Введение 3
Глава 1. Дискуссии о силовых и несиловых методах в теории международных отношений 7
1.1Природа силы в различных парадигмах науки международных отношений 7
1.2Классификация несиловых методов в политике 14
1.3 Проблема соотношения силовых и несиловых методов в политике 19
Глава 2. Силовые и несиловые методы как инструмент политики государств 24
2.1 Доктринальные аспекты силовых и не силовых методов в политике государств 24
2.2 Правовые аспекты силовых и несиловых методов в политике государств 32
Глава 3. Применение силовых и несиловых методов на примере современных международных конфликтов 37
3.1 Использование государствами силовых методов в современных конфликтах 37
3.2 Информационное противоборство как несиловой метод в современных конфликтах 41
Заключение 46
Эмпирическая база исследования 48
Актуальность темы исследования. Являясь одной из древнейших категорий, используемых человеком, сила, так или иначе, рассматривается всеми существующими концепциями политической мысли в теории международных отношений.
Широкое использование концепции силы в международной политике связано с тем, что на международной арене не существовало и не существует высшего органа политического управления, решающего правомерны ли действия акторов на международной арене, гарантирующего их мирные взаимоотношения и регулирующего использование силы.
Отсутствие единого для всех государств высшего органа управления, занимающегося интерпретацией правил поведения на международной арене, имеющим силу оценивать и изменять положение международных отношений, позволяет каждому актору внешней политики проводить деятельность по увеличению своего силового потенциала, вместе с этим борясь с увеличением влияния других государств.
Значение понятие силы как основного внешнеполитического ресурса любого государства в теории и практике мировой политики сложно переоценить. К анализу данной категории в определенные исторические периоды обращались представители разных школ, от реалистов до транснационалистов.
На теоретическо-концептуальном уровне проблема соотношения силовых и несиловых методов в международных отношениях состоит в отсутствии ясности границ применения и ответа государством на те или иные виды воздействия, вопрос использования различных инструментов национальной и международной безопасности в области применения методов силы не находит единой трактовки в рамках теоретических, доктринальных и практических моделях.
Анализ правовых и доктринальных аспектов применения силовых и несиловых методов в рамках международных конфликтов различного уровня, осуществляемое в рамках действия ООН, НАТО или отдельных стран, позволит оценить их практические основания на уровне международного права и законодательства отдельных государств.
На практическом уровне существует проблема анализа применения силовых и несиловых методов в современных конфликтах различными государствами и союзами государств, так как использование таких методов оказывает большое влияние на укреплениеи устойчивость безопасности всех государств на международной арене.
Новизна исследования. Проведено исследование теоритических, доктринальных и международно-правовых аспектов применения силовых инесиловых методов в международной политике, в рамках их соотношений в теории, международных и национальных доку-ментах и использования на практике.
Объектом ВКР выступает применение акторами международных отношений силовых и несиловых методов политики.
Предметом работы являются теоретические, доктринальные и правовые аспекты связанные с практикой использования силовых и несиловых методов в современных международных отношениях.
Цель выпускной работы – рассмотреть соотношение силовых и несиловых методов в современных международных отношениях.
Указанная цель определяет необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические взгляды и дискуссии о силовых и несиловых методах в теории международных отношений.
2. Установить проблемы классификации и соотношения силовых и несиловых методов в политике.
3. Исследовать доктринальные и правовые аспекты силовых и несиловых методов в политике государств.
4. Рассмотреть особенности применения силовых и несиловых методов на примере современных международных конфликтов.
Обзор источников. ВКР основывается на теоретических положениях и выводах российских и зарубежных авторов, а также на результатах анализа различных международных и национальных актов и международной политики.
Для изучения концепций теории международных отношений использовались труды зарубежных ученых: в рамках теории реализма работы Ганса Моргентау и Генри Киссинджера, взгляды основоположника неореализма Кеннета Уолтца, идеи классического реализма в рамках сочинений Джона Локка и Иммануила Канта, неолиберальные взгляды Роберта Кеохейнаи создатель идеи «мягкой силы» Джозеф Най, рассмотрение проблем глобализации в рамках силы в международных отношений в работах Джеймса Розенау, а также теоретические взгляды на природу и применение силы в международных отношениях в работах Б. Рассела, Дж.Стоссинджера, Д. Пучалы, и К. Норра, также роль силы в работах социальных конструктивистов Марты Финнемор, Александра Вендта и изучение феминистских подходов к силе в международных отношениях в работах К. Сильвестера и Дж. Скотта.
Для анализа силовых и несиловых составляющих международной политики изучены международные правовые документы:
Основополагающие документы Организации Объединенных Наций и конвенции, относящиеся к запрету применения силы: Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров, Гаагская Конвенция об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.
Документы и резолюции, связанные с предотвращением и урегулированием военных конфликтов: Определение агрессии ООН, Резолюция № 2249 Совета Безопасности ООН 2015 г., Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3314 (XXIX) и другие документы.
ОсновныестратегическиедоктриныОрганизацииСевероатлантическогодоговора (НАТО): NATO Strategy documents 1949-1969, Strategic Concept For the Defence and Security of The Members of the North Atlantic Treaty Organisation, The Alliance's Strategic Concept NATO,
Документы НАТО, связанные с современным информационным противоборством: Allied Joint Doctrine For Psychological Operations (AJP-3.10.1), Allied Command Operations And Allied Command Transformation Public Affairs Handbook, NATO Cyber DefenceидругиедоктринальныедокументыНАТО, заявления различных представителей данного альянса.
Доктринальные документы Соединенных Штатов Америки: Стратегии национальной безопасности: American National Security Strategy 2002, The National Security Strategy of the United States of America 2002, National Security Strategy 2015, National Security Strategy 2017,ДоктриныБуша, Обамы и Трампа.
Национальные оборонные и военные стратегии: The National Defense Strategy of The United States of America 2005, The National Military Strategy of the United States of America 2015, National Defense Strategy of The United States of America 2018 идругиедоктринальныесоставляющиенациональногозаконодательстваСШАвыступленияофициальныхлиц.
Внешнеполитические концепции, отражающие систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности Российской Федерации: Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 года, Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 года, Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 года, Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 года.
Аналитическиесправкинаучно-исследовательскиханалитическихорганизацийи «мозговых центров»: Организации изучающие «мягкую силу»: Global Ranking of Soft Power 2018, UNESCO Institute for Statistics, Center for Strategic and International Studies, Commission on Smart Power, American Councils for International Education, Council on International Educational Exchange.
Мозговые центры, изучающие международные конфликты и их последствия: UnitedS-tatesAgencyforInternationalDevelopment. The Council on Foreign Relations, Human Rights Watch, Center for International Security and Cooperation.
Центры изучения информационного воздействия: The European Centre Of Excellence For Countering Hybrid Threats, International Centre for Defence Studies и другие.
Также учитываются работы таких российских исследователей в области мягкой силы – Алексеева Т.А., Паршина П.Б., доктринальных основ НАТО – Печуров С.Л, изучения международных конфликтов – Фельдмана Д.М., проблем современных несиловых методов в рамках информационного противоборства в работах: Галушкина А.А., Кунакова Л. Н., Швеца Д.А и другие.
Методы исследования: анализ научной литературы отечественных и зарубежных ученых теории международных отношений, занимавшихся вопросом силы в международных отношениях. Анализ и обобщение материала внешнеполитических доктрин различных государств в области применения силы, анализ международного права в области силовой составляющей международных отношений и санкций за применение силовых методов, структурный и исторический анализ современных конфликтов и использования в них силовых и не-силовых методов воздействия.
Структура работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения и списка эмпирической базы исследования. В 1 главе рассматриваются теоретические дискуссии о силовых и несиловых методах, во 2 главе доктринальные и правовые аспекты данных методов, в 3 главе рассматриваются применение силовых и несиловых методов в современных конфликтах.
В условиях современного возрастания каналов и спектра угроз национальной безопасности, силовые и несиловые методы воздействия начинают занимать особое место в со-хранении политической стабильности.
Приоритет отдается несиловым методам и инструментам мягкой сил, так как они обладают более высокой эффективностью и являются наименее затратными. При этом, является важным баланс применения методов политики и принципа меры и достаточности в использовании основных средств и ресурсов.
Современное состояние политической системы характеризуется наличием большого количества конфликтов, разной степени остроты протекания и масштаба, однако не все конфликты, появляющиеся в обществе, приводят к подрыву существующей политической системы, так же, как и различные конфликтогены не содержат в себе непосредственную угрозу безопасности государства. Целями предупредительного воздействия должны выступать те конфликтные ситуации и конфликтогены, которые потенциально влияют на стабильность всей или частей системы.
Использование силовых методов не заключается в прямом использовании различных силовых структур государства по поддержанию порядка силой, в силовых методах содержится широкое поле действий, подчиненных сохранению политической стабильности в продолжительном периоде и сохранение политической системы.
Несиловые методы же заключаются в широком спектре технологий не только урегулирования, но и прежде всего предотвращения и мониторинга конфликтов.
Проблема соотношения силы всегда была и остается одной из самых сложных и дискуссионных в международных отношениях. С одной стороны, очевидно, что силовые методы использовалась и продолжает использоваться для решения самых разных задач, с другой стороны, вся система международного права, Организации Объединенных Наций нацелена на то, чтобы процент применения силы был как можно меньше.
Применение силовых методов как через миротворчество под эгидой ООН, так и через гуманитарную интервенцию, через вооруженные конфликты, через гражданские войны сегодня приобретает особо острое звучание.
Для определения возможного соотношения силовых и несиловых методах в современных международных конфликтах необходимо концептуальное и системное изложение основ современного противоборства, которое строится на иных принципах, чем в сегодняшнем мире.
Тем не менее, создание только такого глобального проекта недостаточно, даже при детальной разработке проекта, необходимы проработанные механизмы реализации: ресурсы, методы, технологии на общем международном уровне, при общем равенстве стран-участников такого глобального проекта.
В качестве одного из обязательств такого проекта необходимо указать обеспечение соблюдения норм права прав человека в ходе любого военного конфликта. Создание такого проекта невозможно без обладания Организацией Объединенных Наций развитого санкционного механизма, действующим в защиту международного правопорядка и человека.
Неоспоримыми преимуществами ООН области регулирования применения силы является ее легитимность в рамках работы Совета Безопасности по поддержанию международного порядка, универсальная компетенция, беспристрастный и коллективный характер деятельности, обширный миротворческий и антикризисный опыт и разнообразный арсенал средств по предотвращению и пресечению угроз международной безопасности.
1. Кант, Иммануил Сочинения в шести томах. М., "Мысль", Т. 6. 1966. С.257-347.
2. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 1988. С. 137–405.
3. Сунь-Цзы Искусство войны. М.: АСТ, 2017.
4. Morgenthau H. Politics among Nations. 4th ed. New York, 1967. P. 97.
5. Morgenthau H. Truth and Power: Essays of a Decade, 1960–70. NewYork: PraegerPublishers, 1970
6. Kissinger H. Russian and American Interests After the Cold War. Washington: Center for Stra-tegic and International Studies, 1994.
7. Kissinger H. The White House Years. New York: Simon & Schuster Paperbacks, 2001.
8. Waltz K. Realism and International Politics. N.Y., 2008.
9. Waltz K. Theory of International Politics. N.Y., 1979.
10. Keohane R. Realism, Neorealism and the Study of World Politics. Neorealism and Its Critics. New York: Columbia University Press. 1986.
11. Keohane R., Nye J. Transnational Relations and World Politics: An Introduction. International Organization. New York: International Organization. Vol. 25. No. 3. 1971.
12. Keohane R. After Hegemony: Cooperation and Discord in the World Political Economy, 1984.
13. Keohane R. Neorealism and Its Critics. New York: Columbia University Press, 1986.
14. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. New York: Basic Books. 1990.
15. Nye J. and Keohane R. Transnational Relations and World Politics: A Conclusion International Organization, 1971.
16. Nye J. Soft power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. 208 p.
17. Nye J. Notes for a soft-power research agenda / Power in World Politics 2007. P.163-164.
18. Finnemore M. National Interests in International Society. 1996.
19. Finnemore M. Norms, culture, and world politics: insights from sociologys institutionalism. 1996.
20. Wendt A. On constitution and causation in international relations 1998.
21. Wendt A. The agent-structure problem in international relations theory. 1987.
22. Wendt A. Anarchy is what states make of it: The social construction of power politics. 1992.
23. Rosenau J. Along the Domestic-Foreign Frontier: Exploring Governance in a Turbulent World Front Cover Cambridge University Press, 1997.
24. Russel B. Power. A New Social Analysis/B. Russel. London, 1965.
25. Stossinger J.G. The Might of Nations. World Politics in Our Time. NewYork, 1969.
26. Puchala D. The History of the Future of International Relations // Ethics and International Af-fairs. 1994. Vol. 8. No 3. P. 187.
27. Knorr K. The Power of Nations. New York, 1975. P. 9.
28. Sylvester C. Tensions in Feminist Security Studies // Security Dialogue. 2010. №41. P. 607-614.
29. Scott J. Gender and the Politics of History. N.Y.: Columbia University Press, 1999.
30. Gallarotti G. The Power Curse: Influence and Illusion in World Politics, Boulder. Lynne Rienner Press, 2010.
31. Gallarotti G. Soft Power: What it is, Why it’s Important, and the Conditions Under Which it Can Be Effectively Used. Journal of Political Power. 2011.
2. Документы:
1) Международныхорганизаций:
ООН
32. League of Nations Treaty Series Publication of Treaties and International Engagements regis-tered with the Secretariat of the League of Nations. // ООН URL: https://treaties.un.org/doc/Publication/UNTS/LON/Volume%2094/v94.pdf (датаобращения: 20.05.2019).
33. Устав ООН // ООН URL: https://www.un.org/ru/charter-united-nations/ (дата обращения: 20.05.2019).
34. Совет Безопасности ООН // ООН URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru (дата обращения: 20.05.2019).
35. Венская конвенция о праве международных договоров // ООН URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/law_treaties.shtml (дата обращения: 20.05.2019).
36. Гаагская Конвенция об ограничении силы в применении силы при взыскании по дого-ворным долговым обязательствам // Международное право URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=796 (дата обращения: 20.05.2019).
37. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций // ООН URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обра-щения: 20.05.2019).
38. Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее приме-нения в международных отношениях // ООН URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/useofforce_refraining.shtml (дата обращения: 20.05.2019).
39. The Responsibility to Protect // United Nations Office on Genocide Prevention and the Responsibil-ity to Protect URL: https://www.un.org/en/genocideprevention/about-responsibility-to-protect.shtml (датаобращения: 04.05.2019).
40. Определение агрессии // ООН URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml (дата обращения: 20.05.2019).
41. Резолюция 2249 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7565-м заседании 20 но-ября 2015 года // ООН URL: https://undocs.org/ru/S/RES/2249(2015) (дата обращения: 20.05.2019).
42. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (XXIX) // ООН URL: https://undocs.org/ru/A/RES/3314(XXIX) (дата обращения: 20.05.2019).
43. Remarks at an Emergency UN Security Council Briefing on Chemical Weapons Use in Syria // The U.S. Mission to the United Nations URL: https://usun.state.gov/remarks/8371 (датаобра-щения: 20.05.2019).
НАТО
44. NATO Strategy documents 1949-1969 // NATO URL: https://www.nato.int/docu/stratdoc/eng/intro.pdf (датаобращения: 11.05.2019).
45. Strategic Concept For the Defence and Security of The Members of the North Atlantic Treaty Organisation // NATO URL: https://www.nato.int/lisbon2010/strategic-concept-2010-eng.pdf (датаобращения: 04.01.2019).
46. Prague Summit Declaration Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Prague on 21 November 2002 // NATO URL: https://www.nato.int/docu/pr/2002/p02-127e.htm (датаобращения: 15.05.2019).
47. NATO Standard AJP-3.10.1 Allied Joint Doctrine For Psychological Operations Edition B Version 1 // Government of the United Kingdom URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/450521/20150223-AJP_3_10_1_PSYOPS_with_UK_Green_pages.pdf (датаобращения: 15.05.2019).
48. JP 3-13.2 Psychological Operations 2010 // Federation Of American Scientists URL: https://fas.org/irp/doddir/dod/jp3-13-2.pdf (датаобращения: 15.05.2019).
49. Allied Command Operations And Allied Command Transformation Public Affairs Handbook October 2014 // NATO URL: https://shape.nato.int/resources/3/website/PAO_Handbook.pdf (датаобращения: 15.05.2019).
50. Improving Cyber Security: NATO and the EU // International Centre for Defence Studies URL: https://icds.ee/wp-content/uploads/2010/02/Piret_Pernik_-_Improving_Cyber_Security.pdf (датаобращения: 15.05.2019).
51. NATO Cyber Defence // NATO URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/pdf_2016_07/20160627_1607-factsheet-cyber-defence-eng.pdf (датаобращения: 15.05.2019).
52. NATO boosts cyber defence investments, launches multinational effort // NATO URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/news_78418.htm (датаобращения: 15.05.2019).
53. Statement by the NATO Secretary General on the actions against the Syrian regime's chemical weapons facilities and capabilities // NATO URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_153661.htm (дата обращения: 20.05.2019).
Другие международные организации
54. History of BRICS // BRICS URL: http://infobrics.org/page/history-of-brics/ (дата обращения: 16.05.2019).
55. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе Заключительный акт // ОБСЕ URL: https://www.osce.org/ru/ministerial-councils/39505?download=true (дата обращения: 20.05.2019).
56.
57. How much does your country invest in R&D? // UNESCO Institute for Statistics (UIS) URL: http://uis.unesco.org/apps/visualisations/research-and-development-spending/ (дата обращения: 03.05.2019).
58. Research and development expenditure (% of GDP) // The World Bank URL: https://data.worldbank.org/indicator/gb.xpd.rsdv.gd.zs (дата обращения: 03.05.2019).
2) Национального уровня
США
59. American National Security // lionelingram.com URL: http://www.lionelingram.com/562_Jordan_Intro_1.pdf (дата обращения: 10.05.2019).
60. The National Security Strategy of the United States of America 2002 // National Security Strategy Archive URL: http://nssarchive.us/NSSR/2002.pdf (дата обращения: 10.05.2019).
61. The National Defense Strategy of The United States of America 2005 // U.S. Department of Defense URL: https://archive.defense.gov/news/Mar2005/d20050318nds1.pdf (дата обращения: 04.01.2019).
62. National Security Strategy of the United States of America 2015 // National Security Strategy Archive URL: http://nssarchive.us/wp-content/uploads/2015/02/2015.pdf (дата обращения: 10.05.2019).
63. The National Military Strategy of the United States of America 2015 // National Security Strategy Archive URL: http://nssarchive.us/NMS/2015.pdf (дата обращения: 11.05.2019).
64. National Security Strategy of the United States of America 2017 // National Security Strategy Archive URL: http://nssarchive.us/wp-content/uploads/2017/12/2017.pdf (дата обращения: 10.05.2019).
65. Summary of the 2018 National Defense Strategy of The United States of America // United States Department of Defense URL: https://dod.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-Strategy-Summary.pdf (дата обращения: 11.05.2019).
Российская Федерация
66. Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/901764263 (дата обращения: 20.05.2019).
67. Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 // Президент России URL: http://kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 20.05.2019).
68. Концепция внешней политики Российской Федерации 2013 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/499003797 (дата обращения: 20.05.2019).
69. Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/420384312 (дата обращения: 20.05.2019).
70. Декрет II Всероссийского съезда Советов о мире // Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В.ЛомоносоваURL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/o_mire.htm (дата обращения: 20.05.2019).
71. Встреча лидеров БРИКС с главами приглашённых государств // Президент России URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49901 (дата обращения: 16.05.2019).
3) Документы аналитических организаций и «мозговых центров»
72. The Bush National Security Strategy: An Evaluation // The Brookings Institution URL: https://www.brookings.edu/research/the-bush-national-security-strategy-an-evaluation/ (дата-обращения: 10.05.2019).
73. President George W. Bush Remarks CIA Employees Remarks of President George W. Bush to Employees of the Central Intelligence Agency and US Intelligence Community (as delivered) // Central Intelligence Agency URL: https://www.cia.gov/news-information/speeches-testimony/2001/bush_speech_03202001.html (дата обращения: 15.05.2019).
74. The Obama Doctrine // The Atlantic URL: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2016/04/the-obama-doctrine/471525/ (дата обращения: 20.05.2019)
75. The Trump Doctrine // Foreign Policy URL: https://foreignpolicy.com/2019/04/20/the-trump-doctrine-big-think-america-first-nationalism/ (дата обращения: 20.05.2019).
76. A Global Ranking of Soft Power 2018 - Soft Power 30 // Softpower30 URL: https://softpower30.com/wp-content/uploads/2018/07/The-Soft-Power-30-Report-2018.pdf (дата обращения: 04.05.2019).
77. United States Agency for International Development // USAID URL: https://www.usaid.gov/what-we-do (дата обращения: 16.05.2019).
78. Center for Strategic and International Studies // The Government Innovators Network URL: https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/pubs/090128_mendelsonforman_un_smartpower_web.pdf (дата обращения: 16.05.2019).
79. CSIS Commission on Smart Power: A Smarter, More Secure America // The Government Inno-vators Network URL: https://www.innovations.harvard.edu/csis-commission-smart-power-smarter-more-secure-america (дата обращения: 16.05.2019).
80. Language Immersion // American Councils for International Education URL: https://www.americancouncils.org/international-exchange/language-immersion (дата обращения: 20.05.2019).
81. What We Do // Council on International Educational Exchange URL: https://www.ciee.org/about/what-we-do (дата обращения: 20.05.2019).
82. Mission, vision and values // United States Agency for International Development URL: https://www.usaid.gov/who-we-are/mission-vision-values (дата обращения: 20.05.2019).
83. The European Centre of Excellence for Countering Hybrid Threats // Hybrid CoE URL: https://www.hybridcoe.fi/what-is-hybridcoe/ (дата обращения: 15.05.2019).
84. Nuclear Policy // Brookings Institution URL: https://www.brookings.edu/on-the-record/nuclear-policy/ (дата обращения: 20.05.2019).
85. The U.S. War in Afghanistan 1999 – 2019 // The Council on Foreign Relations URL: https://www.cfr.org/timeline/us-war-afghanistan (дата обращения: 20.05.2019).
86. Mapping Militant Organizations. “The Islamic State.” Stanford University. // Center for International Security and Cooperation URL: https://cisac.fsi.stanford.edu/mappingmilitants/profiles/islamic-state#highlight_text_12395 (дата обращения: 20.05.2019).
87. World Report 2019: Syria // Human Rights Watch URL: https://www.hrw.org/world-report/2019/country-chapters/syria (дата обращения: 20.05.2019).
88. With New Appointment, State Department Ramps Up War Against Foreign Propaganda // For-eign Policy URL: https://foreignpolicy.com/2019/02/07/with-new-appointment-state-department-ramps-up-war-against-foreign-propaganda/ (дата обращения: 15.05.2019).
89. Theresa May would fire UK’s nuclear weapons as a ‘first strike’, says Defence Secretary Mi-chael Fallon // The Independent URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/theresa-may-nuclear-weapons-first-strike-michael-fallon-general-election-jeremy-corbyn-trident-a7698621.html (дата обращения: 20.05.2019).
90. Tillerson moves toward accepting funding for fighting Russian propaganda // Politico URL: https://www.politico.com/story/2017/08/31/rex-tillerson-funding-russian-propaganda-242224 (дата обращения: 15.05.2019).
II Литература:
91. Ferguson N. Think Again: Power // Foreign Policy. 2003. No. 134. P. 18–22.
92. Kahn H. and Bruce-Briggs W. Things to Come. Thinking about the 70’s and 80’s. New York, 1972.
93. Mellisen J. Wielding Soft Power: The New Public Diplomacy // Clingendael Diplomacy Papers. 2005.
94. Nuechterlein D. United States National Interest in a Changing World. Lexington: Praeger Pub-lishers, 1973.
95. Rice C. Promoting the National Interests. Foreign Affairs, 2000.
96. Sicherman H. The Revenge of Geopolitics. Orbis. Vol. 41. No 1. P. 12-13. 1997.
97. Алексеева Т.А. «Мягкая сила» в теории и практике международных отношений Политическое пространство и социальное время. Идентичность и повседневность в структуре жизненного мира. XXX Харакский форум. 26-30 мая 2016.
98. Бордачёв Т. Общество мирового уровня: Социальная сила государства как решающий фактор международного успеха/Т. Бордачёв // Россия в глобальной политике, 2012. т.Т. 10, N № 1.-С.22-34
99. Братерский М.В., Скриба А. С. Концепция «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии CША // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 2. С. 135.
100. Галушкин А.А. К вопросу об информационных войнах и информационной безопасности на современном этапе. Рязань, 2015. С. 245-248
101. Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России / под общ. ред. А.В. Возженикова. М. : Изд-во РАГС, 2008.
102. Кунакова Л. Н. Информационная война как объект научного анализа (понятие и основные характеристики информационной войны), Альманах современной науки и образования. № 6. 2012. с. 93–96
103. Меньшиков П.В. Информационное противоборство нарастает // МГИМО URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/informatsionnoe-protivoborstvo-narastaet/ (дата обращения: 23.05.2019).
104. Паршин П.Б. Два понимания «мягкой силы»: предпосылки, корреляты и следствия. Вестник МГИМО(У). 2014.
105. Печуров С.Л. Доктринальные взгляды НАТО на характер войн и обеспечение безопасности // Военная мысль. 2007. №4. С. 21-27.
106. Швец Д.А. Информационное управление как технология обеспечения информационной безопасности. М., 2003. С. 43-58.
107. Энджелл Н. Великое заблуждение: Этюд об отношении военной мощи наций к их экономическому и социальному прогрессу, Социум, 2009.
108. Макаренко С. И. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба в сетецентрических войнах начала XXI века. - СПб.: Наукоемкие технологии, 2017. - 546 с.