Работа сделана на примере Смоленской таможне.
Проведен анализ данных за 2018-2020 годы.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы корректировки таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС
1.1 Понятие и методы определения таможенной стоимости товаров в ЕАЭС 6
1.2 Характеристика системы контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС 11
Глава 2 Анализ проведения контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС
2.1 Порядок проведения контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС 22
2.2 Проблемы и пути совершенствования системы контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС 30
Заключение 41
Список использованных источников 44
При импорте товаров каждый декларант сталкивается с понятием таможенной стоимости. Для того чтобы правильно рассчитать таможенную стоимость, необходимо выбрать и применить метод расчета, а также сформировать декларацию.
Под таможенной стоимостью понимается стоимость товара, определяемая с целью расчета таможенных пошлин (пошлин, таможенных налогов, акцизов, НДС).
Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает различные виды таможенных деклараций:
декларация продуктов;
транзитная декларация;
таможенная декларация пассажиров;
заявление о транспортном средстве.
Первая декларация заполняется в том случае, если товар помещается под таможенные процедуры. Вторая декларация заполняется в том случае, если товары помещаются под таможенные процедуры транзита. Третье заявление заполняется, если товар перевозится для личного пользования. Декларация транспортного средства заполняется, когда транспортное средство перемещается через границу и используется ли оно для дальнейших продаж.
Таможенные пошлины также взимаются в соответствии с предоставленной декларацией:
если в российских рублях размер составляет 0,1% от таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
если в иностранной валюте, то 0,05% от их цены.
Таможенная валютная часть оплачивается исключительно в валютной составляющей, согласно курсу Центрального банка. Кроме того, таможенные органы взимают плату за хранение товара или транспортного средства. Склад может принадлежать как таможенному органу, так и его структурному подразделению, а также уполномоченному представителю. Все необходимые пошлины оплачиваются до транспортировки товара или транспортного средства или предоставляются вместе с декларацией.
Таможенная стоимость, заполняемая декларантом, определяется одним из методов:
сложение стоимости;
вычитание стоимости;
метод по цене сделки с ввозимым товаром;
метод по цене сделки с идентичным товаром;
метод по цене сделки с однородным товаром.
Каждый метод применяется в определенном случае, исключение составляет метод вычитания и сложения. В случае, если не подходит ни один метод, использую резервный метод.
Объектом исследования курсовой работы является система контроля таможенной стоимости в ЕАЭС.
Предметом курсовой работы является механизм контроля контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.
Цель курсовой работы – разработать пути совершенствования системы контроля таможенной стоимости, применяемой таможенными органами в ЕАЭС.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и методы определения таможенной стоимости товаров в ЕАЭС;
охарактеризовать систему контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС;
проанализировать порядок проведения контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС;
выявить проблемы и пути совершенствования системы контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.
В курсовой работе были использованы такие методы общенаучного исследования как: анализ, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей.
Данная курсовая работа включает обширную информационную базу. В нее вошли монографии, научные статьи, ресурсы сети Интернет, а также нормативно-правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и приложений.
Во введении обозначены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования.
Первая глава раскрывает теоретические основы контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.
Во второй главе проанализирован порядок проведения контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, а также выявлены проблемы и пути совершенствования системы контроля таможенной стоимости товаров.
В заключении сделаны основные выводы по результатам исследования.
Таможенная стоимость – одна из самых важных характеристик товара, ввозимого на территорию ЕАЭС, поскольку:
используется как база для расчета таможенных платежей: пошлин (ввозных/вывозных), НДС, акцизов, сборов;
позволяет определить не только фактическую стоимость товара, но и размер финансовых затрат на его транспортировку до таможенной границы Союза;
используется для ведения таможенной и внешнеторговой статистики.
Помимо этого, таможенная стоимость может являться основанием для применения нетарифных и иных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.
Расчет таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок и методы определения ТС. На текущий момент такими НПА являются:
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;
Федеральный закон от 03 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
За 2020 г. в регионе деятельности Смоленской таможни таможенные операции осуществляли более 3300 юридических лиц, что на 9,6% больше чем за аналогичный период прошлого года.
В таможне за этот период по всем таможенным процедурам проведено операций по более 126000 декларациям на товары, в том числе по экспорту –13,7 тыс.
Рост по отношению к аналогичному периоду 2019 г. составил 3%, в том числе по экспорту – 58%.
С применением технологии автоматической регистрации зарегистрировано более 6000 электронных деклараций. Время регистрации декларации вместо двух часов, предусмотренных действующим законодательством, составляет менее одной минуты. По процедуре автоматического выпуска товаров оформлено 1320 деклараций на товары. Время оформления одной декларации составляет от двух до трёх минут.
Смоленской таможней по итогам работы за 2020 год в федеральный бюджет перечислено более 161 млрд рублей таможенных платежей , что на 11,8% больше чем в 2019 году. Плановое задание по перечислению денежных средств в федеральный бюджет выполнено на 100,1 %.
По всем процедурам перемещения товаров оформлено более 201 тысячи деклараций на товары (ДТ), что на 3,3% больше аналогичного периода 2019.
По объемам декларирования и перечисляемых платежей среди таможен Центрального таможенного управления Смоленская таможня занимает первое место.
В минувшем году продолжился, хотя и незначительный, рост числа участников, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Количество импортеров и экспортеров составило 4915 участников ВЭД. Для сравнения в 2019 году число таких участников равнялось 4857. Экспортные операции осуществляли 943 участника ВЭД, импортные – 4400.
Внешнеторговый оборот за 12 месяцев 2020 года составил более 12 млрд долл. США, в том числе со странами дальнего зарубежья – 97% от оборота в целом, странами СНГ – 3%. По сравнению с 2019 годом объемы внешней торговли увеличились на 4,6% в результате увеличения импорта на 3,9% и экспорта на 17,8%.
География экспортных поставок в регионе деятельности таможни весьма обширна – 97 стран мира. Крупными партнерами, влияющими на объемы экспорта являлись: Бразилия (22% в общем объеме экспорта), Украина (14%), Польша (8%), Германия (7%), Литва (6%), Азербайджан (6%), Молдавия (3%), прочие (34%)
Несмотря на высокие показатели роста, взимание таможенных платежей осложняется проблемой уклонения от их уплаты, подрывающей в значительной степени их защитное и регулирующее воздействие. При этом федеральным бюджетом теряется значительная часть доходов, нарушается условие равноправной конкуренции внутри страны и создаются серьезные препятствия для развития внутреннего производства. Кроме того, среди проблем таможенного администрирования платежей можно выделить:
ошибки идентификации таможенных платежей;
неправомерное предоставление льгот и отсрочек;
задержки при перечислении;
невозможность взыскать штрафы до истечения срока давности, которые также наносят масштабный ущерб доходам федерального бюджета нашей страны.
В условиях значительного колебания показателей доходности бюджета в зависимости от результатов внешнеэкономической деятельности, приоритетным направлением финансовой политики государства должно стать не столько решение проблем бюджетно-налогового регулирования, сколько повышение эффективности таможенной политики в части взимания платежей при осуществлении внешнеэкономической деятельности.