Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 20 человек.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕВОЖНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 5
1.1. Тревожность – понятие и её виды. 5
1.2. Причины и следствия тревожности. 8
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1. 10
2. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. 11
2.1. История возникновения темперамента. 11
2.2. Основные свойства и типы темперамента. 13
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2. 18
3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ. 19
3.1. Организация исследования. 19
3.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи типа темперамента и уровня тревожности. 20
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 29
Тревожность является одной из важных и актуальных проблем в современной психологии.
Высокий уровень тревожности, негативно влияет на все сферы жизни человека: на его способность к обучению, на его общение с окружающими людьми, на здоровье и общее психологическое благополучие. Для определения и коррекции уровня тревожности, необходимо знать её первоначальную причину формирования.
Некоторые ученные, такие как, например Г. Айзенк, В. С. Мерлин, убеждены в том, что темперамент – является одним из основных источников тревожности. При понимании тревожности как свойства темперамента в качестве основных факторов признаются природные предпосылки - свойства нервной и эндокринной систем, в том числе, слабость нервных процессов [1].
Если обратиться к методике Г.Айзенка, то можно пронаблюдать взаимосвязь тревожности и типа темперамента, так, например, наиболее высокие показатели по шкале нейротизма свойственны меланхоликам и холерикам. Каждый отдельный тип темперамента имеет определённую подверженность эмоциональным факторам, одним из которых является тревожность.
На выбор данной темы, повлиял тот фактор, что несмотря на то, что некоторые ученные рассматривали влияние темперамента на уровень тревожности, эта проблема изучена не до конца.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между типом темперамента и уровнем тревожности.
Объект исследования – тип темперамента и уровень тревожности.
Предмет исследования – влияние типа темперамента на уровень тревожности.
Методами работы являются анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, интерпретация.
Методики, использованные в работе:
• методика Спилбергера-Ханина на выявление личностной и ситуативной тревожности;
• личностный опросник Айзенка, для определения доминирующего типа темперамента.
Гипотеза: между типом темперамента и уровнем тревожности существует взаимосвязь.
Задачи исследования:
• Подобрать литературу и раскрыть понятие темперамента, его основные свойства и виды;
• Проанализировать литературу и дать определение понятию тревожности, раскрыть её сущность и выявить факторы, влияющие на её появление.
• Провести эмпирическое исследование, целью которого является — выявить взаимосвязь между типом темперамента и уровнем тревожности.
• Подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
• Сделать выводы на основании полученных результатов.
Проведенный в данной работе теоретический и эмпирический анализ позволяет сделать вывод, о том, что между типом темперамента и уровнем тревожности существует взаимосвязь.
Эта взаимосвязь обусловлена соответствующими свойствами нервных процессов, на которых базируются типы темперамента.
Повышенному уровню тревожности в значительной части случаев соответствует высокая степень подвижности нервных процессов, а низкой тревожности – малая подвижность нервной системы. Именно поэтому нестабильным холерическому и меланхолическому типам темперамента – чаще всего свойственны высокий или средний уровень тревожности, а спокойным сангвиникам и флегматикам – присущ низкий, или же в отдельном случае, средний уровень тревожности.
Таким образом, результаты проведенного эмпирического исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о существовании взаимосвязи между темпераментом и тревожностью.
Цель исследования достигнута. Все задачи успешно решены. Гипотеза подтверждена.
1. Аскерова Ф.М. Особенности проявления тревожности у детей с различными типами темперамента // Вестник науки №6 (63) том 5. С. 270 - 274. 2023 г. ISSN 2712-8849 //
2. Астапов В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия / сост. В.М. Астапов. — СПб., 2001.
3. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - 464 c.
4. Коларькова А.В. Различные взгляды на причины возникновения тревожности в работах современных исследователей // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8
5. Катыгин Ю.А., Умнов В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками // Психофизиология. - Л, 1979, С. 46-49.
6. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов - М., 1995. С.217-224.
7. Левитов Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. - 1996. - №1.
8. Мельниченко О.Г. Исследование тревожности в связи с личностными биохимическими особенностями // Психофизиология. - Л., 1979. - С.95-97.
9. Мурик С. Э. Свойства нервной системы и темперамент : учеб. пособие / С. Э. Мурик. – Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. – 188 с.
10. Маклаков А.Г. Общая психология - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)
11. Мерлин В.С. Некоторые принципы психологической характеристики свойств темперамента / В.С. Мерлин. - Пермь, 1982. -С. 3 -22
12. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. - кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно-психологическое исследование с элементами математической статистики - 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998 г. - 632 с.
13. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан — «Питер», 2009
14. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование — 1998. Том 3. № 2
15. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: книга для учащихся / А.М.Прихожан - М.: Просвещение, 1994.-196с.
16. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. —304с. (Серия «Библиотека педагога-практика»)
17. Рогов Е. И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии 2-е изд. (1946г.) - СПб.: 2002 - 720 с. (Серия "Мастера психологии")
19. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность./ П.В. Симонов, П.М. Ершов. - М.: изд. «Наука», 1984. - 426 с.
20. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии. / Я. Стреляу. -М., 1982-161.
21. Трощий А. Р. Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
22. Ханин Ю.Л. Адаптация методики Ю.Л. Ханина. // Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. - Ленинград. - 1976. - 18 с.
23. Хорни К. Тревожность // Хорни К. Собр. соч. в 3 томах. – М.: Смысл, 1997. – Т.2. С. 174—180.
24. Цыплаков В.А. Психология тревожности. – М.: МИУ, 2004. – 56 с.
25. Шорохова, Е.В. Теоретические проблемы психологии личности, под ред. Е.В. Шорохова, М., 1974. – 367с.