Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет положительного отношения к воспитателю 8
1.1 Формирование у детей положительного отношения к педагогу
как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Недирективные методы: сущность, их роль в педагогическом
процессе 12
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет положительного отношения к воспитателю при использовании недирективных методов 17
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
положительного отношения к воспитателю 17
2.2 Содержание, формы работы по формированию у детей
6-7 лет положительного отношения к воспитателю при использовании недирективных методов 29
2.3 Изучение динамики уровня сформированности у детей
6-7 лет положительного отношения к воспитателю 35
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 51
Приложение Б Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов 52
Актуальность исследования. Проблема взаимоотношения детей с воспитателем всегда имела огромную ценность. В настоящее время данная проблема не утратила своей актуальности.
Дошкольный возраст - это возраст, в котором ребенок практически каждый день взаимодействует с воспитателем в дошкольной организации. В дошкольном возрасте у ребенка формируются самосознание, происходит развитие личностных качеств. Воспитатель играет важную роль в этом развитии, он является наставником для ребенка, который направляет его на протяжении долгого времени. Именно для того, чтобы развитие качеств личности дошкольника шло благополучно, необходимо наладить дружеские, доверительные отношения между ребенком и воспитателем.
Выдающийся педагог, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью В.А. Сухомлинский, в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Подлинное, человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых важных истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
Проблемой изучения отношения ребенка к личности воспитателя занимались многие ученые (С.Е. Кулачковская, В.Р. Лисина, Е.А. Панько, А.Г. Рузская и другие). В поле зрения исследователей виды и типы эмоционального отношения воспитателя к детям, развитие отношений ребенка со взрослым на протяжении детства, стадии этого развития, показатели отношения дошкольника к личности воспитателя.
Также сейчас является актуальным поиск новых методов взаимодействия воспитателя с детьми. К таким относятся недирективные методы, которые изначально рассматривались в контексте игровой терапии.
В отечественном образовании недирективные методы разрабатываются в рамках личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Эти методы основаны на уважении к ребенку, принятии его позиции и выбора, его индивидуальности.
После анализа научных исследований можно выделить противоречия между важностью формирования положительного отношения детей к воспитателю и недостаточностью разработанных недирективных методов для применения их в дошкольном учреждении.
Проблема исследования: каково влияние недирективных методов на процесс формирования у детей 6-7 лет положительного отношения к воспитателю.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать результативность влияния недиректиных методов на формирование у детей 6-7 лет положительного отношения к воспитателю.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет положительного отношения к воспитателю.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет положительного отношения к воспитателю при использовании недирективных методов.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у детей 6-7 лет положительного отношения к воспитателю возможно, если:
• определены компоненты положительного отношения детей 6-7 лет к воспитателю;
• подобраны недирективные методы, позволяющие воспитателю включать их во взаимодействие с детьми 6-7 лет;
• организовано содержательное взаимодействие детей и воспитателя с включением недирективных методов, направленных на усиление связи между ними.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования....
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований указывает, что проблема положительного отношения детей к воспитателю является актуальной в наше время, так как от педагога во многом зависит становление характера и личности ребенка.
Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящены многие психологических и педагогических исследования таких ученых как: А.Г. Рузская, Е.А. Панько, С.Е. Кулачковская, А.Б. Николаева и многих других.
Изучение психолого-педагогической литературы позволил отобрать показатели положительного отношения ребенка, и на их основе разработать диагностические задания, которые помогли нам выявить уровень положительного отношения детей к воспитателю.
Констатирующий эксперимент позволил выявить уровень развития у детей 6-7 лет положительного отношения к воспитателю. Диагностика показала, что 24% детей имеют низкий уровень, 47% - средний уровень и 29% детей высокий уровень положительного отношения к воспитателю.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента, был сделан вывод, что необходимо организовать работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень, что составляет 71% от группы.
Формирующий эксперимент доказал, что используя педагогические ситуации с использованием недирективных методов, можно повысить уровень положительного отношения детей 6-7 лет к воспитателю. Недирективными методами выступили:
• диалог с ребенком;
• метод принятия проявлений ребенка (в том числе и негативных: раздражительность, агрессия, разочарование);
• метод устранения запретов (при наличии меры);
• метод поощрение проявлений ребенка;
- метод отвлечения.
Результаты контрольного эксперимента показали, что после проведенной организованной работы по формированию у детей 6-7 лет положительного отношения к воспитателю, уровень этого отношения повысился. Показатель высокого уровня увеличился на 12%, а показатель низкого уровня уменьшились почти на 20%. Дети стали более открытыми, инициативными по отношению к педагогу, стали чаще предлагать совместные игры, беседы, задавать больше вопросы по различным темам.
Изменилась позиция воспитателя, они стали активнее использовать с детьми недирективные методы взаимодействия, выбирая их, опирались на интересы, склонности и желания дошкольников.
Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования о том, что положительное отношение детей 6-7 лет к воспитателю подтвердила важность организации содержательного взаимодействия детей и воспитателя с включением недирективных методов.
Цель работы выполнена, задачи исследования решены.
1. Агафонова И. Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника : учебно-методическое пособие. СПб. : А1111О, 2010. 82 с.
2. Бакиева Д. Д. Воспитание уважения к старшим в условиях семьи и детского сада. М.: Проспект, 2016. 24 с.
3. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 1993. 128 с.
4. В чем особенности институционального этапа развития дошкольной
педагогики? [Электронный ресурс]. URL:
https://infopedia.su/15x14bff.html7ysclid (Дата обращения: 02.11.2022).
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М. : Масс Медиа, 1995. 110 с.
6. Григорян А. А. Условия формирования положительного отношения детей старшего дошкольного возраста к воспитателю в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2019. № 38 (276). С. 58-60.
7. Ершова С. М. Теоретическое осмысление категорий «ценность» и «ценностные отношения» //Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С 52-59.
8. Иванова Н. В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Череповец: ЧГУ, 2002. 150 с.
9. Изучение отношений между ребенком-дошкольником и
воспитателем детского сада [Электронный ресурс]. URL:
https://psylist.net/pedagogika/00160.htm7ysclidH95p7poylw137924136 (дата
обращения: 06.11.2022).
10. Котырло. В. К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. М. : 1едагогика, 1987. 92 с.
11. Кошелева А. Особенности взаимоотношений взрослого и ребенка // Дошкольное воспитание. 2002. № 8. С. 91-96.
12. Кулачковская С. Е. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва : 1973. 25 с.
13. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / Психология развития/ Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии. СПбГУ. СПб: Питер, 2001. С. 155-156.
14. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное. М.: Просвещение, 2015. 163 с.
15. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства. М. : Просвещение, 2006....24