Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ СИНДРОМА ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ У ПЕДАГОГОВ

Работа №139636

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ И ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА 9
1.1. Синдром хронической усталости 9
1.1.1 История изучения синдрома хронической усталости 10
1.1.3. Теория продолжительного выгорания 18
1.1.4. Клиническая картина 23
1.1.5. Критерии диагностики 25
1.2. Профессиональная деятельность и здоровье педагога 28
1.2.1. Роль саморегуляции в педагогической деятельности 34
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДИКТОРОВ СИНДРОМА ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ 40
2.1. Основные понятия, цели, задачи, гипотезы исследования 40
2.2. Предмет, объект, описание выборки и процедуры исследования 42
2.3. Методы исследования и статистической обработки 43
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДИКТОРОВ СИНДРОМА ХРОНИЧЕСКОЙ УСТАЛОСТИ 45
3.1 Изучение уровня хронической усталости и распространенности синдрома хронической усталости среди педагогов общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования 46
3.2. Изучение особенностей саморегуляции педагогов общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования 50
3.3. Изучение особенностей характеристик работы, уровня рабочей мотивации и удовлетворенности трудом у педагогов общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования 57
3.4. Изучение влияния характеристик работы, уровня рабочей мотивации, удовлетворённости трудом и саморегуляции на развитие синдрома хронической усталости 64
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 92
ПРИЛОЖЕНИЕ В 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 98


Актуальность исследования. Синдром хронической усталости (СХУ) является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире, многие ученые называют его болезнью цивилизации, так как он все более широко распространяется преимущественно в развитых странах. В то же время, не существует единой общепринятой теории, объясняющей причины возникновения данной патологии.
Особое значение проблеме придает существенная вредоносность симптомов СХУ. Так, заболевание сопровождается нарастающей и не проходящей в течение полугода и более выраженной усталостью, вначале приводящей к ограничению трудоспособности, а при прогрессировании – к полной инвалидности [2].
Научная новизна. В настоящее время данный синдром рассматривается, как правило, в рамках медицины, в то время как с позиции психологии он не получил полноценного исследования. На наш взгляд, сегодня существует недостаток исследований синдрома хронической усталости с позиции влияния на него рабочего контекста. В этом отношении наиболее интересным объектом исследования являются педагоги, так как данная профессия, требует больших резервов самообладания, саморегуляции., поэтому относится к разряду стрессогенных и имеет негативное влияние на здоровье работников[30].
Практическая значимость. На данный момент существуют трудности в диагностике и лечении синдрома хронической усталости, что связано с отсутствием полных представлений о причинах, механизмах зарождения и развития заболевания. В связи с чем изучение психологических предикторов синдрома хронической усталости внесет определенный вклад в этиологию и профилактику заболевания.
Методологическое обоснование исследования. Анализ теоретической разработанности проблемы показал, что, во-первых, в нашей стране уделяется мало внимания изучению синдрома хронической усталости, во-вторых, в исследованиях синдрома превалирует медицинский подход. Стоить отметить, что на данный момент существует мало исследований, в которых синдром рассматривался бы на выборке работников определенной профессии, с позиции влияния рабочего контекста на развитие синдрома, в то время как исследований синдрома эмоционального выгорания такого плана достаточно много. Именно поэтому при разработке модели исследования мы опирались на теорию продолжительного выгоранияD. Jameson, в основе которой лежит предположение, что синдром хронический усталости является следствием выгорания [70].
Гипотезы исследования:
1. Уровень усталости у педагогов общеобразовательных школ выше, чем у педагогов дополнительного образования.
2. Характеристики работы, уровень рабочей мотивации, удовлетворенность трудом и саморегуляция частично предсказывают развитие синдрома хронической усталости.
Цель исследования: Выявление психологических предикторов синдрома хронической усталости.
Задачи исследования:
1. Определить распространенность синдрома хронической усталости среди педагогов общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования;
2. Изучить особенности саморегуляции педагогов общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования;
3. Изучить особенности характеристик работы, уровня рабочей мотивации и удовлетворенности трудом педагогов общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования;
4. Установить влияние характеристик работы, уровня рабочей мотивации, удовлетворённости трудом и саморегуляции на развитие синдрома хронической усталости.
Предмет исследования: синдром хронической усталости.
Объект исследования: педагоги.
Выборка исследования – педагоги общеобразовательных школ и педагоги дополнительного образования молодежно-подросткового центра в количестве 106 человек, различающиеся по поло-возрастной принадлежности.
Методы исследования:
1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова, 1988г.)
2. Опросник "Диагностика рабочей мотивации" (Р. Хакман, Г. Олдхем, адаптирован И.Н. Бондаренко, 2010г.)
3. Шкала оценки усталости (H.J. Michielsen, адаптирован Л.Ф. Бикбулатовой, 2012г.)
4. Анкета «Критерии синдрома хронической усталости»(С.Г. Комаров, 2008г.)
Методы статистической обработки:
1. Описательные статистики
2. Критерий U-Манна-Уитни
3. Корреляционный анализ(ранговая корреляция Спирмена)
4. Регрессионный анализ
Структура работы: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст изложен на страницах, проиллюстрирован 11 таблицами, 14 рисунками и 3 схемами; список литературы содержит 113 наименований, из них 75 на иностранном языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Непрерывное развитие технологий, увеличение темпа жизни и потока информации, которую необходимо обработать, приводит к тому, что требования к человеку постоянно растут. Слишком высокие нагрузки в свою очередь могут приводить к стрессам, сбоям в функционировании организма и формированию новых «болезней цивилизации», одной из которых является синдром хронической усталости.
Из-за относительной новизны синдрома, на данный момент отсутствуют четкие представления о причинах, механизмах зарождения и развития заболевания, следствием чего является отсутствие универсального алгоритма лечения. В связи с этим необходимо продумать систему профилактики развития синдрома, чему должно помочь знание предикторов заболевания.
Было проведено исследование психологических предикторов синдрома хронической усталости у педагогов. В исследовании приняли участие106 педагогов: 53 педагога дополнительного образования и 53 педагога общеобразовательных школ.
В качестве методов сбора эмпирических данных использовались: опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) (В.И. Моросанова); опросник "Диагностика рабочей мотивации" (R. Hackman, G. Oldham, адаптирован И.Н. Бондаренко); шкала оценки усталости (H.J. Michielsen, адаптирован Л.Ф. Бикбулатовой); анкета «Критерии синдрома хронической усталости» С.Г. Комарова. Для статистической обработки полученных данных применялись описательные статистики, корреляционный анализ (ранговая корреляция Спирмена), критерий U-Манна-Уитни, множественный регрессионный анализ. Была определена распространенность синдрома хронической усталости среди педагогов общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования; изучены особенности саморегуляции, характеристик работы, уровня рабочей мотивации и удовлетворенность трудом у педагогов в зависимости от степени риска развития синдрома хронической усталости и получены статистически значимы различия; установлено влияние общей удовлетворённости трудом, автономии, общего уровня саморегуляции и, регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств на уровень усталости и риск развития синдрома хронической усталости.
В целом, полученные данные позволяют сделать вывод, что первая гипотеза подтвердилась полностью: уровень усталости у педагогов общеобразовательных школ выше, чем у педагогов дополнительного образования. Вторая гипотеза подтвердилась частично, так как из характеристик работы, только автономия влияет на развитие усталости, а также общий уровень удовлетворенности, влияние рабочей мотивации выявлено не было.
Дальнейшее направление исследований мы видим в изучении поднимаемых проблем на иных профессиональных группах респондентов для определения универсальности предикторов.



1. Аминев Ф. Г. Профессиональное здоровье учителя /Редакционная коллегия: ДИ Бахтизина. 2014.С. 25.
2. Арцимович Н. Г. Синдром хронической усталости /Арцимович Н. Г., Галушкина Т. С.. - М. : Науч. мир, 2002.220 с
3. Бикбулатова Л. Ф., Кутлубаев М. А., Ахмадеева Л. Р. Шкала оценки усталости (перевод на русский язык), адаптация и оценка психометрических свойств в стационарах клиник неврологии и терапии /Медицинский вестник Башкортостана., 2012.Т. 7. №. 1.
4. Богаевская О. Ю. Распространенность синдрома хронической усталости у стоматологических пациентов/Современные наукоемкие технологии. 2009. №. 12-С. – С. 21-22.
5. Бондаренко И. Н. Адаптация опросника «Диагностика рабочей мотивации» Р. Хакмана и Г. Олдхема на русскоязычной выборке //Психологический журнал., 2010. – Т. 31. – №. 3., С. 109-124.
6. Бэрроу М. Синдром хронической усталости /Максимилиан Бэрроу; [Пер. с англ. Е.К. Денякиной]. - М.: Изд. Дом "Панорама" Междунар. журн. "Панорама", 1999.181с.
7. Водопьянова Н.Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности / Вестн. С.- Петерб. ун-та. Сер. 16.2015.Вып. 1.С. 45-54.
8. Воробьева О. В. Синдром хронической усталости (от симптома к диагнозу) //Трудный пациент. 2010.№. 10. С. 16-21.
9. Гехт Б.М. Синдром хронической усталости/ Б.М. Гехт, Л.Ф. Касаткина, О.В. Гилъванова//Неврологический журнал.2003.Приложение №1.С.52-55.
10. Гороховская Г.Н. Синдром хронической усталости/ Г.Н.Гороховская Е.В. Чернецова, М.М. Петина, Ю.О. Зимаева / Врач 2009; 1: 4—8.
11. Гунзунова Б. А. Теоретические подходы к исследованию саморегуляции произвольной активности субъекта деятельности /Вестник Бурятского государственного университета. 2010. №. 5.
12. Жуков О. Ф., Россошанская Н. С. Профессиональное здоровье учителя //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2011. – Т. 73. – №. 3.
13. Исаев А.П. Синдром хронической усталости. Лечение и профилактика /А.П. Исаев, Г.А. Шорин, С.А. Кабанов; Урал. гос. акад. физ. культуры. - Челябинск: Версия, 1997. 112 с
14. Калинина Н. М. Синдром хронической усталости: подходы к диагностике и терапии / Инфекция и иммунитет. 2011. №3
15. Кацеро А.А., Кобзарь А. В. Подходы к трактовке саморегуляции в психологии [Текст]/А.А. Кацеро, А. В. Кобзарь; Психологические науки: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, март 2014 г.).М.: Буки-Веди, 2014. С. 10-12.
16. Комаров С. Г. Диагностика синдрома хронической усталости и алгоритм организации медицинской помощи больным/Университетская наука: теория, практика, инновации. 2008. С. 247.
17. Комаров С.Г. Синдром хронической усталости - болезнь цивилизации/ С.Г. Комаров, Г.А. Комаров/ Стандарты и качество.2010.№11
18. Комаров С. Г. Синдром хронической усталости: болезнь цивилизации и индикатор качества и безопасности жизни (окончание)/ С. Г.Комаров, Г. А.Георгий /Стандарты и качество. 2009. №. 12. С. 88-90.
19. Малашенкова И.К., Дидковский Н.А. Синдром хронической усталости / РМЖ. 1997. №12. С. 1
20. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты) /Автореф. дисс.... докт. пед. наук.2009.
21. Маркова А. К. Психология труда учителя //М.: просвещение. 1993. Т. 192. С. 5.
22. Маслач C., Представление о синдроме эмоционального выгорания: современное исследование и его применение в психиатрии //Всемирная Психиатрия. 2016. Т. 15. С. 104.
23. Меркулов Д.Е. Социальные болезни современного общества/ Актуальные проблемы гуманитарных естественных наук.2014.№ 12
24. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений //М.: Академия. 2004.Т. 302.
25. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога //М.: Академия. 2005.
26. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. – 1998.
27. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
28. Парахонский А. П. Синдром хронической усталости и иммунной дисфункции / международный журнал экспериментального образования .2010. №7.
29. Пигарова Е. А., Синдром хронической усталости: современные представления об этиологии /Е. А.Пигарова, А. В.Плещева,Л. К.Дзеранова,Л. Я. Рожинская Ожирение и метаболизм. 2010. №3.
30. Подлиняев О. Л. Кризис профессиональной компетентности педагога в контексте теории гуманитарных систем /Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. 2010. №. 13. С. 12-16.
31. Прилищ О. Н. Синдром хронической усталости и эмоциональное выгорание у медицинских работников/ Военная медицина. 2013.
32. Прихода И. В. Синдром хронической усталости: вопросы диагностики и лечения / ППМБПФВС . 2007. №1.
33. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности //Вопросы психологии. – 1991. – №. 5. – С. 156-161.
34. Пышнов Г.Ю. К вопросу о производственном стрессе (обзор литературы)/ Медицина труда и промышленная экология. 2003. №12. С.24-27.
35. Синдром хронической усталости: диагностика и лечение. [методические рекомендации /А.Н. Богданов и др.]; под ред. засл. деятеля науки РФ, чл.-корр. РАМН, д.м.н., проф. Ю.В. Лобзина. СПБ: СпецЛит, 2005. 78
36. Таранова О. В. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) и синдром хронической усталости (СХУ) как факторы профессиональной успешности (на примере педагогов-мастеров автовождения).
37. Татарникова Л. Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии //Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №. 10-1.
38. Фролов В. М., Кутько И. И., Пересадин Н. А. Синдром хронической усталости: пограничная патология на стыке интересов психиатров и клинических иммунологов [Электронный ресурс]/В.М. Фролов., И. И. Кутько, Н. А.Пересадин/Актуальные вопросы современной психиатрии и наркологии. Киев–Харьков, 2010. Т. 5.
39. Ali N. Understanding Chronic Fatigue Syndrome: An Introduction for Patients and Caregivers. Rowman & Littlefield, 2015.
40. Afari N., Buchwald D. Chronic fatigue syndrome: a review /American Journal of Psychiatry. 2014.
41. Afari N. et al. Coping strategies in twins with chronic fatigue and chronic fatigue syndrome /Journal of psychosomatic research. 2000. Т. 48. №. 6. С. 547-554.
42. Angerer J. M. Job burnout /Journal of employment counseling. 2003. Т. 40. №. 3. – С. 98.
43. Ax S., Gregg V. H., Jones D. Coping and illness cognitions: chronic fatigue syndrome /Clinical Psychology Review. 2001. №. 2. С. 161-182.
44. Bansal A. S. et al. Chronic fatigue syndrome, the immune system and viral infection /Brain, behavior, and immunity. 2012. Т. 26. №. 1. С. 24-31.
45. Besharat M. A. et al. Personality and chronic fatigue syndrome: The role of the five-factor model /Asian journal of psychiatry. 2011. №. 1. С. 55-59.
46. Boksem M. A. S., Meijman T. F., Lorist M. M. Mental fatigue, motivation and action monitoring /Biological psychology. 2006. №. 2. С. 123-132. Campling F. Chronic fatigue syndrome (CFS/ME) /Frankie Campling, Michael Sharpe, Prof.. - 2nd ed. - Oxford etc.: Oxford univ. press, 2008. XI, 199 с.
47. Boudrias J. S. et al. Modeling the experience of psychological health at work: The role of personal resources, social-organizational resources, and job demands /International Journal of Stress Management. 2011. №. 4. С. 372.
48. Chida, Y. and Steptoe, A. (2009) Cortisol Awakening Response and Psychosocial Factors: A Systematic Review and Meta-Analysis. Biological Psychology, 80, 265-278
49. Cho H. J., Bhugra D., Wessely S. ‘Physical or psychological?’–a comparative study of causal attribution for chronic fatigue in Brazilian and British primary care patients /Acta Psychiatrica Scandinavica. 2008. №. 1. С. 34-41.
50. Cleare A. J. et al. Urinary free cortisol in chronic fatigue syndrome /American Journal of Psychiatry. 2001. №. 4. С. 641-643.
51. Deary V., Chalder T. Personality and perfectionism in chronic fatigue syndrome: a closer look /Psychology and Health. 2010. №. 4. С. 465-475.
52. Deary V. A precarious balance: Using a self‐regulation model to conceptualize and treat chronic fatigue syndrome /British journal of health psychology. 2008. №. 2. С. 231-236.
53. Eglinton R., Chung M. C. The relationship between posttraumatic stress disorder, illness cognitions, defence styles, fatigue severity and psychological well-being in chronic fatigue syndrome /Psychiatry research. 2011. №. 2. С. 245-252.
54. Freudenberger H. J. Staff burn‐out /Journal of social issues. 1974. Т. 30. №. 1. С. 159-165.
55. Friedberg, F. (2002) Does Graded Activity Increase Activity? A Case Study of Chronic Fatigue Syndrome. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 33, 203-215.
56. Fries, E., Hesse, J., Hellhammer, J. and Hellhammer, D.H. (2005) A New View on Hypocortisolism. Psychoneuroendocrinology, 30, 1010-1016.
57. Fukuda K, Straus SE, Hickie I, Sharpe MC, Dobbins JG, Komaroff A, et al. The Chronic Fatigue Syndrome: A Comprehensive Approach to Its Definition and Study. Ann Intern Med. 1994;953-959.
58. Fukuda S. et al. Premorbid personality in chronic fatigue syndrome as determined by the Temperament and Character Inventory //Comprehensive psychiatry. 2010. Т. 51. №. 1. С. 78-85.
59. Goldstein J.A. Chronic Fatigue Syndrome/ J.A. Goldstein/1 Famale Patient. 1991. №1.P. 39-50.
60. Hatcher S., House A. Life events, difficulties and dilemmas in the onset of chronic fatigue syndrome: a case–control study /Psychological medicine. – 2003. №. 07. С. 1185-1192.
61. Harvey S. B. et al. Etiology of chronic fatigue syndrome: testing popular hypotheses using a national birth cohort study /Psychosomatic Medicine. – 2008. Т. 70. №. 4. С. 488-495.
62. Harvey S. B. et al. The relationship between prior psychiatric disorder and chronic fatigue: evidence from a national birth cohort study /Psychological medicine. 2008. Т. 38. №. 07. С. 933-940.
63. Hadlandsmyth K., Vowles K. E. Does depression mediate the relation between fatigue severity and disability in chronic fatigue syndrome sufferers? /Journal of psychosomatic research. 2009. №. 1.С. 31-35.
64. Hempel S. et al. Risk factors for chronic fatigue syndrome/myalgic encephalomyelitis: a systematic scoping review of multiple predictor studies /Psychological medicine. 2008. №. 07. С. 915-926.
65. Holmes G.P., Kaplan J.E., Gants N.M. et. all. Chronic fatigue syndrome: a working case definition/Ann. Intern. Med. 1988. P. 387 -389
66. Hotopf M. et al. Why do children have chronic abdominal pain, and what happens to them when they grow up? Population based cohort study /Bmj. 1998. Т. 316. №. 7139. С. 1196-1200.
67. Huibers M. J. H. et al. Fatigue, burnout, and chronic fatigue syndrome among employees on sick leave: do attributions make the difference? /Occupational and environmental medicine. 2003. Т. 60. С. i26-i31.
68. Huibers M. J. H. et al. Development of the chronic fatigue syndrome in severely fatigued employees: predictors of outcome in the Maastricht cohort study /Journal of epidemiology and community health. 2004. №. 10. С. 877-882.
69. Jameson D. Persistent burnout theory of chronic fatigue syndrome /Neuroscience & Medicine. 2016. №. 02. С. 66.
70. Jason L. A. et al. CFS prevalence and risk factors over time /Journal of health psychology. 2011. Т. 16. №. 3. С. 445-456.
71. Jo Nijs PhD P. T. et al. Can pacing self-management alter physical behavior and symptom severity in chronic fatigue syndrome? A case series /Journal of rehabilitation research and development. 2009. №. 7. С. 985.
72. Johnson S. K., DeLuca J., Natelson B. H. Chronic fatigue syndrome: reviewing the research findings /Annals of Behavioral Medicine. 1999. Т. 21. №. 3. С. 258-271.
73. Kempke S. et al. Self-critical perfectionism and its relationship to fatigue and pain in the daily flow of life in patients with chronic fatigue syndrome /Psychological medicine. 2013. Т. 43. №. 05. С. 995-1002.
74. Khodarahimi S. Perfectionism and five-big model of personality in an Iranian sample /International Journal of Psychology and Counselling. 2010. Т. 2. №. 4. С. 72-79.
75. Klimas N. G. et al. Immunologic abnormalities in chronic fatigue syndrome /Journal of clinical microbiology. 1990. Т. 28. №. 6. С. 1403-1410.
76. Komaroff A.L. Chronic fatigue syndromes: relationship to chronic viral infections/ A.L. Komaroff/ J. Virol. Meth. 1988. Vol. 21. P. 3 - 10.
77. Komaroff A.L. Health status in patients with chronic fatigue syndrome and in general population and disease comparison groups/American Journal of Med. 1996.-Vol. 101.-P. 281–290
78. Kruesi M. J., Dale J., Straus S. E. Psychiatric diagnoses in patients who have chronic fatigue syndrome /Journal of Clinical Psychiatry. 1989.
79. Lucini D., Pagani M. From stress to functional syndromes: An internist's point of view /European journal of internal medicine. 2012. Т. 23. №. 4. С. 295-301.
80. Mariman A. N. et al. Sleep in the chronic fatigue syndrome /Sleep medicine reviews. 2013. Т. 17. №. 3. С. 193-199.
81. Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job burnout /Annual review of psychology. 2001. Т. 52. №. 1. С. 397-422.
82. Melamed S. et al. Chronic burnout, somatic arousal and elevated salivary cortisol levels /Journal of psychosomatic research.1999. Т. 46. №. 6. С. 591-598.
83. Michielsen H. J., De Vries J., Van Heck G. L. In search of personality and temperament predictors of chronic fatigue: a prospective study /Personality and Individual Differences. 2003. Т. 35. №. 5. С. 1073-1087.
84. Miller, G.E., Chen, E. and Zhou, E.S. (2007) If It Goes Up, Must It Come Down? Chronic Stress and the Hypothalamic-Pituitary-Adrenocortical Axis in Humans. Psychological Bulletin, 133, 25-45.
85. Mommersteeg P. M. C. et al. Immune and endocrine function in burnout syndrome //Psychosomatic medicine. 2006. Т. 68. №. 6. С. 879-886.
86. Natelson B. H., Lange G. A status report on chronic fatigue syndrome //Environmental health perspectives. 2002. Т. 110. С. 673.
87. Nater U. M. et al. Cumulative life stress in chronic fatigue syndrome //Psychiatry research. 2011. Т. 189. №. 2. С. 318-320.
88. Nater U. M. et al. Coping styles in people with chronic fatigue syndrome identified from the general population of Wichita, KS /Journal of Psychosomatic research. 2006. Т. 60. №. 6. С. 567-573.
89. Nater U.M., Youngblood L.S., Jones J.F., Unger E.R., Miller A.H., Reeves W.C., Heim C. Alterations in diurnal salivary cortisol rhythm in a population-based sample of cases with chronic fatigue syndrome / Psychosom. Med. 2008 Apr. 70 (3). 298-305.
90. Papadopoulos, A.S. and Cleare, A.J. (2012) Hypothalamic-Pituitary-Adrenal Axis Dysfunction in Chronic Fatigue Syndrome. Nature Reviews Endocrinology, 8, 22-32.
91. Pawlikowska T. et al. Population based study of fatigue and psychological distress /Bmj. 1994. Т. 308. №. 6931. С. 763-766.
92. Pithers R. T., Soden R. Scottish and Australian teacher stress and strain: a comparative study /British Journal of Educational Psychology. 1998. Т. 68. №. 2. С. 269-279.
93. Prins J. B. et al. Social support and the persistence of complaints in chronic fatigue syndrome /Psychotherapy and psychosomatics. 2004. Т. 73. №. 3. – С. 174-182.
94. Nijs J. et al. In the mind or in the brain? Scientific evidence for central sensitisation in chronic fatigue syndrome /European journal of clinical investigation. 2012. Т. 42. №. 2. С. 203-212.
95. Sáez-Francàs N. et al. Chronic fatigue syndrome and personality: A case-control study using the alternative five factor model /Psychiatry research. 2014. Т. 216. №. 3. С. 373-378.
96. Samaha E. et al. Psychological, lifestyle and coping contributors to chronic fatigue in shift‐worker nurses /Journal of advanced nursing. 2007. №. 3. С. 221-232.
97. Selie H. Stress without distress /Science and art publications. 1982 С. 1-135.
98. Schaufeli W. B., Bakker A. B. Job demands, job resources, and their relationship with burnout and engagement: A multi‐sample study /Journal of organizational Behavior. 2004. №. 3. С. 293-315.
99. Straus S. E. The chronic mononucleosis syndrome /The Journal of infectious diseases. 1988. №. 3. С. 405-412.
100. Sykes R. Physical or mental? A perspective on chronic fatigue syndrome /Advances in Psychiatric Treatment. 2002.. №. 5. С. 351-358.
101. Tanaka M., Watanabe Y. A new hypothesis of chronic fatigue syndrome: co-conditioning theory /Medical hypotheses. 2010. №. 2. С. 244-249.
102. Tobback E. et al. Factors determining fatigue in the chronic fatigue syndrome: a path analysis /Acta Clinica Belgica. 2016.№. 5. С. 284-289.
103. Torres-Harding S., Jason L. A. What is fatigue? History and epidemiology /Fatigue as a window to the brain. 2005. С. 3-17.
104. Valero S. et al. The role of neuroticism, perfectionism and depression in chronic fatigue syndrome. A structural equation modeling approach /Comprehensive psychiatry. 2013. №. 7. С. 1061-1067.
105. Van Houdenhove B. et al. Premorbid “overactive” lifestyle in chronic fatigue syndrome and fibromyalgia: an etiological factor or proof of good citizenship? /Journal of psychosomatic research. 2001. №. 4. С. 571-576.
106. Van Houdenhove B., Luyten P., Kempke S. Chronic fatigue syndrome/fibromyalgia: a “stress-adaptation” model /Fatigue: biomedicine, health & behavior. 2013. №. 3. С. 137-147.
107. Van Houdenhove B., Van Den Eede F., Luyten P. Does hypothalamic–pituitary–adrenal axis hypofunction in chronic fatigue syndrome reflect a ‘crash’in the stress system? /Medical hypotheses. 2009. №. 6. С. 701-705.
108. van Geelen S. M. et al. Personality and chronic fatigue syndrome: methodological and conceptual issues /Clinical Psychology Review. 2007. Т. 27. №. 8. С. 885-903.
109. van Geelen S. M. et al. Personality and chronic fatigue syndrome: methodological and conceptual issues /Clinical Psychology Review. 2007. №. 8. С. 885-903.
110. Wessely S., Powell R. Fatigue syndromes: a comparison of chronic" postviral" fatigue with neuromuscular and affective disorders /Journal of Neurology, Neurosurgery & Psychiatry. 1989. Т. 52. №. 8. С. 940-948.
111. Wilson A. et al. Longitudinal study of outcome of chronic fatigue syndrome /Bmj. 1994. Т. 308. №. 6931. С. 756-759.
112. White P. D. et al. A comparison of patients with chronic fatigue syndrome attending separate fatigue clinics based in immunology and psychiatry /Journal of the Royal Society of Medicine. 2002. №. 9. С. 440-444.
113. White C., Schweitzer R. The role of personality in the development and perpetuation of chronic fatigue syndrome /Journal of Psychosomatic Research. 2000. №. 6.С. 515-


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ