Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет нравственных представлений посредством социально-воспитательного блогерства 8
1.1 Особенности формированияу детей 6-7 лет нравственных
представлений 8
1.2 Психолого-педагогические подходы к формированию у детей 6-7
лет нравственных представлений посредством социальновоспитательного блогерства 12
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет нравственных представлений посредством социально-воспитательного блогерства 16
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
нравственных представлений 16
2.2 Содержание и организация работы по формированию у детей 6-7
лет нравственных представлений посредством социальновоспитательного блогерства 33
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет
нравственных представлений 39
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Сформированные нравственные представления являются важной составляющей в личностном развитии детей дошкольного возраста. Также, важно, чтобы ребенок к моменту поступления в школу был способен осознанно следовать правилам, подчиняться общим требованиям, мог следовать социальным нормам поведения, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
«В настоящее время блогерство приобретает все большую популярность среди педагогов и используется для» [8] формирования нравственных
представлений у детей 6-7 лет. Блогерство дает возможность ребенку взглянуть на проблему и переосмыслить свое отношение к ней в ходе диалога со взрослыми или сверстниками.
В современном мире, где дети сталкиваются со множеством негативного влияния со стороны социальных сетей, теле- и интернет-программ, важно предоставить им альтернативную позитивную информацию. Социальновоспитательное блогерство может стать одним из способов привлечения внимания детей к вопросам нравственности и этики, помочь им сформировать свои собственные мировоззрение и убеждения. Таким образом, исследуемая проблема имеет важное значение для педагогической практики.
Но использование блогерства для формирования нравственных представлений у детей 6-7 лет недостаточно разработано.
Концептуальные положения о роли информации и информационнокоммуникационных технологий в становлении и развитии общественного сознания представлены в работах таких зарубежных исследователей, как Э. Бернейс, Дж. Брайант, Р. Броуди, Р. Ислам, П. Лайнбарджер, Р. Харрис. С.В. Федорова обосновывает возможность привития обучающимся эстетических ценностей посредством информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, было установлено противоречие: между
необходимостью формирования нравственных представлений у детей 6-7 лет и недостаточным использованием возможностей социально-воспитательного блогерства для осуществления данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности социально
воспитательного блогерства в формировании нравственных представлений у детей 6-7 лет?
Отталкиваясь от актуальности данной проблемы, мы сформулировали тему исследования: «Формирование у детей 6-7 лет нравственных представлений посредством социально-воспитательного блогерства».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования нравственных представлений у детей 6-7 лет посредством социально-воспитательного блогерства.
Объект исследования: процесс формирования нравственных
представлений у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: формирования нравственных представлений у детей 6-7 лет посредством социально-воспитательного блогерства.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что процесс формирования нравственных представлений у детей 6-7 лет посредством социально-воспитательного блогерства будет возможным, если:
• подобраны видеоматериалы, иллюстрирующие различные нравственные аспекты (доброта, справедливость, уважение), используемые в процессе социально-воспитательного блогерства;
• вовлечены родители посредством домашних заданий в деятельность по созданию постов нравственного содержания.
Задачи исследования:
• проанализировать теоретические основы проблемы формирования нравственных представлений у детей 6-7 лет посредством социальновоспитательного блогерства;
• выявить уровень сформированное™ нравственных представлений у детей 6-7 лет;
• разработать и апробировать содержание работы по формированию нравственных представлений у детей 6-7 лет посредством социальновоспитательного блогерства.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• концепции нравственного воспитания М.И. Демкова;
М.М. Манасеиной;
• результаты исследований, посвященные особенностям формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.Г. Якобсон, А. В. Запорожец, А. В. Петровский);....
В ходе данной дипломной работы была исследована проблема формирования нравственных представлений у детей 6-7 лет с использованием социально-воспитательного блогерства. Основной целью исследования было выяснить, насколько эффективным и полезным может быть блогерство в процессе формирования нравственных ценностей у детей этой возрастной группы.
Первая глава работы посвящена изучению теоретических основ проблемы формирования нравственных представлений у детей 6-7 лет. В этой главе были рассмотрены особенности формирования нравственных представлений в данном возрасте, а также представлены различные психолого-педагогические подходы к использованию блогерства в качестве средства формирования нравственности у детей.
Во второй главе была проведена экспериментальная работа, направленная на формирование нравственных представлений у детей 6-7 лет с помощью социально-воспитательного блогерства. В ходе исследования был выявлен уровень сформированности нравственных представлений у детей данной возрастной группы. Далее было разработано содержание и организована работа, основанная на использовании блогерства, с целью формирования нравственных ценностей у детей. После проведения мероприятий и занятий была осуществлена оценка динамики уровня сформированности нравственных представлений.
Результаты исследования показали, что использование социальновоспитательного блогерства оказывает положительное влияние на формирование нравственных представлений у детей 6-7 лет. В ходе экспериментальной работы наблюдалось повышение уровня ответственности, развитие навыков эмоционального выражения и умения принимать моральные решения у детей.
В заключении можно подчеркнуть, что использование социально- воспитательного блогерства представляет собой эффективный метод формирования нравственных представлений у детей 6-7 лет. Оно позволяет не только развивать нравственные ценности, но и стимулирует творческое самовыражение и общение с другими детьми в онлайн-режиме. Однако, при использовании блогерства в качестве средства формирования нравственности необходимо учитывать особенности возраста детей и обеспечивать контроль за создаваемым и публикуемым ими контентом.
Результаты данного исследования могут быть полезными для педагогов, родителей и специалистов в области детского развития, которые заинтересованы в эффективных методах формирования нравственных представлений у детей 6-7 лет. Данное исследование позволяет расширить понимание влияния социально-воспитательного блогерства на развитие моральных ценностей у детей данного возраста.
В заключение можно сказать, что формирование нравственных представлений у детей 6-7 лет посредством социально-воспитательного блогерства является актуальной и перспективной темой исследования. Она открывает новые возможности для современной педагогики и позволяет эффективно влиять на развитие моральных ценностей у детей этой возрастной группы.
1. Ажгибкова Т. Н. Технология применения аудиовизуальных средств обучения в школах. Москва, 2004. 123 с
2. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: Сборник статей / В. Л. Волохонский, Ю. Е. Зайцева, М. М. Соколов. Спб, 2006. С. 118-131.
3. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов М. : Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
4. Глазарева А. В. Социально-воспитательное блогерство в
образовании. М. : ГИУМ, 2018. 144 с.
5. Испандиярова А. М. Формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ в процессе обучения (аксиологический аспект). Авторефеферат дисертации. Шымкент, 2005, 28с.
6. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога: психологический практикум. Ростов н/Д : Феникс, 2008. 568 с
7. Козлова А. Ю. Социально-воспитательное блогерство как форма воспитания дошкольников // Видеопрезентации проектирования и организации универсальных форм воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. URL: https://disk.yandex.rU/i/7VbYIbN-tSC68A (дата обращения: 19.05.2023).
8. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. № 6. 1996.
9. Ксензова Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. М. : Педагогическое общество России, 2008. 469 с.
10. Мухина В. С. Психология дошкольника. М. : Издательский центр «Академия», 1975. 239с.
11. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. М. : Владос, 2001.
192 с.
12. Ожегов С. И. Словарь русского языка. / под общ. ред. Л. И. Скворцова. М. : Мир и образование, 2014. 976 с.
13. Портнова А. Е. Психология социального блогерства // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 4. С. 42-48.
14. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся СПУЗ. М. : «Академия», 1996. 336 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 и 2012 гг. / Мин- во образования и науки Рос. Федерации. М. : Просвещение, 2014...20