Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра (Северо-Кавказский Федеральный Университет)

Работа №139516

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы36
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 города Ставрополя.
Выборка: 8 детей.

Введение ……………………………………………..… 3
1.Теоретические основы изучения особенностей ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра ..7
1.1 Понятие и содержание навыков ручного труда в психолого-педагогической литературе …7
1.2 Особенности развития навыков ручного труда в период старшего дошкольного возраста ..11
1.3 Специфика навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра ……14
2. Экспериментальное исследование по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра ... 19
2.1. Организация и методы экспериментального исследования по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра ...………………19
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов экспериментального исследования по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра……22
2.3. Методические рекомендации для педагогов по развитию навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра …………26
Заключение …………………………………………………………… 32
Литература ………………………………………………………………. 34

Актуальность исследования. Ежегодно количество детей с диагнозом «расстройства аутистического спектра» увеличивается. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1 из 160 детей имеет различные расстройства аутистического спектра (РАС). По мнению Ф. Аппе, «… данный диагноз характеризуется следующими чертами: стремление к самоизоляции, утрата связей с окружающим миром, зацикленность на собственных переживаниях, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, стереотипно повторяющиеся действия и интересы, направленные, в большинстве случаев, на неодушевленные объекты».
Особенно остро сказывается искаженное развитие, в данном случае, на развитии ручной моторики данной категории детей, и, как следствие навыков ручного труда, которые являются основополагающими элементами в становлении их самостоятельной жизни. В связи со сложностью этиопатогенетических механизмов нарушения, автоматического полноценного формирования данных навыков у детей с РАС не происходит (Т.Е. Вейс, К. Гилберт, М. Раттер и др.).
А ручной труд, в свою очередь, имеет колоссальное значение – он способствует развитию мелкой моторики, что стимулирует и активизирует речь, при этом параллельно также развиваются внимание, мышление, воображение, координация, зрительная и двигательная память. Поэтому несформированность навыков ручного труда у детей с РАС взаимообуславливает задержку и/или искажение всех вышеперечисленных процессов и функций (Е.Р. Баенская, В.М. Башина, В.Я. Гиндикин, М.М. Либлинг, Т.Н. Павлий и др.).
Развитие навыков ручного труда особенно актуально в период дошкольного возраста, т.к. он является специфической творческой деятельностью, которая удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность, образные представления, образное мышление, воображение. Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.
Систематические углублённые исследования ручного труда отмечены в работах Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др. Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации ручного труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.
Вопросами формирования навыков ручного труда детей дошкольного возраста в последние десятилетия занимались М. Гукасова, Н.М. Конышева, В.П. Кузнецов, И.Г. Майорова, В.Г. Машинистов, Я.А. Рожнев, В.И. Романина, А.Е. Стахурский, Б.В. Тарасов, Н.Е. Цейтлин и др.
Ввиду актуальности проблемы, в последние время в появились экспериментальные исследования, посвященные развитию навыков ручного труда у детей, в т.ч. старшего дошкольного возраста, с РАС как за рубежом (Э. Блейлер, Л. Каннер и др.), так и в нашей стране (О.С. Аршатская, О.С. Никольская и др.), однако в связи с высокой гетерогенностью проявлений РАС, данные наработки не могут быть унифицированы и в полной мере реализованы в прикладном ключе при индивидуальной работе с детьми.
Поэтому для повышения показателей эффективности такой работы, на наш взгляд, следует в каждом конкретном случае, прежде всего, выявить индивидуальные особенности проявлений указанного нарушения, специфику и уровень развития навыков ручного труда, а также учесть возрастные и индивидуальные возможности детей старшего дошкольного возраста с РАС.
На основании вышеизложенного целью нашего исследования выступает выявление особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Объект исследования – процесс овладения навыками ручного труда детьми старшего дошкольного возраста с РАС.
Предмет – специфические особенности навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Гипотеза исследования: если у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются РАС, то их навыки ручного труда будут иметь свои специфические особенности, обусловленные нарушением координации движений общей и мелкой моторики их стереотипностью: затруднения в действиях с материалами и предметами, а именно – трудности различных видов захвата и удержание предметов в руке; не умение вращать, нажимать, сжимать предмет; не умение вынимать, складывать предметы, перекладывать предметы; вставлять предметы в отверстия, нанизывать предметы на стержень, шнурок; осуществление действий по подражанию, образцу и речевой инструкции; умение: сминать, разрывать, размазывать, разминать, пересыпать, переливать, наматывать различный материал; понимания свойств отдельных материалов.
Задачи:
1. на основе анализа зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования описать понятие, содержание, особенности развития ручного труда у детей в период старшего дошкольного возраста, а также представить специфику их развития у детей старшего дошкольного возраста с РАС;
2. выявить критерии, показатели и уровни диагностики особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС;
3. реализовать экспериментальную работу по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС: провести анализ и интерпретацию полученных результатов, сформировать основные выводы;
4. составить методические рекомендации для родителей по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Методы исследования:
 теоретические: анализ литературы (анализ, синтез и интерпретация информации научной и научно-практической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
 практические: педагогический эксперимент (констатирующий), количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 города Ставрополя.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование посвящено актуальной проблеме по развитию навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
В ходе проведенного исследования нами были решены поставленные в начале исследования задачи, раскрывающие следующие:
 навык ручного труда – это овладения инструментами, рациональное использование материалов и изготовление предметов из них. выделить основные виды ручного труда: художественно-творческая (изобразительная) и конструктивная деятельность.
 основные виды ручного труда детей старшего дошкольного возраста (моделирование, лепка, конструирование из бумаги; изготовление различных поделок), определить наиболее значимые навыки ручного труда (сгибание, резание, склеивание и вклеивание, нанизывание, отделка объемной аппликацией, обклеивание объемных форм способом папье-маше, вырезание и формовка); представлены критерии оценки данных навыков ручного труда (уровень знаний детей о возможностях используемых в ручном труде материалов; умение планировать конечный результат ручного труда; умение правильно и безопасно пользоваться материалами и необходимыми инструментами).
 особенности в развитии навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС: затруднения в действиях с предметами и с материалами (затруднения в понимании свойств отдельных материалов, захвате и удержание предметов; умении сгибать, склеивать и вклеивать бумагу; умении резать ножницами и др.).
Таким образом, теоретический анализ литературы высветил необходимость проведение экспериментального исследования и позволил решить третью и четвертую задачи исследования по выявлению особенностей навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС, целью которого стало изучение навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Для проведения констатирующего этапа исследования нами была подобраны метод наблюдения и методика диагностики навыков ручного труда А.Н. Малышевой. Результаты данных методик позволили нам выявить следующее: дети контрольной группы имеют высокий уровень сформирвоанности навыков ручного труда, а в экспериментальной группе преобладает средним и низкий уровень развития навыков ручного труда.
Нами были выявлены следующие особенности навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС: затрудняются вырезать предметы по контуру, испытывают трудности при соединении двух деталей в целое; затрудняются вдевать нитку в иголку и завязывать узелки. Все это свидетельствует об отставании в развитии навыков ручного труду у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
На основании полученных результатов мы разработали методические рекомендации для педагогов по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Бадартдинова Н.А. Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС на начальном этапе дошкольного образования: метод. пособие. – Самара, 2020. – 80 с.
2. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 2008. – 253 с.
3. Буре Р.С. Дошкольники труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: «Мозаика-синтез», 2011. – 234 с.
4. Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Проблема проектирования предметно-развивающей среды в аспекте обеспечения качества художественно-творческого образования дошкольников // Сборник науч. статей по матер. междунар. науч.-практ. конфер. «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования». – СПб., 24-25 марта 2014. Вып. № 2. – С. 172-179.
5. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-еизд-е. – М., 2005. – 128 с.
6. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие. – М.: ВЛАДОС. – 2013. – 144 с.
7. Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции // Издательство «Генезис», 2018. – 168 с.
8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: 2003. – 344 с.
9. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Ермеев Д.К. – М., 1996. – 811 с.
10. Довбня С.В., Морозова Т.И., Залогина А.М. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе : Практики с доказанной эффективностью. — М.: Альпина ПРО, 2022. – 168 с.
11. Жукова О.Р. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. – 2006. – №11. – С.17-27.
12. Зотова Т. Н. Ручной труд в российских и зарубежных школах: история становления до XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 4. – С. 78-85.
13. Караневская О.В. Начальный этап коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Материалы Международной науч.-практ. конференции «Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды». – М.: 2008. – C. 23- 27.
14. Коджаспирова Г.М. Педагогика : учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 711 с.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
16. Кутьина Л.Н. Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/ruchnoy-trud-v-razvitii-detey-starshego-doshkolnogovozrasta-2932826.html.
17. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 248 с.
18. Лапина С.А. Ручной труд как компонент современного технологического образования школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. – С. 38-46.
19. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. – М.: Просвещение, 2015. – 95 с.
20. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 168 с.
21. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 576 с.
22. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.
23. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с. – 283 с.
24. Мансуева Т.С. Комплексная реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра. – М: Просвещение, 2017. – 145 с.
25. Маркова В.А., Аверин С.А. Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля». – М., 2017. – 46 с.
26. Моурлот Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Самара: СГПУ, 2007 – 122 с.
27. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2017. – 342 с.
28. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с.
29. Османова Г.А Новые игры с пальчиками дня развития мелкой моторики. – СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008. – 77 с.
30. Пирс С. Избранные философские произведения. Пер. с англ. / Перевод К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т.Дмитриева. – М: Логос, 2000. – 448 с.
31. Плахутина И.В. Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями аутистического спектра // Актуальные исследования. – 2023. - №2 (132). – Ч.II. – С. 79-81.
32. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 28-35.
33. Попова Е.С. Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях // Молодой ученый. – 2018. – № 45 (231). – С. 274-283.
34. Прокопцова Е.И., Фокина О. А. Ручной труд как фактор развития творческой активности пяти–шестилетних дошкольников // «Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема». – № 4 (37) 2019. – С. 107-115.
35. Пухова Т.Н. Исследование степени развернутости игры дошкольника в зависимости от общего развития ребенка // Журнал практического психолога. – 1998. – № 3. – С. 14-23.
36. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. – М., 1896. – 257 с.
37. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 288 с.
38. Ткачёва В.В. Психолого-педагогическое изучение аутичных детей // Коррекционная педагогика. – 2005, № 1. – C. 19.
39. Тощенко Ж.Т., Цветоква Г.А. Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 464 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Министерство образования и науки РФ Приказ №1155 от 17.10.2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
41. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 519 с.
42. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. – Мн. Изд–во БелАПДИ – «Открытые двери». – 2015. – 245 с.
43. Яковлева Г.В., Андрющенко Е.В. Организация трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – Челябинск 2020. – 179 с.
44. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
45. Рубрикатор КР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/594_1

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ