростов-на-Дону, 1999. 91 с.
7. Акопов А. И. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2000. № 1. С. 42-44.
8. Ваганов А. Г. Эволюция форм популяризации науки в России:
XVIII-XXI вв. // Наука. Инновации. Образование. 2016. № 3(21). С. 64-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZevolyutsiya-form-populyarizatsii-nauki-v-
rossiixviii-xxi-vv (дата обращения 26.03.2023).
9. Гуськова А. П., Сотин Б. В. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический. Просвещение/Дрофа, 2007. 869 с.
10. Дивеева Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений : специальность 10.01.10 «Журналистика» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2014. 186 с.
11. Добросклонская Т. Г. Медиатекст: теория и методы изучения //
Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediatekst-teoriya-i-metody-
izucheniya?ysclid=lffjdpcutc43050383 (дата обращения: 11.03.2023).
12. Долгова Н. В. О разновидностях инфотейнмента на российских научно-популярных сайтах // Журналистика-2019 : состояние, проблемы и перспективы: материалы 21-й Междунар. наук.практ. конф. 2019 г. С. 314-317.
13. Дутко Ю. А. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С. 29-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZpokolenie-z-osnovnye- ponyatiya-harakteristiki-i-sovremennye-issledovaniya/viewer (дата обращения: 17. 03. 2023).
14. Евдокимов В. А. Аудитория масс-медиа как объект и субъект коммуникации // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2010. №. 6 С. 34-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/auditoriya-mass-media-kak- obekt-i-subekt-kommunikatsii?ysclid=lgdcolcwyz132689531 (дата обращения 26.03.2023).
15. Жилавская И. В. Классификация медия. Проблемы, понятия, критерии // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. № 4. С. 27-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-media-problemy- ponyatiya-kriterii/viewer (дат обращения: 14.03.2023)....53