Педагогические условия развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки
|
Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
творческой активности у детей 4-5 лет 8
1.2 Характеристика педагогических условий развития
творческой активности у детей 4-5 лет 13
1.3 Лепка как средство развития творческой активности у
детей 4-5 лет 18
Глава 2 Экспериментальное исследование по апробации педагогических условий развития творческой активности у детей 4-5 лет 25
2.1 Выявление уровня развития творческой активности у
детей 4-5 лет 25
2.2 Содержание и организация работы по реализации педагогических условий развития творческой активности у
детей 4-5 лет посредством лепки 36
2.3 Динамика уровня развития творческой активности у детей
4-5 лет 46
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 56
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 57
Приложение В Комплекс занятий по развитию творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки 58
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 59
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
творческой активности у детей 4-5 лет 8
1.2 Характеристика педагогических условий развития
творческой активности у детей 4-5 лет 13
1.3 Лепка как средство развития творческой активности у
детей 4-5 лет 18
Глава 2 Экспериментальное исследование по апробации педагогических условий развития творческой активности у детей 4-5 лет 25
2.1 Выявление уровня развития творческой активности у
детей 4-5 лет 25
2.2 Содержание и организация работы по реализации педагогических условий развития творческой активности у
детей 4-5 лет посредством лепки 36
2.3 Динамика уровня развития творческой активности у детей
4-5 лет 46
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 56
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 57
Приложение В Комплекс занятий по развитию творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки 58
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 59
В настоящее время особую важность приобретает проблема развития творческой активности детей. Современное общество отходит от стандартного шаблонного мышления, от действий, определенных четким алгоритмом работы, и от покорного следования установленным требованиям к работе. Сейчас в большей степени ценятся люди, проявляющие инициативность, самостоятельность, творческий подход к делу, нестандартное творческое мышление. Все это можно объединить в понятие «творческая активность», под которым понимается стремление личности к проявлению инициативности, самостоятельности, гибкости и нестандартности мышления в решении различных вопросов и жизненных трудностей. Развитие творческой активности целесообразно начинать уже с дошкольного возраста, который является наиболее сензитивным.
В связи с этим одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является всестороннее развитие и воспитание активной творческой личности, отличающейся целеустремленностью и творческим подходом к работе. Особенностью творческой активности является то, что ее проявление не ограничивается исключительно творческими видами деятельности. Ее проявление возможно в абсолютно любой деятельности, поэтому развитие данной способности крайне важно в становлении личности.
Изучением проблемы развития творческой активности детей занимались такие ученые, как М.А. Данилов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, В.П. Строков, Г.И. Щукина, Е.Н. Яковлева и другие. Авторы изучали сущность понятия, его компоненты и условия развития.
В условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляется комплексное развитие дошкольников. В частности, творческое развитие осуществляется посредством различных видов детской деятельности - игровой, изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Лепка, как вид изобразительной деятельности, вызывает интерес детей, положительные эмоции, а также способствует развитию у них творческих способностей, творческой активности, художественного вкуса, мелкой моторики. Однако при организации занятий лепкой в условиях дошкольного образовательного учреждения порой не учитываются педагогические условия, способствующие развитию творческой активности у детей 4-5 лет.
На основании вышеизложенного было выявлено противоречие между необходимостью развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих организации занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какие педагогические условия окажут действенное влияние на развитие творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки.
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки.
Объект исследования: процесс развития творческой активности у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки...
В связи с этим одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является всестороннее развитие и воспитание активной творческой личности, отличающейся целеустремленностью и творческим подходом к работе. Особенностью творческой активности является то, что ее проявление не ограничивается исключительно творческими видами деятельности. Ее проявление возможно в абсолютно любой деятельности, поэтому развитие данной способности крайне важно в становлении личности.
Изучением проблемы развития творческой активности детей занимались такие ученые, как М.А. Данилов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, В.П. Строков, Г.И. Щукина, Е.Н. Яковлева и другие. Авторы изучали сущность понятия, его компоненты и условия развития.
В условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляется комплексное развитие дошкольников. В частности, творческое развитие осуществляется посредством различных видов детской деятельности - игровой, изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Лепка, как вид изобразительной деятельности, вызывает интерес детей, положительные эмоции, а также способствует развитию у них творческих способностей, творческой активности, художественного вкуса, мелкой моторики. Однако при организации занятий лепкой в условиях дошкольного образовательного учреждения порой не учитываются педагогические условия, способствующие развитию творческой активности у детей 4-5 лет.
На основании вышеизложенного было выявлено противоречие между необходимостью развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих организации занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какие педагогические условия окажут действенное влияние на развитие творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки.
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки.
Объект исследования: процесс развития творческой активности у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки...
Под творческой активностью следует понимать свойство или качество личности проявлять инициативность, нестандартность и самостоятельность в ходе различных видов деятельности. Основу данного понятия составляют эмоционально-волевой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компонент.
Процесс развития творческой активности у детей 4-5 лет является целенаправленным и продолжительным, и носит систематический регулярный характер.
Развитие творческой активности осуществляется при организации разнообразных видов детской деятельности и использовании различных форм работы, которые способствуют формированию инициативности, интереса и самостоятельности детей. Лепка является эффективным способом развития творческой активности у детей 4-5 лет. Однако для организации таких занятий важно учитывать ряд педагогических условий для того, чтобы сделать данный процесс более эффективным и результативным.
С целью выявления особенностей развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки было проведено комплексное исследование.
Так на констатирующем этапе было выявлено, что у 40 % детей экспериментальной и у 33 % контрольной группы выявлен низкий уровень развития творческой активности, у 40 % детей экспериментальной и у 47 % контрольной группы выявлен средний уровень сформированности данного показателя, и в обеих исследовательских группах у 20 % детей выявлен высокий уровень развития творческой активности.
На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе была проведена работа по апробации педагогических условий, способствующих развитию творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки. По итогу был разработан комплекс из 8 занятий лепкой для дошкольников, которые проводились в экспериментальной группе в течение четырех недель - по два занятия в неделю.
Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили гипотезу исследования, а значит, процесс развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки будет успешным, если будут созданы следующие педагогические условия: пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы необходимым материалом и инструментами для лепки из пластилина; организация с детьми занятий лепкой, способствующих развитию у них всех показателей творческой активности с использование игровых приемов; поощрение инициативы, самостоятельности и оригинальности в работах детей в процессе лепки.
Предложенные занятия и методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольной образовательной организации для создания оптимальных педагогических условий развития у детей 4-5 лет творческой активности посредством лепки.
Процесс развития творческой активности у детей 4-5 лет является целенаправленным и продолжительным, и носит систематический регулярный характер.
Развитие творческой активности осуществляется при организации разнообразных видов детской деятельности и использовании различных форм работы, которые способствуют формированию инициативности, интереса и самостоятельности детей. Лепка является эффективным способом развития творческой активности у детей 4-5 лет. Однако для организации таких занятий важно учитывать ряд педагогических условий для того, чтобы сделать данный процесс более эффективным и результативным.
С целью выявления особенностей развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки было проведено комплексное исследование.
Так на констатирующем этапе было выявлено, что у 40 % детей экспериментальной и у 33 % контрольной группы выявлен низкий уровень развития творческой активности, у 40 % детей экспериментальной и у 47 % контрольной группы выявлен средний уровень сформированности данного показателя, и в обеих исследовательских группах у 20 % детей выявлен высокий уровень развития творческой активности.
На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе была проведена работа по апробации педагогических условий, способствующих развитию творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки. По итогу был разработан комплекс из 8 занятий лепкой для дошкольников, которые проводились в экспериментальной группе в течение четырех недель - по два занятия в неделю.
Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили гипотезу исследования, а значит, процесс развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки будет успешным, если будут созданы следующие педагогические условия: пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы необходимым материалом и инструментами для лепки из пластилина; организация с детьми занятий лепкой, способствующих развитию у них всех показателей творческой активности с использование игровых приемов; поощрение инициативы, самостоятельности и оригинальности в работах детей в процессе лепки.
Предложенные занятия и методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольной образовательной организации для создания оптимальных педагогических условий развития у детей 4-5 лет творческой активности посредством лепки.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях бумагопластикой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческой активности школьников на уроках изобразительного искусства
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного стилизованного танца
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по комментированному рисованию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста в декоративно-прикладной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Организация деятельности педагога по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017





