Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки

Работа №139418

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
54
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки 8
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития
творческой активности у детей 4-5 лет 8
1.2 Характеристика педагогических условий развития
творческой активности у детей 4-5 лет 13
1.3 Лепка как средство развития творческой активности у
детей 4-5 лет 18
Глава 2 Экспериментальное исследование по апробации педагогических условий развития творческой активности у детей 4-5 лет 25
2.1 Выявление уровня развития творческой активности у
детей 4-5 лет 25
2.2 Содержание и организация работы по реализации педагогических условий развития творческой активности у
детей 4-5 лет посредством лепки 36
2.3 Динамика уровня развития творческой активности у детей
4-5 лет 46
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 56
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 57
Приложение В Комплекс занятий по развитию творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки 58
Приложение Г Результаты исследования на контрольном этапе 59

В настоящее время особую важность приобретает проблема развития творческой активности детей. Современное общество отходит от стандартного шаблонного мышления, от действий, определенных четким алгоритмом работы, и от покорного следования установленным требованиям к работе. Сейчас в большей степени ценятся люди, проявляющие инициативность, самостоятельность, творческий подход к делу, нестандартное творческое мышление. Все это можно объединить в понятие «творческая активность», под которым понимается стремление личности к проявлению инициативности, самостоятельности, гибкости и нестандартности мышления в решении различных вопросов и жизненных трудностей. Развитие творческой активности целесообразно начинать уже с дошкольного возраста, который является наиболее сензитивным.
В связи с этим одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является всестороннее развитие и воспитание активной творческой личности, отличающейся целеустремленностью и творческим подходом к работе. Особенностью творческой активности является то, что ее проявление не ограничивается исключительно творческими видами деятельности. Ее проявление возможно в абсолютно любой деятельности, поэтому развитие данной способности крайне важно в становлении личности.
Изучением проблемы развития творческой активности детей занимались такие ученые, как М.А. Данилов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев, В.П. Строков, Г.И. Щукина, Е.Н. Яковлева и другие. Авторы изучали сущность понятия, его компоненты и условия развития.
В условиях дошкольного образовательного учреждения осуществляется комплексное развитие дошкольников. В частности, творческое развитие осуществляется посредством различных видов детской деятельности - игровой, изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Лепка, как вид изобразительной деятельности, вызывает интерес детей, положительные эмоции, а также способствует развитию у них творческих способностей, творческой активности, художественного вкуса, мелкой моторики. Однако при организации занятий лепкой в условиях дошкольного образовательного учреждения порой не учитываются педагогические условия, способствующие развитию творческой активности у детей 4-5 лет.
На основании вышеизложенного было выявлено противоречие между необходимостью развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих организации занятий лепкой в дошкольном образовательном учреждении.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: какие педагогические условия окажут действенное влияние на развитие творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки.
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки.
Объект исследования: процесс развития творческой активности у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под творческой активностью следует понимать свойство или качество личности проявлять инициативность, нестандартность и самостоятельность в ходе различных видов деятельности. Основу данного понятия составляют эмоционально-волевой, мотивационный, когнитивный, поведенческий компонент.
Процесс развития творческой активности у детей 4-5 лет является целенаправленным и продолжительным, и носит систематический регулярный характер.
Развитие творческой активности осуществляется при организации разнообразных видов детской деятельности и использовании различных форм работы, которые способствуют формированию инициативности, интереса и самостоятельности детей. Лепка является эффективным способом развития творческой активности у детей 4-5 лет. Однако для организации таких занятий важно учитывать ряд педагогических условий для того, чтобы сделать данный процесс более эффективным и результативным.
С целью выявления особенностей развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки было проведено комплексное исследование.
Так на констатирующем этапе было выявлено, что у 40 % детей экспериментальной и у 33 % контрольной группы выявлен низкий уровень развития творческой активности, у 40 % детей экспериментальной и у 47 % контрольной группы выявлен средний уровень сформированности данного показателя, и в обеих исследовательских группах у 20 % детей выявлен высокий уровень развития творческой активности.
На формирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе была проведена работа по апробации педагогических условий, способствующих развитию творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки. По итогу был разработан комплекс из 8 занятий лепкой для дошкольников, которые проводились в экспериментальной группе в течение четырех недель - по два занятия в неделю.
Полученные результаты на контрольном этапе исследования подтвердили гипотезу исследования, а значит, процесс развития творческой активности у детей 4-5 лет посредством лепки будет успешным, если будут созданы следующие педагогические условия: пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы необходимым материалом и инструментами для лепки из пластилина; организация с детьми занятий лепкой, способствующих развитию у них всех показателей творческой активности с использование игровых приемов; поощрение инициативы, самостоятельности и оригинальности в работах детей в процессе лепки.
Предложенные занятия и методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов дошкольной образовательной организации для создания оптимальных педагогических условий развития у детей 4-5 лет творческой активности посредством лепки.


1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М. : Проспект, 2005. 608 с
2. Андреев В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости. Казань : Центр инновационных технологий, 2015. 288 с.
3. Бабич А. А., Жуйкова Т. П. Лепка как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Зшенеез оГ Енгоре. 2020. С. 6-8.
4. Бакунева С. В. Творческая активность как психолого-педагогическое явление // Царскосельские чтения. 2010. С. 122-124.
5. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М. : Просвещение, 1969. 365 с.
6. Веретенникова Л. К. Стратегия и концепция формирования творческого потенциала и развития креативности обучающихся в инновационной среде». М. : МПГУ, 2019. 352 с.
7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. : Кафедра-М : Аеабешха, 2000. 342 с.
8. Заика Е. В. Продуктивные функции памяти в формировании перцептивного образа: дис. канд. псих. наук: 19.00.01. Харьков, 1984. 160 с.
9. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М. : ВЛАДОС, 2006. 255 с.
10. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. : Просвещение, 1991. 176 с.
11. Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе. Смоленск : Ассоциация XXI век, 2006. 296 с.
12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Воспитание дошкольника. 2016. С. 113-117.
13. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2003. 718 с.
14. Михеева Е. В. Педагогические условия формирования творческой активности дошкольников в культурных практиках // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2018. С. 62-71.
15. Мустафаева Е. Ф. Лепка как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников // Вестник магистратуры. 2019....34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ