Введение 3
Глава 1. Основные теоретические понятия и правовые дефиниции 6
§1.1. Понятие, сущность предупреждения преступности 6
§ 1.2. Урбанистика: теоретические понятия и составляющие 11
Глава 2. Анализ влияния основных градообразующих объектов на уровень преступности 23
§ 2.1. Влияние детерминант урбанистики на состояние преступности на территории (определенной местности) 23
§ 2.2. Результаты выборочных исследований влияния урбанистики на уровень преступности на отдельных территориях (на примере г.о. Тольятти и отдельных районов города Санкт-Петербурга) 37
Глава 3. Защита пространства и ревитализация безопасной городской среды как метод борьбы с преступностью определенной местности 58
§ 3.1.Реновация районов. Западный опыт 58
§ 3.2. Методы защиты пространства как метод борьбы с преступностью определенной местности. Отечественный опыт 64
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Преступность как институт, имманентно присущий современному обществу, в силу своего постоянства и стабильности порождает много проблем и вопросов: какие механизмы существуют для снижения уровня преступности и как их рационально использовать.
Данные проблемы встают остро по всему миру в целом, а в Российской Федерации в частности, поскольку по последним опубликованным статистическим данным за временной период с января 2017 года по декабрь 2017 года в России подразделениями полиции зарегистрировано 2058,5 тысяч преступлений, хотя подчеркнем, что это на 4,7% меньше аналогичного показателя за 2016 год .
Очевидно, что преступность – это комплексное, полифакторное явление, которое для целей данной работы не следует сводить лишь к совокупности всех преступлений, совершаемых на какой-либо территории. Так, для снижения уровня преступности (об уничтожении преступности как таковой говорить не приходится в силу того факта, что преступность – продукт самого общества, который возникает вследствие противоречий в нем) необходимо избавляться не от самих преступных явлений локально, а установить их причинный комплекс и разрабатывать методики по устранению данного ряда причин.
С развитием инфраструктуры регионов Российской Федерации, а также ростом промышленности, улучшением территориального благоустройства, архитектуры, изменением городской среды происходит и качественное усложнение преступлений, а, соответственно, усложняется и причинный комплекс, и методы борьбы с преступностью.
Территория проживания оказывает существенное влияние на характер и поведение лиц, населяющих ее. Так, ученые-криминологи неоднократно отмечали, что жители крупных городов гораздо более вспыльчивы, эмоционально неустойчивы, раздражительны и агрессивны, чем жители сельской местности, что зачастую и приводило к конфликтным ситуациям и дальнейшему их развитию в преступную деятельность.
Актуальность данного исследования также обусловлена появлением и дальнейшим развитием, как следствие, средовой (энвайронментальной) криминологии в доктрине европейских стран и, особенно в Соединенных Штатах Америки, а также тем фактом, что данные проблемы выглядят относительно не проработанными в правовой доктрине Российской Федерации.
Примечательно, что темой градостроительной криминологии занялся немецкий ученый-криминолог Г.Шнайдер во второй воловине 20 века, он задавался вопросом взаимосвязи различных техник застройки со статистикой преступности на застраиваемой территории .
Интересным является новое архитектурное направление в практике предупреждения преступлений. В 80-х и 90-х гг. исследования в этом направлении , о которых, в частности, и пойдет речь в данном труде, продолжались.
В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение основных положений градостроительства и его влияния на географию преступности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Определить основные теоретические понятия и правовые дефиниции, составляющие научно-прикладное поле исследования;
2. Выделить детерминанты преступности, связанные с особенностями градостроительства, застройки и расселения;
3. Определить теоретические предпосылки защиты пространства как метода борьбы с преступностью определенной местности;
4. Раскрыть основные направления предупреждения преступности с помощью архитектуры и организации окружающего пространства.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания социально-правовых явлений. В ходе были использованы формально-логический, системно-структурный, исторический, социологический, сравнительно-правовой методы.
Практическая значимость работы заключается в раскрытии основных направлений предупреждения преступности с помощью архитектуры и организации окружающего пространства.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Предупреждение преступлений в широком понимании есть криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемого путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений. Рассмотрение принципов, которым должна отвечать деятельность по предупреждению преступности, позволяет сделать вывод о том, что градостроительные и архитектурные меры профилактики вполне соответствуют им и могут быть приняты на вооружение в борьбе с преступностью.
Градостроительная криминология, ориентированная на предупреждение преступности с помощью организации пространственной среды, получила свое развитие в исследованиях западных криминологов. Исследователи отмечают, что дома выше семи этажей в четыре раза чаще подвергаются разбойным нападениям и ограблениям, чем дома с шестью и меньше этажами. Различные инженерные устройства и насаждения вокруг жилых зданий, мимо которых жители выходят на общественные улицы и площади, а также возвращаются домой, особенно опасны, если они не просматриваются, и если в них не заглядывают полицейские патрули. Разорванность социального взаимодействия, внешняя изолированность лифтов, лестничных площадок и коридоров, а также отсутствие формального и неформального контроля за входом в здание (отсутствие портье, сменных переговорных устройств) способствовали полному исчезновению контроля .
Преступники они выбирают для своих деяний места, дающие им возможность совершить преступление и быстро скрыться.
Таким образом, нами установлено, что наличие градообразующего предприятия, а также особенности расселения и застройки могут являться детерминантами преступности. Более того, мы пришли к выводу, что необходимо разрабатывать и применять соответствующие механизмы, способствующие снижению уровня преступности за счет развития моногородов, а также обращения должного внимания организации и планированию городской среды, особенностям расселения и застройки применительно к конкретным территориям.
Так, средовая криминология, ориентирована в первую очередь на предупреждение преступности с помощью организации пространственной среды. В настоящее время, на наш взгляд, энвайронментальной криминологии уделяется недостаточное внимание российскими учеными, в то время как западные исследователи начали заниматься данными вопросами с 1970-х годов.
В настоящей научной работе помимо установления взаимосвязи между преступностью и ее исследуемыми детерминантами нами были разработаны способы и механизмы, направленные на снижение уровня преступности.
Хочется отметить актуальность и важность мысли, что «возможность украсть порождает вора», в связи с необходимо уделять повышенное внимание формированию безопасное и благоприятной для проживания окружающей среды.
Также нами была установлена важность неформального социального контроля и повышение качества жизни на той или иной территории применительно к борьбе с преступностью в целях снижения ее уровня. Таким образом, притязания общин на контроль в городах, будучи удовлетворенными, могут позволить успешнее организовать предупреждение преступности. Ключевым фактором планирования при этом будет установление порядка пользования этими частными, получастными и полуобщественными территориями, благодаря чему они могут быть взяты под контроль местных общин.
Важной частью теории защиты пространства является такое планирование, которое, дифференцируя и структурируя здания и части зданий, позволяет жителям быстро отличить своего соседа от вторгшегося чужого человека. Вместе с тем, принципиально значимым остается общая удовлетворенность населения качеством своей жизни, а также благоустроенностью окружающей среды.
Подобного рода результаты в виде высокого уровня жизни населения вследствие грамотно спланированного городского пространства, правильно выбранной социальной политики и способов расселения людей, а также благодаря верным и последовательным методам развития территорий моногородов с позиций экономики и имиджеобразования повлекут снижение уровня преступности в целом и уменьшение виктимизации городских пространств в частности.
Кроме того, нужно подчеркнуть, что специальные меры, направленные на предупреждение преступлений, должны осуществляться с учетом анализа криминологической характеристики рассматриваемых преступлений и факторов, им способствующих, и должны воздействовать на весь комплекс причин и условий преступлений с переносом центра тяжести на их проявления на уровне особенного и единичного (специфические обстоятельства, непосредственно способствующие совершению конкретного преступного деяния; недостатки и нарушения в управленческой, разъяснительной, правоохранительной деятельности; игнорирование существования источников криминальной опасности).
В результате следует заметить, что эффективность профилактики преступлений возможна при соблюдении ряда условий, к которым можно отнести: последовательность и непрерывность профилактического воздействия; использование проверенных практикой форм и методов руководства этой деятельностью; четкую дифференциацию объектов профилактического воздействия; анализ объективных и субъективных причин и условий возникновения негативных явлений и процессов, а также конкретных обстоятельств, при которых предстоит осуществлять профилактическое воздействие; информационное, организационное и правовое обеспечение профилактического воздействия; наличие опыта осуществления научного комплексного подхода к решению практических задач профилактики правонарушений. Здесь должны быть сосредоточены усилия государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по реализации экономических, политических, социальных, правовых и других мероприятий, направленных на недопущение совершения конкретных преступлений.
1. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. – 2014. – 24 июл. – (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ). – СПС «КонсультантПлюс»;
1.2. Федеральные законы
1.2.1. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) – СПС «КонсультантПлюс»;
1.2.2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» – СПС «КонсультантПлюс»;
1.2.3. Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – СПС «КонсультантПлюс».
1.3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
1.3.1. Указ Президента РФ от 02.02.2005 № 116 «О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)» – СПС «КонсультантПлюс».
1.4. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и СССР
1.4.1. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 04.11.1955 № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» - СПС «КонсультантПлюс». Документ утратил силу после издания Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 03.08.1988 № 953 «О признании утратившими силу и внесении изменений в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам планирования, материально-технического снабжения и некоторым другим вопросам» - СПС «КонсультантПлюс»;
1.4.2. Постановление Правительства РФ от 29.08.1994 № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий - должников, являющихся градообразующими» (утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 02 февраля 2005 г. № 116, признавшего утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. № 1114, в соответствии с которым издан данный документ) – СПС «КонсультантПлюс»;
1.4.3. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р (ред. от 13.05.2016) «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» - СПС «КонсультантПлюс».
1.5. Иные официальные документы
1.5.1. СН 41-58. Правила и нормы планировки и застройки городов (утв. Госстроем СССР 01.12.1958) (документ утратил силу с 1 января 1967 года в связи с введением в действие СНиП II-К.2-62) - СПС «КонсультантПлюс»;
1.5.2. «Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» 18.03.2013) (ред. от 17.12.2014, с изм. от 22.12.2014) – СПС «КонсультантПлюс».
2. Специальная литература
2.1. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. – М., 1980;
2.2.Варчук Т.В. Виктимологические аспекты профилактики имущественных преступлений в условиях крупного города: Дис. канд. юрид. наук. М., 1999. С. 118;
2.3. Высоковский А.А. Нужны ли городу его жители (лекция, прочитанная 6 марта 2013 г.) // Лекторий Политехнического музея. URL: http://youtube.com/watch?v=0dTdiW6a3uM (дата обращения: 22.05.2015);
2.4. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер. с англ. – М.: Новое издательство, 2011;
2.5. Жалинский А. Е. Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью. – М, 1989;
2.6. Иншаков С. М. Зарубежная криминология. – М., 1997;
2.7. Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. – Горький, 1976;
2.8. Криминология [Текст]: Учебник для вузов по спец. «Юриспруденция», ред. В. Н. Кудрявцев, ред. В. Е. Эминов. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007;
2.9. Криминология: учебник / по ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2009. – 800 с.;
2.10. Кудрявцев В. Н., Стратегии борьбы с преступностью. – М., 2003;
2.11. Методологические и методические вопросы изучения и профилактики преступности в крупных городах // Сб. науч. тр. / Отв. ред. Г.М. Миньковский и др. – М., 1979. 112 с.;
2.12. Программно-целевое планирование мер борьбы с преступностью, обобщение опыта модели региональной и местных программ, методика анализа и прогнозирования, макет реестра действующих программ: Научно-практическое пособие / Под ред. В. И. Селиверстова. – М., 1996;
2.13. Ривман Д. В. Устинов В. С., Виктимология. – СПб., 2000;
2.14. Современные стратегии борьбы с преступностью / под ред. В. Н. Бурлакова, Б. В, Волженкина. – СПб., 2005;
2.15. Тарновецкая Р. Очаги центральности на периферии Москвы: Марьино // Археология периферии. Московский урбанистический форум. М., 2013. С. 325 – 326;
2.16. Территориальная организация населения: Учеб. пособие/ Т35 Под ред. проф. Е.Г. Чистякова. — М.: Вузовский учебник, 2007. - 188 с.;
2.17. Шнайдер Г. И. Криминология. – М.: Прогресс, Универс. 1994;
2.18. Щедрин Н. В. Основы общей теории предупреждения преступности: Учебное пособие. – Красноярск. 1999;
2.19. Lefebvre H. Writings on cities. P. 241;
2.20. Van Dijk J. Crime across the World. Boston, 1991. P. 59
3. Интернет-ресурсы
3.1. ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области : [сайт]. – Режим доступа : https://78.мвд.рф/;
3.2. Итоги оперативно-служебной деятельности Управления МВД России по городу Тольятти за 12 месяцев 2017 года [Электронный ресурс] : Управление МВД России по городу Тольятти : [сайт]. – Режим доступа : https://тольятти.63.мвд.рф/document/12730173;
3.3. Количество преступлений, совершенных за 2017 год на 1000 жителей [Электронный ресурс] : Карта преступлени1 Санкт-Петербурга: [сайт]. – Режим доступа : http://spbkriminal.tilda.ws/;
3.4. Состояние преступности (архивные данные за период с января 2017 года по декабрь 2017 года) по информации МВД РФ [Электронный ресурс] : Министерство Внутренних Дел Российской Федерации : [сайт]. – Режим доступа : https://мвд.рф/reports/item/12167987/;
3.5. Crime prevention through environmental design [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Crime_prevention_through_environmental_design.