Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эмоциональной сферы у детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности

Работа №139428

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития эмоциональной сферы у детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности 8
1.1 Особенности развития эмоциональной сферы у детей 2-3 лет ... 8
1.2 Психолого-педагогические подходы к развитию
эмоциональной сферы у детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности 21
Глава 2 Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы у детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности 29
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей
2-3 лет 29
2.2 Содержание и организация работы по развитию
эмоциональной сферы у детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности 43
2.3 Оценка динамики уровня развития эмоциональной сферы
у детей 2-3 лет 46
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Характеристика выборки исследования 59
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования 60
Приложение В Результаты контрольного этапа исследования 62

На современном этапе развития дошкольного образования одним из актуальных вопросов является развитие эмоциональной сферы детей разных возрастных групп, что включает в себя проведение систематической работы по обеспечению эмоционального благополучия, развитию эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию неудач и радости за успехи сверстников, адекватному проявлению своих чувств.
Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации, является приоритетным направлением профессиональной деятельности педагогического коллектива. Необходимость участия взрослых в эмоциональном развитии детей раннего и дошкольного возраста предполагается в нормативно-правовых документах, сопровождающих процесс обучения и воспитания дошкольников. В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования при описании целевых ориентиров образования в младенческом и раннем возрасте предполагается следующее: «ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, ... эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства» [29].
Для детей раннего возраста характерна искренность, непосредственность эмоциональных проявлений, но они не всегда могут адекватно выразить собственные эмоциональные состояния и объяснить причины их возникновения. Средства выражения имеющихся эмоций носят коммуникативную природу и культурную обусловленность, в связи с чем дети овладевают ими в процессе онтогенеза, при этом носителем данных средств выступают взрослые.
В раннем возрасте дети эмоционально чувствительны к воздействиям, совершаемым взрослыми и их отношениям к ним, в связи с этим возникает взаимосвязь между эмоциональным самочувствием детей и эмоциональным отношением воспитателей. В данном случае наличие искреннего интереса взрослого к детям, их деятельности, отношение к каждому ребенку в качестве равноправного партнера, радость за успехи детей, оказание им помощи в преодолении трудностей выступают условиями, обеспечивающими эмоциональное благополучие воспитанников.
Одним из средств эмоционального развития детей на разных этапах дошкольного детства является игровая деятельность. В игровой деятельности детей раннего возраста формируются умственные и нравственные качества, обеспечивается эмоциональное осмысление детьми окружающего мира. В связи с этим важным представляется изучение возможностей игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы детей раннего возраста.
В исследованиях А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна раскрывается сущность развития эмоциональной сферы детей. Специфика развития эмоциональной сферы детей в раннем возрасте представлены в трудах Е.В. Лопатиной, И.Н. Локтевой, О.А. Чичушкиной; достаточно полно исследованы в современной дошкольной педагогике вопросы организации игровой деятельности в раннем возрасте. Несмотря на наличие исследований, направленных на изучение эмоциональной сферы детей раннего возраста и организации игровой деятельности на данном возрастном этапе, дополнительного исследования требуют вопросы возможностей игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы детей раннего возраста.
На основе всего отмеченного нами было определено противоречие: между тем, что существует необходимость развития эмоциональной сферы у детей 2-3 лет и недостаточная освещенность возможностей игровой деятельности в реализации данного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Проблема исследования: каковы возможности развития эмоциональной сферы у детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить возможности развития эмоциональной сферы у детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено теоретическое обоснование и экспериментальное изучение возможности развитии эмоциональной сферы у детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности. Реализация цели исследования обеспечивалась через решение ряда задач.
Были также проанализированы теоретические основы проблемы развития эмоциональной сферы у детей 2 -3 лет в процессе игровой деятельности. В раннем возрасте происходит постепенное изменение экспрессивной стороны эмоций, усложнение содержательного аспекта эмоционального развития детей. В ходе теоретического обоснования проблемы исследования отмечена связь между когнитивным, речевым и эмоциональным развитием; на этапе раннего возраста у детей наблюдается появление познавательных эмоций, ведущих к познавательной активности, расширяются и углубляются эмоции, которые ведут к активному освоению детьми окружающего мира. Ранний возраст - кризисный этап в развитии детей, который сопровождается агрессией, тревогой, злостью и другими отрицательными эмоциями. По мере роста и развития эмоции детей приобретают устойчивость, глубину при наличии благоприятной обстановки. К концу раннего возраста происходит изменение взглядов детей на окружающий мир, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, дети учатся осознанию собственных эмоций и эмоций окружающих людей, развиваются умения осуществлять контроль и управление своими эмоциями. Данные особенности развития эмоциональной сферы необходимо учитывать при организации работы с детьми.
Для изучения влияния игровой деятельности на эмоциональное развитие детей 2-3 лет был проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальное исследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад № 14 «Олененок» г. Норильска. В исследовании принимали участие 20 детей 2-3 лет, распределенных на экспериментальную и контрольную группы (по 10 детей в каждой группе).
На констатирующем этапе исследования был выявлен уровень развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет. Результаты исследования показали достаточно низкий уровень развития эмоциональной сферы детей раннего возраста по всем изучаемым показателям.
В соответствии с полученными данными пришли к необходимости проведения формирующего этапа экспериментального исследования. На данном этапе было разработано и апробировано содержание работы по развитию эмоциональной сферы у детей 2-3 лет в процессе игровой деятельности с детьми экспериментальной группы. Был отобран комплекс дидактических, подвижных игр и игр-имитаций, которые были реализованы в первой и второй половине дня в группе детей раннего возраста. Нами была организована групповая и индивидуальная работа с детьми.
Успешность проведенной работы проверена в ходе контрольного этапа исследования и последующего сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Результаты сравнительного анализа экспериментальной и контрольной групп показали рост уровня эмоционального развития детей экспериментальной группы по всем исследуемым показателям. Результатами сравнительного анализа подтверждена эффективность игровой деятельности в развитии эмоциональной сферы детей раннего возраста.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования доказана.


1. Авдулова Т. П. Психология игры. Современный подход. М. : Академия, 2011. 331 с.
2. Андреенко Т. А, Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. С. 2­45.
3. Анохин П. К. Психология эмоций. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1984. 288 с.
4. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М. : Академия, 2007. 238 с.
5. Вилюнас В. К. Психология эмоций. М. : Питер, 2007. 496 с.
6. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. М. : Просвещение, 2003. 192 с.
7. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. М. : Просвещение, 2017. 176 с.
8. Галанова А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трёх лет: учеб. пособие. М. : АРКТИ, 2018. 64 с.
9. Гилева Е. И. К вопросу о социально-личностном развитии дошкольника посредством игровой деятельности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 14. С. 190-193.
10. Гончар Н. П. Влияние игры на развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста // Фундаментальные и прикладные исследования. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической интердисциплинарной конференции, 2017. С. 224-228.
11. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Ч. 1 : учебно-методическое пособие. М. : Владос, 2010. 91 с.
12. Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников. М. : Педагогика, 1985. 198 с.
13. Иванова Е. С. Сущность и специфика профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников средствами игровых технологий // Социально-экономические явления и процессы. 2013.№ 11 (57). С. 177-181.
14. Изард К. Э. Психология эмоции. СПб. : Питер, 2000. 280 с.
15. Изотова Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. М. : Академия, 2004....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ