Введение 3
Глава 1. Анализ теории общения Э. Берна 5
1.1. Краткая характеристика общения в психологической науке 5
1.2. Введение в трансактный анализ Э. Берна 8
Глава 2. Структурный анализ общения: сущность, основные принципы и правила 13
2.1. Анализ структуры личности в концепции трансактного анализа 13
2.2. Сущность структурного анализа 17
Заключение 25
Список литературы 29
Актуальность исследования. Трансактный, или трансакционный, анализ представляет собой на современном этапе систему групповой психотерапии, которая рассматривает общение и взаимодействие людей с позиций структуры их личности.
Основателем трансактного анализа в психологической науке и практике является американский психолог и психиатр Эрик Берн, работавший по данному направлению в 50-е гг. XX в. Одним из важнейших направлений трансактного анализа является структурный анализ предполагающий изучение нескольких Эго - состояний личности человека и направленный на создание эффективной модели общения людей. Эго-состояние в трансактном анализе, представленном Э. Берном характеризуется как условная часть личности, которая может проявляться и быть актуальной, т.е. находится в активном состоянии. Э. Берн всего выделяет три Эго-состояния: Родитель (Р), Взрослый (В), и Ребенок (Д – Дитя). Э. Берн пишет: «Родитель представляет собой то существо в голове человека, которое говорит ему, что он должен делать, как он должен вести себя, насколько он хорош или плох, и насколько лучше или хуже другие люди. Коротко говоря, Родитель – это голос в голове, делающий редакторские замечания, как часто делают реальные родители, относительно всего, что человек предпринимает… Родитель в вас может говорить в вашей голове, а может говорить вслух другим людям таким же образом» .
Многие люди неосознанно вырабатывают собственную модель поведения, межличностного общения и взаимодействия с окружающими. Однако в психологической литературе поднимается проблема неэффективности многих способов общения, которые использует тот или иной человек. Существуют привычные ошибки поведения, которые человеком могут не осознаваться. Все это ведет к необходимости изучить специфику межличностного общения с позиций структурного анализа.
Цель работы: изучить особенности структурного анализа общения в теории Э. Берна.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности общения и принципы теории трансактного анализа.
2. Изучить характеристики Эго – состояний личности человека с позиций трансактного анализа.
3. Проанализировать возможности эффективного и неэффективного общения с позиций структурного анализа.
Объект исследования: структурный анализ в теории Э. Берна.
Предмет исследования: структура личности человека с позиций трансактного анализа.
Теоретическая значимость исследования: рассмотрены модели трансактного анализа, расширены знания в области структурного анализа путем анализа различных точек зрения исследователей.
Общение в психологической науке рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение представляет собой особый способ взаимодействия людей и несет в себе социальную нагрузку. Общение как взаимодействие людей подробно раскрыто в рамках концепции трансактного анализа как психоаналитического направления.
На сегодняшний день трансактный анализ является одним из классических вариантов психоаналитического направления в психологии. Трансактный анализ изучает теорию и практику общения между людьми на основе взаимоуважения и взаимной ответственности за результат общения. Кроме того, трансактный анализ рассматривает развитие личности, в том числе развитие детской личности, межличностных коммуникаций, а также вопросы психопатологии. Трансактный анализ эффективно применяется в психологическом консультировании, коучинге, менеджменте, управлении и развитии персонала, социальной работе, психотерапии, образовании.
Основателем теории трансактного анализа является американский исследователь Э. Берн. Теория трансактного анализа также рассмотрена в трудах Т. Харриса, который предложил несколько позиций межличностного взаимодействия. Р. Голдинг и М. Голдинг предложили модифицированный вариант трансактного анализа, который предполагает тесную взаимосвязь с принципами гештальт - терапии, психодрамы, семейной терапии и модификации поведения.
В основе структурного анализа Э. Берна лежит его структурная модель личности. Личность исследователь описывает в виде так называемых Эго-состояний, представляющих собой согласованный тип переживания, чувствования, непосредственно связанный с соответствующим поведением. Структуру личности в теории трансактного анализа составляют несколько Эго - состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Такие Эго – состояния рассматриваются как поведенческие стереотипы, реальности, которые реализуются человеком в определенной ситуации. Структурный анализ позволяет оценить функционирование в каждом человеке перечисленных Эго – состояний. Структурный анализ – это групповая и индивидуальная работа, связанная со словом, эмоциями и чувствами. Обычно терапевты рекомендуют сочетать оба способа. С помощью терапевта клиент познает структуру своей личности, учится распознавать по внешним признакам, в каких состояниях «я» он чаще всего бывает и как это сказывается на его поведении и общении.
Эго - состояние Ребенок или Дитя (Д) характеризуется как состояние, которое следует жизненному принципу чувств. Данное состояние характеризуется тем, что все поведение подчиняется чувствам, ведущим из детства. При этом в эго-состоянии ребенка можно выделить две подструктуры: естественный (свободный) ребенок (самопроизвольная, импульсивная, руководствующаяся чувствами часть личности, часто эгоцентричная и любящая удовольствия) и адаптивный ребенок (послушная часть личности, которая соответствует желаниям и требованиям родителей).
Эго состояние Родитель (Р) состоит из норм, правил поведения, которые позволяют человеку ориентироваться в различных жизненных ситуациях, соответствовать тем моральным принципа, которые существуют в обществе. Внешне это состояние выражается через предубеждения, критику и заботливое поведение. При этом Эго – состояние Родитель подразделяется на критическое (та часть, которая отыскивает ошибки, является источником предубеждений, не одобряет и отказывает другим в позитивном признании) и заботливое (та часть личности, которая успокаивает, хвалит и помогает другим) родительское состояние Я.
Эго состояние Взрослый (В) характеризуется четкой логической позицией. Это состояние, при котором человек воспринимает и перерабатывает логическую информацию, в соответствие с которой принимает решения, не используя эмоциональной составляющей. Позиция Взрослого характеризуется как объективная, размышляющая, собирающая информацию часть личности.
Исследователями подчеркивается, что Родительские эго-состояния скопированы у собственных родителей и реализуют те установки, чувства, поведение и реакции, которые выражали их родители.
Взрослые эго-состояния характеризуются независимым сбором и обработкой информации, рационализмом, умением выходить из конфликта, учитывая интересы всех участников.
Детские эго-состояния представляют собой следствие детских эмоций, переживаний индивида, которые им испытывались в детстве, воспроизводят его поведение и психическое состояние в различных ситуациях, чаще всего, связанных с переломными событиями (воспоминание автокатастрофы, семейных скандалов и т.д.).
В личности каждого человека существуют все три описанных состояния, однако при неправильном воспитании одна составляющая может значительно доминировать и подавлять две другие составляющие. В этом случае проявляются нарушения общения, внутреннее напряжение человека.
Успешное общение обеспечивается с позиций трансактного анализа совпадением эффективных позиций и Эго – состояний. Непосредственный акт общения (трансакция) может быть направлен человеку, независимо от того состояния, которое он принимает. При этом ответ может быть как перекрещивающийся, так и параллельный. Все это обеспечивает эффективности или, напраотив, неэффективность общения. Например, один из партнеров с позиции Родителя обращается к ребенку своего собеседника (директивно и назидательно); собеседник же проявляет готовность принять такое обращение и отвечает как Ребенок Родителю. Такое общение характеризуется как гармоничное. Однако возможна и перекрестная трансакция. Например, Взрослый одного партнера обращается к Взрослому другого партнера, используя рационализм и рассудительность, в ответ партнер избирает позицию Ребенка и отвечает как Родителю. В этом случае возникает дисгармония, нарушение взаимопонимания и конфликтность.
Трансактный анализ эффективен для разрешения различных проблем: транзактные аналитики работают с фобиями и зависимостями, помогают тем, кому трудно налаживать отношения с другими, кто слишком робок, неуверен в себе или, наоборот, агрессивен.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 1996
2. Барановская М.С., Беспанская Е.Д., Конькова О.В. Транзактный анализ в подборе кадров // Актуальные проблемы бизнес-образования: материалы VI Международной науч.-практ. конф., 25 апр. 2007 г., Минск / редкол.: В.В.Апанасович (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2007. – С. 23-25
3. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – Минск: Попурри, 2006. – 528 с.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2008 – 576 с.
5. Берн Э. Исцеление души. Трансакционный анализ в психотерапии. - Екатеринбург: Изд-во "ЛИТУР", 2004
6. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. Системная, индивидуальная и социальная психиатрия. Пер. с. англ. Н.Ф. Цветковой. – СПб.: Академический проект, 2006. – 320 с.
7. Берн Э. Что вы говорите после того как сказали «Привет», или психология человеческой судьбы. – М.: Рипол Классик, 2004
8. Бодалев A.A. Личность и общение. - М.: Наука, 1983
9. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. – М.: Класс, 1997. – 288 с.
10. Коломинский Я.Л. Психология эмоциональных отношений. //Вопросы психологии. – 1988. - №5. – С. 178
11. Краткий психологический словарь./Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. –М.: Политиздат, 1990
12. Липпиус А. Игры для взрослых. Психология партнерских отношений через трансактный анализ Э. Берна. – М.: Издательство: КСП, 2001
13. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии //Под редакцией профессора В. В. Макарова. - М: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999 - 416 с.
14. Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном // Берн Э. Секс в человеческой любви / Пер. с англ. М. П. Папуша. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
15. Петровский В. Метод: транзактный анализ. // PSYCHOLOGIES. – 2006. - №3. – С. 23-25
16. Петровский В.А. Философия «Я»: трансактный подход // Э. Берн. Групповая психотерапия. Академический проект. Москва, 2000.
17. Реан А.А., Бордовская Н.В, Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002
18. Сагатовский В.Н. Социальное проектирование (к основам теории). // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием. - Томск, 1980
19. Степанов В. Эрик Берн // Первое сентября. – 2000. - №31. – С. 8-9
20. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
21. Стюарт Я., Джойнс В. Современный трансактный анализ.- СПб.: Социально-психологический центр, 1996
22. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: АСТ, 2008
23. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб.: Питер, 2007
24. Харрис Т.А. Я – Окей, ты – Окей. Пер с англ. – М.: Академический проект, 2006. – 368 с.
25. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
26. Шустов Д.И. Трансактный анализ. – М.: Когито – Центр. – 2009. – 368 с.