Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обоснование культурно-этнографической специфики народного танцевального творчества Чувашской республики (Методика преподавания художественно-творческих и этнокультурных дисциплин, Ставропольский государственный педагогический институт)

Работа №139543

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы45
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………….……3
1.Историко-этнографические основы становления традиционного чувашского танцевального творчества …7
1.1. История возникновения Чувашской республики и её географическое положение…………7
1.2. Общественный и семейный быт чувашей…………………………...11
1.3. Традиции, обычаи и народные праздники чувашей……………..….15
2. Особенности народно-танцевального творчества чувашей..………..25
2.1.Народная праздничная одежда чувашей.25
2.2. Специфика народного танцевального творчества чувашей………...30
Выводы……….…………………………………………………….….37
Заключение…………………………………………………………....40
Список использованных источников……42

Актуальность. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций. Народная хореография как одна из наименее исследованных областей фольклористики в наши дни требует к себе особого внимания: необходимо сравнительное изучение народного плясового искусства, расширение зон охвата, создание единой системы записи танцев (Н.И. Димитриева, 2007, С. 303).
Каждому народному танцу присущи свои национальные черты. У каждого народа есть свой сложившийся национальный характер, язык, обычай, обряд. В песнях, танцах, музыке таится дыхание истории народа. В народном искусстве каждой страны находит отражение географическое местоположение, быт, природные условия (В.П. Иванова, 2014, С. 415).
Для того, чтобы хорошо знать танцевальную культуру своего или другого народа, нужно знать обычаи, культуру и искусство – то, что отражает танец.
Русский танец всегда поражал своей необычайной выразительностью, огромным разнообразием, высокой поэзией. Исстари русский танец назывался говорящим. Он не только отражал жизнь, рассказывал и раскрывал душу народа, но и делил с ним его тяжелую в прошлом судьбу, в стойкой упорной борьбе прокладывал себе путь к свободе, к признанию.
Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь населяющих ее народов. Российская Федерация, Россия, независимое федеративное государство. В него входит множество народов и национальностей. Кроме русских здесь проживают буряты, тувинцы, башкиры, марийцы, татары, чуваши и многие другие народности. Но большая часть – это русские. В настоящее время русское население проживает во всех экономических регионах, на которые делится Россия.
При этом, народности, проживающие в одном регионе, несомненно, влияют друг на друга. Взаимосвязь культур прослеживается как в быту, так и в народном художественном творчестве, в частности – в танцах. Ярким примером тому может служить поволжский регион, где проживают как русские, так и удмурты, марийцы, калмыки, башкиры, чуваши, татары, мордва (В.А. Сбоев, 2014, С. 142).
Танцевальная культура Чувашской республики очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального. В этом контексте особый интерес представляет традиционное танцевальное творчество чувашей.
Происхождение чувашского народа стало объектом изучения историков еще в XVIII веке. Затем к исследованиям дореволюционных авторов (Н. Карамзин, А. Фукс, 3. Гомбоц, В. Сбоев, С. Михайлов, Г. Комиссаров и др.) в XX в. добавились труды выдающегося тюрколога Н. И. Ашмарина, археолога А.П. Смирнова, исследования историков В.Д. Димитриева, В.Ф. Каховского, этнографа П.В. Денисова, языковедов В.Г. Егорова, М.Р. Федотова, Б.А. Серебренникова, Н.И. Егорова, искусствоведа А.А. Трофимова и др. История чувашей рассматривалась во многих работах уфимских (Р.Г. Кузеев, Н.А. Махитов и др.) и казанских (А.X. Халиков, Р.Г. Фахрутдинов, Г.В. Юсупов, М.3. Закиев, Ф.С. Хакимзянов, Д.М. Исхаков и др.) ученых. В изучении этногенетических проблем чувашей значительный вклад внесли венгерские (Д. Мессарош, А. Рона-Таш и др.) и болгарские (И. Коев, П. Добрев и др.) исследователи.
В разное время были выдвинуты самые различные гипотезы происхождения чувашей. Одни (А.А. Фукс, П. Хунфаль-ви) считали, что их предками являются хазары, другие (А. Риттих, В. Сбоев) – буртасы, третьи (В.В. Бартольд) – гунны, четвертые (Н.М. Карамзин, А. И. Фирсов) – финно-угры, пятые (М.Г. Худяков) – древние авары, шестые (В.Н. Татищев, Н.И. Ашмарин, 3. Гомбоц) – волжские болгары, седьмые (Н. Марр) – шумеры и т.д.
Однако в представленных исследованиях не просматриваются историко-этнографические основы становления традиционного танцевального творчества чувашей. Это обусловливает сложившееся противоречие между необходимостью сохранения танцевального чувашского фольклора и отсутствием системного описания специфики этой формы народного творчества. Выделенное противоречие определяет проблему, объект, предмет и цель данного исследования.
Проблема исследования: каковы культурно-этнографические особенности специфики народного танцевального творчества Чувашской республики?
Объект исследования: традиционная танцевальная культура чувашей.
Предмет исследования: историко-этнографические основы специфики чувашского народного танцевального творчества.
Цель исследования: обосновать историко-этнографические основы специфики чувашского народного танцевального творчества.
Задачи исследования:
– выделить историко-этнографические основы становления народного танцевального творчества чувашей;
– специфицировать особенности чувашского народного танцевального творчества.
В ходе исследовательской работы использовались следующие методы: анализ, синтез, обобщение научной и методической литературы по теме исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении спектра знаний основных аспектов культурно-этнографической специфики народного танцевального творчества Чувашской республики.
Практическая значимость исследования заключается в возможном использовании полученного знания для повышения популярности народного танца у современного поколения, его массовости, а также для изучения учащимися народного танцевального творчества Чувашской республики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Чувашская республика – республика (субъект федерации) в составе России. Находится в центре европейской части России. Расстояние от столицы республики – города Чебоксары до столицы федерации – Москвы около 630 км.
Республика имеет свою конституцию и законодательство. Осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в политической, экономической и культурной сферах жизни общества, в пределах, установленных Конституцией РФ. На всей территории Чувашской Республики, вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чувашской Республики, высшую юридическую силу имеет Конституция Чувашской Республики. Государственными языками Чувашской Республики являются чувашский и русский. Столица – город Чебоксары.
Чуваши – один из значительных народов нашей многонациональной страны. Насчитывая около 1,5 млн. человек, они находятся в числе пятнадцати самых многочисленных народов Российской Федерации.
Чуваши в основном делятся на две этнические группы: верховых и низовых, говорящих на разных диалектах чувашского языка. В прошлом эти группы различались по бытовому укладу и материальной культуре. Теперь различия все больше сглаживаются. Верховые чуваши (виръял) живут в северной и северо-западной частях республики, а низовые (анатри) – в юго-восточной. Существуют национальные чувашские литература, музыка, театр, живопись, скульптура, широко представлена народная самодеятельность и художественные промыслы. Земля Чувашская – родина многих замечательных людей: героя гражданской войны, прославленного комдива В. И. Чапаева, выдающегося востоковеда Н. Я. Бичурина, основоположника чувашской поэзии К. В. Иванова, летчика-космонавта, совершившего уже два космических полета, А. Г. и др.
Сохранение и развитие танцевального фольклора, использование этого материала в современных хореографических коллективах чрезвычайно важно для развития народной хореографии в целом. Но особенно для поволжского региона. Его культура и история очень богата, и на столько интересна, что заниматься изучением и танцевальной практикой доставляет огромное удовольствие.
Сохранение своих корней – главная задача для каждого народа.



1. Акимова Т.М. Женские головные уборы саратовских чуваш / Труды Нижневолжского краевого музея. Вып. 1. – Саратов, 2019. 45-56 с.
2. Акимова Т.М. Эволюция женского костюма у саратовских чуваш / Труды Нижневолжского обл. науч. об-ва краеведения. Вып. 35. Ч. 5. – Саратов, 2018. 25-39 с.
3. Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности – Чебоксары: Новое время, 2006. С. 315.
4. Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья (материалы к этногенезу). – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2020. С. 315.
5. Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века): – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2013. С. 304
6. Димитриева Н.И. Культура чувашской диаспоры. – Чебоксары, 2007. 100-105 с.
7. Димитриева Н.И. Мир чувашской культуры. Древняя история и духовное наследие этноса. Изд. 2-е, доп. – Чебоксары: Новое Время, 2007. С. 303.
8. Енькка Е.Ю. Родной край. Учебное пособие для 6-7 классов. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2014. С. 219.
9. Каховский В.Д. Происхождение чувашского народа. – 3-е изд., перераб. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2013. С. 463.
10. Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 2022. С. 613.
11. Иванов В.П, Матвеев Г.Б., Егоров Н.И. – Культура Чувашского края / – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2013. С. 350.
12. Иванова В.П. Чуваши. История и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чуваш.гос. ин-т гуманитар. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2014. С. 415.
13. Иванов Г. Н. Материалы к изучению традиционного костюма саратовских чувашей / Чувашское искусство: Сб. научн. тр. / ЧГИГН. Вып. II. – Чебоксары, 2016. 90-112 с.
14. Кузьмин А. И Чуваши: тексты для изучения чувашской культуры. – Чебоксары: Чувашия, 2018. С. 470.
15. Матвеев А.Г., Мифы, традиции и обряды чувашей: Конспект лекций/ Чуваш. ун-т. – Чебоксары, 2022. С. 32.
16. Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм: от древности до современности. – Москва: Научно-художественное издание, 2022. С. 400.
17. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2014. 251-304 с.
18. Рахимов Р.К. Культовое зодчество. / Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2006. Т. 1: А-Е. 140-141 с.
19. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. – Чебоксары, 2018. С. 248.
20. Сбоев В.А. Заметки о чувашах. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2014. С. 142.
21. Традиционное хозяйство и культура чувашей: сб. ст. / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары, 2012. С. 120.
22. Фокин П.П., Иванов В.П., Трофимов А.А., Матвеев Г.Б. – Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья / М.Г. Кондратьев. – Чебоксары, 2012.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ