Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 города Ставрополя.
Выборка: 8 детей.
Введение ……………………………………………..… 3
1.Теоретические основы изучения особенностей ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра ..7
1.1 Понятие и содержание навыков ручного труда в психолого-педагогической литературе …7
1.2 Особенности развития навыков ручного труда в период старшего дошкольного возраста ..11
1.3 Специфика навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра ……14
2. Экспериментальное исследование по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра ... 19
2.1. Организация и методы экспериментального исследования по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра ...………………19
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов экспериментального исследования по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра……22
2.3. Методические рекомендации для педагогов по развитию навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра …………26
Заключение …………………………………………………………… 32
Литература ………………………………………………………………. 34
Актуальность исследования. Ежегодно количество детей с диагнозом «расстройства аутистического спектра» увеличивается. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1 из 160 детей имеет различные расстройства аутистического спектра (РАС). По мнению Ф. Аппе, «… данный диагноз характеризуется следующими чертами: стремление к самоизоляции, утрата связей с окружающим миром, зацикленность на собственных переживаниях, отсутствие или утрата социальных навыков, полное или частичное отсутствие языковых навыков, стереотипно повторяющиеся действия и интересы, направленные, в большинстве случаев, на неодушевленные объекты».
Особенно остро сказывается искаженное развитие, в данном случае, на развитии ручной моторики данной категории детей, и, как следствие навыков ручного труда, которые являются основополагающими элементами в становлении их самостоятельной жизни. В связи со сложностью этиопатогенетических механизмов нарушения, автоматического полноценного формирования данных навыков у детей с РАС не происходит (Т.Е. Вейс, К. Гилберт, М. Раттер и др.).
А ручной труд, в свою очередь, имеет колоссальное значение – он способствует развитию мелкой моторики, что стимулирует и активизирует речь, при этом параллельно также развиваются внимание, мышление, воображение, координация, зрительная и двигательная память. Поэтому несформированность навыков ручного труда у детей с РАС взаимообуславливает задержку и/или искажение всех вышеперечисленных процессов и функций (Е.Р. Баенская, В.М. Башина, В.Я. Гиндикин, М.М. Либлинг, Т.Н. Павлий и др.).
Развитие навыков ручного труда особенно актуально в период дошкольного возраста, т.к. он является специфической творческой деятельностью, которая удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность, образные представления, образное мышление, воображение. Отсутствие в воспитательном процессе трудовой составляющей может привести к задержке в развитии личности.
Систематические углублённые исследования ручного труда отмечены в работах Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, А.Д. Шатова и др. Их исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах и формах организации ручного труда и его роли воспитания личности ребёнка детского возраста.
Вопросами формирования навыков ручного труда детей дошкольного возраста в последние десятилетия занимались М. Гукасова, Н.М. Конышева, В.П. Кузнецов, И.Г. Майорова, В.Г. Машинистов, Я.А. Рожнев, В.И. Романина, А.Е. Стахурский, Б.В. Тарасов, Н.Е. Цейтлин и др.
Ввиду актуальности проблемы, в последние время в появились экспериментальные исследования, посвященные развитию навыков ручного труда у детей, в т.ч. старшего дошкольного возраста, с РАС как за рубежом (Э. Блейлер, Л. Каннер и др.), так и в нашей стране (О.С. Аршатская, О.С. Никольская и др.), однако в связи с высокой гетерогенностью проявлений РАС, данные наработки не могут быть унифицированы и в полной мере реализованы в прикладном ключе при индивидуальной работе с детьми.
Поэтому для повышения показателей эффективности такой работы, на наш взгляд, следует в каждом конкретном случае, прежде всего, выявить индивидуальные особенности проявлений указанного нарушения, специфику и уровень развития навыков ручного труда, а также учесть возрастные и индивидуальные возможности детей старшего дошкольного возраста с РАС.
На основании вышеизложенного целью нашего исследования выступает выявление особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Объект исследования – процесс овладения навыками ручного труда детьми старшего дошкольного возраста с РАС.
Предмет – специфические особенности навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Гипотеза исследования: если у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются РАС, то их навыки ручного труда будут иметь свои специфические особенности, обусловленные нарушением координации движений общей и мелкой моторики их стереотипностью: затруднения в действиях с материалами и предметами, а именно – трудности различных видов захвата и удержание предметов в руке; не умение вращать, нажимать, сжимать предмет; не умение вынимать, складывать предметы, перекладывать предметы; вставлять предметы в отверстия, нанизывать предметы на стержень, шнурок; осуществление действий по подражанию, образцу и речевой инструкции; умение: сминать, разрывать, размазывать, разминать, пересыпать, переливать, наматывать различный материал; понимания свойств отдельных материалов.
Задачи:
1. на основе анализа зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования описать понятие, содержание, особенности развития ручного труда у детей в период старшего дошкольного возраста, а также представить специфику их развития у детей старшего дошкольного возраста с РАС;
2. выявить критерии, показатели и уровни диагностики особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС;
3. реализовать экспериментальную работу по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС: провести анализ и интерпретацию полученных результатов, сформировать основные выводы;
4. составить методические рекомендации для родителей по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
Методы исследования:
теоретические: анализ литературы (анализ, синтез и интерпретация информации научной и научно-практической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
практические: педагогический эксперимент (констатирующий), количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 города Ставрополя.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Проведенное исследование посвящено актуальной проблеме по развитию навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
В ходе проведенного исследования нами были решены поставленные в начале исследования задачи, раскрывающие следующие:
навык ручного труда – это овладения инструментами, рациональное использование материалов и изготовление предметов из них. выделить основные виды ручного труда: художественно-творческая (изобразительная) и конструктивная деятельность.
основные виды ручного труда детей старшего дошкольного возраста (моделирование, лепка, конструирование из бумаги; изготовление различных поделок), определить наиболее значимые навыки ручного труда (сгибание, резание, склеивание и вклеивание, нанизывание, отделка объемной аппликацией, обклеивание объемных форм способом папье-маше, вырезание и формовка); представлены критерии оценки данных навыков ручного труда (уровень знаний детей о возможностях используемых в ручном труде материалов; умение планировать конечный результат ручного труда; умение правильно и безопасно пользоваться материалами и необходимыми инструментами).
особенности в развитии навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС: затруднения в действиях с предметами и с материалами (затруднения в понимании свойств отдельных материалов, захвате и удержание предметов; умении сгибать, склеивать и вклеивать бумагу; умении резать ножницами и др.).
Таким образом, теоретический анализ литературы высветил необходимость проведение экспериментального исследования и позволил решить третью и четвертую задачи исследования по выявлению особенностей навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС, целью которого стало изучение навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Для проведения констатирующего этапа исследования нами была подобраны метод наблюдения и методика диагностики навыков ручного труда А.Н. Малышевой. Результаты данных методик позволили нам выявить следующее: дети контрольной группы имеют высокий уровень сформирвоанности навыков ручного труда, а в экспериментальной группе преобладает средним и низкий уровень развития навыков ручного труда.
Нами были выявлены следующие особенности навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с РАС: затрудняются вырезать предметы по контуру, испытывают трудности при соединении двух деталей в целое; затрудняются вдевать нитку в иголку и завязывать узелки. Все это свидетельствует об отставании в развитии навыков ручного труду у детей старшего дошкольного возраста с РАС.
На основании полученных результатов мы разработали методические рекомендации для педагогов по выявлению особенностей развития навыков ручного труда у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Бадартдинова Н.А. Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС на начальном этапе дошкольного образования: метод. пособие. – Самара, 2020. – 80 с.
2. Башина В.М. Аутизм в детстве. – М.: Медицина, 2008. – 253 с.
3. Буре Р.С. Дошкольники труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: «Мозаика-синтез», 2011. – 234 с.
4. Вербенец А.М., Базикало С.В., Игнатенко Е.Е. Проблема проектирования предметно-развивающей среды в аспекте обеспечения качества художественно-творческого образования дошкольников // Сборник науч. статей по матер. междунар. науч.-практ. конфер. «Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования». – СПб., 24-25 марта 2014. Вып. № 2. – С. 172-179.
5. Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. 2-еизд-е. – М., 2005. – 128 с.
6. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие. – М.: ВЛАДОС. – 2013. – 144 с.
7. Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции // Издательство «Генезис», 2018. – 168 с.
8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: 2003. – 344 с.
9. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Ермеев Д.К. – М., 1996. – 811 с.
10. Довбня С.В., Морозова Т.И., Залогина А.М. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе : Практики с доказанной эффективностью. — М.: Альпина ПРО, 2022. – 168 с.
11. Жукова О.Р. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. – 2006. – №11. – С.17-27.
12. Зотова Т. Н. Ручной труд в российских и зарубежных школах: история становления до XX века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 4. – С. 78-85.
13. Караневская О.В. Начальный этап коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Материалы Международной науч.-практ. конференции «Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях полифункциональной интерактивной среды». – М.: 2008. – C. 23- 27.
14. Коджаспирова Г.М. Педагогика : учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2023. – 711 с.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
16. Кутьина Л.Н. Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста // Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/ruchnoy-trud-v-razvitii-detey-starshego-doshkolnogovozrasta-2932826.html.
17. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозайка-Синтез, 2007. – 248 с.
18. Лапина С.А. Ручной труд как компонент современного технологического образования школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. – С. 38-46.
19. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. – М.: Просвещение, 2015. – 95 с.
20. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 168 с.
21. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 576 с.
22. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Аппликация. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 144 с.
23. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с. – 283 с.
24. Мансуева Т.С. Комплексная реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра. – М: Просвещение, 2017. – 145 с.
25. Маркова В.А., Аверин С.А. Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля». – М., 2017. – 46 с.
26. Моурлот Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Самара: СГПУ, 2007 – 122 с.
27. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2017. – 342 с.
28. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 232 с.
29. Османова Г.А Новые игры с пальчиками дня развития мелкой моторики. – СПб.: КОРОНА-ВЕК, 2008. – 77 с.
30. Пирс С. Избранные философские произведения. Пер. с англ. / Перевод К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т.Дмитриева. – М: Логос, 2000. – 448 с.
31. Плахутина И.В. Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями аутистического спектра // Актуальные исследования. – 2023. - №2 (132). – Ч.II. – С. 79-81.
32. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 3. – С. 28-35.
33. Попова Е.С. Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях // Молодой ученый. – 2018. – № 45 (231). – С. 274-283.
34. Прокопцова Е.И., Фокина О. А. Ручной труд как фактор развития творческой активности пяти–шестилетних дошкольников // «Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема». – № 4 (37) 2019. – С. 107-115.
35. Пухова Т.Н. Исследование степени развернутости игры дошкольника в зависимости от общего развития ребенка // Журнал практического психолога. – 1998. – № 3. – С. 14-23.
36. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. – М., 1896. – 257 с.
37. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 1. – 288 с.
38. Ткачёва В.В. Психолого-педагогическое изучение аутичных детей // Коррекционная педагогика. – 2005, № 1. – C. 19.
39. Тощенко Ж.Т., Цветоква Г.А. Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. – 464 с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Министерство образования и науки РФ Приказ №1155 от 17.10.2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
41. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2003. – 519 с.
42. Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. – Мн. Изд–во БелАПДИ – «Открытые двери». – 2015. – 245 с.
43. Яковлева Г.В., Андрющенко Е.В. Организация трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – Челябинск 2020. – 179 с.
44. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.
45. Рубрикатор КР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/schema/594_1