Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности 8
1.1 Особенности формирования представлений о семейном
бюджете у детей 6-7 лет 8
1.2 Психолого-педагогические подходы к формированию
представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности 13
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности 19
2.1 Выявление уровня сформированности представлений
о семейном бюджете у детей 6-7 лет 19
2.2 Содержание и организация работы по формированию
представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности 34
2.3 Оценка динамики уровня сформированности представлений
о семейном бюджете у детей 6-7 лет 40
Заключение 53
Список используемой литературы 55
«Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир. Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим человеческим ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка» [16].
«Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, в которое входит и экономическое воспитание. Сегодня во много раз повысились требования к экономической грамотности для всех возрастов, и всех слоев населения. Чтобы дошкольник в будущем смог разбираться в сложных понятиях экономики, нужно начинать работать в данном направлении как можно раньше. Дошкольник в любом случае является участником экономических процессов. Он ходит вместе с родителями по магазинам, иногда самостоятельно делает покупки, это и является первичным экономическим опытом. Здесь состоит задача не в объеме экономических знаний, которые даются ребенку, а в первую очередь, в необходимости научить его верно распоряжаться этими знаниями» [20].
Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Предпочтительнее всего детям давать новые знания через игру, потому что именно она является ведущей деятельностью в жизни детей дошкольного возраста.
Особенности формирования представлений о семейном бюджете у старших дошкольников изучали В.А. Дрязгунова, Р.И. Жуковская, А.С. Макаренко, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева, С.Н. Николаева, А.И. Сорокина. Как эффективное средство формирования представлений о семейном бюджете игровую деятельность рассматривали такие ученые, как А.К. Бондаренко, Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.А. Маневцова.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет и недостаточной освещенностью возможностей игровой деятельности в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности игровой деятельности в формировании представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования представлений
о семейном бюджете у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирование представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности возможно, если:
- подобраны дидактические игры на формирование когнитивного компонента представлений о семейном бюджете, реализованные в подготовительной работе;
• составлены театрализованные игры, направленные на формирование эмоционально-мотивационного и деятельностного компонентов представлений о семейном бюджете;
• реализована поэтапная работа по формированию представлений о семейном бюджете (подготовительный, основной, заключительный этапы) в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах....
Изучив теоретические аспекты формирования представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет в процессе игровой деятельности, мы установили, что под семейным бюджетом понимают план домохозяйства по финансовым вопросам на конкретный временной промежуток - месяц, неделю и так далее. В данном бюджете учитываются как траты, так и накопления, и доходы. Стандартными тратами, отраженными в семейном бюджете, считаются: на продукты питания, на оплату коммунальных услуг, расходы на дорогу и мобильную связь все членов семьи, на покупку одежды и предметов повседневного обихода, оплату развлечений. «В дошкольном возрасте происходит знакомство детей с миром профессий; формирование представлений об операциях и отношениях с денежными валютами, знаками, о видах дохода, доходе в целом (зарплата) и расходах.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Игра - это такая деятельность, в которой ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей» [27]. Игра оказывает огромное воздействие на формирование представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет. В дошкольном возрасте мы можем в игровой форме научить детей ценить, считать деньги, тратить их, и жить по средствам. Именно через игру дошкольник осваивает и познает мир. С её помощью дошкольник овладеет экономическими знаниями.
По итогам констатирующего этапа исследования можно заключить, что в экспериментальной и контрольной группах обладает низким уровнем сформированности представлений о семейном бюджете 7 (35%) детей,
средним уровнем обладают 11 (55%) детей, высоким 2 (10%) детей.
Было доказано, что формирование представлений о семейном бюджете у детей 6-7 лет возможно, если:
• подобраны дидактические игры на формирование когнитивного компонента представлений о семейном бюджете, реализованные в подготовительной работе;
• составлены театрализованные игры, направленные на формирование эмоционально-мотивационного и деятельностного компонентов представлений о семейном бюджете;
• реализована поэтапная работа по формированию представлений о семейном бюджете (подготовительный, основной, заключительный этапы) в совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Работа по формированию представлений о семейном бюджете проводилась нами поэтапно. Этапы были: подготовительный
(реализовывалось 2 дидактические игры, направленных на формирование когнитивного компонента представлений о семейном бюджете), основной (реализовывалось 4 театрализованных игры, направленных на формирование эмоционально-мотивационного компонента представлений о семейном бюджете), заключительный (реализовывалось также 4 театрализованных игры, направленных на формирование действенного компонента представлений о семейном бюджете).
С помощью контрольного среза нами было установлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня сформированности представлений о семейном бюджете стал ниже на 25 %. Так, если
констатирующем этапе он был выявлен у 7 (35%) детей, то на контрольном - только у 2 (10 %) детей, в контрольной группе результаты не изменились.
Таким образом можно заключить, что гипотеза исследования доказана.
1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. 2023. № 4. С. 45-48.
2. Аксенов А. П. Гид по финансовой грамотности. М. : КНОРУС: ЦИПСиР, 2019. 456 с.
3. Акулова Е. Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2018. 21 с.
4. Анализ мировой практики развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения / А. А. Столярова, Г. Э. Шахназарян // Финансы и кредит. 2022. № 34. С. 72-78.
5. Бахмутский А. Е. Педагогика. СПб : Питер пресс, 2018. 304 с.
6. Бейтман К. А. Юный инвестор. Как быть финансово грамотным с детства. М. : «Манн, Иванов и Фербер», 2020. 316 с.
7. Блискавка Е. С. Дети и деньги. М. : «Манн, Иванов и Фербер»,
2019. 121 с.
8. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата. Люберцы : Юрайт, 2019. 284 с.
9. Горяев А. В. Финансовая грамота. М. : Издательство CitiFoundation, «Российская Экономическая Школа», 2023. 160 с.
10. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. Люберцы: Юрайт, 2020. 479 с.
11. Игонина Л. А. Финансовая система России: анализ структурнофункциональных характеристик // Экономический анализ: теория и практика.
2020. № 3. С. 14-21.
12. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников). Калининград, 2019. 126 с.
13. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. М. : Слово, 2022. 165 с.
14. Липсиц И. А. Удивительные приключения в стране Экономика. М. : Издательство «Вита-Пресс», 2018. 120 с.
15. Меньшикова О. И. Экономика детям, большим и маленьким. М. : ТЦ Сфера, 2023....27