Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ №2065 ОПД-4 г. Москвы.
Выборка: 11 детей группы старшего дошкольного возраста (5 мальчиков и 6 девочек).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Агрессия как предмет научного исследования 7
1.2 Старший дошкольный возраст и причины появления агрессии 11
1.3 Методы коррекции агрессии старших дошкольников 14
Глава 2. Эмпирическое исследование агрессии детей старшего дошкольного возраста 18
2.1 Исследование и анализ агрессии детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Работа по коррекции агрессивного поведения и контрольное исследование агрессии старших дошкольников 26
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 1 34
Приложение 2 36
Актуальность исследования. В современном обществе агрессивное поведение у детей является одной из наиболее остро обсуждаемых проблем. Все чаще родители, педагоги, врачи и специалисты в области психологии и педиатрии сталкиваются с вопросами о причинах и условиях, которые способствуют возникновению агрессивного поведения у детей. Понимание этих факторов и путей предотвращения агрессивного поведения становится все более актуальным в свете роста насилия и конфликтов в обществе.
Агрессивное поведение у детей может иметь множество причин, таких как генетическая предрасположенность, неблагоприятная семейная обстановка, недостаток дружеских и эмоциональных связей с родителями и сверстниками, низкий уровень социальной компетенции, жестокость в среде обитания и др. Выявление и анализ этих условий имеет огромное значение для разработки эффективных программ и стратегий по предотвращению и коррекции агрессивного поведения у детей.
Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у детей является неблагоприятная семейная обстановка. Конфликты и насилие в семье, отсутствие поддержки и любви со стороны родителей, недостаток общения и эмоциональной близости между родителями и ребенком - все это может привести к накоплению негативных эмоций и выражению их через агрессивное поведение. Исследования показывают, что дети, которые выросли в семьях с насилием и конфликтами, часто повторяют подобное поведение в своей жизни, перенося его и на других людей [4].
Важным фактором, влияющим на возникновение агрессивного поведения у детей, является недостаток дружеских и эмоциональных связей с родителями и сверстниками. Недостаточное внимание, отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей и сверстников может привести к ощущению одиночества и неполноценности у ребенка, что в свою очередь стимулирует поиск способов выражения своих эмоций и установление контактов с окружающим миром через агрессивное поведение.
Низкий уровень социальной компетенции также является одним из условий возникновения агрессивного поведения у детей. Неспособность эффективно общаться, решать конфликты мирными путями, приспосабливаться к различным ситуациям и контролировать свои эмоции ведет к накоплению негативной энергии и выражению ее через агрессивное поведение. Поэтому развитие социальных навыков и умений является важной задачей в процессе воспитания и обучения детей.
Жестокость в среде обитания также может оказывать негативное влияние на детей и стать причиной их агрессивного поведения. Насилие, буллинг, хулиганство - все это создает атмосферу страха и тревоги, в которой ребенок часто не видит другого выхода, кроме как отвечать агрессией на агрессию [9].
Таким образом, условия возникновения агрессивного поведения у детей могут быть разнообразными и комплексными. Исследования в этой области необходимы для выявления основных факторов, определяющих агрессивное поведение, а также для разработки программ и методик, направленных на предотвращение и коррекцию этого поведения. В свете растущих проблем с воспитанием и обучением детей, понимание условий возникновения агрессивного поведения становится особенно актуальным и необходимым для решения современных вызовов.
По данной проблеме работали ряд зарубежных и отечественных исследователей. В зарубежной психологии проблема агрессивного поведения у детей достаточно полно рассматривается в работах следующих ученных: Л. Берковиц, Р. Бэрон, Э.З. Фромм. В отечественной же психологии исследования редки и носят отдельный характер, за исключением работ В.Н. Пасечника, Е.О. Смирновой, Л. Ватовой, И.А. Фурманова, М.Л. Мельниковой.
Цель исследования – изучить условия возникновения агрессивного поведения у детей.
Объект исследования – агрессивное поведение.
Предмет исследования – условия возникновения агрессивного поведения у детей.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что агрессивному поведению детей способствуют следующие условия
Методы исследования.
- теоретические: анализ теоретических источников, обобщение и сравнение результатов исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование.
Практическая значимость исследования: предложенный комплекс сюжетно-ролевых игр, способствующий снижению агрессивных проявлений и конфликтов у старших дошкольников, может быть востребована среди педагогов дошкольных образовательных организаций, практикующих педагогов-психологов, родителей для коррекции и профилактики агрессивного поведения и конфликтности детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования – это образовательная организация ГБОУ №2065 ОПД-4 г. Москвы на базе которой проводилось наше исследование.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы работы.
Агрессивное поведение у детей является широко распространенной проблемой, которая требует серьезного внимания и понимания. В данной курсовой работе мы рассмотрели различные условия, которые могут способствовать возникновению агрессивного поведения у детей.
Оказалось, что средоточием проблемы являются не только внешние факторы, такие как влияние окружающей среды, насилие в семье или школьные конфликты, но и внутренние факторы, такие как наследственность, психическое здоровье и особенности характера. Важно учесть все эти факторы при анализе ситуации и разработке мер по предотвращению и урегулированию агрессивного поведения.
Подтверждается также тот факт, что раннее вмешательство и поддержка со стороны родителей и квалифицированных специалистов является критически важным. Родители должны быть внимательны к потребностям и эмоциональному состоянию своих детей, обеспечивать им безопасное и поддерживающее окружение. Они также могут обратиться за помощью к педагогам, психологам, психиатрам или другим специалистам, чтобы получить рекомендации и поддержку в решении проблемы агрессивного поведения.
Помимо этого, участие ребенка в социальных программах, спортивных активностях или других формах коллективной деятельности может иметь положительный эффект на его поведение. В таких ситуациях ребенок учится общаться и сотрудничать с другими, развивает навыки эмоционального контроля и саморегуляции.
Необходимо также обратить внимание на необходимость образования и поддержки педагогических работников, чтобы они могли эффективно работать с детьми, проявляющими агрессивное поведение. Предоставление педагогам соответствующих тренингов и курсов позволит им быть лучше подготовленными к работе с такими детьми и предложить им соответствующую помощь и поддержку.
В исследовании агрессии эффективно применять поэтапный комплекс методик, способствующих более точному и достоверному определению ее уровня: наблюдение за детьми, применения проектных методик, изучение социометрического паспорта семьи.
Исследование по ряду методик группы детей старшего дошкольного возраста показал, что у детей преобладает средний уровень агрессии, однако в данной группе у 2 детей был выявлен высокий уровень.
Можно сказать, что условия возникновения агрессивного поведения у детей являются многофакторными и зависят от многих факторов. Важно не только учитывать внешние причины, но и внутренние особенности ребенка. Однако, раннее вмешательство и поддержка со стороны близких, общества и специалистов могут помочь предотвратить и урегулировать агрессивное поведение. Также, необходимо уделять внимание образованию и поддержке педагогических работников, чтобы они могли эффективно работать с такими детьми. Общественное сознание и внимание к этой проблеме, а также систематические меры по ее предотвращению и решению помогут создать безопасную и благополучную среду для каждого ребенка.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. — Академический проект; Альма Матер, 2020. – 702 с.
2. Горбенко, С. О. Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения / С. О. Горбенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 115-117.
3. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт. 2024. — 196 с.
4. Бережковская, Е. Л. Психология развития и возрастная психология. — М.: Юрайт. 2023. - 358 с.
5. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста. — М.: Юрайт. 2024. 461 с.
6. Гусева, Т. В. Проблемы появления детской агрессии / Т. В. Гусева, С. Д. Топал. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 7 (34). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/172/5415/ (дата обращения: 26.04.2024).
7. Евдакова, Н. С. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста / Н. С. Евдакова, С. Ю. Романова, О. Г. Ставинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 152-153. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101209/ (дата обращения: 26.04.2024).
8. Клементьева М. В. Психология развития и возрастная психология: учебные задания. — М.: Прометей. 2023. — 114 с.
9. Кондакова, О. И. Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте / О. И. Кондакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 41 (227). — С. 90-92.
10. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2015. — 464 с.
11. Магамедова, А. Э. Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста / А. Э. Магамедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 470-472. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90461/ (дата обращения: 26.04.2024).
12. Петрова, Е. В. Педагогические условия профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1514-1516.
13. Платонов, Ю. П. Социальная психология поведения / Ю. П. Платонов. — СПб.: Питер, 2006. — 464 с
14. Скорик, Е. Д. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста / Е. Д. Скорик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55099/ (дата обращения: 26.04.2024).
15. Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т. П. Смирнова. — Ростов н/Д: «Феникс», 2010. — 160 с.
16. Соловьева, Д. А. Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры / Д. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102318/ (дата обращения: 26.04.2024).
17. Социализация детей в дошкольном возрасте / под ред. С. А. Козловой. — М.: Юрайт. 2023. —196 с.
18. Чудакова, М. Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога / М. Ю. Чудакова. — М.: Генезис, 2022. — 200 с.
19. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология. — М.: Юрайт. 2024. — 458 с.
20. Эльконин, Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. — М.: Издательский центр «Академия», 2021. — 144 с.