Введение 4
1 Теоретические аспекты мистики в русской литературе 9
1.1 Понятие мистики в русском сознании 9
1.2 История развития мистики в литературе…………11
2 Образы нечистой силы в произведениях как отражение мистицизма 15
2.1 Демонологический аспект в произведениях русских романтиков 15
2.2 Таинственный мир в творчестве Н.В. Гоголя …22
2.3 Влияние мистической литературы на мировоззрение читателя……...27
Заключение 33
Список использованной литературы 36
Русская литература XIX века остается неиссякаемым источником глубоких философских размышлений и духовных поисков, в основе которых лежит тема мистики - таинственного и непостижимого. Эпоха XIX столетия в России была периодом интенсивных социальных, культурных и духовных трансформаций, отраженных в произведениях лучших русских писателей. В этой эпохе мистика не только стала неотъемлемой частью литературного наследия, но и выступила важным инструментом для осмысления сути человеческого бытия и взаимосвязи с божественным.
Взгляды на мистицизм в русской литературе XIX века охватывают широкий спектр философских и эстетических концепций, отражая как индивидуальные авторские переживания, так и общественные тревоги и идеологические поиски того времени. Мистические мотивы пронизывают произведения таких выдающихся русских писателей, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А. Погорельский и многих других.
Аспект «мистика» рассмотрен с разных точек зрения. В философском плане осмыслен в трудах В.Б. Александрова [2015], М.Л. Буровой [2013], В.А. Зубова [2014], В. В. Кравченко [1997] и др. В литературном аспекте описан в трудах Д.А. Архипенко [2019], К.С. Безруковой [2023], Т.А. Василевской [2011], Т.Н. Горюновой [2020], О.А. Ефремовой [2021], Н.А. Ланге [2019], О.И. Никифоровой [1972], А.В. Софейченко [2020] и др.
Мистика - одно из наиболее загадочных искусств, оно погружает нас в мир символов и аллегорий, оказывая глубокое воздействие на восприятие и понимание окружающей реальности. Изначально мистика возникла как попытка человека понять своё место в космосе и в отношении к высшим силам, преодолеть границы чувственного восприятия и проникнуть в мир духовного. История мистики берёт своё начало в древних религиозных традициях, где она являлась попыткой обрести связь с божественным и постигнуть глубинные истины мироздания. Религиозные тексты и мифологические предания были первыми вехами на этом пути, формируя основы мистического мышления и вдохновляя позднее литературное творчество. Однако мистика не ограничивается лишь религиозными канонами. Она проникает во все сферы человеческой деятельности, включая искусство и литературу, где становится источником вдохновения для создания произведений, погружённых в мир мистических образов и символов. Наиболее известным писателем-мистиком является Н.В. Гоголь. Его творчество изучали такие ученые, как Н.С. Тихонравов, В.И. Шенрок, Н.И. Коробка и др.
В настоящем исследовании представляется интересным рассмотреть произведения русской литературы, в которых присутствует мистическая тематика. 19 век является значимым культурным периодом в России, который оказывает влияние на литературное творчество и мировоззрение. Изучение мистических мотивов, описанных в то время, позволяет лучше понять эстетические и философские представления той эпохи, а также влияние на формирование национальной литературной и культурной идентичности.
Мистика как явление в литературе отражает различные аспекты человеческого опыта, включая поиск смысла жизни, взаимодействие с трансцендентным, внутренние конфликты и темные стороны человеческой психики. Изучение мистической тематики в русской литературе 19 века позволяет глубже понять эти аспекты и осмыслить их значение для человеческого бытия, что обуславливает актуальность курсовой работы.
Степень научной разработанности концепта «свобода» рассмотрена в трудах философа Л. Ф. Ильичева, который обращает внимание на то, что «свобода» рассматривается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости [31, с. 595]. Г. Н. Скляревская также считает, что свобода – это возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями [27, с. 567], А. Н. Тихонов подчеркивает: «Свобода – это личная независимость, самостоятельность; возможность поступать по своей воле, своему усмотрению» [13, с. 938].
Объектом данного исследования выступает мистическая концепция в русской литературе 19 века
Предмет исследования составили произведения русской литературы 19 века, в которых отображается тема мистики
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать мистические произведения 19 века
...Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить и изучить понятие «мистики», опираясь на исследования философов, ученых, литераторов;
2) выявить историю возникновения мистицизма в литературе, опираясь на научные статьи и исследования
3) проанализировать мистические мотивы, символы и образы в произведениях русских писателей 19 века, таких как Н. В. Гоголь, А.С Пушкин, М.Ю Лермонтов, А. Погорельский
4) рассмотреть роль мистических элементов в философских и религиозных концепциях русских писателей 19 века и их воздействие на восприятие читателя.
Методы исследования. В курсовой работе использовались общетеоретические методы анализа и обобщение полученных данных, которые позволили подготовить теоретическую базу исследования. Частными литературными методами выступили методы описания и сравнения, с помощью которых была выявлена суть понятия «мистики», отраженная в произведениях русских романтиков
На защиту выносятся следующие положения:
1. Понятие свободы, представляя собой определенный социокультурный, политический, экономический, в целом философский знак, требует своего осмысления в каждую общественно-политическую эпоху, поэтому репрезентация «свободы» требует многоаспектного подхода.
2. Лексикографическое описание свободы передает физический опыт человека, связанный с волей, способностью выбора, желанием и др.
3. «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева представляют собой духовное завещание молодежи, в котором поднимаются проблемы духовно-нравственного взрастания и сохранения лучших традиций русского мира. Понимание свободы раскрывается посредством осмысления добра и красоты. Свобода в творчестве Д.С. Лихачева понимается как неразрывное единство нравственности, свободы и патриотизма.
Материалом для исследования послужили мистические произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. Погорельского и Н.В. Гоголя, обращенные к русскому народу, а также фундаментальные труды: Александров В.Б. Мистицизм в свете русской философии. Санкт-Петербург: Северо-Западный институт управления, 2015; Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород: Повести. Москва: Изд-во Эксмо, 2003. 560с; Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. Санкт-Петербург: Диамант, 1996; Зубов В. А. Мистика как элемент мировоззренческих ориентаций. Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 790-792.; История рус.лит. XIX в. В 3ч. 2ч.: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «рус.яз. и лит-ра». Е.Е. Дмитриева и др.; под ред. В.И.Коровина. Москва: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005, 524с.; Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Москва: 1988.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на занятиях по литературе в школе, а также на практических занятиях в вузе, служить дополнительным материалом для подготовки студентов к семинарам по литературным дисциплинам.
Апробация исследования. Материалы исследования были доложены на студенческих днях науки ТГУ апрель 2024 и рекомендованы к публикации в сборнике научных материалов Студенческой научной конференции в ТГУ; также в ходе защиты курсовой работы.
Структура курсовой работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 36 источников.
Мистика в русской литературе XIX века является сложным и многогранным феноменом, оказывающим значительное влияние на культурное и духовное развитие общества. В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические аспекты мистики и её отражение в образах нечистой силы в литературных произведениях этого периода. Проведённое исследование позволило сделать ряд ключевых выводов, которые подчеркивают значимость мистики в литературном контексте и её влияние на читателя.
Мистика в русском сознании XIX века представляла собой многослойное явление, включающее религиозные, эзотерические, трансцендентные и метафизические аспекты. Русские писатели черпали вдохновение из богатой палитры народных верований, христианской мистики и философских учений. Мистические мотивы оказывали глубокое влияние на их творчество, помогая исследовать не только внешние аспекты человеческой жизни, но и внутренние миры, полные тайн и неизведанного. Это многообразие подходов к мистике позволило создать произведения, которые не только отражают религиозные и духовные поиски, но и поднимают вопросы о природе бытия и смысле жизни.
Развитие мистики в русской литературе проходило через несколько важных этапов, начиная с древних времён и до XIX века. Мистические мотивы, заимствованные из античной мифологии, постепенно интегрировались в христианские представления и народные верования. В XIX веке наблюдается новый виток интереса к мистике, когда писатели начинают активно использовать её для раскрытия психологических и философских тем. Этот период характеризуется богатством символов и образов, которые обогащают литературное творчество, делая его более глубоким и эмоционально насыщенным.
В произведениях русских романтиков образы нечистой силы играют ключевую роль, отражая народные верования и философские размышления о природе зла и человеческой души. Такие авторы, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и А. Погорельский, использовали элементы мистики и демонологии для создания глубоких и трагичных образов, подчеркивающих внутренние конфликты героев и неизбежность борьбы со злом. Эти образы служат не просто украшением сюжета, но и важным инструментом для осмысления глобальных вопросов бытия, что придаёт произведениям особую глубину и многозначность.
Творчество Н.В. Гоголя занимает особое место в русской литературе благодаря его умению сочетать фольклорные мотивы с глубокими психологическими и философскими исследованиями. В таких произведениях, как «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Вий», Гоголь мастерски использует образы нечистой силы для создания атмосферы таинственности и напряженности. Эти образы символизируют страхи и пороки человеческой натуры, служа аллегориями социальных и моральных проблем. Мистицизм у Гоголя помогает читателю погрузиться в особый мир, где реальность переплетается с фантастикой, создавая уникальный художественный эффект.
Мистическая литература оказывает значительное влияние на мировоззрение читателя, побуждая его задуматься о пределах человеческого знания, о существовании сверхъестественного и о моральных аспектах жизни. Образы нечистой силы в литературе вызывают страх, восхищение или любопытство, открывая перед читателем новые горизонты восприятия мира. Такая литература способствует развитию критического мышления, поскольку сталкивает читателя с неизведанным и непознаваемым. Кроме того, она играет важную роль в культурном воспитании, знакомя читателя с фольклорными и мифологическими традициями, а также с философскими и религиозными идеями разных эпох.
Образы нечистой силы в литературе являются мощным инструментом, позволяющим авторам исследовать и выражать сложные концепции мистицизма, зла и человеческой природы. В произведениях русских романтиков и Н.В. Гоголя нечистая сила приобретает многообразные формы и значения, от фольклорных демонов до психологических аллегорий. Влияние таких произведений на читателя многогранно: они не только развлекают и пугают, но и побуждают к глубоким философским размышлениям и критическому осмыслению окружающего мира. Таким образом, мистическая литература продолжает играть важную роль в культурном и духовном развитии общества, обогащая его новыми смыслами и идеями.
В заключение следует отметить, что изучение мистики в русской литературе XIX века открывает перед нами богатый мир символов и образов, помогающих понять глубинные аспекты человеческого существования и культуры. Мистика, пронизывающая русскую литературу, не только отражает исторические и культурные особенности своего времени, но и служит вечным источником вдохновения для новых поколений читателей и писателей.
1. Александров В.Б. Мистицизм в свете русской философии. Санкт-Петербург: Северо-Западный институт управления, 2015
2. Архипенко Д. А. Мистика в творчестве Гоголя Н.В. Камышин: Волгоградский государственный технический университет, 2019. С. 100-103
3. Афанасьев В.А. Демонизм в «Пиковой даме» А.С. Пушкина с точки зрения семиотики карт и карточной игры. Нижний Новгород: Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», 2018, 6 с.
4. Безрукова К.С. Влияние мистической литературы на современного читателя. Нижний Новгород: филиал СамГУПС в Нижнем Новгороде, 2023. 10 с.
5. Бочаров С.Г. Случай или сказка? Филологические сюжеты. Москва: Языки славянских культур, 2007. С. 121-147.
6. Бурова М.Л. Мистическое познание в русской философии XIX-XX веков. Санкт-Петербург: университет аэрокосмического приборостроения, 2013. 45с.
7. Василевская Т. А. Мистика и предсказания в жизни и творчестве Пушкина. Москва: Материалы XI Республиканской научно-практической студенческой конференции, 2011. С. 21-24.
8. Глухарев Н.П. Книга песен, романсов и оперных арий. Москва: Тип. Булгакова, 1898. 192 с.
9. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород: Повести. Москва: Изд-во Эксмо, 2003. 560с.
10. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: в 23 т. Москва: Наука, 2003. Т. 1. 918 с.
11. Горюнова Т. Н. Культурологический аспект духовно-нравственного воспитания личности на материале литературнохудожественных произведений, Международный научный вестник (Вестник Объединения православных ученых). 2020. №2(26). С. 26-29
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. Санкт-Петербург: Диамант, 1996.
13. Евменова Т.С. Особенности жанра хоррор на примере повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Коломна: филологический факультет ГСГУ, 2021. 6 с.
14. Ефремова О.А. История развития мистики в литературе. Самара: XI Межрегиональная научно-практическая конференция «Новое поколение», 2021, с.45
15. Зубов В. А. Мистика как элемент мировоззренческих ориентаций. Молодой ученый. 2014. № 4 (63). С. 790-792.
16. Иезуитова Р.В. Антоний Погорельский /Р.В.Иезуитова. Сайт: Российская литературная сеть. Режим доступа: http://www.pogorelskiy.org.ru/lib/ar/author/255, свободный
17. История рус.лит. XIX в. В 3ч. 2ч.: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «рус.яз. и лит-ра». Е.Е. Дмитриева и др.; под ред. В.И.Коровина. Москва: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2005, 524с.
18. Кравченко В. В. Мистицизм в русской философской мысли XIX - начала ХХ веков. Москва: Издатцентр, 1997. 280 с.
19. Ланге Н. А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании современной молодёжи. Наука, образование и культура. 2019. № 9(43). С. 30-33.
20. Ли Х.К. Интерпретация образ-черта в повести Гоголя Н.В. «Ночь перед Рождеством». Санкт-Петербург: Мировые исследования в области социально-гуманитарных наук, 2023. С. 60-65
21. Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карточной игры в русской литературе начала XIX века» Пушкин. Санкт-Петербург: Искусство, 2005. С 798.
22. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Москва: 1988.
23. Мережковский Д.С. Гоголь и черт. В тихом омуте. Москва: 1991. С.214.
24. Мистика или духовность? Ереси против христианства. Москва: даниловский благовестник, 2012. 560с.
25. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. Москва: Книга, 1972. 154 c.
26. Погорельский А. Биография. Режим доступа: http://www.pogorelskiy.org.ru/lib/sa/author/100002, свободный
27. Пушкин А. С. Пиковая дама. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в шести томах. Т. 4. Москва: Художественная литература, 1936. С.255-286.
28. Пушкин А. С. Проза и драматургия. Москва: «Классик Стиль», 2002. 240 с.
29. Пушкин А.С. Собр. соч. в 6-ти томах. Москва: Издательство «Правда», 1969. С. 272
30. Пушкина А. В. Влияние художественной литературы на формирование идеалов современной российской молодежи. Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 2. С. 152-157.
31. Розанов В. В. Религия и культура. Москва: Религия. Философия. Культура, 1992.
32. Розанов В.В.Эмбрионы, Религия и культура. Т.1.Москва: «Правда», 1990, 636 с
33. Сидяков Л. С. Пушкин и развитие русской повести в начале 30-х годов XIX века
34. Соколов Б.В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. Москва: Яуза, Эксмо, 2007. 352 с.
35. Софейченко А.В. Мистические мотивы в творчестве Н.В. Гоголя. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2020. 4 с.
36. Франк С. Л. Русское мировоззрение. Москва: Духовные основы общества, 1992.