Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) (Северо-Кавказский Федеральный Университет)

Работа №139512

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы32
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Ставропольском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Ставрополя».
Выборка: 4 детей.
Есть приложения.

Введение ………………………………………..…………………….. 3
1. Теоретические основы изучения особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ...7
1.1 Структура и содержание понятия «мышление» в психолого-педагогической литературе …7
1.2 Онтогенетические особенности развития мышления у детей в старшем дошкольном возрасте …………………………………….......10
1.3 Специфика мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития …………..……………………12
2. Экспериментальное исследование по выявлению особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ...15
2.1. Организация и методы экспериментального исследования по выявлению особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ...…………15
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов экспериментального исследования по выявлению особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития …………………..………………………………. 19
2.3. Методические рекомендации для педагогов по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ……………………………………21
Заключение …………………………………………………………… 25
Литература ……………………………………………………………. 27
Приложение …………………………………………………………... 30


Актуальность исследования. Ежегодно количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) увеличивается. По статистике Министерства просвещения РФ, дети с ЗПР – самая многочисленная категория среди детей с ограниченными возможностями здоровья (около 40%). Это могут быть как дети, которые близки к возрастной норме, так и те, которые сильно отстают в развитии и нуждаются в специализированной помощи. Однако вне зависимости от степени ЗПР исследования показывают, что для благоприятного прогноза развития ребёнка необходимы своевременное выявление проблемы и комплексная коррекционная помощь специалистов.
Вопросы изучения ЗПР в ретроспективном ключе интересовали многих зарубежных (А. Бентон, Х. Муклебаст, Ф. Стокерт, Л. Тарнополь, К. Этлингер и пр.) и отечественных учёных (А.И. Блинова, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.А. Катаева, У.Е. Кузнецова, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Н.Г. Морозова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Ж.И. Шиф и пр.).
Однако ввиду расширения вариативности нарушений в структуре ЗПР, а также их разнохарактерным проявлением, все чаще встречающимися сегодня, актуальность проблемы остается довольно острой. Поэтому многие современные ученые продолжают вести исследования в данном направлении (В.А. Балуева, В.В. Кисова, И.А. Конева, М.Ю. Максимова, С.В. Романова, Н.Н. Сентябрев, А.А. Шамардин).
Обычно ЗПР диагностируется у детей в младшем школьном возрасте, что связано с началом реализации учебной деятельности. Однако сейчас становится популярна диагностика ЗПР у детей уже в дошкольном возрасте. Это позволяет намного раньше выявить проблему, и тем самым, в более ранние сроки начать коррекционную работу, что безусловно повышает её эффективность. Именно поэтому в проводимом нами исследовании, мы считаем актуальным рассмотреть работу с контингентом детей старшего дошкольного возраста.
Разные подходы к исследованию особенностей развития при ЗПР показывают, что общим для данного нарушения является задержка темпов развития психических процессов и функций, где важное место принадлежит именно мышлению (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина), т.к. от мышления зависит степень и качество познания окружающей действительности и успешность дальнейшего школьного обучения. П.Я. Гальперин характеризует мышление как высший познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности и существующих связей между явлениями внешнего мира.
Однако, говоря о детях старшего дошкольного возраста с ЗПР, следует отметить ряд особенностей, характеризующих мышление. Такие исследователи, как (Т.А. Власова, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина) подчеркивают, что мышлению данной категории детей свойственны: несформированность отдельных мыслительных операций, поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности и пр.
При этом, важно учитывать, что данные особенности, степень их выраженности и вариативность комбинаций может быть абсолютно различна. Поэтому необходимо проводить индивидуальную диагностику каждого ребенка, и на основании полученных данных выстраивать коррекционный маршрут.
На основании вышеизложенного целью нашего исследования выступает выявление особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – процесс развития мышления в период старшего дошкольного возраста.
Предмет – особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: если у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются ЗПР, то для данной категории обучающихся будут характерны особенности мышления, а именно – несформированность отдельных мыслительных операций, поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности, а также нарушение развития мыслительной деятельности в целом.
Задачи:
1. на основе анализа зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования охарактеризовать структуру и содержание понятия «мышление», особенности развития мышления у детей в старшем дошкольном возрасте при нормотипичном развитии и ЗПР;
2. выявить критерии, показатели и уровни диагностики особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
3. реализовать экспериментальную работу по выявлению особенностей мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: провести анализ и интерпретацию полученных результатов, сформировать основные выводы;
4. разработать методические рекомендации для педагогов по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования:
 теоретические: анализ литературы (анализ, синтез и интерпретация информации научной и научно-практической психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
 практические: педагогический эксперимент (констатирующий), количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Ставрополя».
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по 3 параграфа), заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведения исследования мы рассмотрели в теоретико-прикладном ключе особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретическое исследование позволило нам сделать выводы:
– в психолого-педагогической литературе нет единого представления о содержании, понятии и структуре мышления, однако ученые сходятся во мнении, что под мышлением понимается процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным, опосредованным отображением предметов или явлений действительности в их существенных связях и отношениях.
– структуру и содержание мышления составляют такие логические операции, как: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация. А также виды мышления: конкретно-действенное (наглядно-действенное) мышление, конкретно-образное (наглядно-образное) мышление и абстрактное (словесно-логическое) мышление.
– основными особенностями мышления являются: первое – это его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, он познает косвенно, опосредованно: неизвестное через известное, второе – обобщенность мышления. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом.
Анализ результатов экспериментального исследования позволяет сделать следующие выводы:
– ЭГ значительно отстает в развитии мышления от КГ, а именно на 33,3 %.
– экспериментальным путем мы выявили следующие особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: в больше степени у данной категории детей развито наглядно-действенное мышление, однако наглядно-образное и словесно-логическое мышление нуждаются в развитии, поэтому как следствие, у них отсутствуют такие мыслительные операции, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и классификация.
На основании анализа полученных результатов мы разработали методические рекомендации для педагогов по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза подтверждена.



1. Алехин А.Н. Особенности мышления современных дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // А.Н. Алехин, С.И. Беляева. – М.: Клиническая и специальная психология, 2023. Том 12. № 3. С. 57–77.
2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: МОДЭК, 2008. – 406 с.
3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – Издательство «Лабиринт», М., 1999. – 352 с.
4. Гнатюк Л.В. Ритмика и мышление. О природе субъективного мира [Текст]: монография / Л.В. Гнатюк. – Сумы: Университетская книга, 2010. – 208 с.
5. Забрамная С.Д. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: Владос, 2003 – 32 с.
6. Казакова Н.Т. Философия науки: электронный учебно-методический комплекс. Красноярск, 2013. – 511 с.
7. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева. – М.: Изд-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. – Екатеринбург, 1995. 155 с.
8. Лебединский В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.
9. Малеева З.П. Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников. // Воспитание и обучение детей дошкольного возраста. – 2009. – No1. – С. 165-168.
10. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 720 с.
11. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
12. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, H.A. Никашиной. М.: Просвещение, 1981. 120 с.
13. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением тем¬па развития // Обучение и воспитание детей «группы риска». Хрестоматия: Со¬став. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. М.: Ин-т практ. Психологии; 1996. С. 111-5.
14. Радугин А.Л. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие. 2002. – 256 с.
15. Савина Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Главный редактор А.П. Олейникова. – М.: «Прометей» МПГУ, 1998. – 252 с.
16. Селиванов В.В. Современное состояние и перспективы теории мышления А.В. Брушлинского // Психологический журнал, 2008. –Vol. 29. – С. 29-40.
17. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.
18. Стрекалова Т.А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития: Дис. ...канд. психол. наук. – М., 1982. – 166 с.
19. Татрова А.С. Психология: учебно-методическое пособие для студ. высш. учеб. зав. / А.С. Татрова. – М.: Издательство Российской Академии Естествознания, 2010. – 113 с.
20. Тихомиров О.К. Психология мышления [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / О.К. Тихомиров. – М., 1984. – 272 с.
21. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития / У.В. Ульенкова. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
23. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. – 2004. – 68 с.
24. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст]/ С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 96 с.
25. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 1960. – 328 с.
26. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ