Введение 4
Глава 1 Теоретически аспекты проблемы развития самосознания в среднем дошкольном возрасте 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития самосознания
у детей 4-5 лет 9
1.2 Особенности развития самосознания у детей 4-5 лет
средствами изотерапии 13
Глава 2 Экспериментальное работа по развитию самосознания у детей 28
4-5 лет средствами изотерапии
2.1 Выявление уровня развития у детей 4-5 лет самосознания 28
2.2 Содержание и организация работы по развитию 41
самосознания у детей 4-5 лет средствами изотерапии
2.3 Выявление динамики уровня развития самосознания у 47
детей 4-5 лет средствами изотерапии
Заключение 56
Список используемой литературы и использованных источников 58
Приложение А Список дошкольников, которые приняли участие в эксперименте 63
Приложение Б Протокол проведения методики «Нарисуй себя» 64
Приложение В Протокол проведения методики «Лесенка» 65
Приложение Г Протокол проведения методики «Изучение уровня самосознания» 66
Приложение Д Протокол проведения методики «Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения» 67
Приложение Е Примерный перспективный план программы формирующего эксперимента 68
Приложение Ж Протокол повторного проведения методики «Нарисуй себя» 70
Приложение З Протокол повторного проведения методики «Лесенка» 71
Приложение И Протокол повторного проведения методики «Изучение уровня самосознания» 72
Приложение К Протокол повторного проведения методики «Изучение проявления чувства гордости за собственные достижения» 73
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что дошкольный возраст очень важен с точки зрения развития у личности самоидентичности, самосознания. От степени успешности развития самосознания в процессе онтогенеза во многом зависит будущая структура личности и успешность ее социализации.
На сегодняшний день, исследователи в области психологии понимают под таким понятием как самосознание следующее: самосознание - это комплекс процессов психической природы, за счет которых человек определяет себя в роли субъекта той или иной деятельности, при этом его представление относительно непосредственно себя формируется в конкретное, так называемое, самосознание.
Самосознание представляет собой некоторую установку социального характера, определенное отношение человека непосредственно к самому себе. По этой причине в рамках данного образа имеется возможность определить такие составляющие, как: познавательная, эмоциональнооценочная, поведенческая.
Самосознание включает в себя:
• самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
• самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
Самосознание, как сложное психологическое образование, связано с мышлением и памятью, и с эмоциональной жизнью человека. Связь здесь взаимная: самосознание обусловливается ими, что, в свою очередь,
определяет их специфику, темп продвижения и уровень развития.
Формирование адекватного самосознания - процесс сложный. Дело в том, что мнение окружающих о человеке тоже может быть далеким от действительности. Поэтому и необходимо тщательное и объективное изучение самосознания дошкольников, которое поможет не только выявить их способности и особенности, но и сформировать у них адекватную самооценку, то есть сформировать личность, определить ее жизненный путь, нравственные качества. Ведь саморегулирование личностью своего поведения и самоорганизации своего образа жизни осуществляется через самосознание.
Важность исследования и развития самосознания ребенка настолько очевидна, что она стала центральной проблемой целого цикла наук о человеке. Актуальность проблемы состоит в необходимости поиска путей и методов оптимизации развития самосознания детей дошкольного возраста средствами творческой деятельности. Выявлено недостаточное количество работ исследователей, которые бы изучали развитие самосознания средствами рисунка у дошкольников.
Нарушение нормального протекания процесса онтогенеза самосознания может привести в дальнейшем к проблемам в эмоциональной сфере личности.
Изотерапия является одним из видов изотерапии, не имеющих возрастных ограничений, а также не имеет ограничений в применении. То есть ее можно применять при коррекции респондентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах, а также при работе с развитием самосознания детей дошкольного возраста.
На основании вышеизложенного, стало возможным выявить противоречие между необходимостью развития самосознания у детей 4-5 лет и недостаточным использованием средств изобразительной деятельности, позволяющих организовать данный процесс.
Выявленное противоречие позволило нам выявить проблему исследования: как развить самосознание у детей 4-5 лет используя возможности изотерапии?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие самосознания у детей 4-5 лет посредством
изотерапии».
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать техники изотерапии, позволяющие развивать у детей 4-5 лет самосознание.
Самосознание - это целостное и сложное представление человека о себе, своих качествах, возможностях, переживаниях и отношениях с окружающим миром. Самосознание формируется на протяжении всей жизнедеятельности индивида, но особенно важен период дошкольного детства, когда ребенок активно познает себя и мир, осознает свою индивидуальность и социальную принадлежность. Формирование самосознания у дошкольников зависит от многих факторов, таких как наследственность, семейное воспитание, общение со сверстниками и взрослыми, детская деятельность и творчество. Для формирования самосознания у дошкольников важно использовать разнообразные методы и приемы, такие как игры, беседы, рисование, лепка, конструирование, ролевые ситуации, наблюдения, эксперименты. Такие методы способствуют развитию познавательных, творческих, коммуникативных и личностных способностей ребенка, а также его самовыражению и самоутверждению. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп и стиль развития ребенка, его уровень подготовленности и интересов. Также важно создавать атмосферу доверия, поддержки, уважения и признания в группе дошкольников и во взаимодействии с взрослыми. Взрослые должны быть для ребенка положительными моделями поведения, эмоций и отношений. Они должны помогать ребенку осознавать собственные сильные, а также слабые стороны, достоинства и недостатки, успехи и неудачи. Они должны поощрять ребенка за его усилия, достижения и прогресс, а также помогать ему справляться с трудностями, ошибками и конфликтами. Они должны развивать у ребенка чувство гордости за себя, свое тело, свою семью, свою группу и свою страну. Они должны формировать у ребенка позитивное отношение к себе и другим людям, а также к окружающему миру.
Проанализировав результаты, полученные на констатирующем этапе исследования, был сделан вывод о том, что у детей 4-5 лет компоненты самосознания сформированы в недостаточной мере, дети имеют не полные представления о себе и своих особенностях. Исходя из этих результатов, была проведена работа по формированию самосознания у детей 4-5 лет.
Нами было разработано содержание развивающей работы педагога- психолога с детьми 4-5 лет с использованием средств изотерапии.
Работа была проведена в два этапа. На первом этапе был составлен перспективный план развивающей работы. Второй этап предполагал реализацию этого плана и проведение развивающей работы педагога- психолога с детьми 4-5 лет.
Работа по формированию самосознания у детей посредством изотерапии проводилась по 5 компонентам, каждый компонент предусматривал решение определенных задач.
По компоненту «Я-физическое»: формирование у детей представлений о себе, своей внешности, полоролевых представлений.
По компоненту «Я-эмоциональное»: знакомство детей с разнообразием чувств и эмоций; формирование у детей умений осознавать свое настроение, связывать появление различных эмоций с причинами, вызывающими их; формирование у детей высокой самооценки и положительного отношения к себе.
По компоненту «Я-реальное»: побуждение детей к осознанию собственных предпочтений в отношении окружающей действительности.
По компоненту «Я-идеальное»: формирование у детей представлений об идеальной модели себя.
По компоненту «Мои достижения»: формирование чувства гордости за свои умения.
После проведения повторной диагностики (контрольного эксперимента) была выявлена положительная динамика в уровне сформированности самосознания у детей экспериментальной группы, что свидетельствует об адекватности выдвинутой гипотезы исследования и эффективности формирующего эксперимента.
1. Бардышевская М.К. Диагностика психического развития ребенка: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. 153 с.
2. Белкина В.Н .Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. 170 с.
3. Бурлакова Н.С. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. 270 с.
4. Васильева К.В., Гусев Д.А. Изобразительная деятельность как средство социально-психологического самовыражения дошкольников// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 11-5. С.788-791.
5. Возрастная и педагогическая психология учебник для вузов/ Б.А. Сосновский [и др.]; под редакцией Б.А. Сосновского. М.: Издательство Юрайт, 2021. 359 с.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Издательство Юрайт, 2021. 336 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Издательство Юрайт, 2021. 281 с.
8. Геронтопсихология: учебное пособие:для студентов вуза,
обучающихся по специальности 37.05.01 «Клиническая психология»/ О.И. Дорогина, Ю.В. Лебедева, Л.В. Токарская, Е.В. Хлыстова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2020. 131 с.
9. Гонина О.О. Психология общения в дошкольном возрасте. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. 266 с.
10. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2021. 425 с.
11. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. М.: Юрайт, 2020. 97 с.
12. Крежевских О.В. Развивающая предметно-пространственная среда
дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для
академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 165 с.
13. Мандель БР. Возрастная психология : учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. 350 с.
14. Матяш Н.В. Возрастная психология. М. -Берлин : Директ-Медиа,
2020. 268 с.
15. Микляева Н. В. Дошкольная педагогика. М.: Юрайт, 2020....49