Аннотация
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогической поддержки родителей детей дошкольного возраста 9
1.1 Психолого-педагогические основы исследования детско-
родительских отношений детей дошкольного возраста 9
1.2 Цифровая образовательная среда как средство организации
психолого-педагогической поддержки родителей детей
дошкольного возраста 15
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации психологопедагогической поддержки родителей детей дошкольного возраста 19
2.1 Выявление уровня психолого-педагогической поддержки в
дошкольной образовательной организации 19
2.2 Содержание и организация психолого-педагогической
поддержки родителей детей дошкольного возраста 35
2.3 Выявление динамики уровня психолого-педагогической поддержки детей в дошкольной образовательной организации... 42
Заключение 50
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Методика «Мера заботы» 57
Приложение В Авторская анкета 59
Приложение Г Скриншот 1 страницы онлайн-курса 62
Приложение Д Скриншот 2 страницы онлайн-курса 63
Приложение Е Скриншот 3 страницы онлайн-курса 66
В современной психолого-педагогической науке и практике актуализируется проблема организации сопровождения и поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Исследованию этой проблемы посвящены работы целого ряда отечественных специалистов: Г.А. Бутко Н.Ю. Боряковой, Л.Б. Баряевой, С.Г. Шевченко, М.А. Касицыной, В.И. Лубовского, И.Ф. Марковской, У.В. Ульенковой и многих других, а также зарубежных исследователей - М. Доулинга, Л. Долана.
Среди наиболее обсуждаемых проблем - вопросы обучения и воспитания детей. В исследованиях показана важность поддержки и сопровождения всех субъектов образования, работающих с детьми, относящимися к группе риска: административного персонала, педагогов, детей и их родителей [17]. При этом из всех участников образовательного процесса, именно родители оказываются в наиболее сложной ситуации. Они не имеют специальной подготовки, как педагоги, психологи, медики, они часто имеют ограниченные временные и материальные ресурсы для преодоления возникающих проблем и зачастую винят себя в сложившейся ситуации.
Авторами отмечаются возникающие организационные трудности при проведении консультаций родителей с педагогами и психологами, при включении их в проводимые образовательным учреждением мероприятия. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей, их поддержки.
При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать творческие способности. Осуществление полноценного психолого-педагогического сопровождения родителей в условиях реализации ФГОС возможно при следующих условиях: настроенности родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей; вовлечение родителей в педагогическую деятельность; определения значимых для педагогов и родителей, целей и задач; разработка содержания психолого-педагогического сопровождения; создание материальных условий, обеспечивающих эффективнее психолого-педагогическое сопровождение.
Таким образом, особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов - родителей и педагогов, их готовность к осуществлению психолого-педагогической поддержки. Результаты психолого-педагогической поддержки могут проявляться в таких аспектах, как улучшение отношений родителей с ребенком, осознание родителями значимости своей воспитательной деятельности, появление родительской ответственности, в формировании оптимистического взгляда родителей на возможности решения проблем воспитания ребенка. На помощь в организации психолого-педагогической поддержки и разрешении возникающих при этом проблем может прийти цифровая образовательная среда. Имея современные ресурсы для создания и использования различных массовых открытых онлайн-курсов (далее - МООК), необходимо их внедрять в процесс психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольного возраста.
Но, на данный момент не существует специальных программ, которые были бы направлены на последовательное и обоснованное сопровождение родителей детей дошкольного возраста. Возникает противоречие между потребностью на практике реализовать психологическую и педагогическую поддержку родителей детей дошкольного возраста и отсутствием программ и планов занятий, позволяющих оказать помощь родителям. Данное противоречие определяет проблему исследования - каково влияние психолого-педагогической поддержки родителей детей дошкольного возраста? Этот аспект организации психолого-педагогического поддержки недостаточно исследован, что делает проведение экспериментальной работы в этой области актуальным.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы психологопедагогической поддержки родителей и детей дошкольного возраста в цифровой образовательной среде.
Объект исследования: родители и дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия улучшения психолого-педагогическая поддержка родителей детей дошкольного возраста с помощью цифровой образовательной среды....
Организация грамотного психолого-педагогического сопровождения семьи, поддержка, воспитывающей ребенка дошкольного возраста, способствует укреплению внутрисемейных отношений, сплочению семьи, коррекции негативных эмоционально-личностных особенностей членов семьи, интеграции семьи и ребенка дошкольного возраста в общество.
Препятствием на пути осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей являются организационные трудности: отсутствие временных возможностей, неуверенность в себе и прочие затруднения.
В данной ситуации одним из наиболее успешных способов организации психолого-педагогического сопровождения является использование цифровой образовательной среды, поскольку она обладает рядом преимуществ: она многофункциональна, содержит множество ресурсов и средств для организации сопровождения, позволяет отслеживать результат, обрабатывать данные, общаться со всеми участниками процесса сопровождения. Это делает актуальными задачи исследования возможностей цифровой образовательной среды для организации ППС.
В соответствии с первой задачей исследования был проведен анализ отечественной и зарубежной научной литературы по изучению особенностей детей дошкольного возраста, детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста и по вопросу организации психолого-педагогической поддержки родителей этих детей. Исследованию проблемы организации сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста, посвящены работы целого ряда отечественных и зарубежных специалистов, таких как Н.Ю. Борякова, Л.Б. Баряева, С.Г. Шевченко, Г.А. Бутко, М.А. Касицына, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, У В. Ульенкова, М. Доулинг, Л. Долан.
Мною были рассмотрены особенности взаимодействия родителей и их детей дошкольного возраста. В семьях, в которых появляется ребенок дошкольного возраста, надолго дестабилизируется обстановка, нарушаются внешние связи с социумом, портятся или уничтожаются внутрисемейные отношения, что нередко приводит к распаду семьи. Многие исследователи отмечают большое влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка, его самосознания. В зависимости от сложившихся детско-родительских отношений, особенностей взаимодействия ребенка с родителями, избранного стиля воспитания и общения определяется степень успешности социализации ребенка дошкольного возраста.
В рамках реализации второй задачи исследования были изучены особенности детско-родительских отношений и запросы родителей детей дошкольного возраста на содержание и формы организации психологопедагогического сопровождения и поддержки. Для того, чтобы провести исследование детско-родительских отношений, степень осведомленности и отношения родителей к физическому и психологическому здоровью собственных детей и запроса родителей на оказание им психологопедагогической помощи, нами был проведен констатирующий эксперимент, связанный с исследованием особенностей родительского отношения к детям дошкольного возраста. Для проведения исследования был организован первичный сбор и анализ информации о респондентах - тридцати родителях, для того, чтобы подобрать наиболее подходящие методики. Были определены следующие методики: «Мера заботы» (выявление воспитательной позиции родителей к ребенку). автор И.М. Марковская; тест опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я. Варга, В.В. Столин; авторская анкета «Исследование отношения и запроса родителей на оказание им психолого-педагогической помощи». На основании проведенного исследования детско-родительских отношений, изучения уровня педагогической компетентности и исследования запроса на психолого-педагогическое сопровождение родителей детей дошкольного возраста были получены данные, свидетельствующие о том, что несмотря на показанный средний уровень по выборке, у трети родителей детей дошкольного возраста отмечается низкий уровень осведомленности и информированности о причинах и сущности ОВЗ их детей, низкий уровень педагогической компетентности, дисгармоничные детско-родительские отношения, в связи с чем существует запрос родителей на оказание им психолого-педагогической поддержки.....
1. Арутюнян А. М. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. С. 16.
2. Анцыпирович О. Н. Основы методик дошкольного образования: учебное пособие, М. 2018
3. Арбатская Е. С., Дичина Н. Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. // Иркутск. 2017. C. 104.
4. Басалаева Н. В., Захарова Т. В., Казакова Т. В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018. С. 199-205.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей // Питер, 2009. C. 400.
6. Варга А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции. // Вестник МГУ Психология. 1985.
7. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения. // Автореферат кандидатской диссертации. 1986.
8. Варга А. Я. Типы родительских отношений. // Самара. 1997.C. 88.
9. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка дошкольного возраста. // Актуальные вопросы современной педагогики. 2012.
10. Граматкина И. Р. Межличностные отношения в семьях, воспитывающих ребенка дошкольного возраста // Вестник. 2011. № 2 C. 7884.
11. Казакова Е. И., Галактионова Т. Г., Пугач В. Е. Основные приемы и технологии в работе тьютора. // «Академия». 2009.
12. Карасева В.П. Ролевые компетенции специалиста, сопровождающего семьи с ребенком дошкольного возраста // Сервис Plus. 2014. С. 12.
13. Макаров А. О. Педагогические условия социальнопедагогического сопровождения семейного воспитания ребенка дошкольного возраста. // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 102-108.
14. Крашенинникова Л. В., Тьюторское сопровождение обучающихся как процесс и его реализация в цифровой среде. // Интерактивное образование. Москва. 2018. №4. С. 19-26.
15. Крючева Я. В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: автореферат...20