Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы развития персонала организации 7
1.1 Экономическое содержание развития персонала организации и его роль
в управлении персоналом 7
1.2 Способы и методы развития персонала современной организации 13
2 Оценка развития персонала организации на примере ООО «АЗС Регион
Поволжье» 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «АЗС Регион Поволжье» 20
2.2 Оценка развития персонала организации ООО «АЗС Регион Поволжье» 29
3 Разработка мероприятий по совершенствованию развития персонала
организации ООО «АЗС Регион Поволжье» 40
3.1 Мероприятия по совершенствованию развития персонала организации ООО «АЗС Регион Поволжье» 40
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 47
Заключение 51
Список используемой литературы и используемых источников 54
Приложение А Финансовая отчетность предприятия ООО «АЗС Регион
Поволжье» за 2022 г 60
Приложение Б Отчет о финансовых результатах ООО «АЗС Регион Поволжье» за 2021 г 65
Приложение В Приказ о направлении на обучение ООО «АЗС Регион
Поволжье» за 2021 г 68
Развитие персонала является актуальным вопросом для современного предприятия, так как оно является одним из ключевых факторов успеха любой организации. Развитие персонала позволяет организации не только привлекать лучших специалистов, но и улучшать качество работы существующего персонала, повышать его мотивацию и продуктивность. Быстро меняющаяся экономическая среда и усиленная конкуренция требуют, чтобы компании быстро реагировали на изменения и постоянно совершенствовали свои подходы к развитию персонала. Вместе с тем, развитие персонала помогает организациям подготовиться к изменениям и добиться конкурентного преимущества на рынке. Кроме того, развитие персонала способствует созданию благоприятной корпоративной культуры, что в свою очередь повышает уровень удовлетворенности сотрудников и уменьшает текучесть кадров.
Актуальность темы исследования также связана с тем, что традиционно сложившиеся технологии развития персонала в настоящее время подвержены сильному влиянию различных внешних факторов в виде экономической нестабильности, постоянных изменений в сфере управления персоналом, связанных с переход на цифровые методы и развития персонала и так далее. В связи с этим современные организации должны менять подход в отношении формирования системы развития персонала предприятия, чтобы не терять свое конкурентное преимущество.
В виду актуальности темы исследования, целью бакалаврской работы является разработка мероприятий по совершенствованию развития персонала организации.
В соответствии с поставленной целью, задачи бакалаврской работы следующие:
- рассмотреть теоретические основы развития персонала организации;
- дать оценку системе развития персонала организации ООО «АЗС Регион Поволжье»;
- разработать мероприятия по совершенствованию развития персонала организации ООО «АЗС Регион Поволжье».
Объектом исследования в бакалаврской работе выступает ООО «АЗС Регион Поволжье».
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения по поводу совершенствования развития персонала организации ООО «АЗС Регион Поволжье».
Методология исследования базируется на общенаучных методах: графический метод, анализ, метод сравнения, экспертный метод и другие.
Теоретико-методологической основой исследования стали современные исследования на тему развития персонала организаций, а также нормативные акты. Информационной базой для анализа финансовых показателей деятельности предприятия выступает бухгалтерская отчетность ООО «АЗС Регион Поволжье» и другое.
В состав бакалаврской работы входят следующие разделы: введение, три раздела, заключение, список используемой литературы и приложения.
В первом разделе исследования представлены основные теоретические основы развития персонала организации, его цели и задачи, а также основные проблемы в организации развития персонала на современном предприятии. Также в данном разделе рассмотрены основные виды и способы развития персонала. Во втором разделе оценена система развития персонала организации ООО «АЗС Регион Поволжье». Третий раздел исследования состоит из рекомендаций по совершенствованию обучения персонала ООО «АЗС Регион Поволжье».
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные в работе рекомендации по совершенствованию развития персонала ООО «АЗС Регион Поволжье» позволят повысить эффективность персонала организации в целом.
Совершенствование развития персонала является важной составляющей успеха каждой организации. Разработка мероприятий по совершенствованию развития персонала организации позволяет повысить эффективность деятельности сотрудников.
В первом разделе бакалаврской работы был сделан вывод, что развитие персонала предприятия - это систематический процесс, направленный на улучшение квалификации, профессиональных и личностных навыков работников организации. Он осуществляется с целью увеличения эффективности работы сотрудников, повышения их производительности, улучшения качества продукции или услуг, а также укрепления конкурентных позиций предприятия на рынке. Существует множество современных методов и способов развития персонала организации, которые постоянно обновляются и совершенствуются. Выбор конкретных методов развития персонала зависит от специфики деятельности организации, ее целей и потребностей.
Проведенная во втором разделе бакалаврской работы оценка развития персонала ООО «АЗС Регион Поволжье» позволила сделать следующие основные выводы:
- общая структура персонала организации в течении трех лет оставалась неизменной, с сотрудниками точек АЗС, составляющими более 77% от всего персонала организации. Большая доля сотрудников ООО «АЗС Регион Поволжье» представлена возрастной категорией от 26 до 40 лет и составляет 51% от общего количества персонала. Вторая категория по численности - сотрудники возраста 41-65 лет, которые на конец 2022 г. составляют 32% от общего количества сотрудников. Для данных сотрудников можно применить как консервативные, так и более современные способы развития персонала;
- коэффициент текучести кадров в течение трех лет растет с 8,9% до 12,3%, что свидетельствует о нестабильности кадровой ситуации в организации. Коэффициент постоянства кадров снизился с 91,1 % до 87,7%, что говорит о сложностях в удержании сотрудников;
- ООО «АЗС Регион Поволжье» использует такие формы развития персонала как: обучение персонала и повышение квалификации, формирование системы мотивации, направленной на повышение эффективности персонала, оценка эффективности и производительности персонала;
- оценка обучения показала, что охват обучением сотрудников организации не высокий. В 2022 г. количество обученных работников снизилось до 50 человек, а доля сотрудников, прошедших обучение, снизилась до 24,5%. Обучение проводится, в основном, только для новых сотрудников. Повышение квалификации в образовательных центрах обычно проводится раз в три года для бухгалтера, экономистов, управляющих АЗС, а также некоторых сотрудников технического отдела и отдела кадров. Сотрудникам точек АЗС (операторы, обслуживающий персонал) проводится обучение при изменении каких-либо рабочих процессов или рабочих программ. При этом обучение проводится для части сотрудников, которые потом обучают остальной персонал. Расходы на обучение в течение трех лет сократились до 500 т. р.;
- оценка эффективности персонала АЗС выявила рост жалоб клиентов на обслуживание с 45 до 57 штук за три года, также выросло число ошибок, приводящих к материальному ущербу, поломкам оборудования и простою с 20 до 27 штук к концу 2022 г. Действующая система штрафов в организации мало эффективна;
- в ходе проверки знаний сотрудников организации выявлены различные пробелы в знаниях действующих сотрудников, в особенности обслуживающего персонала, что связано с отсутствием регулярного обучения, направленного на обновление и повторение материала, а также системы оценки знаний персонала;
- по результатам сбора обратной связи по действующей системе развития персонала выявлено, что большая часть персонала ООО «АЗС Регион Поволжье» - 95% не удовлетворены тем, что система развития в организации ориентирована, по большей части, на специалистов и руководящий персонал, 75 % сотрудников готовы к новым формам развития и обучения...
1. Абрамов В.И., Глухова Е.В., Семенков К.Ю. Цифровая трансформация системы развития и обучения персонала предприятий // Лидерство и менеджмент. 2023. Т. 10, № 1. С. 189-202.
2. Алхастова М.В., Амерханова Ф.Ш., Амадаев А.А. Совершенствование системы обучения персонала организации // Экономика:вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 9-1. С. 483-490.
3. Богачева А.М., Соколова Е.Л. Система развития персонала и ее структурные элементы // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2019. № 6. С. 334-339.
4. Габидуллина Г., Гизатулин Р., Мирсаяпов А. Обоснование и выбор критериев эффективности системы управления персоналом предприятия // Экономика и управление: научнопрактический журнал. 2022. № 1. С. 87-91. 3
5. Габидуллина Г., Хамитова А. Эволюция компетенций при построении карьеры как результат цифровой трансформации // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 3. С. 129-133.
6. Гайфуллина М.М., Низамова Г.З., Маков В.М. Формирование стратегии эффективного управления человеческими ресурсами нефтяной компании // Нефтяное хозяйство. 2019. № 4. С. 8-11.
7. Галимзянов И.В., Гилимханова Л.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала // Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. ст. VII междунар. науч.- практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 39-41.
8. Галина А.Э., Малютина Е.В., Уколова Т.А. Современные подходы к профессиональному развитию и обучению персонала в организации // Экономика и управление: научно практический журнал. 2023. № 1. С. 88-93.
9. Галина А.Э., Саляхова А.А., Шафикова Л.Р. Управление развитием персонала современной организации: вызовы времени // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. № 2. С. 110— 115.
10. Герасименко О.В. Формирование модели компетенций как фактор развития персонала компании / О.В. Герасименко // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2023. № 1. С. 32-37.
11. Горбашко Е.А. Перспективы развития персонала предприятий на основе эффективного управления мотивацией // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам XVI междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Е.А. Горбашко, И.В. Федосеева. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2021. С. 689-693.
12. Дмитриева С.В. Цифровые технологии в управлении персоналом: сущность, тенденции, развитие // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 9А. С. 622-630.
13. Журавлева О.В., Комиссарова Т.А., Митрофанова О.Н., Голикова И.С. Корпоративное обучение и его влияние на ключевые компетенции сотрудников в организации // Инновационная экономика и право. 2022.№3(22). С. 107-114.
14. Калугин А. А. Развитие персонала // Наука, техника и образование. 2019. № 1. С. 78-81.
15. Каких навыков Вам не хватает: чек-лист для HR-специалистов [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL:
https://berezniki.hh.ru/article/24222 / (дата обращения - 08.04.2023 г.)..(43)