Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования представлений о себе у детей 4-5 лет посредством кукольного театра 7
1.1 Особенности формирования представлений о себе у детей
4-5 лет 7
1.2 Характеристика кукольного театра как средства
формирования представлений о себе у детей 4-5 лет 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию представлений о себе у детей 4-5 лет посредством кукольного театра 23
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о
себе у детей 4-5 лет 23
2.2 Содержание и организация работы по формированию представлений о себе у детей 4-5 лет посредством кукольного
театра 32
2.3 Оценка динамики уровня сформированности
представлений о себе у детей 4-5 лет 41
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложение А Характеристика выборки исследования 51
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 52
Приложение В Результаты исследования на этапе контроля 53
Данная работа бакалавра рассматривает решения актуальной проблемы, так как в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается важность формирование представлений у детей о себе. За формирование этих представлений у детей средней возрастной группы отвечает познавательная область развития. Для полноценного личностного развития детей существует несколько важных условий, а формирование представлений о себе - одно из самых необходимых условий. Дошкольники должны осознавать себя представителями человеческого рода, и в тоже время уникальной личностью. Дети учатся владеть собой, своим телом и понимать эмоции, чувства, оценивать собственные возможности. Проблема формирования
представлений о себе у детей 4-5 лет является одной из центральных в психологии личности, так как «представления о себе» в целом оказывает решающее влияние на дальнейшее становление человека. Данной проблеме уделялось большое внимание в психолого-педагогических работах следующих ученых: К. Роджерс, М.И. Лисина, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин.
Противоречие между необходимостью формирования представлений о себе у детей 4-5 лет и недостаточным использованием кукольного театра для реализации данного процесса.
Актуальность данного исследования вызывает необходимость разрешения этого противоречия. Поэтому можно сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы возможности применения кукольного театра в формировании представлений о себе у детей 4-5 лет?
Исходя из всего вышесказанного, тема исследования звучит так: «Формирование представлений о себе у детей 4-5 лет посредством кукольного театра».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования представлений о себе у детей 4-5 лет посредством кукольного театра.
Объектом исследования является процесс формирования представлений о себе у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: кукольный театр как средство формирования представлений о себе у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование представлений о себе у детей 4-5 лет посредством кукольного театра будет возможным, если:
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами и материалами для кукольного театра (куклами «Би-ба-бо», куклами на гапите, фигурками для теневого театра) в соответствии с возрастными особенностями детей;
• организованы беседы, просмотры спектаклей, чтение сказок на тематику представлений о себе, демонстрации движения кукол в подготовительной работе с детьми с целью приобщения к игре в кукольном театре;
• реализована совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты с разными видами кукольных театров в соответствии с показателями сформированности представлений о себе.
В соответствии с гипотезой, для реализации поставленной цели определены следующие задачи.
1. Проанализировать теоретические основы проблемы формирования представлений о себе у детей 4-5 лет посредством кукольного театра.
2. Выявить уровень сформированности представлений о себе у детей 4-5 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию представлений о себе у детей 4-5 лет посредством кукольного театра.
Методы исследования: теоретический (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирический (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
• теоретические исследования в области развития личности ребенка дошкольного возраста (Л.И. Божович, Н.Н. Палагина, В.В. Столин);
• теоретические исследования особенностей формирования у детей дошкольного возраста представлений о себе (Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, Н.Ф. Калинина, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн);
• культурологические аспекты использования кукольного театра в детском образовании (О.В. Николаева, А.П. Ленский, В.Н. Давыдов, С.В. Гиппиус, Н.В. Демидов, А.Т. Болотов).....
В предоставленном нами исследовании были изучены и проанализированы работы таких педагогов и психологов как Л.И. Божович,
A. Т. Болотов, Л.С. Выготский, В.Н. Давыдов, Н.В. Демидов, О.В. Дыбина, Н.Ф. Калинина, А.П. Ленский, Р.С. Немов, О.В. Николаева, Н.Н. Палагина,
B. В. Столин, С.Л. Рубинштейн по проблеме формирования у детей 4-5 лет представлений о себе посредством кукольного театра. На основе их работ были выявлены показатели, которые использовались для определения уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о себе, осуществлен подбор диагностических методик исследования, определенных нами показателей. При помощи данных диагностических методик был осуществлен констатирующий этап исследования.
Для достижения целей данного исследования была проведена экспериментальная работа на базе СПДС «Буратино» ГБОУ СОШ с. Узюково Ставропольского района Самарской области. В исследовании приняли участие 23 ребенка в возрасте от 4 до 5 лет.
Уровень сформированности у детей 4-5 лет представлений о себе был выявлен на констатирующем этапе исследования. Данный этап исследования проводился с помощью диагностического комплекса, включающего ряд методик, учитывающих особенности психолого-педагогической диагностики детей среднего дошкольного возраста.
На констатирующем этапе низкий уровень был обнаружен у 26% детей, средний уровень - у 39%, высокий - у 38%. Полученные результаты показали необходимость проведения формирующего этапа исследования, который будет способствовать повышению уровня сформированности у детей 4-5 лет представлений о себе.
Мы предположили, что формирующая работа по формированию у детей 4-5 лет представлений о себе возможна, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда атрибутами и материалами для кукольного театра (куклами «Би-ба-бо», куклами на гапите, фигурками для теневого театра) в соответствии с возрастными особенностями детей;
• организованы беседы, просмотры спектаклей, чтение сказок на тематику представлений о себе, демонстрации движения кукол в подготовительной работе с детьми с целью приобщения к игре в кукольном театре;
• реализована совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты с разными видами кукольных театров в соответствии с показателями сформированности представлений о себе.
После окончания формирующего этапа, был проведен контрольный этап исследования, который показал следующие результаты: количество детей с низким уровнем самооценки снизились на 9%, количество дети со средним уровнем увеличились на 18%, детей с высоким уровнем стало меньше на 12%.
Анализируя результаты контрольного этапа исследования, можно сделать вывод о положительной динамике уровня сформированности представлений о себе у детей 4-5 лет, что свидетельствует о правильности проведенной нами работе на формирующем этапе исследования.
Задачи, поставленные в начале бакалаврского исследования решены, цели достигнуты, гипотеза исследования подтверждена.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Логос, 2012. 224 с.
2. Авдеева Н. Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. М. : АСТ-пресс, 1997. 214 с.
3. Авдеева Н. Что знает о себе дошкольник // Дошкольное воспитание. 1986. № 7. С. 42-47.
4. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности «Психология». Изд. 5-е, испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 2009. 362 с.
5. Безменова Е. И. Формирование представлений у дошкольников о себе с использованием метода проекта // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. СПб. : Питер, 2014. С. 51-53.
6. Божович А. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : АСТ, 2012. 400 с.
7. Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект. Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 116-126.
8. Бородина О. В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических организаций // Педагогическое образование и наука. 2017. № 1.С. 95-98.
9. Василькова Ю. В. Социальная педагогика. М. : Академия, 2003. 439 с.
10. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. М. : Мозаика-Синтез, 2019. с. 336.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 2014. 224 с.
12. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Эксмо, 2010. 508 с.
13. Гурина И. В. Букварь: стихи: для детей дошкольного возраста. М. : Фламинго, 2019. 63 с.
14. Глушкова Ю. С. Кукольный театр как средство развития навыков у детей среднего дошкольного возраста. Котельнич, 2015. 22 с.
15. Дыбина О. В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи. Учебно-методическое пособие. М. : Центр педагогического образования, 2009....34