НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1. Экономическая характеристика налога на добавленную стоимость 6
1.2. Плательщики, объекты обложения и ставки налога на
добавленную стоимость в Российской Федерации 10
1.3. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в
бюджетную систему Российской Федерации 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ поступлений сумм налога на добавленную стоимость в
бюджетную систему Российской Федерации 23
2.2. Проблемы и направления совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 29
2.3. Пути совершенствования механизма взимания налога на
добавленную стоимость в Российской Федерации 38
2.4. Экономический подход к определению реальной ставки налога на
добавленную стоимость при реализации товаров, работ и услуг в Российской Федерации 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1. Экономическая характеристика налога на добавленную стоимость 6
1.2. Плательщики, объекты обложения и ставки налога на
добавленную стоимость в Российской Федерации 10
1.3. Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в
бюджетную систему Российской Федерации 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОЛИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Анализ поступлений сумм налога на добавленную стоимость в
бюджетную систему Российской Федерации 23
2.2. Проблемы и направления совершенствования администрирования
налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 29
2.3. Пути совершенствования механизма взимания налога на
добавленную стоимость в Российской Федерации 38
2.4. Экономический подход к определению реальной ставки налога на
добавленную стоимость при реализации товаров, работ и услуг в Российской Федерации 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность исследования. В настоящее время из всех косвенных налогов, применяемых в международной практике налогообложения, к которым относятся акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, именно налог на добавленную стоимость (НДС) занимает особо важное место.
В России НДС введен с 1991 г. и в настоящее время представляет собой налог на потребление, взимаемый практически со всех видов товаров, поэтому перекладывается на плечи конечного покупателя.
НДС является основным налоговым источником доходной части федерального бюджета РФ, обеспечивая около трети доходных поступлений, при этом поступления этого налога носят достаточно стабильный характер - за последние пять лет его доля в ВВП держалась на уровне 5,5 - 6%.
Важная роль НДС в налоговой системе России объясняется, прежде всего, фискальной направленностью государственной политики, но, вместе с тем, его взимание требует обеспечения постоянного контроля, не только за производством, но и за оборотом товаров и, соответственно, дополнительных расходов на содержание органов, уполномоченных осуществлять этот контроль, что приводит к значительной сумме расходов бюджета на администрирование НДС.
Вместе с тем налог на добавленную стоимость является одним из самых сложных для исчисления, требующих высокой квалификации сотрудников налогоплательщиков, и наиболее проблемным для работников налоговых служб. Государство теряет сотни миллиардов рублей вследствие действий недобросовестных налогоплательщиков, которые создают в цепочке поставок товаров подконтрольные посреднические фирмы-«однодневки», в результате чего поступления в бюджет НДС значительно ниже, чем это вытекает из созданной налоговой базы.
Целесообразная и эффективная система взимания НДС должна обеспечиваться методами, позволяющими:
а) сводить затраты на администрирование НДС до оптимального минимума;
б) обеспечивать поступления НДС, достаточные как для покрытия затрат, так и для формирования стабильного источника доходов государства;
в) поддерживать потребительский спрос на уровне, гарантирующем необходимые поступления НДС.
Необходимостью решения названных проблем и определяется актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности. При изучении теоретических основ налога на добавленную стоимость использовались новейшие исследования и труды ученых-теоретиков и практиков в сфере налогообложения, таких как Лермонтов Ю.М., Брызгалин А.В., Русакова О.В., Семенихин В.В., Шадрин В.В. и других. Вместе с тем, несмотря на значительное количество исследований, проведенных в области взимания НДС, недостаточно изученными остаются вопросы эффективности администрирования НДС и определения реальной ставки налога на добавленную стоимость с учетом мирового опыта.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование содержания и значения НДС в налоговой системе Российской Федерации, а также перспектив его развития.
Указанная цель обусловила необходимость установить и решить следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание НДС;
- рассмотреть особенности механизма взимания НДС в российской практике налогообложения;
- провести анализ поступлений и определить значение НДС в доходах бюджетной системы Российской Федерации;
- определить проблемы и направления совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации;
- рассмотреть перспективы развития механизма НДС в Российской Федерации;
- обосновать экономический подход к определению реальной ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является механизм взимания и развития НДС в Российской Федерации.
Предметом исследования при выполнении дипломной работы стали отношения, связанные с поступлением налога на добавленную стоимость в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Период исследования: 2013-2015 гг.
Информационной базой исследования является статистическая отчетность Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы России.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, как сочетание анализа и синтеза, исторического и логического, а также методы системного, структурного и функционального анализа, экономико-математические и другие методы.
Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выпускная квалификационная работа включает в себя 6 аналитических таблиц, содержащих расчеты показателей, рассматриваемых в дипломной работе, а также 3 информационные таблицы и 7 рисунков, наглядно демонстрирующих вопросы, изложенные в работе.
В России НДС введен с 1991 г. и в настоящее время представляет собой налог на потребление, взимаемый практически со всех видов товаров, поэтому перекладывается на плечи конечного покупателя.
НДС является основным налоговым источником доходной части федерального бюджета РФ, обеспечивая около трети доходных поступлений, при этом поступления этого налога носят достаточно стабильный характер - за последние пять лет его доля в ВВП держалась на уровне 5,5 - 6%.
Важная роль НДС в налоговой системе России объясняется, прежде всего, фискальной направленностью государственной политики, но, вместе с тем, его взимание требует обеспечения постоянного контроля, не только за производством, но и за оборотом товаров и, соответственно, дополнительных расходов на содержание органов, уполномоченных осуществлять этот контроль, что приводит к значительной сумме расходов бюджета на администрирование НДС.
Вместе с тем налог на добавленную стоимость является одним из самых сложных для исчисления, требующих высокой квалификации сотрудников налогоплательщиков, и наиболее проблемным для работников налоговых служб. Государство теряет сотни миллиардов рублей вследствие действий недобросовестных налогоплательщиков, которые создают в цепочке поставок товаров подконтрольные посреднические фирмы-«однодневки», в результате чего поступления в бюджет НДС значительно ниже, чем это вытекает из созданной налоговой базы.
Целесообразная и эффективная система взимания НДС должна обеспечиваться методами, позволяющими:
а) сводить затраты на администрирование НДС до оптимального минимума;
б) обеспечивать поступления НДС, достаточные как для покрытия затрат, так и для формирования стабильного источника доходов государства;
в) поддерживать потребительский спрос на уровне, гарантирующем необходимые поступления НДС.
Необходимостью решения названных проблем и определяется актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности. При изучении теоретических основ налога на добавленную стоимость использовались новейшие исследования и труды ученых-теоретиков и практиков в сфере налогообложения, таких как Лермонтов Ю.М., Брызгалин А.В., Русакова О.В., Семенихин В.В., Шадрин В.В. и других. Вместе с тем, несмотря на значительное количество исследований, проведенных в области взимания НДС, недостаточно изученными остаются вопросы эффективности администрирования НДС и определения реальной ставки налога на добавленную стоимость с учетом мирового опыта.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование содержания и значения НДС в налоговой системе Российской Федерации, а также перспектив его развития.
Указанная цель обусловила необходимость установить и решить следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание НДС;
- рассмотреть особенности механизма взимания НДС в российской практике налогообложения;
- провести анализ поступлений и определить значение НДС в доходах бюджетной системы Российской Федерации;
- определить проблемы и направления совершенствования администрирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации;
- рассмотреть перспективы развития механизма НДС в Российской Федерации;
- обосновать экономический подход к определению реальной ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является механизм взимания и развития НДС в Российской Федерации.
Предметом исследования при выполнении дипломной работы стали отношения, связанные с поступлением налога на добавленную стоимость в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
Период исследования: 2013-2015 гг.
Информационной базой исследования является статистическая отчетность Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы России.
Методологическую основу исследования составили такие общенаучные методы, как сочетание анализа и синтеза, исторического и логического, а также методы системного, структурного и функционального анализа, экономико-математические и другие методы.
Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Выпускная квалификационная работа включает в себя 6 аналитических таблиц, содержащих расчеты показателей, рассматриваемых в дипломной работе, а также 3 информационные таблицы и 7 рисунков, наглядно демонстрирующих вопросы, изложенные в работе.
Результаты проведенного в выпускной квалификационной работе исследования показывают, что основное место в налоговой системе России занимает налог на добавленную стоимость, который представляет собой многоступенчатый налог с оборота, взимаемый на каждой стадии процесса производства и реализации. Поэтому в первой главе работы рассмотрены такие вопросы как экономическое содержание НДС, плательщики, объекты обложения и ставки налога на добавленную стоимость, порядок исчисления и уплаты НДС в бюджетную систему Российской Федерации.
Важным моментом второй главы работы стал анализ поступления сумм НДС в бюджетную систему страны, позволяющий выявить фискальную роль НДС в налоговой системе Российской Федерации. При этом анализ структуры поступления НДС в бюджетную систему в целом по Российской Федерации, показал, что налог на добавленную стоимость, администрируемый, как налоговыми, так и таможенными органами, в совокупности составлял в 2016 г. 16,5% всех доходов бюджетной системы РФ, при этом, налог на прибыль организаций - 10,0%, НДФЛ - 10,9%, НДПИ - 10,6%. То есть в 2016 г. НДС занимал первое место среди налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому, в работе сделан вывод, что НДС является основным доходообразующим налогом бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ структуры поступления НДС в федеральный бюджет Российской Федерации показал, что налог на добавленную стоимость в совокупности составлял в 2016 г. - 33,9% всех доходов федерального бюджета, при этом НДПИ только 21,3%, а налог на прибыль организаций, поступающий в федеральный бюджет - всего 3,6%. Поэтому в работе сделан вывод, что НДС является основным доходообразующим налогом федерального бюджета Российской Федерации, так как, он занимает первое место среди всех налогов, поступивших в федеральный бюджет РФ, и составляет треть всех его доходов.
Изменение структуры поступления НДС в бюджет объясняется анализом показателей его динамики, которой показал, что сумма НДС, поступившая в бюджетную систему, возросла за исследуемый период с 3,9 трлн. руб. до 4,5 трлн. руб. или на 16,0%.
Для выявления роли отдельных отраслей экономики в платежах НДС, поступающих в бюджетную систему, во второй главе работы проведен анализ структуры и динамики поступления НДС в бюджетную систему по основным видам экономической деятельности, на основании данных статистической отчетности ФНС России, который показал, что наибольшую долю в сумме НДС, уплачиваемой по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ, в 2016 г. занимали:
1) обрабатывающие производства - 578,6 млрд. руб. или 20,6% суммы НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ;
2) операции с недвижимым имуществом - 527,4 млрд. руб. или 18,8% суммы НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ;
3) оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий - 411,0 млрд. руб. или 14,6% суммы НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ.
Изменение структуры поступления НДС в бюджетную систему РФ по видам экономической деятельности в исследуемом периоде объясняется анализом показателей его динамики, который показал, что сумма НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ, изменилась в 2016 г. по сравнению с 2014 г. в вышеуказанных отраслях следующим образом: оптовая и розничная торговля - увеличилась на 47,1%; операции с недвижимым имуществом - увеличилась на 40,2%; обрабатывающие производства - увеличилась в 22,4%.
В целом положительной тенденцией можно назвать рост в течение исследуемого периода добавленной стоимости в отраслях и обрабатывающих производств, в строительстве, а также в оптовой и розничной торговле, что свидетельствует о перераспределении добавленной стоимости между отраслями экономики, а также об увеличении сумм НДС, зависящего от результатов экономической деятельности российских предприятий, ориентированных на реальный сектор экономики.
Также во второй главе работы рассмотрены направления совершенствования администрирования НДС, а также порядка его взимания в Российской Федерации. При исследовании вопросов совершенствования механизма взимания НДС, отмечено, что заслуживают внимания следующие, наиболее важные из них направления:
1) совершенствование порядка подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов;
2) снижение основной ставки налога на добавленную стоимость с нынешних 18 до 15%;
3) рассмотрение вопросов об отмене НДС и замене его на региональный налог с продаж.
При этом, в работе сделан вывод, что планируемое снижение ставки НДС - это первый шаг его совершенствования, последующими шагами должны стать: усиление собираемости НДС; упрощение налогового
администрирования, и в результате - сокращение масштабов уклонения от уплаты налогов, а замена НДС налогом с продаж в современных условиях представляется довольно спорным и малоэффективным направлением.
Завершающим этапом второй главы работы стали вопросы совершенствования экономического подхода к определению реальной ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
Важным моментом второй главы работы стал анализ поступления сумм НДС в бюджетную систему страны, позволяющий выявить фискальную роль НДС в налоговой системе Российской Федерации. При этом анализ структуры поступления НДС в бюджетную систему в целом по Российской Федерации, показал, что налог на добавленную стоимость, администрируемый, как налоговыми, так и таможенными органами, в совокупности составлял в 2016 г. 16,5% всех доходов бюджетной системы РФ, при этом, налог на прибыль организаций - 10,0%, НДФЛ - 10,9%, НДПИ - 10,6%. То есть в 2016 г. НДС занимал первое место среди налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому, в работе сделан вывод, что НДС является основным доходообразующим налогом бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ структуры поступления НДС в федеральный бюджет Российской Федерации показал, что налог на добавленную стоимость в совокупности составлял в 2016 г. - 33,9% всех доходов федерального бюджета, при этом НДПИ только 21,3%, а налог на прибыль организаций, поступающий в федеральный бюджет - всего 3,6%. Поэтому в работе сделан вывод, что НДС является основным доходообразующим налогом федерального бюджета Российской Федерации, так как, он занимает первое место среди всех налогов, поступивших в федеральный бюджет РФ, и составляет треть всех его доходов.
Изменение структуры поступления НДС в бюджет объясняется анализом показателей его динамики, которой показал, что сумма НДС, поступившая в бюджетную систему, возросла за исследуемый период с 3,9 трлн. руб. до 4,5 трлн. руб. или на 16,0%.
Для выявления роли отдельных отраслей экономики в платежах НДС, поступающих в бюджетную систему, во второй главе работы проведен анализ структуры и динамики поступления НДС в бюджетную систему по основным видам экономической деятельности, на основании данных статистической отчетности ФНС России, который показал, что наибольшую долю в сумме НДС, уплачиваемой по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ, в 2016 г. занимали:
1) обрабатывающие производства - 578,6 млрд. руб. или 20,6% суммы НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ;
2) операции с недвижимым имуществом - 527,4 млрд. руб. или 18,8% суммы НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ;
3) оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий - 411,0 млрд. руб. или 14,6% суммы НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ.
Изменение структуры поступления НДС в бюджетную систему РФ по видам экономической деятельности в исследуемом периоде объясняется анализом показателей его динамики, который показал, что сумма НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ, изменилась в 2016 г. по сравнению с 2014 г. в вышеуказанных отраслях следующим образом: оптовая и розничная торговля - увеличилась на 47,1%; операции с недвижимым имуществом - увеличилась на 40,2%; обрабатывающие производства - увеличилась в 22,4%.
В целом положительной тенденцией можно назвать рост в течение исследуемого периода добавленной стоимости в отраслях и обрабатывающих производств, в строительстве, а также в оптовой и розничной торговле, что свидетельствует о перераспределении добавленной стоимости между отраслями экономики, а также об увеличении сумм НДС, зависящего от результатов экономической деятельности российских предприятий, ориентированных на реальный сектор экономики.
Также во второй главе работы рассмотрены направления совершенствования администрирования НДС, а также порядка его взимания в Российской Федерации. При исследовании вопросов совершенствования механизма взимания НДС, отмечено, что заслуживают внимания следующие, наиболее важные из них направления:
1) совершенствование порядка подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов;
2) снижение основной ставки налога на добавленную стоимость с нынешних 18 до 15%;
3) рассмотрение вопросов об отмене НДС и замене его на региональный налог с продаж.
При этом, в работе сделан вывод, что планируемое снижение ставки НДС - это первый шаг его совершенствования, последующими шагами должны стать: усиление собираемости НДС; упрощение налогового
администрирования, и в результате - сокращение масштабов уклонения от уплаты налогов, а замена НДС налогом с продаж в современных условиях представляется довольно спорным и малоэффективным направлением.
Завершающим этапом второй главы работы стали вопросы совершенствования экономического подхода к определению реальной ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
Подобные работы
- НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ:
ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: ДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ
ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Налог на добавленную стоимость как источник формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЫЧЕТОВ
ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: МЕХАНИЗМ ВЗИМАНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



