Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития диалогической речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 9
1.1 Особенности развития диалогической речи у детей 5-6 лет
с тяжелыми нарушениями речи 9
1.2 Словесные игры как средство развития диалогической речи
у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию диалогической речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством словесных игр 20
2.1 Выявление уровня развития диалогической речи у детей 5
6 лет с тяжелыми нарушениями речи 20
2.2 Организация и содержание работы по развитию диалогической речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями
речи посредством словесных игр 29
2.3 Выявление динамики развития диалогической речи у детей
5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 39
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Список детей экспериментальной выборки 49
Приложение Б Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента 50
Приложение В Материалы для организации игры «Лобстер» по лексическим темам 51
Приложение Г Сводная таблица результатов контрольного эксперимента 54
В системе психических процессов речь занимает особое положение. «Регулируя поведение и являясь основой мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка» [2]. Диалогическая речь является
начальной формой освоения связной речи. «Овладение диалогом предполагает формирование диалогической позиции, активного отношения к партнеру, умение слушать и понимать говорящего» [11], а также конкретные речевые умения. Однако, у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи «без специального и целенаправленного обучения речевая активность не возникает, дословесные формы общения не формируются. К концу дошкольного детства дети с трудом усваивают средства речевого общения, вне зависимости от имеющегося словарного запаса и понимания обращенной речи. Это связанно с тем, что у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается недостаточное развитие потребностей социальной направленности» [16]. Все вышеперечисленное и обусловливает актуальность исследования.
В трудах таких ученых, как М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.И Яшина и других, раскрываются психолого-педагогические особенности и механизмы развития диалогической речи детей дошкольного возраста [1, 2, 21, 25]. Основы методики развития диалогической речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи определены в работах А.Г. Арушановой, О.А. Бизиковой В.П. Глухова, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Н.А. Стародубова, Т.Б. Филичевой [19, 22, 23]. Эти авторы определили цели и задачи развития диалогической формы речи дошкольников, рассмотрели специфические условия становления диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Несмотря на серьезные исследования нарушений речи в различных аспектах (клиническом, психолингвистическом, психолого-педагогическом), в плане преодоления незрелости диалогической речи проблема изучена недостаточно.
Анализ и обобщение данных научно-методической литературы показывает, что проблема развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи является актуальной и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки. Это определило объект нашего исследования - процесс развития диалогической речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенностями развития диалогической речи детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи являются: слабо развитый активный словарь, отсутствие побуждающей силы к контакту со сверстниками или взрослыми, непонимание смысла и цели беседы. При выборе педагогического средства, которое позволит корректировать данные особенности, мы руководствовались научно обоснованным положением об игре как ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Игра является потребностью, формой совместной деятельности детей. Она создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Поэтому в нашем исследовании в качестве ведущего средства развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи мы рассматриваем словесные игры, а именно игру «Лобстер». Это словесная игра (полный аналог игры «Кто я») от отечественного бренда Selfie Media. Цель игры - отгадать, что изображено на картинке, прикрепленной к ободку на голове. Перед началом каждый участник вытягивает карточку, но не смотрит на нее, прикрепляет ее на лоб на специальный ободок. В результате каждый видит, что изображено у другого, но не знает, какая картинка у него. Суть игры - с помощью вопросов другим участникам понять, что изображено у тебя на карте. Каждый игрок по очереди задает вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Переход хода осуществляется при ответе «нет». Игра «Лобстер» доступна детям с 5 лет, она создает игровую мотивацию применения диалогической речи. Данная игра зарекомендовала себя в сфере современных настольных игр, однако ее возможности в развитии диалогической речи детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи не доказаны, что определило цель нашего исследования.
Анализ теоретических основ проблемы и педагогической практики позволил выявить противоречие между признанной необходимостью работы по развитию диалогической речи у детей 5-6 лет с тяжёлыми нарушениями речи и недостаточным использованием в данном направлении коррекционно - развивающей работы интерактивных игровых средств, в частности, современных словесных игр, например, игры «Лобстер»....
Проблема развития диалогической речи детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями остается актуальной, так как речь является основным инструментом выстраивания социальных отношений с окружающими, которые необходимы каждой личности. У детей с тяжелыми нарушениями речи процесс становления диалогической речи осложнен наличием речевых дефектов. Об этом указывали в своих работах как А.Г. Арушанова, В.П. Глухов, А.А. Леонтьев, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева.
Особенностями развития диалогической речи детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи являются: слабо развитый активный словарь, отсутствие побуждающей силы к контакту со сверстниками или взрослыми, непонимание смысла и цели беседы. При выборе педагогического средства, которое позволит корректировать данные особенности мы руководствовались научно обоснованным положением об игре как ведущей деятельности детей дошкольного возраста. Игра является потребностью, формой совместной деятельности детей. Она создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Поэтому в данном исследовании в качестве ведущего средства развития связной диалогической речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи мы рассмотрели словесные игры, а именно игру «Лобстер».
На констатирующем этапе были выделены показатели на основе программы Н.В. Нищевой «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» и определены соответствующие диагностические методики для выявления уровня развития диалогической речи у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. В результате проведенных диагностических методик выявлен средний и низкий уровни диалогической речи у большинства испытуемых.
В процессе формирующего эксперимента осуществлялась проверка положений гипотезы. Мы адаптированы правила игры «Лобстер» для ее использования в логопедической работе с детьми 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, добавили к стандартному игровому набору тематические комплекты карточек в соответствии с программными лексическими темами. Мы продумали поэтапное усложнение правил и содержания игры для развития и автоматизации показателей диалогической речи, включили игры в логопедические занятия, а также в совместную деятельность воспитателя с детьми в режимных процессах.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика с применением тех же методик, что и на констатирующем этапе исследования. Выявлена динамика показателей диалогической речи у детей экспериментальной выборки. Дети стали полно отвечать на вопросы, дополнять ответы уточнениями, пояснениями, способны привести аргументы, поддержать диалог. Также в соответствующей ситуации дети могут дать краткий ответ, отражая суть вопроса. Качественно изменилось умение задавать вопросы в процессе диалога: вопросы имеют логичный
последовательный характер, служат для уточнения и развития диалога; дети умеют слушать собеседника, дожидаться своей очереди чтобы высказаться. Количественные и качественные результаты являются индикаторами результативности проведенной работы на формирующем этапе исследования. Следовательно, задачи исследования решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Алексеева М. М. Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Академия, 2000. 400 с.
2. Выготский Л. С. Детская речь. М. : Педагогика, 2006. 420 с.
3. Галич Т. Н. Нургатина И. Е., Фазлыева Ф. Ф. Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 340-341.
4. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация. Учебник / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. М. : Инфа, 2006. 272 с.
5. Горонина Т. П. Коррекционно-педагогическая работа по формированию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при дизартрии // Спецыяльная адукацыя. 2019. № 2. С. 3-13.
6. Жукова Н. С. Преодоление ОНР у детей. Учеб.-метод. пособие. М. : Союз, 2008. 142 с.
7. Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск : Университетское, 2002. 120 с.
8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб. : КАРО, 2004. 160 с.
9. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : ВЛАДОС, 2006. 144 с.
10. Ломакина О. С., Жулина Е. В. Развитие диалогической речи
дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dialogicheskoy-rechi-doshkolnikov-s- obschim-nedorazvitiem-rechi-posredstvom-igr-dramatizatsiy (дата обращения:
06.12.2022).
11. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М. : Педагогика, 2004. 300 с.
12. Марусина Н. Ю., Журавель И. С. Диалогическая речь детей дошкольного возраста // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. ст. Ульяновск, 2012. Вып. 10 : в 2 ч. Ч. 2. С. 86-92.
13. Матолина Н. Ю. Ознакомление с художественной литературой как эффективное средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста // Преподаватель года 2019 : сб. ст. первого тура Междунар. науч.-метод. конкурса. 2019. С. 265-269.
14. Махонина М. Ф. Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО // Молодой ученый. 2017. № 47 (181). С. 213-214.
15. Маштакова К. А. Обзор логопедических методик по выявлению и оценке речевого развития дошкольников // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза : сб. науч. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. Саратов : Саратовский источник, 2017...25